МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организация работы ЗАО "Агропромбанк"

    Глава 9. Организация и учет расчетных операций

     

    9.1 Виды счетов и особенности их открытия, переоформления и закрытия в банке. Выписки к счетам клиентов, их содержание и порядок выдачи


    Положение о безналичных расчетах регламентирует общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках. Это положение основывается на принципах: свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепление их договором, невмешательство банка в договорные отношения предприятия. Согласно договору между банком и владельцем счета банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание или зачисление средств со счета владельца. Владелец счета имеет право потребовать от банка уплаты штрафа в размере оговоренного в договоре за каждый день задержки платежа. Безналичные расчеты базируются на основных принципах: все предприятия обязаны хранить свои средства на счета в банке. Банк в свою очередь в зависимости от характера деятельности клиента открывает расчетный, текущий или валютный счет. Предприятия самостоятельно распоряжаются средствами, хранящимися на счете. Средства списываются со счета с согласия плательщика. Без согласия плательщика средства списываются на основе инкассовых распоряжений, учиненных судебными, арбитражными, финансовыми органами. Платежи по счету производятся в пределах наличия средств на счете либо за счет кредитов банков. Платежи одного предприятия за счет другого не допускаются. В расчетах между поставщиком и покупателем могут использоваться различные формы расчетов. Документооборот в банках организован в соответствии с положением об организации межбанковских расчетов ПМР. Все расчетные документы должны соответствовать требованию установленных стандартов и содержать установленные реквизиты. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, соответствующих образцам подписей в карточках, представленных в банк. Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи (указанной в карточке) и без оттиска печати. Исправления, помарки, подчистки, использование чернил зеленого и красного цвета в расчетных документах не допускаются. Для осуществления операций по безналичным расчетам банки открывают своим клиентам текущие, валютные и другие счета.

    Перечень документов, необходимых для открытия расчетного (текущего) счета: заявление об открытии счета по установленной форме (Приложение №13), документ о гос. регистрации предприятия, копия устава, нотариально заверенная, копия учредительного договора, заверенного нотариально, документ, подтверждающий полномочия директора и гл. бухгалтера, карточка с образцами подписей первых должностных лиц и оттиском печати (Приложение № 22), нотариально заверенных, справка о постановке на учет в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, регистрационная карточка органов статистики.

    Открытие счета в банке сопровождается заключением между банком и клиентом договора о расчетно-кассовом обслуживании (Приложение №14).

    Закрытие счета

    Текущие счета юридических лиц закрываются по заявлению владельца счета, при изменении характера деятельности, связанной с утратой хотя бы одного из признаков, предусмотренных в уставе юридических лиц, по решению органа, создавшего предприятия, объединение, организацию или учреждение, при ликвидации записей по счету, за исключением учреждений, состоящих на бюджете, счета которых в этих случаях не закрываются.

    Кредитная организация обязана за 10 дней письменно предупредить владельца о закрытия его счета. Порядок закрытия бюджетных счетов определяется Инструкцией ЦБ по кассовому исполнению бюджета.

    Операции по текущим счетам могут быть приостановлены по решению Государственных налоговых органов. При переоформлении расчетных, текущих и других счетов резидентам в связи с реорганизацией предоставляются такие же документы, как и при создании юридических лиц. При ликвидации юридического лица представляется решение и подписание арбитражного суда о ликвидации юридического лица с указанием в нем срока действия и заверенная карточка с образцами подписей и оттиском печати ликвидационной комиссии. При передаче счета в другое учреждение банка одновременно передаются по описи все юридические документы по оформлению счета. Записи в лицевых счетах и выписки из них производятся одновременно по всем документам дня с выводом одной суммы остатка на следующий день исходя из оборотов за день и остатка на начало дня. Выписки из лицевых счетов для их достоверности заверяются оттиском штампа учреждения банка и подписью ответственного исполнителя. Выписки из лицевых счетов составляются на ЭВМ и штампом учреждением банка выписки не заверяются. Выписки из лицевых счетов выдаются клиентам в сроки, установленные по согласованию с владельцами счетов. По договоренности с клиентом выписки могут пересылаться им по почте.

    По счетам, не действующим в рабочий день месяц выписки на первый день месяца не выдаются. При отсутствия движения по счету в течение месяца клиентам высылаются извещения о сумме остатка на первое число. На 1 января должны составляться все лицевые счета с выдачей клиентам выписок. По данным этих выписок клиенты должны представить банку в письменной форме подтверждение остатков лицевых счетов на конец отчетного года. По письменным заявлениям клиентов с разрешения руководителя учреждения банка им могут выдаваться в необходимых случаях дубликаты выписок из лицевых счетов. Заявление на получение дубликата подписывается лицами, уполномоченными распоряжаться счетом в банке.

    9.2 Виды платежных инструментов (чеки, платежные поручения, платежные требования-поручения, инкассовые распоряжения, векселя и др.), требования к их содержанию, особенности, сфера применения, этапы документооборота


    Платежное поручение (Приложение № 28) – поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Оно принимается в расчетах за товары, услуги, а также для предварительной оплаты товаров и услуг. Оно используется при расчетах по товарным операциям в следующих случаях:

    §   за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего поручение товара или услуг плательщика; для платежей в порядке предварительной оплаты при условии ссылки на номер договора или другого документа, в котором предусмотрена предварительная плата; для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; по товарным операциям по решениям суда и арбитражам; по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунально-бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание;

    §   при нетоварных операциях: для платежей в бюджет, погашение банковских ссуд и процентов по ссудам, перечисление средств органам государственного страхования, перечисление взносов в УФ, для приобретения акций и других ценных бумаг, для оплаты пеней, штрафов, неустоек.

    Платежное поручение используется только на территории одного государства. Оно принимается к исполнению работниками банка при наличии достаточных средств на счете плательщика. Сводное платежное поручение используется, когда возникают расчеты одновременно с несколькими поставщиками, которые обслуживаются в одном учреждении банка. Если плательщик и поставщик обслуживаются в одном учреждении банка, то платежное поручение предоставляется в трех экземплярах: первый – используют как мемориальный ордер и подшивается в документы дня банка плательщика, второй выдается поставщику вместе с выпиской, третий – плательщику вместе с выпиской. Если поставщик и плательщик обслуживаются в разных банках, то платежное поручение предоставляется в двух экземплярах: первый отправляется в банк поставщика через РКЦ, второй подшивается в документы дня плательщика.

    При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку №2, о чем банк извещает клиента (Приложение №30). При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер (Приложение №29).

    Платежное требование-поручение (Приложение №31) – требование получателя к плательщику оплатить определенную сумму денег через банк на основании направленных ему, отгрузочных документов о стоимости поставленной продукции, оказанных услуг и других платежей по договору. Платежные требования-поручения могут предъявляться получателем непосредственно плательщику или на инкассо в банк получателя.

    Расчеты посредством платежных требований-поручений могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования-поручения подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.

    В платежном требовании-поручении на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта, по предъявлении», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание. Если безакцептное списание производится на основании заключенного договора (Приложение № 33) между получателем и плательщиком, то получатель указывает дату и номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания. Срок акцепта платежных требований-поручений определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

    Инкассовое поручение (Приложение №27) - составляется на бланке установленной формы, применяется при бесспорном и безакцептном (без согласия плательщиков) списании средств с их счетов, в случаях предусмотренных законодательством. В экономической практике сложилось разделение оснований бесспорного, по существу, принудительного списания средств на две группы:

    по распоряжению изыскателей – допускается только на основе решений соответствующих органов по следующим видам платежей: недоимок по налогам и других обязательных платежей, а также сумм штрафов и иных санкций, таможенных платежей, пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами, недоимок по взносам платежей, штрафов и иных санкций в государственные внебюджетные фонды;

    исходя из исполнительных (документам, выданным судами, нотариусом, арбитражными судами) и приравненных к ним документов.

    В случаях, специально предусмотренных законодательными актами, осуществляется базакцептное списание средств со счетов плательщиков. Право на безакцептное списание средств предоставлено законодательством одной из сторон договора при расчетах за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения, за почтовые, телеграфные, телефонные услуги, оказываемые предприятиями связи. Подобного рода расчеты, имеющие регулярный характер, с огромным числом потребителей, получили название жирорасчеты.

    Порядок получения чековой книжки в банке

    Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Чеки могут быть денежными и расчетными. Денежные чеки – применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке. Расчетные чеки – чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек – документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств, т.е. чекодержателю. Расчетный чек передается плательщиком получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который предъявляется чек в свой банк для оплаты при реестре чеков. Существует покрытый и непокрытый чек (лимитированный и нелимитированный). Покрытые расчетный чеки – средства, по которым предварительно депонируются чекодателем на отдельном банковском счете, что обеспечивает гарантию платежа по этим чекам. Непокрытые расчетные чеки – чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует при отсутствии средств на счете чекодателя оплаты чеков за счет средств банка. Для получения чековой книжки необходимо заявление и платежное поручение. В заявлении указывается: количество чековых книжек, для каких расчетов они предназначены, подпись и печать клиента. В платежном поручении указывается сумма, которая должна быть задепонирована на спецсчете. Ответственный исполнитель проверяет заявление, подписывает и передает его для осуществления расчетных операций; проверяет наличие чеков в чековой книжке, проставляет на всех чеках наименование владельца чековой книжки, указывает срок действия, дату выдачи, общую сумму, на которую выдана чековая книжка. Номера чеков и выданных чековых книжек регистрируются в специальных карточках. Затем чековая книжка передается в кассу, откуда клиент получает после росписи на заявлении. Кассир на количество выданных чековых книжек составляет расходный внебалансовый ордер (Приложение № 15). При приеме чеков от клиентов ответственный исполнитель проверяет правильность исполнения чеков, проверяет сумму остатка чеков. Если сумма чековых книжек использована, а чеки остались, то может быть выдан дополнительный лимит. Для этого клиент предоставляет платежное поручение, а на обложке чековой книжки делается отметка об открытии дополнительного лимита, который скрепляется подписью главного бухгалтера и печатью банка. При закрытии чековой книжки в банк предоставляется сама чековая книжка с корешками, а если есть неиспользованные чеки, то так же надо предоставить платежное поручение о возврате остатка неиспользованного лимита. Сама чековая книжка остается в банке и подшивается в папку мемориальных документов за соответствующий день, причем испорченные и неиспользованные чеки остаются в банке, а корешки чеков возвращаются клиенту. Чековая книжка – сброшюрованные чеки, может быть долимитирована. Ответственность за правильность заполнения чековой книжки - на получателе. Реестр чеков должен быть оформлен с использованием шариковой или чернильной ручки, подписана лицом, выдавшим чеки. Если предприятия принимает чек из чековой книжки, то оно обязано поставить отметку об оплате и дату совершения данной операции. Чек отправляют в банк вместе с инкассаторской выручкой. Он поступает в банк плательщика, где после проверки сумма по чеку списывается с его счета и отправляется на текущий счет организации. При оплате чека наличными деньгами с клиента взимается комиссионное вознаграждение (0,3 %). Выдача чековой книжки производится банком, при предъявлении клиентом заявления на получение чековой книжки (Приложение № 25).

    Глава 10. Организация и учет кассовых операций


    Структура и функции кассового хозяйства. Организация управления кассовой наличностью в КБ. Отдел кассового обслуживания (ОКО) организует работу по обслуживанию в местной и иностранной валюте предприятий, объединений, организаций, населения и других, имеющих счета в КБ в соответствии с правилами ведения кассовых операций и проводит работу, направленную на обеспечение сохранности денег и ценностей.

    Задачи:

    §   организационные меры по обеспечению кассового обслуживания клиентуры – «касса» с функциями выполнения приходных и расходных кассовых операций с наличной валютой, ценными бумагами и другими ценностями, изучение качественных характеристик труда кассовых работников и резервы повышения его производительности, мероприятия по улучшению условий труда кассиров (механизация и автоматизация, совершенствование документооборота);

    §   рассмотрение причин просчетов, хищений и других злоупотреблений с ценностями, допускаемых в банке и разработка предложений по максимальному снижению риска при совершении операций с ценностями.

    Работники отдела обязаны соблюдать коммерческую тайну, несут персональную ответственность за порученный участок работы, полную материальную ответственность за недостачу денег и ценностей в сформированных ими пачках, корешках и другой упаковке за их подписями, а также обнаруженных среди отсортированных и упакованных ими денег неплатежных и фальшивых билетов и иные недостачи в работе, причинивших материальный ущерб банку.

    Кассовым работникам запрещается: передоверять выполнение порученной работы с ценностями другим лицам, а также выполнять работу, не входящую в круг их должностных обязанностей; выполнять поручения предприятий, объединений и граждан на получение или взнос наличных денег на их счет в банке, минуя бухгалтерских работников.

    Обслуживание клиентов банком предполагает проведение безналичных и налично-денежных расчетов через кассовые подразделения банка, которые обеспечивают выдачу, прием и сохранность денежных знаков. Кассовые операции осуществляются в соответствии с правилами, которые регламентируют общий порядок ведения кассовых операций, правила перевозки денежных знаков, правила хранения денежных знаков, порядок определения платежеспособности денежных знаков, порядок замены, уничтожения поврежденных банкнот.

    Обслуживание клиентов осуществляется на основании договора о кассовом обслуживании в соответствии с положением о ведении кассовых операций и в пределах Закона о банках банковской деятельности.

    Организация работы по прогнозированию поступлений и выдаче наличных денег юридическим и физическим лицам. Организация кассового обслуживания КБ в ПРБ. Участие банка в установлении лимита остатка кассы для клиентов банка и контроль за его соблюдением.

    До 1991 года организация и планирование денежного обращения на территории бывшего СССР осуществлялась на основе баланса денежных доходов и расходов населения, а также кассового и кредитного плана. С 1991 года был осуществлен переход от кредитного и кассового планирования к составлению расчета кассовых оборотов, основной целью которых является определение потребности в наличных деньгах в целом по стране и по учреждениям банков, а также разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление выдач всех наличных денег предприятия и определения эмиссионного результата, т.е. выпуск или изъятие денег из обращения. КБ составляет стат. отчеты о кассовых оборотах по установленным формам и в случае значительных расхождений фактических кассовых оборотов с прогнозируемыми анализируются причины расхождения и разрабатываются мероприятия по стабилизации денежного обращения.

    Операции с наличными деньгами в банке осуществляются в соответствии с утвержденными кассовыми планами, в которых определяются источники, объем поступления, целевое использованием и размеры эмиссии денег.

    Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их т/с все суммы, полученные ими наличными деньгами за проданные товары, оказанные услуги, выполненные работы и др. Предприятиям и организациям по согласованию с банком устанавливается лимит кассовой наличности. Для установления этого лимита и норм расходования средств из собственных поступлений клиенты должны представить в банк в начале года специальную заявку-расчет (Приложение № 23), в которой оговаривается порядок и сроки сдачи выручки. Она составляется в двух экземплярах, скрепляется печатью и подписями клиентов. КБ осуществляется операции с наличными деньгами по обслуживанию клиентов только при наличии у них лицензий, выданных ПРБ на ведение кассовых операций. При этом банку определяется лимит операционной кассы. При недостатке кассовой наличности для обеспечения выплат банк может получить наличные деньги в РКЦ за счет средств на корсчете банка. Сверхлимитный остаток операционной кассы подлежит сдаче в РКЦ для зачисления на корсчет банка. Для подкрепления наличными деньгами КБ отправляет в РКЦ платежное поручение для оплаты наличных денег с корсчета. РКЦ оплачивает платежное поручение и выдает наличные деньги учреждению банка, либо подготавливает наличные деньги для отправки их с инкассатором. Порядок открытия и закрытия операционных приходных и расходных касс. Организация и учет операций по инкассации наличных денег. Порядок хранения и учета ценностей, документов в денежном хранилище и кладовой.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.