МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организация вексельного обращения в коммерческом банке

    p> Достижение отмеченного выше требует чтобы:
    - чтобы срок векселя соответствовал действительным срокам реализации товаров. В противном случае не гарантируется оплата векселя в срок;
    - оформление векселями только товарных сделок, имеющих целью действительное передвижение реальных ценностей.

    В этой связи совершенно недопустимым являются так называемые дружеские и бронзовые векселя, так как ничего общего с фактическими сделками они не имеют. В их основе лежит стремление получить дешевый кредит у третьего лица путем выписки векселей друг на друга (дружеские векселя) или выписки векселей на вымышленных лиц (бронзовые векселя). Установление факта выписки бестоварного векселя возможного только при информированности о взаимоотношениях между векселедателем и плательщиком, характере их хозяйственных связей или при предъявлении сразу двух векселей указанных лиц в один банк.

    Возможность передачи векселя с помощью передаточной надписи
    (индоссамент) увеличивает обращаемость векселя и добавляет к выполняемой им функции кредитного инструмента еще одну - средства для погашения долговых требований.

    Погашение целого ряда обязательств при помощи такого векселя без участия денег позволяет уменьшить потребность в них.

    2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКСЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

    2.1. Анализ современного положения в области правового регулирования применения векселя в России.

    Восстановление вексельного обращения в стране, где забыли о существовании этого рыночного инструмента, не может не сталкиваться с огромными трудностями организационного, правового и даже психологического характера. Навыки работы с векселем утрачены. Почти нереальным кажется сейчас существование в дореволюционное время и в период нэпа в России обширной правовой и экономической литературы, посвященной роли векселя в хозяйственной жизни, проблемам вексельного права. Поколения экономистов и юристов учились по пособиям, отводившим характеристике векселя пару страниц
    [47-48].

    До 1991 года основным нормативным актом, регулирующим работу с векселем, являлось Положение о переводном и простом векселе, введенное в действие постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937 года в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселе. Но поскольку во внутреннем обороте в связи с запрещением товарного кредитования вексель не использовался, данный акт предназначался исключительно для обслуживания международных расчетов.

    В 1991 году действие Положения на территории России было подтверждено постановлением Президиума верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №
    1451-1 “О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР”. Это постановление разрешало предприятиям, организациям и учреждениям использовать вексель для оформления сделок по товарным кредитам внутри страны.

    Весной 1994 года появилась и начала законодательно оформляться идея выпуска казначейских векселей. По этому поводу было выпущено постановление правительства от 14.04.94 № 321 “О выпуске казначейских векселей 1994 года
    Министерством финансов Российской Федерации”. Позднее эта идея трансформировалась в идею выпуска казначейских обязательств.

    Еще одним шагом на пути восстановления и унификации вексельного обращения явился Указ Президента РФ от 23.05.94 № 1005, в соответствии с которым предполагалось введение векселей единого образца.

    В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим работу с векселем в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 11 марта
    1997 года № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе”, базирующийся на положениях Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года, устанавливающей
    Единообразный закон о переводном и простом векселях.

    Кроме него применение векселя регулируют следующие нормативные акты:
    - Гражданский Кодекс Российской Федерации;
    - Указ президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1005 “О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве”;
    - Указ президента Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1094 “Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения”;
    - Указ президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 907 “О проведении на территории Российской Федерации взаимных зачетов задолженностей предприятий”;
    - Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 года № 142 “О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги” (в ред. Письма Минфина РФ от 16 июля 1996 года № 62);
    - Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (Утверждена приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 года № 01/16-01);
    - Письмо Минфина РФ от 17 августа 1995 года № 90 “Об условиях выпуска векселей Министерства Финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных с их корреспондентских счетов централизованных кредитов процентов по ним

    Центральному Банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками”;
    - Письмо Госналогслужбы РФ от 30 августа 1996 года № ВГ-6-13/616 “По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения”;
    - Телеграмма Центрального Банка РФ от 5 июля 1996 года № 99-96 “О бездокументарных векселях”.

    Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации
    (ФКЦБ). Она создана в соответствии с Федеральным Законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” и Указом Президента Российской
    Федерации от 01 июня 1996 года, подчиняется непосредственно Президенту
    Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ назначаются и освобождаются от должности Президентом
    Российской Федерации.

    Комиссия разрабатывает основные направления развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции ФКЦБ входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации.

    К сожалению, законотворческая деятельность, направленная на организацию и регулирование вексельного обращения, сопровождается досадными коллизиями. Так статьей 4 Закона на векселе предусмотрено, что переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе).
    Вместе с тем Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 5 “Об утверждении положения об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей, положения о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей, стандарта деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей” вводилось понятие и стандарт “бездокументарного векселя”, то есть векселя, исполненного не на бумажном носителе, а в электронном виде. При этом для придания постановлению вида законного нормативного акта в преамбуле постановления была сделана ссылка на то, что возможность существования бездокументарных векселей вытекает из требований Указа
    Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 года № 2063 “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации” и в соответствии с частью второй статьи 4 Федерального закона от 30 ноября
    1994 года № 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса
    Российской Федерации”. В качестве цели введения таких векселей было провозглашено разрешение проблемы взаимных неплатежей между субъектами предпринимательской деятельности.

    При этом нормативные документы, на которые делались ссылки, не цитировались, а ссылка на Указ не была конкретизирована. Тем не менее, в
    Указе ни слова не сказано о бездокументарных ценных бумагах, но говорится лишь о правах ФКЦБ (в том числе и о праве ФКЦБ разрабатывать стандарты ценных бумаг), а часть вторая статьи 4 Закона № 52-ФЗ говорит лишь о том, что нормативные акты, изданные до введения в действие части первой ГК РФ, продолжают действовать до принятия соответствующих законов. Статья 149 ГК
    РФ предусматривает возможность существования бездокументарных ценных бумаг, в том числе и ордерных (разновидностью которых является вексель), но оговаривают эту возможность действием закона. Таким образом, налицо было явное смещение понятий — до введения первой части ГК РФ закона и указа
    Президента о бездокументарных ценных бумагах принято не было, а право ФКЦБ устанавливать стандарты таких бумаг уже было ограничено статьей 149 ГК РФ.

    Первым в ситуации разобрался Центральный банк РФ. Уже 5 июля 1996 года телеграммой № 99-96 ЦБ РФ сообщил, что постановление ФКЦБ противоречит
    Единообразному закону и запретил кредитным учреждениям обязываться по бездокументарным векселям и совершать с ними какие-либо действия.

    Тем не менее, официально постановление ФКЦБ не отменено.

    Далее, статьей 2 Закона о векселе определен круг лиц, которые могут использовать векселя. К их числу относятся граждане и юридические лица
    Российской Федерации. Для самой Российской Федерации, субъектов Российской
    Федерации, городских, сельских, поселковых и других муниципальных образований предусмотрено ограничение, заключающееся в том, что они имеют право обязываться по вексель только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. При этом не имеется в виду конкретный закон, но единственно требованиями Положения о переводном и простом векселе пользоваться нельзя. По состоянию на начало 1998 года в развитие данной статьи федеральных законов не принималось.

    Следовательно, если одним из одним из перечисленных субъектов хозяйственных отношений предъявляется в качестве платежного средства вексель, датированный позднее 21 марта 1997 года (даты официального вступления в силу Закона о векселе), данная операция должна однозначно расцениваться как незаконная.

    Ряд статей Женевской Конвенции от 7 июня 1930 года предусматривает прямую обязанность национальных законодателей развития положений
    Единообразного закона. Эти положения касаются в частности несостоятельности плательщика и векселедателя как условия, при котором возможно обращение иска против обязанных лиц. Вместе с тем в вексельном праве РФ понятие несостоятельности не определено. В связи с этим возникает вопрос: считается вексельное право в стране действующим и не противоречащим Единообразному закону, если в национальном законодательстве не отражены позиции, обязательные к отражению в соответствии со статьями 10 и 17 приложения № 2
    Женевской Конвенции.

    Еще один пробел в законодательстве связан с взиманием гербового сбора с векселей. Одновременно с Женевской Конвенцией, устанавливающей
    Единообразный закон о переводном и простом векселях, в Женеве в тот же день, 7 июня 1930 года, была принята Конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей, статья 1 которой предусматривает, что страны, присоединившиеся к Конвенции о переводном и простом векселе, обязаны изменить свои законы в том смысле, что действенность обязательств, взятых на себя по переводному и простому векселю, или осуществление вытекающих из них прав, не может быть обусловлена соблюдением постановлений о гербовом сборе. То есть, действительность векселя не должна ставиться в зависимость от того, уплачен гербовый сбор или нет. В российском законодательстве такое уточнение не вносилось. Более того, пунктом 3
    Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 года №
    1451-1 (ныне отмененного) предписывалось взимание гербового сбора по операциям с векселями в размерах, установленных Постановлением Совмина
    РСФСР от 8 февраля 1991 года № 87 “О ставках гербового сбора по операциям с ценными бумагами”. Это дало основание некоторым исследователям проблем вексельного обращения считать уплату гербового сбора необходимым атрибутом действительности векселей. С точки зрения формального чтения отдельно взятых положений это заключение являлось само собой разумеющимся. Но требование уплаты гербового сбора, по существу, явилось мертворожденным.
    Дело в том, что упомянутое постановление № 87 относилось к эмитируемым ценным бумагам, а вексель является ордерной. Причем основная проблема не в наименовании, а в экономическом содержании понятий — номинальная сумма эмиссии, являющаяся базой для обложения гербовым сбором, и вексельная сумма совсем не одно и то же. Кроме того, уже 12 декабря 1991 года был принят
    Закон РФ № 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами”, который фактически прекратил действие постановления № 87. При принятии Закона о векселе положения постановления № 1451-1 были отменены (в том числе и в отношении гербового сбора), но требования статьи 1 упомянутой Конвенции все- таки выполнены не были. Таким образом, возникает вопрос о действительности существования всех обращающихся векселей. Разумеется, причина чисто формальная, но эта причина может быть применена в качестве повода для ухода от ответственности не только российскими векселедателями, но и векселедателями других государств, присоединившихся к Женевским конвенциям.

    Таким образом, состояние российского вексельного права не позволяет сделать вывод о полном соответствии этой сферы законодательства нормам международного права. Большинство отступлений носят малосущественный характер, но, действуя в совокупности, они могут послужить поводом для ограничения действия векселей на территории государства [34].

    2.2. Использование векселя в системе взаимных расчетов

    Анализ вексельных отношений в современной России позволяет выделить три этапа их развития [35, 51, 58, 61]:
    1. использование векселя в качестве своего рода депозитного сертификата;
    2. использование векселя в переходный период в качестве расчетного средства;
    3. использование векселя в основном как платежного средства и попытка создания на его базе мощными банковскими структурами суррогатных валют.

    Наиболее характерными представителями трех этих этапов являются векселя Эмиссионного синдиката (первый этап), российского национального коммерческого банка (второй этап) и Тверьуниверсалбанка (третий этап).

    Эмиссионный синдикат (был образован в августе 1992 г. в составе
    “Автовазбанка”, “Инкомбанка”, “Конверсбанка” и “Российского брокерского дома” CA & Co, Ltd.) определял свой вексель как краткосрочное долговое обязательство, дающее право его владельцу получать указанную на векселе сумму в период погашения.

    Вексель синдиката в целом ряде параметров расходился с вексельной практикой развитых стран и духом отечественного законодательства. В частности, после зачисления денег на счет продавца векселя (любого члена синдиката) тот выписывает бланк векселя на дату зачисления денег и автоматически принимает его на хранение, что, конечно, несвойственно классическому векселю. Безусловно, излишним сточки зрения вексельного законодательства является то, что платеж по векселю осуществлялся против заявления “установленной формы”. В любом случае отсутствие заявления не может служить основанием для отказа в платеже по векселю. В целом же вексель Эмиссионного синдиката успешно выполнил функции, возлагаемые на него эмитентами.

    Российский национальный коммерческий банк начал эмитировать векселя в конце апреля 1993 года. Сначала они использовались как средство привлечения денежных ресурсов, позже и как расчетно-платежное средство. Тем не менее в тот момент векселя РНКБ как средства расчетов широкого распространения не получили. Причина была в невозможности применения векселей в регионах, где не было филиалов банков, и то, что выкупались они в филиалах, а оплачивались в головном офисе банка в Москве. Также сыграла свою роль и путаница с налогообложением вексельных операций (проценты, выплачиваемые по векселям по неофициальной трактовке налоговой инспекции, не уменьшали налогооблагаемую базу).

    В начале 1994 года в соответствии с принятой стратегией разрешения кризиса неплатежей Тверьуниверсалбанком совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были проведены исследования и анализ экономического состояния российской промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения предприятий.

    Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ, а сама программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе
    России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются достаточно надежными и однородными, надлежащим образом оформленными, обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым одновременно получается выигрыш по всем трем основным характеристикам долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в соответствующие обязательства). При этом появляется возможность дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь сомнительные обязательства клиента..

    Таким образом становилось возможным:
    - преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной активности;
    - предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении, что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве формирования производственных программ;
    - банковская гарантия платежа снимает необходимость предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения материального оборота.

    С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, так как расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день.

    Юридическое лицо могло получить кредит в виде набора векселей на общую сумму кредита. Кредит мог быть получен векселями с разными сроками платежа под конкретные потоки платежей, при этом изменение срока векселей влекло за собой изменение процентной ставки по вексельному кредиту.

    Кредитование могло осуществляться:
    1. Срочными векселями. Для кредита срочными векселями Тверьуниверсалбанка, дата погашения которых совпадала со сроком окончания кредита, была установлена процентная ставка порядка 35 % годовых. В случае, когда общий срок кредита превышал срок векселя, размер процентной ставки увеличивался.
    2. Векселями с оплатой по предъявлении. Проценты за пользование таким кредитом определялись следующим образом: 35% годовых за время до погашения векселя плюс проценты по ставке, близкой к ставке рефинансирования ЦБ России, с момента погашения векселя до окончания срока кредита. В результате, суммарная (итоговая) ставка по кредиту превышала 35% и зависела от срока обращения векселя, оставаясь тем не менее меньше ставки обычного рублевого кредита.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.