Организация деятельности ОАО "Альфа-Банк"
Организация деятельности ОАО "Альфа-Банк"
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
И АНАЛИЗ ОТРАСЛИ
1.1. Характеристика ОАО «Альфа-банк»
1.2. Организационное устройство коммерческого банка (ОАО «Альфа-банк»)
1.3. Анализ положения банковской отрасли
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ
ОАО «АЛЬФА-БАНК» И ДИАГНОСТИКА РИСКА БАНКРОТСТВА
2.1. Анализ имущественного положения ОАО «Альфа-Банк»
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Альфа-Банк»
2.3. Анализ финансовой устойчивости ОАО «Альфа-Банк»
2.4. Оценка деловой активности
РАЗДЕЛ III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО
«АЛЬФА-БАНК»
3.1.
Услуги и продукты ОАО «Альфа-Банк», предоставляемые для клиентов физических лиц
3.2. Анализ трудовых ресурсов
3.3. Преимущества ОАО «Альфа-Банк»
РАЗДЕЛ IV. ПРОЕКТ МЕРОПРЯТИЙ ПО ВЫХОДУ
ИЗ КРИЗИСА
4.1. Необходимость антикризисного подхода к банковской системе
и применение зарубежного опыта
4.2.
Необходимость сохранения и совершенствования «Альфа-Банком» своих позиций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ.
Развитие российской экономики напрямую зависит от состояния банковской
системы, финансирования и обслуживания предприятий коммерческими банками.
Необходимой для этого предпосылкой является обеспечение устойчивого положения самих
банков.
Российская банковская система пока не в полной мере отвечает требованиям
развивающейся экономики и нуждается в укреплении. Развитие экономики России
сдерживается неразвитостью и неустойчивостью банковского сектора, а также его
ограниченной способностью аккумулировать средства предприятий и населения,
столь необходимые для кредитования инвестиций и обновления основных фондов
материального производства.
Практически с самого своего основания российские банки функционировали в
критических экономических условиях на стихийно развивающемся финансовом рынке.
С другой стороны быстрое развитие российского финансового рынка на фоне
глобализации и интернационализации финансовых рынков делает его все более
цивилизованным и подобным современным западным финансовым рынкам, которым
присущи иные риски и кризисные ситуации, опыта, преодоления которых российские
банки пока не накопили вследствие своего сравнительно непродолжительного
существования.
Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью антикризисного
подхода к управлению коммерческими банками и отсутствием комплексных и
современных методик профилактики и преодоления кризисных явлений.
Проблема антикризисного управления сравнительно нова для российских
банков, которые впервые столкнулись с кризисом ликвидности на межбанковском
рынке в августе 1995 г., в результате которого сотни банков лишились лицензий.
Наибольший импульс к изучению данной проблемы был дан кризисом августа 1998 г.,
повлекшим волну банкротств банков, в том числе крупнейших, после которого
появился ряд отечественных исследований, посвященных реструктуризации
банковской системы, анализу устойчивости коммерческих банков. Законодательным
собранием и Банком России была разработана и принята нормативная база по
банкротству, реструктуризации и финансовому оздоровлению кредитных организаций,
создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций.
Целью написания данной работы является отчет по производственной
практике, описание места прохождения практики, анализ его целей, функционирования,
экономических результатов и т.д.
Целью прохождения практики является:
·
закрепление
и углубление теоретических знаний по прослушанным за время обучения в
университете дисциплинам;
·
знакомство
с реальной практической работой предприятия;
·
приобретение
навыков практической работы.
Задачами практики являются:
·
изучение
организационной структуры базы практики, особенностей функционирования объекта,
представление организационных структур в виде схем;
·
анализ
функций предприятия;
·
изучение
конкретной финансовой, производственной и другой деловой документации;
·
знакомство
с вопросами техники безопасности и охраны окружающей среды.
При написании данной работы я пользовалась различными источниками, такими
как конкретная финансовая, производственная и другая деловая документация,
средства массовой информации, Интернет и собственные наблюдения в ходе
практики.
РАЗДЕЛ I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
И АНАЛИЗ ОТРАСЛИ.
1.1. Характеристика ОАО «Альфа-банк».
Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком,
осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке
финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов,
инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.
Альфа-Банк является одним из крупнейших банков России по величине активов
и собственного капитала. По данным аудированной финансовой отчетности (МСФО) за
2006 год, активы группы «Альфа-Банк», куда входят ОАО «Альфа-Банк», дочерние
банки и финансовые компании, составили 15,2 млрд. долларов США, совокупный
капитал — 1,3 млрд. долларов США, кредитный портфель за вычетом резервов — 9,5
млрд. долларов США. Чистая прибыль по итогам за 2006 года составила 190,3 млн.
долларов США (по итогам 2005 года — 180,6 млн.).
В Альфа-Банке обслуживается более 45 тыс. корпоративных клиентов и более
2,4 млн. физических лиц. Кредитование — один из наиболее важных продуктов,
предлагаемых Банком корпоративным клиентам. Кредитная деятельность Альфа-Банка
включает торговое кредитование, кредитование оборотного капитала и капитальных
вложений, торговое и проектное финансирование. Среди клиентов Банка есть
крупные предприятия, при этом основные заемщики — предприятия среднего бизнеса.
Альфа-Банк диверсифицирует свой кредитный портфель, последовательно снижая его
концентрацию.
Стратегическое направление деятельности Альфа-Банка — розничный бизнес.
Сегодня в Москве открыто более 30 отделений Альфа-Банка. В 2004 году Банк вышел
на рынок потребительского кредитования.
Успешно развивается инвестиционный бизнес Альфа-Банка. Банк эффективно
работает на рынках капитала, ценных бумаг с фиксированной доходностью, валютном
и денежном рынках, в сфере операций с деривативами. Банк стабильно удерживает
позицию одного из ведущих операторов и маркет-мейкеров на внешнем рынке
суверенных российских облигаций и долговых инструментов российского
корпоративного сектора.
Альфа-Банк создал разветвленную филиальную сеть — важнейший канал
распространения услуг и продуктов. В Москве, регионах России и за рубежом
открыто 229 отделений и филиалов банка, в том числе дочерние банки в Казахстане
и Нидерландах и финансовая дочерняя компания в США.
Альфа-Банк — один из немногих российских банков, где проводится
международная аудиторская проверка с 1993 года (PriceWaterhouseCoopers).
Поддержка национального искусства — одно из приоритетных направлений
культурно-просветительской деятельности Альфа-Банка. При содействии Альфа-Банка
Россию посетили многие всемирно известные зарубежные музыканты. При поддержке
Альфа-Банка в регионах России ежегодно проходят театральные фестивали с
участием лауреатов национальной премии «Золотая Маска», концерты артистов
Большого театра, балетной труппы Мариинского театра, камерного ансамбля
«Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета, лучших джазовых коллективов
страны, многочисленные выставки.
Альфа-Банк является членом Корпоративного клуба WWF России, продолжает
реализацию образовательной программы для российских школьников «Альфа-Шанс»,
оказывает финансовую поддержку благотворительной программе спасения
тяжелобольных детей «Линия жизни».
В 2005 году Альфа-Банк внедрил новую систему управления в своих
региональных подразделениях: в филиалах образовано три блока — Дирекция
корпоративного бизнеса, Дирекция розничного бизнеса и Административная
дирекция, в функции которой входят решение административных вопросов и
обслуживание бизнеса.
Каждый блок возглавляет отдельный руководитель, который отвечает за свое
направление, выполняет свой бизнес-план и непосредственно подчиняется
профильной структуре в центральном офисе банка в Москве. Председателем
Кредитного комитета филиала является Административный директор, который также
обладает правом вето.
Ключевой задачей Альфа-Банка является достижение высоких международных
стандартов в корпоративном управлении и деловой этике. Процессы и процедуры
управления в Банке структурированы таким образом, чтобы обеспечить соблюдение
всех законов, норм и правил, и создать оптимальные условия для принятия
дальновидных и ответственных решений. В ближайшей и среднесрочной перспективе
нашими приоритетами являются введение независимых членов в состав Совета
директоров, повышение уровня эффективности корпоративного управления путем
создания Комитетов при Совете директоров в дополнение к существующему
Аудиторскому комитету, получение рейтинга корпоративного управления от
международного рейтингового агентства и дальнейшее обеспечение прозрачности
бизнеса Альфа-Банка.
Наряду с повышением уровня корпоративного управления жизненно важная роль
в Банке отводится развитию корпоративной культуры. Именно корпоративная
культура, задаваемая руководством и поддерживаемая на должном уровне всеми
сотрудниками Банка, определяет корпоративную этику. Неукоснительное соблюдение
этических норм и верность основным ценностям служат формированию и сохранению
корпоративной культуры в Альфа-Банке.
Альфа-Банк прививает своим сотрудникам культуру открытости и доверия, в
рамках которой поощряется здоровая борьба мнений. Коллектив Альфа-Банка верен
этим принципам, так как они являются залогом доверия общества к нашей
организации.
Основными конкурентами Альфа-Банка являются такие банки как Ситибанк, ВТБ
24, Сбербанк, Райфайзен.
Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров,
которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют
представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание
правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании
принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.
Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него
возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав
совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие направления
деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка,
утверждает, планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об
открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью
банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.
Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление.
Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление
состоит из председателя правления (президента), его заместителей
(вице-президентов) и других членов.
Заседания правления банка проводятся регулярно.
Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос
председателя является решающим. Решения правления проводятся в жизнь приказом
председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются кредитный
комитет и ревизионная комиссия.
В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики
банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по
предоставлению наиболее крупных ссуд (превышающих установленные лимиты);
рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых
операций.
Ревизионная комиссия избирается общим собранием
участников и подотчетна совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут
быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка
предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для
проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия
направляет правлению банка.
В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности
информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим
собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в
печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений
аудиторской организацией).
В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и
организаций - клиентов банка, территориально удаленных от места расположения
коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При
этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка
должен быть согласован с ГУ ЦБ РФ по месту открытия филиала или
представительства.
В состав ОАО «Альфа-Банк» входят такие основные подразделы:
1) управление активно-пассивными операциями, в которые входят такие
основные отделы:
- кредитный;
- отдел ЦБ;
- валютный;
- отдел по работе с населением, которое содержит сектор по работе с
пластиковыми карточками.
2) управление учета, отчетности и кассовых операций. Отделы:
- операционный;
- отдел кассовых операций;
- отдел сводной отчетности и экономического анализа;
- бухгалтерия;
- отдел учета валютных операций.
Этот подраздел банка отвечает за бухгалтерское отображение всех
банковских операций
3) административно-хозяйственное управление. Отделы:
- отдел автоматизации и информационно-технического обеспечения;
- юридический;
- служба безопасности, в которую входят отдел инкассации и перевозки
ценностей;
- отдел кадров;
- отдел развития и работы с клиентами (маркетинговая служба);
- хозяйственный отдел.
Кроме основных подразделов существуют и другие подразделы банка:
Кредитный комитет - состоит из всех членов
правления банка и начальников кредитного, юридического и отдела службы
безопасности. Кредитный комитет существует для коллективного рассмотрения всех
факторов "за" и "против" при принятии решения относительно
того или другого клиента.
Кадровая комиссия - это консультативный орган при Правлении банка. Задача
комиссии - проведение конкурсов на замещение вакансий и проведение аттестации
сотрудников банка один раз в год. Ее выводы имеют лишь рекомендательный
характер.
Отдел аудита - это основной контрольный подраздел банка, который
выполняет такие функции:
1) контроль соответствия всех банковских операций действующему
законодательству;
2) координация отношений банка с налоговыми органами;
3) решение всех бухгалтерских и юридических дискуссий в границах
банка;
4) проверка достоверности информации, которая предоставляется
руководству банка;
5) управление рисками.
1.3. Анализ положения банковской отрасли.
Российский банковский сектор является одним из наиболее динамично
развивающихся секторов экономики. Бум розничного кредитования, увеличение инвестиций
в отрасль и усиление консолидации являются ключевыми процессам в секторе.
Растущие доходы населения ведут к прогрессирующему росту автокредитования,
ипотечного и потребительского кредитования. Открывающиеся возможности на рынке
привлекают внимание международных финансовых институтов, в результате чего в
последнее время мы наблюдали ряд сделок слияния-поглощения с участием
иностранного капитала. Российские игроки также не стоят в стороне от
консолидационных процессов: банки федерального значения активно развивают свой
бизнес в регионах, в том числе и за счет поглощения региональных банков.
Крупнейшие игроки также выходят на рынки сопредельных государств, таких как
Украина, Казахстан и страны Балтии, приобретая финансовые институты этих стран.
Бурный рост розничного кредитования ведет к усилению кредитного риска у
российских банков. Согласно последнему опросу PricewaterhouseCoopers,
проведенному весной 2006 года, именно кредитный риск воспринимается российскими
банками как ключевой. Создание систем управления рисками, позволяющих
комплексно и эффективно управлять кредитными, операционными и рыночными
рисками, является актуальной задачей для российских банков. Для успешной
конкуренции на рынке банки должны иметь четкую стратегию своего развития,
прозрачную структуру управления и своевременную и объективную управленческую
отчетность для инвесторов и других заинтересованных сторон. Развитые
информационные системы, широкий продуктовый ряд и отлаженные процессы работы с
клиентами также являются немаловажными составляющими успеха.
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ ОАО «АЛЬФА-БАНК» И ДИАГНОСТИКА РИСКА БАНКРОТСТВА.
2.1. Анализ имущественного положения ОАО «Альфа-Банк».
Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс.
Данные баланса необходимы: собственникам – для контроля над вложенным
капиталом, руководству организации – при анализе и планировании, банкам и
другим кредиторам – для оценки финансовой устойчивости.
Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: актива и
пассива.
Бухгалтерский баланс характеризует в денежной форме финансовое положение
предприятия по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние
материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций.
Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов предприятия
позволяет сделать ряд важнейших выводов, необходимых как для осуществления
текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих
решений на перспективу.
Последовательность анализа бухгалтерского баланса можно представить
следующим образом.
Анализ
бухгалтерского баланса (формы 1)
|
|
Рис. 1. Этапы анализа бухгалтерского баланса.
Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из
возможных причин финансовой неустойчивости предприятия.
Анализ непосредственно по балансу – дело довольно трудоемкое и
неэффективное, так как слишком большое количество расчетных показателей не
позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации.
Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса
путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, а
также расчетами динамики.
Аналитический баланс полезен тем, что сводит воедино и систематизирует те
расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|