МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организационная структура Банка России

    35.            ГУ Банка России по курской области;

    36.            ГУ Банка России по ленинградской области;

    37.            ГУ Банка России по липецкой области;

    38.            ГУ Банка России по магаданской области;

    39.            НБ республики Марий Эл Банка России;

    40.            НБ республики Мордовия Банка России;

    41.            МГТУ Банка России;

    42.            ГУ Банка России по мурманской области;

    43.            ГУ Банка России по нижегородской области;

    44.            ГУ Банка России по новгородской области;

    45.            ГУ Банка России по новосибирской области;

    46.            ГУ Банка России по омской области;

    47.            ГУ Банка России по оренбургской области;

    48.            ГУ Банка России по орловской области;

    49.            ГУ Банка России по пензенской области;

    50.            ГУ Банка России по пермскому краю;

    51.            ГУ Банка России по приморскому краю;

    52.            ГУ Банка России по псковской области;

    53.            ГУ Банка России по ростовской области;

    54.            ГУ Банка России по рязанской области;

    55.            ГУ Банка России по самарской области;

    56.            ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу;

    57.            ГУ Банка России по саратовской области;

    58.            НБ республики Саха (Якутия) Банка России;

    59.            ГУ Банка России по сахалинской области;

    60.            ГУ Банка России по свердловской области;

    61.            НБ РСО-Алания Банка России;

    62.            ГУ Банка России по смоленской области;

    63.            ГУ Банка России по ставропольскому краю;

    64.            ГУ Банка России по тамбовской области;

    65.            НБ республики Татарстан Банка России;

    66.            ГУ Банка России по тверской области;

    67.            ГУ Банка России по томской области;

    68.            НБ республики Тыва Банка России;

    69.            ГУ Банка России по тульской области;

    70.            ГУ Банка России по тюменской области;

    71.            НБ удмуртской республики Банка России;

    72.            ГУ Банка России по ульяновской области;

    73.            ГУ Банка России по хабаровскому краю;

    74.            НБ республики Хакасия Банка России;

    75.            ГУ Банка России по челябинской области;

    76.            НБ чеченской республики Банка России;

    77.            НБ чувашской республики Банка России;

    78.               ГУ Банка России по чукотскому автономному округу;

    79.               ГУ Банка России по ярославской области. [21]

    Общая численность персонала территориальных учреждений Банка России составляет на данный момент около 25000 человек (35,39% от общей численности служащих Банка России). [5, C. 127]

    Отношения ГУ и НБ с коммерческими банками, предприятиями и организациями строятся на базе договоров, заключенных ими от лица Банка России, в связи с чем ответственность по данным договорам несет его центральный аппарат.

    Главной задачей ГУ и НБ является обеспечение единства федеральной политики в области денежно-кредитных отношений, надзора за деятельностью коммерческих банков. Территориальные учреждения осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводят ее первичную обработку в рамках своих полномочий, а затем отсылают ее в департаменты центрального аппарата. В свою очередь, работники центрального аппарата систематизируют сведения, поступающие из регионов, и анализируют их. На основе такого анализа могут составляться прогнозы развития экономики отдельных регионов и страны в целом. Целесообразность создания и функционирования территориальных учреждений Банка России обусловлена не только тем, что они являются центрами аккумуляции и обработки информации о финансовом положении в коммерческих банках, но и тем, что это позволяет обеспечить взаимоконтроль работы всех подразделений Банка России. [12, C. 42]


    2.5 Рассчетно-кассовые центры и другие организации, входящие в структуру Банка России.


    Расчетно-кассовые центры являются структурными подразделениями территориальных учреждений ЦБ РФ. Они создаются при территориальных учреждениях ЦБ РФ с разрешения Банка России на основании приказа начальника территориального учреждения.

    Организованные по региональному принципу РКЦ включают:

    1) Головной расчетно-кассовый центр;

    2) Межрайонный расчетно-кассовый центр;

    3) Районный расчетно-кассовый центр.

    Каждый РКЦ имеет:

    а) Наименование, включающее названия того населенного пункта, где он территориально функционирует, и соответствующего территориального управления, в состав которого он входит;

    б) Идентификационный код (номер по МФО);

    в) Печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также штампы, используемые для выполнения возложенных на него полномочий.

    РКЦ выполняет следующие возложенные на него функции:

    -                    Обеспечивает межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных на территории его обслуживания;

    -                    Проверяет реализацию коммерческими банками требований обязательного резервирования, достоверность расчетов, своевременность и полноту проведенных перечислений;

    -                    Участвует в предоставлении коммерческим банкам кредитов Банка России (в порядке передоверия);

    -                    Во взаимодействии со специализированными службами доставки обеспечивает централизованное экспедирование почтовых расчетно-денежных документов на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях и др. [20, C. 118]

    Головные РКЦ производят, кроме вышеназванных названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг.

    Таким образом, РКЦ организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства РФ и Центрального банка РФ. Для реализации возложенных на них функций расчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах. Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о состоянии текущей ликвидности коммерческих банков.

    В Банке России с 2003 года проводится программа оптимизации расчетной сети. В рамках этой программы в 2009 году было ликвидировано 2 расчетно-кассовых центра. Общее количество РКЦ по сравнению с 2003 годом сократилось почти вдвое и на конец 2009 года составляло 546 учреждений. [5, C. 127]

    Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности.

    Полевые учреждения стоят особняком в организационной структуре Банка России. Это связано с "двойным" подчинением полевых учреждений центральному банку и органам Министерства обороны Российской Федерации. С одной стороны, полевые учреждения выступают составной частью системы Банка России, решения о создании и ликвидации полевых учреждений принимает Совет директоров Банка России (по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации). С другой стороны, полевые учреждения комплектуются из числа военнослужащих, которые, руководствуясь военным законодательством, должны соблюдать принцип единоначалия. Согласно банковскому законодательству, полевые учреждения являются воинскими учреждениями и в своей деятельности руководствуются воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.

    Подобного рода двойственность делает полевые учреждения, с одной стороны, похожими на территориальные учреждения Банка России, с другой — существенно отличными от них.

    Схожесть проявляется в том, что полевые учреждения:

    1) Занимаются банковским обслуживанием юридических и физических лиц;

    2) Могут по разрешению Банка России эмитировать наличные деньги в обращение;

    3) Осуществляют в связи с деятельностью обслуживаемых ими лиц организацию денежного обращения (наличных и безналичных расчетов);

    4) При необходимости по решению Банка России выполняют полномочия РКЦ, выполняющих, как отмечалось, межбанковские и внутрибанковские расчеты кредитных учреждений, расположенных в данном регионе;

    5) В своей банковской деятельности регулируются исключительно федеральными законами и нормативными актами Банка России.

    Не менее заметно и отличие полевых учреждений от территориальных учреждений обычного вида. Отличие состоит в том, что:

    1) Клиентами полевых учреждений является особая категория лиц — воинские части, учреждения и организации Минобороны России и иных государственных органов; юридические лица обеспечивающие безопасность Российской Федерации; физические лица, проживающие на территории объектов, обслуживаемых, в соответствии с их особым статусом, только полевыми учреждениями;

    2) Полевые учреждения, как правило, не имеют полномочий по банковскому надзору, контролю и регулированию (за исключением регулирования денежного обращения);

    3) Вопросы дислокации полевых учреждений должны согласовываться с Банком России;

    4) Полевые учреждения могут создаваться и функционировать непосредственно в гарнизонах, для обслуживания российских войск, расположенных за пределами страны, создаваться и функционировать в этой связи на территории иностранных государств;

    5) В своей деятельности полевые учреждения руководствуются, о чем уже говорилось, как военным законодательством, регулирующим их деятельность как воинских учреждений, так и банковским законодательством, регулирующим их банковскую деятельность, а также нормативными актами Банка России. [20, C. 120]

    Численность сотрудников полевых учреждений Банка России составляет на данный момент около 2100 человек (2,98% от общей численности служащих Банка России) [5, C. 127].

    В структуру Банка России входят другие организации, обеспечивающие его деятельность: 13 банковских школ, учебно-методический центр, центр подготовки персонала и 19 организаций, подведомственных ЦБ РФ, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, Центральное хранилище. Они играют огромную роль в организации деятельности учреждений центрального банка, поддерживают его эффективное функционирование.

    Их подразделяют на:

    -                   учреждения, поддерживающие функциональную деятельность Банка России в области регулирования денежного оборота. К ним можно отнести вычислительные центры, центральные хранилища, Российское объединение инкассации;

    -                   учреждения, организующие информационное обеспечение центрального банка. Не случайно в структуре управления Центрального банка Российской Федерации функционирует Департамент информационных систем, руководителем которого по должности является заместитель Председателя Банка России, в его обязанности входит также решение вопросов, связанных с Главным центром информатизации, Межрегиональным центром информатизации, развитием информационной системы, электронных банков данных, сбора и обработки информации. Важное место здесь занимают также структуры, обеспечивающие безопасность и защиту банковской информации, защиту платежных документов;

    -                   учреждения, обеспечивающие надлежащее функционирование системы с позиции ее технической стороны. При Банке России действуют различные технологические центры;

    -                   учреждения, обеспечивающие подготовку и переподготовку банковского персонала, методическую сторону деятельности учебных центров;

    -                   учреждения, организующие научные исследования банковской сферы. Немалую роль здесь играют различные консультационные структуры (советы, центры), создаваемые в международной практике не только в верхних эшелонах власти, но и на уровне территориальных учреждений. [20, C. 121].

    В этих организациях, не имеющих прямого отношения к исполнению обязанностей центрального банка, работает значительная часть сотрудников Банка России. Численность работников Центрального хранилища составляет на данный момент около 5000 человек (6,94% от общей численности служащих Банка России); подразделений социально-бытового назначения – около 8700 человек (12,17% от общей численности служащих Банка России). [5, C. 127].

    Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что рассчетно-кассовые центры и полевые учреждения фактически являются непосредственными исполнителями задач, которыми и обуславливается необходимость существования ЦБ.

    3. Организационная структура Банка России в свете нового федерального закона о Центральном банке


    В действующем федеральном законе № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", принятым Государственной Думой 10 июня 2002 года организационной структуре Банка России посвящены ст. 83-86 13 главы "Принципы организации Банка России", а также глава 3 "Национальный банковский совет и органы управления Банком России", в которой описаны органы управления Банком России.

    Основы современной организационной структуры Банка России отмечены в ст. 83 как "единая централизованная структура" и "вертикальная структура управления". Вертикальная структура управления наглядно отражена в схеме 1 (см. стр. 17). Ст. 84-85 посвящены территориальным учреждениям Банка России, ст. 86 – полевым учреждениям.

    Свое начало ЦБ РФ берет в 19 веке. 31 мая 1860 года император Александр II подписал указ об образовании Государственного банка Российской Империи. Этот акт стал одним из ключевых звеньев в цепи "Великих реформ" экономической и социально-политической сфер России. Создание Государственного банка явилось решающим этапом модернизации банковской системы страны, он стал инструментом экономической политики, ориентированной на стабилизацию финансовой системы и переход к интенсивному развитию рыночной экономики. Банк сыграл заметную роль в становлении двухуровневой модели банковской системы по образцу западноевропейских стран, прямо поддержав создание сети негосударственных банковских структур. [17, C. 29].

    Центральный банк Российской Федерации – правопреемник Государственного банка СССР – является ведущим звеном двухуровневой банковской системы и занимает особое место в народно-хозяйственной системе современной России. [17, C. 30].

    Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Первоначально он назывался Государственный банк РСФСР. В июне 1991г. был утвержден его Устав (Банка России), он был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В ноябре 1991г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

    Первым законом о Центральном банке в современной России был закон 1990 г. с изменениями от 1995 г, который был отменен действующим законом. Самым существенным изменением в законе 2002 г. по сравнению с законом 1990 г. в структуре органов управления стало повышение статуса НБС от совещательного органа до главного законодательного органа Банка России, а также изменение структуры самого НБС, который до принятия нового закона состоял из 15 человек и председателем в нем был Председатель Банка России. Фактически этим шагом к высшему руководству ЦБ РФ были выдвинуты независимые от его деятельности люди, не имеющие материальной или иной заинтересованности в его действиях, не имеющие банковского образования и занимающие посты в других органах государственной власти.

    В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года". В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

    Никаких резких изменений организационная структура Банка России с принятия нового закона до сегодняшнего времени не претерпела. На протяжении 8 последних лет Банком России проводилась работа но совершенствованию организационной структуры, планомерному реформированию системы структурных подразделений и оптимизации численности аппарата, в результате чего общая численность сотрудников Центрального Банка Российской Федерации уменьшилась на 11 тыс. человек, или на 15%. [5, C. 127; 6, С.139].

     

    Заключение

     

    В данной работе была рассмотрена сущность центральных банков как ключевого звена кредитно-финансовой системы, освещены их функции и операции, подробно рассмотрена и проанализирована их организационная структура. Также была рассмотрена роль организационной структуры Центрального банка РФ в функционировании экономики страны.

    Существующая организационная структура Банка России фактически еще окончательно не сформировалась, еще идет плавное изменение, выражающееся, прежде всего, в расформировании отдельных подразделений, перераспределении обязанностей между ними, уменьшение численности штатных сотрудников. Также на предстоящие изменения в организационной структуре указывает и размытость ее описания в федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", несмотря на ее важность, поскольку именно с её помощью формируются и определяются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений, то есть осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение поставленных целей.

    Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).

    В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость, прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он правильно отражает эти потребности).

    Независимость ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа. Аспект независимости, и в то же время некоторой зависимости ЦБ от государства должен быть в первую очередь учтен при организации рациональной организационной структуры.

    В данный момент организационная структура Банка России в целом построена в соответствии с четырьмя общепринятыми принципами opганизационного построения ЦБ.

    Главными органами управления Банком России является Национальный банковский совет, Совет Директоров и Председатель Банка России. Подотчетный им Центральный аппарат состоит из различных Департаментов, которые осуществляют непосредственное руководство и контроль над территориальными учреждениями (Главными управлениями и Национальными банками) и другими организациями в составе Банка России в тех сферах деятельности Банка России, в которых они на это уполномочены. Головные РКЦ и РКЦ, которые организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики, т.е. являются непосредственными исполнителями задач, возложенных на ЦБ, действуют как структурные подразделения территориальных учреждений, и соответственно, напрямую им подчинены.

    В заключение нужно добавить, что для Центрального банка рациональная организационная структура напрямую связана с разработкой прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России, способствует укреплению банковской системы России, поддержанием покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня, и поэтому следует в дальнейшем стремится к оптимизации его организационной структуры.

     

    Список использованных источников


    1.     Конституции Российской Федерации [Текст]: / Официальный текст с историко-правовым комментарием – М.: Норма, 2004. – 128 с.

    2.     Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья [Текст] – М.: Омега-Л, 2003. – 416 с.

    3.     Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". – Информационно-правовая система "Консультант+".

    4.     Федеральный закон от 2.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Утратил силу). – Информационно-правовая система "Консультант+".

    5.                       Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2009 год[Текст] / Утвержден Советом директоров Банка России 13.05.2010 – 277 с.

    6.                       Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2002 год[Текст] / Утвержден Советом директоров Банка России 29.04.2003 – 248 с.

    7.                       Алпатов Г. Е. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник / Г. Е. Алпатов, Ю. В. Базулин — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 624 с.

    8.                       Балабанов И. Т. Банки и банковское дело. Краткий курс [Текст]: учебное пособие / И. Т. Балабанов, Н. А. Савинская – СПб.: Питер, 2004. – 312 с.

    9.                       Белоглазова Г.Н. Банковское дело [Текст]: учебник / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая — М.: Финансы и статистика, 2003. — 592 с.

    10.                   Жарковская Е. П. Банковское дело [Текст]: учебник / Е. П. Жарковская– М.: Омега-Л, 2005. – 440 с.

    11.                   Колесников В. И. Банковское дело [Текст]: учебник / В. И. Колесников – М.: Финансы и статистика, 1995. – 418 с.

    12.                   Коробова Г. Г. Банковское дело [Текст]: учебник / Г. Г. Коробова — М.: Экономисть, 2006. — 766 с.

    13.                   Кравцова Г. И. Деньги, кредит, банки[Текст]: учебник / Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, Е. И. Кравцов и др. — Минск: БГЭУ, 2003. — 527 с.

    14.                   Лаврушин О. И. Банковское дело [Текст]: учебник / О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова, Н. И. Валенцева - М.: Финансы и статистика, 2005. - 672с.

    15.                   Лаврушин О. И. Управление деятельностью коммерческого банка [Текст]: учебник / О. И. Лаврушин – М.: ЮРИСТЪ, 2006. – 688 с.

    16.                   Олейник О. М. Основы банковского права [Текст]: / О. М. Олейник— М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 424 с.

    17.                   Петров Ю. А. История Банка России. 1860 –2010 / Петров Ю. А. // Деньги и кредит. – 2010. – № 6. – С. 29–30.

    18.                   Тютюнник А. В. Банковское дело [Текст]: / А. В. Тютюнник, А. В. Турбанов - М: Финансы и статистка, 2005. – 608 с.

    19.                   Уткин Э. А. Нововведения в банковском бизнесе России [Текст]: учебник / Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н. И. Морозова – М.: Финансы и статистика, 2004. – 352 с.

    20.                   Фетисов Г. Г. Организация деятельности центрального банка[Текст]: учебник / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова – М.: КНОРУС, 2008. – 432 с.

    21.                   Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации в Интернете [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru/.


    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.