Организация вексельного обращения в коммерческом банке
p> Достижение отмеченного выше требует чтобы: - чтобы срок векселя соответствовал действительным срокам реализации товаров. В противном случае не гарантируется оплата векселя в срок; - оформление векселями только товарных сделок, имеющих целью действительное передвижение реальных ценностей. В этой связи совершенно недопустимым являются так называемые дружеские
и бронзовые векселя, так как ничего общего с фактическими сделками они не
имеют. В их основе лежит стремление получить дешевый кредит у третьего лица
путем выписки векселей друг на друга (дружеские векселя) или выписки
векселей на вымышленных лиц (бронзовые векселя). Установление факта выписки
бестоварного векселя возможного только при информированности о
взаимоотношениях между векселедателем и плательщиком, характере их
хозяйственных связей или при предъявлении сразу двух векселей указанных лиц
в один банк. Возможность передачи векселя с помощью передаточной надписи
(индоссамент) увеличивает обращаемость векселя и добавляет к выполняемой им
функции кредитного инструмента еще одну - средства для погашения долговых
требований. Погашение целого ряда обязательств при помощи такого векселя без
участия денег позволяет уменьшить потребность в них. 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКСЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 2.1. Анализ современного положения в области правового регулирования применения векселя в России. Восстановление вексельного обращения в стране, где забыли о
существовании этого рыночного инструмента, не может не сталкиваться с
огромными трудностями организационного, правового и даже психологического
характера. Навыки работы с векселем утрачены. Почти нереальным кажется
сейчас существование в дореволюционное время и в период нэпа в России
обширной правовой и экономической литературы, посвященной роли векселя в
хозяйственной жизни, проблемам вексельного права. Поколения экономистов и
юристов учились по пособиям, отводившим характеристике векселя пару страниц
[47-48]. До 1991 года основным нормативным актом, регулирующим работу с
векселем, являлось Положение о переводном и простом векселе, введенное в
действие постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937 года в
связи с присоединением СССР к Женевской конвенции, устанавливающей
единообразный закон о переводном и простом векселе. Но поскольку во
внутреннем обороте в связи с запрещением товарного кредитования вексель не
использовался, данный акт предназначался исключительно для обслуживания
международных расчетов. В 1991 году действие Положения на территории России было подтверждено
постановлением Президиума верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №
1451-1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”. Это
постановление разрешало предприятиям, организациям и учреждениям
использовать вексель для оформления сделок по товарным кредитам внутри
страны. Весной 1994 года появилась и начала законодательно оформляться идея
выпуска казначейских векселей. По этому поводу было выпущено постановление
правительства от 14.04.94 № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года
Министерством финансов Российской Федерации”. Позднее эта идея
трансформировалась в идею выпуска казначейских обязательств. Еще одним шагом на пути восстановления и унификации вексельного
обращения явился Указ Президента РФ от 23.05.94 № 1005, в соответствии с
которым предполагалось введение векселей единого образца. В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим работу с
векселем в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 11 марта
1997 года № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, базирующийся на
положениях Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей
Единообразный закон о переводном и простом векселях. Кроме него применение векселя регулируют следующие нормативные акты: - Гражданский Кодекс Российской Федерации; - Указ президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”; - Указ президента Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”; - Указ президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 907 “О проведении на территории Российской Федерации взаимных зачетов задолженностей предприятий”; - Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 года № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги” (в ред. Письма Минфина РФ от 16 июля 1996 года № 62); - Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (Утверждена приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 года № 01/16-01); - Письмо Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 “Об условиях выпуска векселей Министерства Финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов процентов по ним Центральному Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками”; - Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения”; - Телеграмма Центрального Банка РФ от 5 июля 1996 года № 99-96 “О бездокументарных векселях”. Федеральным органом исполнительной власти по проведению
государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за
деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению
прав инвесторов, акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по
ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации
(ФКЦБ). Она создана в соответствии с Федеральным Законом от 22 апреля 1996
года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” и Указом Президента Российской
Федерации от 01 июня 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту
Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6
человек. Члены ФКЦБ назначаются и освобождаются от должности Президентом
Российской Федерации. Комиссия разрабатывает основные направления развития фондового рынка,
координирует деятельность государственных органов по вопросам его
регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с
ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности
на рынке. В функции ФКЦБ входит контроль за соблюдением эмитентами,
профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований
законодательства Российской Федерации. К сожалению, законотворческая деятельность, направленная на
организацию и регулирование вексельного обращения, сопровождается досадными
коллизиями. Так статьей 4 Закона на векселе предусмотрено, что переводной и
простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе).
Вместе с тем Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и
фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 21 марта 1996
года № 5 “Об утверждении положения об обращении бездокументарных простых
векселей на основе учета прав их держателей, положения о сертификации
операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, стандарта
деятельности участников системы обращения бездокументарных простых
векселей” вводилось понятие и стандарт “бездокументарного векселя”, то есть
векселя, исполненного не на бумажном носителе, а в электронном виде. При
этом для придания постановлению вида законного нормативного акта в
преамбуле постановления была сделана ссылка на то, что возможность
существования бездокументарных векселей вытекает из требований Указа
Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 года № 2063 “О мерах по
государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” и
в соответствии с частью второй статьи 4 Федерального закона от 30 ноября
1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации”. В качестве цели введения таких векселей было
провозглашено разрешение проблемы взаимных неплатежей между субъектами
предпринимательской деятельности. При этом нормативные документы, на которые делались ссылки, не
цитировались, а ссылка на Указ не была конкретизирована. Тем не менее, в
Указе ни слова не сказано о бездокументарных ценных бумагах, но говорится
лишь о правах ФКЦБ (в том числе и о праве ФКЦБ разрабатывать стандарты
ценных бумаг), а часть вторая статьи 4 Закона № 52-ФЗ говорит лишь о том,
что нормативные акты, изданные до введения в действие части первой ГК РФ,
продолжают действовать до принятия соответствующих законов. Статья 149 ГК
РФ предусматривает возможность существования бездокументарных ценных бумаг,
в том числе и ордерных (разновидностью которых является вексель), но
оговаривают эту возможность действием закона. Таким образом, налицо было
явное смещение понятий — до введения первой части ГК РФ закона и указа
Президента о бездокументарных ценных бумагах принято не было, а право ФКЦБ
устанавливать стандарты таких бумаг уже было ограничено статьей 149 ГК РФ. Первым в ситуации разобрался Центральный банк РФ. Уже 5 июля 1996 года
телеграммой № 99-96 ЦБ РФ сообщил, что постановление ФКЦБ противоречит
Единообразному закону и запретил кредитным учреждениям обязываться по
бездокументарным векселям и совершать с ними какие-либо действия. Тем не менее, официально постановление ФКЦБ не отменено. Далее, статьей 2 Закона о векселе определен круг лиц, которые могут
использовать векселя. К их числу относятся граждане и юридические лица
Российской Федерации. Для самой Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, городских, сельских, поселковых и других муниципальных
образований предусмотрено ограничение, заключающееся в том, что они имеют
право обязываться по вексель только в случаях, специально предусмотренных
федеральным законом. При этом не имеется в виду конкретный закон, но
единственно требованиями Положения о переводном и простом векселе
пользоваться нельзя. По состоянию на начало 1998 года в развитие данной
статьи федеральных законов не принималось. Следовательно, если одним из одним из перечисленных субъектов
хозяйственных отношений предъявляется в качестве платежного средства
вексель, датированный позднее 21 марта 1997 года (даты официального
вступления в силу Закона о векселе), данная операция должна однозначно
расцениваться как незаконная. Ряд статей Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года предусматривает
прямую обязанность национальных законодателей развития положений
Единообразного закона. Эти положения касаются в частности несостоятельности
плательщика и векселедателя как условия, при котором возможно обращение
иска против обязанных лиц. Вместе с тем в вексельном праве РФ понятие
несостоятельности не определено. В связи с этим возникает вопрос: считается
вексельное право в стране действующим и не противоречащим Единообразному
закону, если в национальном законодательстве не отражены позиции,
обязательные к отражению в соответствии со статьями 10 и 17 приложения № 2
Женевской Конвенции. Еще один пробел в законодательстве связан с взиманием гербового сбора
с векселей. Одновременно с Женевской Конвенцией, устанавливающей
Единообразный закон о переводном и простом векселях, в Женеве в тот же
день, 7 июня 1930 года, была принята Конвенция о гербовом сборе в отношении
переводных и простых векселей, статья 1 которой предусматривает, что
страны, присоединившиеся к Конвенции о переводном и простом векселе,
обязаны изменить свои законы в том смысле, что действенность обязательств,
взятых на себя по переводному и простому векселю, или осуществление
вытекающих из них прав, не может быть обусловлена соблюдением постановлений
о гербовом сборе. То есть, действительность векселя не должна ставиться в
зависимость от того, уплачен гербовый сбор или нет. В российском
законодательстве такое уточнение не вносилось. Более того, пунктом 3
Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №
1451-1 (ныне отмененного) предписывалось взимание гербового сбора по
операциям с векселями в размерах, установленных Постановлением Совмина
РСФСР от 8 февраля 1991 года № 87 “О ставках гербового сбора по операциям с
ценными бумагами”. Это дало основание некоторым исследователям проблем
вексельного обращения считать уплату гербового сбора необходимым атрибутом
действительности векселей. С точки зрения формального чтения отдельно
взятых положений это заключение являлось само собой разумеющимся. Но
требование уплаты гербового сбора, по существу, явилось мертворожденным.
Дело в том, что упомянутое постановление № 87 относилось к эмитируемым
ценным бумагам, а вексель является ордерной. Причем основная проблема не в
наименовании, а в экономическом содержании понятий — номинальная сумма
эмиссии, являющаяся базой для обложения гербовым сбором, и вексельная сумма
совсем не одно и то же. Кроме того, уже 12 декабря 1991 года был принят
Закон РФ № 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами”, который
фактически прекратил действие постановления № 87. При принятии Закона о
векселе положения постановления № 1451-1 были отменены (в том числе и в
отношении гербового сбора), но требования статьи 1 упомянутой Конвенции все-
таки выполнены не были. Таким образом, возникает вопрос о действительности
существования всех обращающихся векселей. Разумеется, причина чисто
формальная, но эта причина может быть применена в качестве повода для ухода
от ответственности не только российскими векселедателями, но и
векселедателями других государств, присоединившихся к Женевским конвенциям. Таким образом, состояние российского вексельного права не позволяет
сделать вывод о полном соответствии этой сферы законодательства нормам
международного права. Большинство отступлений носят малосущественный
характер, но, действуя в совокупности, они могут послужить поводом для
ограничения действия векселей на территории государства [34]. 2.2. Использование векселя в системе взаимных расчетов Анализ вексельных отношений в современной России позволяет выделить
три этапа их развития [35, 51, 58, 61]:
1. использование векселя в качестве своего рода депозитного сертификата;
2. использование векселя в переходный период в качестве расчетного средства;
3. использование векселя в основном как платежного средства и попытка создания на его базе мощными банковскими структурами суррогатных валют. Наиболее характерными представителями трех этих этапов являются
векселя Эмиссионного синдиката (первый этап), российского национального
коммерческого банка (второй этап) и Тверьуниверсалбанка (третий этап). Эмиссионный синдикат (был образован в августе 1992 г. в составе
“Автовазбанка”, “Инкомбанка”, “Конверсбанка” и “Российского брокерского
дома” CA & Co, Ltd.) определял свой вексель как краткосрочное долговое
обязательство, дающее право его владельцу получать указанную на векселе
сумму в период погашения. Вексель синдиката в целом ряде параметров расходился с вексельной
практикой развитых стран и духом отечественного законодательства. В
частности, после зачисления денег на счет продавца векселя (любого члена
синдиката) тот выписывает бланк векселя на дату зачисления денег и
автоматически принимает его на хранение, что, конечно, несвойственно
классическому векселю. Безусловно, излишним сточки зрения вексельного
законодательства является то, что платеж по векселю осуществлялся против
заявления “установленной формы”. В любом случае отсутствие заявления не
может служить основанием для отказа в платеже по векселю. В целом же
вексель Эмиссионного синдиката успешно выполнил функции, возлагаемые на
него эмитентами. Российский национальный коммерческий банк начал эмитировать векселя в
конце апреля 1993 года. Сначала они использовались как средство привлечения
денежных ресурсов, позже и как расчетно-платежное средство. Тем не менее в
тот момент векселя РНКБ как средства расчетов широкого распространения не
получили. Причина была в невозможности применения векселей в регионах, где
не было филиалов банков, и то, что выкупались они в филиалах, а
оплачивались в головном офисе банка в Москве. Также сыграла свою роль и
путаница с налогообложением вексельных операций (проценты, выплачиваемые по
векселям по неофициальной трактовке налоговой инспекции, не уменьшали
налогооблагаемую базу). В начале 1994 года в соответствии с принятой стратегией разрешения
кризиса неплатежей Тверьуниверсалбанком совместно с Институтом
народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были
проведены исследования и анализ экономического состояния российской
промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения
предприятий. Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и
совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве
платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие
специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ, а сама
программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе
России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых
обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые
обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются
достаточно надежными и однородными, надлежащим образом оформленными,
обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым
одновременно получается выигрыш по всем трем основным характеристикам
долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в
соответствующие обязательства). При этом появляется возможность
дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и
реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет
эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь
сомнительные обязательства клиента.. Таким образом становилось возможным: - преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной активности; - предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении, что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве формирования производственных программ; - банковская гарантия платежа снимает необходимость предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения материального оборота. С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки
платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, так как
расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа
векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день. Юридическое лицо могло получить кредит в виде набора векселей на общую
сумму кредита. Кредит мог быть получен векселями с разными сроками платежа
под конкретные потоки платежей, при этом изменение срока векселей влекло за
собой изменение процентной ставки по вексельному кредиту. Кредитование могло осуществляться:
1. Срочными векселями. Для кредита срочными векселями Тверьуниверсалбанка, дата погашения которых совпадала со сроком окончания кредита, была установлена процентная ставка порядка 35 % годовых. В случае, когда общий срок кредита превышал срок векселя, размер процентной ставки увеличивался.
2. Векселями с оплатой по предъявлении. Проценты за пользование таким кредитом определялись следующим образом: 35% годовых за время до погашения векселя плюс проценты по ставке, близкой к ставке рефинансирования ЦБ России, с момента погашения векселя до окончания срока кредита. В результате, суммарная (итоговая) ставка по кредиту превышала 35% и зависела от срока обращения векселя, оставаясь тем не менее меньше ставки обычного рублевого кредита.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|