Основные тенденции банковской системы России
национальной денежной
массы – не изменилась;
полной денежной массы –
увеличилась на 7%;
денежной массы М2 –
выросла на 12%, что свидетельствует о существенном росте «непроизводительной»
доли в денежной массе.
Снижение уровня
кредитно-депозитной мультипликации
Кредитно-депозитная
мультипликация во всех развитых странах является основным инструментом
формирования денежной массы (эмиссии кредитных денег). В России этот инструмент
фактически не работает.
В кредитно-депозитной
мультипликации сегодня участвует лишь около 600 млрд руб., что составляет: 15%
национальной денежной базы; 25% денежной базы в широком определении.
За пять последних лет
уровень мультипликации (отношение соответствующих агрегатов денежной массы и
денежной базы) в денежной сфере России практически не изменился и сейчас
составляет отношение:
- денежной массы М2 к
денежной базе в широком определении – 1,8;
- национальных денежной
массы и денежной базы – 1,5;
- денежной массы и
денежной базы вне кредитных организаций – 1,2.
При этом денежная база,
находящаяся вне кредитных организаций и фактически не участвующая в кредитно-депозитной
мультипликации, за исследуемый период увеличилась: относительно национальной
денежной базы – на 8%; денежной базы в широком определении – на 41%.
Коэффициент
мультипликации денежной базы, реально обеспечивающей кредитную эмиссию, в денежную
массу за анализируемые пять лет существенно уменьшился: в соотношении денежной
массы М2 и названной денежной базы – с 9,7 до 7,3; национальной денежной массы
и данной денежной базы – с 11,1 до 9,8. При этом отношение денежной базы,
обеспечивающей эмиссию кредитных денег, к денежной базе, находящейся вне кредитных
организаций, никак не изменилось и составляет всего лишь 20%.
Это обстоятельство
приводит, в частности, к тому, что денежная масса, функционирующая вне кредитных
организаций, сегодня в 1,3 раза больше, чем сумма безналичных средств на счетах
в коммерческих банках (на 01.01.2000 г. этот показатель составлял 1,1 раза).
Происходившее в 2000-2004
гг. падение уровня остатков на корсчетах кредитных организаций в Банке России
относительно основных агрегатов денежной базы и денежной массы было остановлено
в 2004 г. резким (в 2 раза) снижением норматива отчислений в фонд обязательных
резервов ЦБ РФ. Однако даже такая решительная мера денежных властей привела
лишь к тому, что относительный показатель остатков на корсчетах кредитных
организаций вышел в основном на уровень 2000 г. Поэтому нынешнее 17%-ное отношение остатков на корсчетах к сумме оборотных безналичных средств на счетах в
кредитных организациях нельзя считать удовлетворительным (падение этого
показателя до 11% в мае 2004 г. вызвало памятный всем кризис ликвидности).
В России общий уровень
сбережений составляет более 30% ВВП, а объем инвестиций – лишь около 20%. Это
соотношение показателей свидетельствует о низком уровне использования
накопленных денежных ресурсов в интересах экономического развития.
За последние пять лет
рост ресурсов составил:
- государства – в 13,4
раза;
- населения – в 5,7 раза
(при самой скромной оценке наличных в иностранной валюте в 20 млрд долл.);
- кредитных организаций –
в 7,7 раза (с учетом резкого снижения норматива по ФОР).
При этом ресурсы
государства больше, чем ресурсы кредитных организаций, в 6,7 раза и больше
ресурсов населения в 5,5 раза. Если на 01.01.2000 г. совокупные ресурсы
государства и населения превышали ресурсы кредитных организаций в 7,7 раза, то
на 01.01.2005 г. – в 12,4 раза.
Прирост ресурсов в 2004 г. составил:
- государства – 2085 млрд
руб., из них (в млрд руб.):
- валютных резервов –
1072;
- в Банке России – 952;
- в коммерческих банках –
61;
- населения – 814;
- кредитных организаций –
230 (что в 9 раз меньше, чем у государства, и в 3,5 раза меньше, чем у населения).[27]
За весь исследуемый
период ежегодный прирост наличных в рублях превышал рост ресурсов кредитных
организаций примерно в 2 раза (за пять лет эти показатели увеличились
соответственно на 1268 млрд руб. и 635 млрд руб.).
Ресурсы государства на
счетах в Банке России сегодня достигли 1,5 трлн руб., что составляет: 53% от
суммы безналичных средств на счетах в кредитных организациях (на 01.01.2000 г.
– только 22%); 78% от всей суммы банковских вкладов населения (на 01.01.2000 г.
– лишь 33%).
Политика сбережений
государства в 2004 г. достигла своего апогея, в результате чего его ресурсы
(4910 млрд руб.) превысили совокупные ресурсы населения и кредитных организаций
(4726 млрд руб.), тогда как в 2000 г. они были в 2 раза меньше.
Необходимо подчеркнуть:
именно дефицит денежных средств, функционирующих в реальной экономике (денежная
база в широком определении и денежная масса М2), вызванный чрезмерным уровнем
сбережений, приводит к увеличению скорости обращения денег и повышению их
дефицитности, что и вызывает инфляционные процессы (наряду с процессами
инфляции издержек, характерных для экономики России).
Приведенные аналитические
расчеты свидетельствуют о необходимости принятия следующих решений:
- от эмиссии денежных
средств через валютно-обменные операции перейти к эмиссии кредитных денег путем
кредитно-депозитной мультипликации;
- 1/3 валютных резервов
использовать на капитализацию национальных коммерческих банков посредством
предоставления долгосрочных (10–15 лет) субординированных кредитов (с
ужесточением надзора за ними);
- 1/3 валютных резервов
направить через кредитные организации на лизинг современных оборудования и
технологий;
- использовать средства
стабилизационного фонда на развитие ипотеки, с помощью которой ввести в
банковский оборот наличные средства населения;
- стимулировать
безналичный денежный оборот и участие населения в операциях на фондовом рынке;
- создать
специализированное государственное агентство рефинансирования, которое
предоставляло бы кредитным организациям долгосрочные ресурсы за счет выкупа
стандартных кредитных активов (будет способствовать развитию секьюритизации
кредитной деятельности и созданию организационного рынка межбанковского
кредитования);
- ввести систему
рефинансирования Банком России кредитных организаций в режиме овердрафт;
- разработать систему
размещения через Банк России свободных средств государственных органов и
организаций на депозитах в российских кредитных организациях;
- установить лимит
размещения государственных резервов в иностранных активах.
Вместе с тем
институциональные условия функционирования банков несколько видоизменились.
Речь идет, прежде всего, о переходе контроля над ВТБ из рук Банка России в руки
Правительства, что изменило расклад сил в группе крупнейших банков, однако не
повлияло существенно ни на масштабы активности самого ВТБ, ни на изменение
удельного веса «государственных банков» (или банков с значительным
государственным участием в капитале) в банковской системе. ВТБ и Сбербанк по
прежнему получают почти половину прибыли банковской системы и на них приходится
около 33% ее активов.
Наиболее значимыми
политическими (институциональными) факторами развития банковской системы в
текущем году можно считать:
Во-первых, активизацию
расчистки банковской системы от «мертвых банков» с отозванной лицензией, но не
ликвидированных (их число сократилось за 9 месяцев с 736 до 584).
Во-вторых, либерализацию
валютного рынка (в частности, снижение нормы обязательной продажи валюты и
разрешение ее реализации вне бирж), что существенно повлияло на издержки
валютных операций банков и их клиентов, а также общий приток и отток капитала.
В-третьих, запуск новых
инструментов управления банковской ликвидностью (валютные свопы, репо и т. д.),
что позволит восстановить межбанковский рынок и диверсифицировать каналы
предложения денег и управления ликвидностью банков. Несмотря на ограниченные
пока масштабы этой активности ее перспективное значение крайне высоко в свете
потребности повышения эффективности денежной трансмиссии, гибкости предложения
и стерилизации ликвидности, а также выстраивания политики процентных ставок
денежных властей в качестве реальных регуляторов спроса на деньги.
В-четвертых, действия,
направленные на выравнивание условий конкуренции; в частности, применение к
Сбербанку общих требований по взносам в страховой фонд, а также отказ от
индивидуализации нормативов (риска на одного заемщика) для ВТБ и Сбербанка.
В-пятых, отмена
ограничения на участие иностранцев в капитале российской банковской системы.
Этот символический шаг, не имея прямого воздействия на нынешнее состояние
отечественной банковской системы, демонстрирует ориентацию руководства Банка
России на расширение присутствия иностранного банковского капитала и отказ от
искусственных защитных мер в связи с вступлением в ВТО.
На ближайшую перспективу
наиболее значимыми политическими факторами развития банковского сектора можно
считать следующие:[28]
Во-первых, переход к
системе обязательного страхования депозитов населения к конечном счете очевидно
будет способствовать повышению доверия к банковской системе.
Во-вторых, повышение
требований к качеству банковского капитала, или эффективность борьбы Банка
России с «раздутостью капитала», что должно повысить транспарентность
российских банков и способствовать повышению к ним доверия.
В-третьих, скорость
развития пенсионной системы и масштабы допуска банков к участию в размещении
пенсионных средств. При обсуждаемых сейчас параметрах (ограничение инвестиций в
банковские депозиты пределом в 20%) и прогнозируемых темпах роста доходов
населения, растущая часть накоплений населения пойдет мимо банковской системы,
что затормозит ее рост. С другой стороны, банки получат все же определенные
долгосрочные ресурсы, которые потенциально смогут расширить финансирование
ипотеки и других долгосрочных проектов.
В-четвертых, меры,
направленные на снижение рисков кредитования, включая поощрение становления
системы кредитных бюро и смягчение надзорных норм для кредитования малого и
среднего бизнеса, а так же частных лиц. При всей общей положительной
заряженности предлагаемых подходов их конкретная форма реализации создает
значительное проблемное поле, которое может затормозить развитие банковской
системы и изменить ее структуру. Страхование депозитов населения. Актуальность
его повышается в связи с уже упоминавшейся стагнацией средств корпоративного
сектора, поэтому мобилизация неорганизованных сбережений населения становится
приоритетным ресурсом развития банковского сектора.
В то же время в концепции
перехода к страхованию депозитов заложен ряд болевых точек, способных оказать
негативный эффект для развития банковской системы. В краткосрочном плане
страхование депозитов ведет к прямому росту издержек банков, а также усилению
надзорных требований, что может привести к торможению темпов развития банков и
их депозитной активности. При этом быстрого увеличения привлеченных средств
банки не получат, так как чувствительная к гарантиям часть вкладчиков в
основном ориентирована на Сбербанк. Величина гарантий не позволяет серьезно
повысить привлекательность банков для высокообеспеченных слоев населения с
крупными вкладами.
Качество капитала. Поскольку, по экспертным оценкам,
масштабы «раздутости» оцениваются в 15-20% капитала, то хотя бы половинное
устранение этой величины окажет значительный рестриктивный эффект на кредитную
активность банков и их способность привлекать дальше заемный капитал. С другой
стороны, повышение к 2006 году минимальной величины капитала до 5 млн. экю
потребует от значительной части акционеров-ведущих собственников банков
дополнительных инвестиций. Учитывая общее снижение прибыльности банковского
бизнеса это может привести к ускорению процесса сокращения численности банков и
вымыванию их среднего звена. Это не отвергает необходимости действий по
повышению качества капитала, но свидетельствует о необходимости особой
осторожности и постепенности в этом процессе. Наряду с негативным стимулом –
уменьшением капитала, необходимы и позитивные стимулы, направленные на
повышение привлекательности банковского бизнеса, что должно заинтересовать
акционеров банков к инвестированию
В то же время, в условиях
исчерпания экстенсивной фазы роста кредитования еще более важным является
вопрос повышения привлекательности банковского бизнеса в целом и стимулирования
кредитной активности российских банков. Хотя большинство банковских аналитиков
и менеджеров, принявших участие в опросе, проведенном Центром развития,
считают, что доходность банковского бизнеса не снизится в ближайшее время,
результаты третьего квартала текущего года говорят об обратном. Правда в первом
полугодие 2004 года отношение чистой прибыли к активам составило 3,2% против
2,2% за 2003 год, а отношение чистой прибыли к капиталу – 21,8% против 15,1%
соответственно), но это говорит скорее о большей открытости банковских доходов,
нежели о реальном росте привлекательности бизнеса.
Снижение кредитных рисков. Развивать кредитование мешают как
ограниченность возможностей самих банков (низкая капитализация и дефицит
долгосрочных пассивов), так и, что более важно, высокие риски кредитования.
Требования крупнейших российских предприятий по объему финансирования в несколько
раз, а то и на порядок превосходят возможности крупнейших банков. Ведущим
российским корпорациям интересны кредиты величиной не менее 10 млн. долл., а
соответствующим капиталом обладают не более 30 российских банков. Но и
имеющийся капитал отчасти сформирован искусственно. Фиктивность части капитала
российских банков не позволяет им в большей степени наращивать кредитование, а
также снижает инвестиционную привлекательность самих банков для инвесторов, особенно
иностранных. Российские банки не получат каких-либо существенных денег из-за
рубежа пока не убедят потенциальных инвесторов в своей прозрачности и
адекватности.
Важным условием повышения
привлекательности банковского бизнеса является и снижение издержек. Банк России
понимает это и в перечне своих приоритетов называет упрощение условий
кредитования малого и среднего бизнеса, потребительского кредитования, снижение
требований к операционным кассам и банкоматам и т. п.
Совершенствование
надзорных требований и повышение транспарентности отечественной банковской системы. Вопросам повышения качества
банковского надзора уделялось много внимания и в Стратегии и в программных
заявлениях нового руководства Центрального банка.
Основной упор делается на
переход на международные стандарты финансовой отчетности и реализацию новых
подходов, разработанных Базельским комитетом. Однако сам по себе переход на
МСФО панацеей, конечно, не станет. Нуждаются в дальнейшей доработке ряд
действующих нормативных актов Банка России, затрагивающих вопросы
бухгалтерского учета (в частности, многими экспертами отмечалось, что с
введением в действие Главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» кассовый
метод стал реальной помехой организации эффективного бухгалтерского и
налогового учета), формирования резервов по ссудам и прочим операциям и многое
другое. Предлагаемые в настоящее время Банком России методы оценки рисков не
являются в достаточной степени гибкими и не всегда позволяют вынести адекватное
суждение об уровне того или иного риска.
§ 3. Этапы
реформирования банковской системы
Реформирование банковской
системы предполагается осуществлять в три этапа.
На первом этапе (2002 г.) основными задачами являлись становление развитого рынка корпоративных долговых инструментов,
создание важнейших институциональных и правовых предпосылок для снижения
рисков, повышения ликвидности, капитализации банковской системы, укрупнения банков.
На этом этапе
реализовывались следующие конкретные меры.
В части развития
финансовых рынков:
- формировались нормативно-правовая
база, обеспечивающая функционирование рынка корпоративных обязательств (отмена
налога на эмиссию, ограничения объема эмитированных облигаций величиной
собственного капитала, запрета на выпуск облигаций траншами);
- создавались
общенациональные рейтинговые агентства, формирующие внутренний рейтинг
корпоративных обязательств;
- Банк России начинает реализовал
широкий спектр мероприятий, направленных на поддержание ликвидности и повышение
привлекательности рынка первоклассных корпоративных обязательств: рефинансирование
под залог, операции «репо», кредитные линии крупным андеррайтерам и дилерам;
- Сбербанк РФ частично
переориентировал свои активные операции на поддержку рынка корпоративных
обязательств, выступает в качестве андеррайтера (при условии эффективного
контроля за финансовыми рисками предприятий-эмитентов) и дилера;
- на рынке начинают
размещать свои средства Пенсионный и другие внебюджетные фонды.
В части повышения
информационной прозрачности заемщиков и участников рынков:
- создавалась система
обязательного раскрытия банками информации о заемщиках, формируются кредитные
бюро, централизующие данную информацию;
- осуществлялись система
мер по повышению публичности деятельности банков (ежеквартальная публикация
балансов, отчетов о прибылях и убытках и т.п.).
В части структурных
преобразований:
- повышались требования к
собственному капиталу банков, к концу периода его минимальная величина должна
составлять не менее 50 млн. руб.; это приведет к тому, что к концу периода
количество банков может сократиться на 30-40%;
- стимулировался процесс
слияний и поглощений (путем предоставления налоговых льгот, в ряде случаев –
кредитов Банка России);
- стимулируется
формирование широкого слоя финансовых институтов, специализирующихся на
долгосрочном инвестировании средств. Речь идет как о добровольной специализации
банков, так и о расширении и укреплении слоя паевых инвестиционных фондов,
независимых пенсионных фондов и проч. институциональных инвесторов. Создается
система централизованного страхования целевых вкладов, направляемых на
инвестирование в первоклассные долговые обязательства.
На втором этапе в связи с
ожидаемым сокращением валютных поступлений по каналам внешней торговли и
пиковыми выплатами по государственному внешнему долгу банковская система может
столкнуться с усилением ресурсных ограничений, снижением ликвидности,
ухудшением финансового состояния предприятий-заемщиков, ростом нестабильности финансовых
рынков.
Эта задача обеспечивается
реализацией следующих мер:
- вступает в действие
Федеральный закон о гарантировании вкладов;
- банки, не
соответствующие требованиям к минимальной величине капитала банков, либо преобразуются
в небанковские кредитные организации (в случае удовлетворения необходимым
условиям), либо переходят на добровольной основе под управление АРКО, либо ликвидируются;
- в рамках Федерального
бюджета выделяются средства на рекапитализацию банковской системы, которые
поступают в распоряжение АРКО; АРКО проводит рекапитализацию, реструктуризацию,
объединение бизнеса жизнеспособных банков, ликвидирует нежизнеспособные банки;
- для обеспечению
эффективности и бесперебойности расчетов, стабильности региональных банков
вводится в действие общефедеральная система валовых платежей в режиме реального
времени;
- с целью обеспечения
бесперебойности расчетов стимулируется деятельность межбанковских клиринговых
центров;
- расширяется объем
операций Банка России по рефинансированию коммерческих банков и межбанковских
клиринговых центров с целью поддержания необходимого уровня их ликвидности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|