МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов банка

    На рис. 2.12 представим развитие рынка банковских пластиковых карт в Республики Беларусь.


     

    1- 01.01.2002г., 2- 01.01.2003г., 3- 01.01.2004г., 4- 01.01.2005г., 5- 01.01.2006г.

    Рис. 2.12 Развитие рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь


    Рассмотрим общий объем операций с использованием карточек в Республике Беларусь за период с 2003 года по 2006 год согласно табл. 2.7.


    Таблица 2.7 Объем операций с использованием карточек в Республике Беларусь за период с 2003 года по 2006 год

    Период

    Общий объем операций с использованием карточек

    В том числе


    по получению наличных денежных средств

    по оплате товаров (работ, услуг), прочих безналичных операций

    млн. рублей

    млн. рублей

    млн. рублей

    2003

    1 803 098

    1 761 598

    41 500

    2004

    2 364 420

    2 256 658

    89 762

    2005

    5 476 681

    5 335 692

    140 989

    Темп роста(%)

    303,7

    302,9

    339,7


    Данные табличного материала свидетельствуют о том, что банковская услуга по совершению безналичных операций с использованием банковских пластиковых карточек за анализируемый период имеет темп роста. Однако доля безналичных операций в общей сумме операций с использованием банковских пластиковых карточек незначительна (5,1% по операциям в иностранной валюте и 3,5% процента – по операциям в национальной валюте) [34 с.8]. За пять месяцев 2005 года общий объем операций с использованием карточек составил 3 408 242 млн. рублей, в том числе по получению наличных денежных средств – 3 289 744 млн. рублей, по оплате товаров (работ, услуг), прочих безналичных операций – 118 498 млн. рублей. Это свидетельствует о превалирующей доле платежей наличными в соответствии с рис. 2.13.


    Рис. 2.13 Доля безналичных платежей с использованием банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь за пять месяцев 2005 года


    По состоянию на 01.01.2006 года АСБ «Беларусбанк» является лидером по количеству выпущенных карточек –1 590 851 штука (на 01.01.2005 года 1 240 255 штук). По состоянию на 01.10.2005 года в обращении находится 1 млн. 590 тыс. карточек, а среднедневные остатки на них в сентябре достигли 211 млрд. рублей, что больше декабря 2004 года на 86%. Инфраструктура по обслуживанию держателей банковских пластиковых карт в системе АСБ «Беларусбанк» насчитывает 573 банкомата, 1030 пунктов выдачи наличных, 341 инфокиосков. В 568 учреждениях банка реализована возможность осуществления с помощью карточки различные коммунальные платежи [39, с.5]

    Выпуск пластиковых карточек в АСБ «Беларусбанк» представим графически на рис. 2.14.

    Рассмотрим на примере структурного подразделения АСБ «Беларусбанк» организацию работы по обслуживанию клиентов посредством пластиковых карточек.

    В банке по состоянию на 01.01.2006 года открыто 60 347 счетов, за расчетно-кассовое обслуживание карт-счетов за 9 месяцев было получено комиссионное вознаграждение в сумме 622,6 млн. рублей, установлено 19 банкоматов, 72 платежных терминала, 13 инфокиосков. В табл. 2.8 приведен темп роста количества открытых карт-счетов, для осуществления расчетов с использованием банковских пластиковых карт.


    Рис. 2.14 Эмиссия пластиковых карточек АСБ «Беларусбанк»

    Таблица 2.8 Динамика роста количества карт-счетов в структурном подразделении АСБ «Беларусбанк» в 2005году

    Кол-во карт-счетов

    Кол-во карт-счетов.

    Темп роста

    %

    Кол-во карт-счетов

    Темп роста

    %

    Кол-во карт-счетов

    Темп роста

    %

    Темп роста %


    на 01.04.05г

    на 01.07.05г

    за 2кв.

    на 01.10.05г

    за 3 кв.

    на 01.01.06г.

    за 4 кв.

    за 9 мес.


    46 076


    53 972


    117,1


    56 775


    105,2


    60 347


    106,3


    131,1


    Темп роста количества открытых карт-счетов, для осуществления расчетов с использованием банковских пластиковых карт можно представить графически на рис. 2.15.


     

    Рис. 2.15 Темп роста пластиковых карточек в структурном подразделении АСБ «Беларусбанк»


    Проанализируем денежные обороты по карт-счетам по приходу и расходу на примере структурного подразделения АСБ «Беларусбанк» и результаты отразим в табл. 2.9.


    Таблица 2.9 Динамика роста оборотов по карт-счетам за 2005год

    Обороты

    по карт-счетам


    2 квартал 2005г

    млн руб

    3 квартал 2005г

    млн. руб

    Темп роста за 2 квартал %

    4 квартал

    2005г

    млн. руб

    Темп роста за 3 квартал

    %

    Темп роста

    за 9 мес. %

    Обороты по приходу

    34 503,5

    45 887,0

    132,9

    45 987,0

    100,2

    133,3

    Обороты по расходу

    32 970,8

    41 533,8

    126,0

    42 517,9

    102,3

    129,0


    Денежные обороты по карт-счетам по приходу и расходу на примере филиала № 529 «Белсвязь» АСБ «Беларусбанк» проиллюстрируем графически на рис. 2.16.


    - обороты по расходу;

    - обороты по приходу.

    Рис. 2.16 Темп роста оборотов по карт-счетам в филиале 529 «Белсвязь» АСБ «Беларусбанк»

    Примечание. Источник: собственная разработка


    Объем операций с использованием расчетных карт в разрезе операций по снятию наличных и безналичных платежей в уплату за товары и услуги на базе структурного подразделения АСБ «Беларусбанк» представим на рис. 2.17.


     







    - по оплате товаров и услуг;

    - по получению наличных денежных средств.

    Рис. 2.17 Доля безналичных платежей с использованием банковских пластиковых карточек находящихся на обслуживание в филиале № 529 «Белсвязь» АСБ «Беларусбанк»


    Согласно рис. 2.18 комиссионное вознаграждение за оказание банком услуги по выплате заработной платы физическим лицам через карт-счета имеет тенденцию роста. В первом квартале рост составил 24,1%, во втором квартале рост составил 3,6%, а за весь период рост составил 28,5%.


    Рис. 2.18 Динамика комиссионного вознаграждения по карт-счетам (млн. руб.)

    Примечание Источник: cсобственная разработка


    Любой банк заинтересован в том, чтобы услуга, которую он оказывает, была рентабельной. В табл. 2.10 представлен расчет рентабельности обслуживания физических лиц по банковским пластиковым карточкам.

    Таблица 2.10 Расчет рентабельности расчетно-кассового обслуживания по пластиковым карточкам на примере структурного подразделения АСБ «Беларусбанк» за 9 месяцев 2005года

    № п/п

    Показатели

    Сумма тыс.руб)

    1

    2

    3

    1

    1.1

    1.2

    1.3

    1.4


    2.1

    2.2

    2.3

    2.4

    Доходы

    Расчетные проценты

    Межфилиальные

    Комиссионные

    Прочие

    Расходы

    Расчетные процентные

    Процентные

    Межфилиальные

    Комиссионные

    1 190 370,4

    472 324,2

    5 735,4

    622 618,7

    89 701,1

    1 428 526,1

    2 506,8

    17 455,3

    332 604,0

    -

    1

    2

    3

    2.5

    2.6

    2.7

    2.8

    Прочие

    Расходы на оплату труда

    Общебанковские накладные расходы

    Налоги, уплаченные от прибыли

    288 465,7

    271 172,8

    413 721,0

    50 234,4

    3

    Расчетная прибыль (п.1-п.2)

    -185 789,2

    4

    Рентабельность (п.3*100/п.2) (%)

    -13,5


    На основании данных таблицы по расчету рентабельности расчетно-кассового обслуживания физических лиц, с использованием банковских пластиковых карточек, можно сделать выводы, что, несмотря на то, что в течение анализируемого периода имелась тенденция роста: по открытию карт-счетов, по оборотам, по комиссионному вознаграждению этот вид обслуживания населения остается убыточным. Причины следующие:

    1) открытие и обслуживание карт-счетов работников бюджетной сферы производится бесплатно (доля таких карт-счетов по анализируемому банку составляет 53,4% или 32 225 счетов в общем, количестве открытых карт-счетов);

    2) оборудование для обслуживания карт-счетов дорогостоящее, к примеру один банкомат стоит порядка 25000 у.е., а их в филиале 19, все это входит в затраты по банку;

    3) большие расходы структурное подразделение несет по заправке банкоматов денежной наличностью (3 рубля за 1000 белорусских рублей), в то время, как снятие денежной наличности держателями банковских пластиковых карт АСБ «Беларусбанк» производится без взимания комиссии, т.е. бесплатно;

    Для увеличения рентабельности этой банковской услуги руководителю структурного подразделения необходимо:

    1) увеличивать объемы эмиссии пластиковых карт за счет работников предприятий и организаций, обслуживание которых будет производиться не на бесплатной основе;

    2) увеличивать среднедневные остатки на карсчетах, путем проведения разъяснительной работы о преимуществах обслуживания в магазинах и предприятиях сервиса по пластиковым картам со скидкой;

    3) совершенствовать программное обеспечение, внедрять дистанционное банковское обслуживание - телефонный, видео, компьютерный бакинги, инфокиоски.

    3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ БАНКА

    3.1 Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания юридических лиц

     

    В настоящее время формы организации безналичных расчетов в Республике Беларусь и в целом платежной системы, системы BISS соответствуют современным стандартам, поэтому следует остановиться, прежде всего, на совершенствовании организации расчетного и кассового обслуживания в рамках отдельного банка путем создания для клиентов более удобных форм сотрудничества с банком с применением современных технологий, совершенствования тарифов банка.

    В данном контексте представляет интерес система электронных расчетов, которая широко применяется в зарубежных странах.

    Электронные расчеты — расчеты, проводимые при помощи электронных устройств и средств связи. Данный способ расчетов в настоящее время широко развивается, и существуют такие его виды и формы, как расчеты с помощью компьютеров, в том числе через Интернет, электронные деньги, расчеты с использованием смарт-карт и электронных чеков. Использование электронных технологий при организации расчетных операций позволяет банкам не только увеличивать скорость расчетов, но и обеспечивать при этом дополнительные удобства для клиентов, в частности, предоставлять последним возможность оперативного управления средствами на своих счетах непосредственно со своего рабочего места, в том числе в режиме реального времени. При этом в отличие от обслуживания клиентов по телефону, широко использующегося в мировой банковской практике, применение электронных технологий позволяет осуществлять обмен информацией между банком и клиентом на безбумажной основе и автоматизировать документооборот. Электронные расчеты начинают осуществляться и в Республике Беларусь, порядок их организации регламентируется законом Республики Беларусь «Об электронном документе», нормативными актами Национального банка. Примером данных расчетов могут служить расчеты, осуществляемые посредством системы «Банк-Клиент».

    Система «Банк-Клиент» представляет собой программно-технический комплекс, который позволяет юридическому лицу передавать в обслуживающий его банк по линиям связи в электронной форме расчетные документы и иную информацию. Основанием для применения при расчетах электронных документов является договор между банком и клиентом. Для работы с данной системой в компьютер клиента загружается специальная программа. Связь с компьютером банка осуществляется через телефонную сеть с помощью модема. Каждому пользователю системы «Банк-Клиент» присваивается идентификационное имя и пароль, без знания которых связь с банком невозможна. Безопасность передачи расчетных документов обеспечивается за счет использования специального алгоритма создания и проверки контрольного ключа по всем реквизитам этих документов. Кроме того, подлинность расчетных документов и иной передаваемой информации подтверждается с помощью электронно-цифровой подписи клиента, которая по содержанию представляет собой набор математических символов и является аналогом собственноручной подписи уполномоченного лица.

    По желанию клиента система «Банк-Клиент» может быть дополнена системой «Телебанк», которая представляет собой программно-технический комплекс, позволяющий клиенту получать на своем компьютере в режиме реального времени информацию о состоянии своих счетов (приход и расход денежных средств, текущий остаток). Кроме того, система «Телебанк» позволяет клиенту распечатывать дубликаты выписок со счета.

    Немаловажным является и такой вопрос, как прибыль, которую получает банк при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.

    На начальной стадии развития современной банковской системы Республики Беларусь банки, стремясь получить максимальную прибыль, брали с клиентов комиссию за открытие банковского счета и за проведение всех видов операций по нему.

    Сейчас картина коренным образом изменилась. Открытие банковского счета клиенту осуществляется, как правило, бесплатно. Комиссия же за проведение операций по нему взимается лишь по отдельным видам операций (проведение расчетов по аккредитивам, инкассо и пластиковым картам, выдача наличных денежных средств и др.) и, как правило, ее величина не превышает расходов банка по их проведению. Основным источником прибыли для банков при этом становятся средства, которые они получают от использования денежных остатков на счетах клиентов в собственных интересах (чаще всего путем предоставления их в виде краткосрочных межбанковских кредитов).

    Помимо этого, остатки денежных средств на счетах клиентов способствуют поддержанию ликвидности банка, что тоже немаловажно. Таким образом, мы видим, что денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, играют для банков огромную роль. Поэтому банки стремятся привлекать на расчетно-кассовое обслуживание новых клиентов. С этой целью большинство банков, помимо прочего, начисляет проценты на сумму остатков денежных средств на счете клиента по ставке, равной ставке процентов по вкладам до востребования.

    Рассмотрим на примере филиала № 529 «Белсвязь» АСБ «Беларусбанк» доходы, которые получает банк от осуществления расчетного и кассового обслуживания клиентов.

    Сегодня в филиале на расчетно-кассовом обслуживании находится 2041 клиент, которым открыто 3594 счета. Из них 8,1% - предприятия государственной формы собственности, 25,1% - негосударственной формы собственности, 17,5% - общественной формы собственности и 49,3% - индивидуальные предприниматели.

    За 2005 год на расчетно- кассовое обслуживание привлечено 232 клиента. В том числе из других банков – 22 (наиболее крупные из них – ОДО «Точное время», СЗАО «СИС Инжиниринг», ИП «Мединтер», УП «Тресттопливо Мингоисполкома»). Открыли счета 210 вновь образованных клиентов. Благодаря этому прирост ресурсной базы филиала составил 758,5 млн. рублей.

    Постоянные среднедневные остатки свыше 100 млн. рублей за отчетный период имели 75 клиентов (предприятия связи, Учреждение «Белгосфилармония», СП «Алкатель МПОВТ» ЗАО, БНТУ, СООО «Аякс», УП «Национальные спортивные лотереи», УП «Белорусские лотереи» и др.). Удельный вес среднедневных остатков этих клиентов – 55% от ресурсной базы клиентов – юридических лиц.

    За 2005 год ресурсная база филиала по счетам юридических лиц выросла на 51%. Задание по привлечению средств юридических лиц и бюджета перевыполнено (в белорусских рублях на 122%, в долларах США на 188%, в евро на 111% и в российских рублях на 176%). В 2006 году планируется обеспечить увеличение среднедневных остатков на счетах юридических лиц на 15%.

    Стратегия банка направлена на развитие безлюдных технологий. Поэтому для повышения качества расчетно- кассового обслуживания юридических лиц в филиале внедряется система «Клиент- банк». Пользователями ее уже являются 73 клиента. Это позволило филиалу получить доходы в сумме 102,3 млн. рублей. С целью увеличения числа пользователей этой системы в 2006 году планируется установить систему «Клиент- банк», созданную департаментом информационных технологий АСБ «Беларусбанк».

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.