МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Отечественный и зарубежный опыт организации банковского дела

    Отечественный и зарубежный опыт организации банковского дела

    ВВЕДЕНИЕ


    Банковское дело – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства их обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты и кредитуя хозяйства, выступая посредниками в перераспределении капитала, существенно повышает общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.

    Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. По состоянию на 01.01.2007 года количество коммерческих банков второго уровня в Казахстане составляло 34 (без учета АО «Банк развития Казахстана»), из них 14 банков с иностранным участием, 1 банк со 100% участия государства в уставном капитале (АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана»).

    Практика банковской деятельности за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в Казахстане и других странах СНГ новой хозяйственной системы. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в тоже время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.

    Построение нового механизма организации банковского дела возможно лишь путем восстановления утраченных рациональных принципов функционирования банковских учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных финансовых структур. Поэтому столь велико значение вдумчивого и последующего изучения зарубежной практики, приемов и форм аккумуляции денежных ресурсов, кредитования и расчетов, которые являются продуктами длительного исторического отбора в жестких условиях конкурентной борьбы и которые продемонстрировали свою высокую эффективность и приспособляемость к разным условиям хозяйственного развития. Разумеется, все указанные методы работы, институты и стратегии хозяйственного поведения не могут быть скопированы и пересажены в другом виде на казахстанскую почву. Попытки такой имплантации чреваты большими потерями и дискредитацией самой идеи освоения чужого опыта. Новые формы следует предлагать после тщательно изучения как потребностей клиентов банка, их способность воспринять финансовые инновации, так и рентабельность новых технологий, новых видов услуг для самих банков, подготовленности их персонала.

    Во всех странах банковское дело в течение нескольких лет испытывает глубокие изменения. Экономический кризис с одной стороной, технологический прогресс, с другой, усиливает воздействие конкуренции, которая довлеет над банковским миром. Чтобы приспособиться к эволюции условий окружающей их среды банки должны прибегнуть к беспрецедентной модернизации. Причем, это характерно не только для современных банков, но и для всей истории банковского дела.

    Актуальность исследования отечественного и зарубежного опыта организации банковского дела усиливается в условиях подготовки вступления Казахстана в ВТО, интеграции банковской системы в мировую. Поэтому казахстанские коммерческие банки, стремятся к мировым стандартам ведения банковского дела. В этих условиях весьма своевременным является изучение и адаптация мирового опыта к специфическим условиям деятельности отечественных банков второго уровня. Возникает необходимость постоянного исследования банковских рисков с целью сохранения стабильности банковской системы и повышения её эффективности в современных условиях.

    Цель дипломной работы – исследовать отечественный и зарубежный опыт организации банковского дела.

    В соответствии с целью сформулированы основные задачи дипломной работы:

    -         исследовать теоретические аспекты организации банковского дела;

    -         изучить действующую практику банковской деятельности на материалах коммерческого банка;

    -         исследовать международный опыт управления рисками банковской деятельности.

    Объектом исследования послужило Акционерное Общество "Альянс Банк", который является одним из самых динамично развивающихся казахстанских банков второго уровня и успешно работает на рынке банковских услуг вот уже более 10 лет. В рейтинге банков 2-го уровня по Республике Казахстан АО «Альянс-банк находится на 5-м месте.

    Клиентская база АО «Альянс-банк» составляет более 11 тыс. юридических и физических лиц. На сегодняшний день финансовые активы АО «Альянс-банк выросли до 1,5 млрд.тенге. Депозитный портфель АО «Альянс-банк» вырос почти в 2 раза за счет вкладов физических и юридических лиц. Кредитный портфель Альянс-банк вырос почти на 71%.

    Теоретическую и методологическую основу составляют нормативные и законодательные акты Республики Казахстан, статистические данные Национального банка Республики Казахстан, труды отечественных и зарубежных учёных, материалы периодической печати.


    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИе АСПЕКТы ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО ДЕЛА

    1.1 Развитие банковского дела в Казахстане


    Банковское дело Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности Казахской ССР от 07.12.1999 года прошло стадию реформирования, модель банковской деятельности перешла от чисто государственной модели к смешенной. В республике была сформирована так называемая двухуровневая банковская система, где верхний уровень был представлен государственным банком Казахской ССР, а нижний остальными банками, в состав которых вошли как существовавшие на тот момент государственные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешнеэкономбанк), так и вновь создаваемые негосударственные банки (акционерные, кооперативные, в форме хозяйственных товариществ и т.д.). Все банки нижнего уровня, включая государственные, были уравнены в своем статусе и объединены общей категорией «коммерческие». В дальнейшем госбанки преобразовались в акционерные (кооперативные, частные), приобрели новых участников, т.е. фактически утратили статус государственных. В этой части банковская реформа оказалась не совсем удачной, что побудило Правительство создать новые государственные специализированные банки: Экспортно-импортный банк (1994г.) для обслуживания внешнеэкономической деятельности государства, Государственный реабилитационный банк (1995г.) для свертывания деятельности предприятия до жизнеспособного уровня и восстановления его платежеспособности, Республиканский бюджетный банк (1996г.) для обслуживания бюджетных организаций, исполнения функций расчетно-кассовых центров, сбора общегосударственных налогов – фактического исполнения функций Казначейства.

    После распада СССР и обретения Казахстаном в 1991 году статуса суверенного государства возникла необходимость дальнейшего реформирования банковской системы республики, создание ее правовой основы, принятие новых законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Данным обстоятельством было продиктовано принятие 13.04.1993г. Закона Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» и 14.04.1993г. Закон Республики Казахстан «О банках в Республике Казахстан». Принятие указанных нормативных актов закрепило двухуровневую банковскую систему и определило порядок взаимоотношений Национального банка Республики Казахстан с банками второго уровня. Кроме того, это способствовало созданию в Казахстане большого количества банков второго уровня, что отвечало на первоначальном этапе экономических реформ требованиям развития рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной макроэкономической среды. В дальнейшем, в связи с усилением в государстве роли центральных органов исполнительной власти в лице Президента и Правительства, требования по выводу страны из глубокого экономического кризиса и приобретением важного атрибута суверенности – введением 15.11.1993 года национальной валюты - казахстанского тенге, а так же введением в действие с 01.03.1995 года Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть), возникла необходимость и было принято новое банковское законодательство. 30.03.1995 года был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О Национальном банке Республики Казахстан», а 31.08.1995 года – Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

    Основной целью принятия Указа «О Национальном банке Республики Казахстан» явилось более полное отражение роли Национального банка в осуществлении денежно-кредитной политики и адаптация закона к международным стандартам. Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности Нацбанка перед Президентом Казахстана и высшими представительными органами республики порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем в Указе «О Национальном банке Республики Казахстан» четко и подробно изложен порядок взаимодействия Национального банка с Президентом и Парламентом. В частности, определена подотчетность Нацбанка только Президенту Республики Казахстан, с согласия и по поручению которого может осуществляться проверка деятельности Национального банка.

    Указ «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» имеет существенные отличия от старого закона РК «О банках в Республике Казахстан»:

    -       определены виды банков второго уровня – государственные, депозитные, инвестиционные, банки с иностранным участием, межгосударственные банки;

    -       все банки, кроме государственных, создаются толь в форме акционерных обществ;

    -       разрешено создание ассоциация (союзов) банков;

    -       впервые дано понятие небанковского финансового учреждения, которое не является «банком», но на основании лицензии Нацбанка правомочно проводить отдельные виды банковских операций;

    -       более подробно и четко изложен порядок создания, реорганизации и ликвидации банков;

    -       введено новое понятие – «консервация банков», которое представляет собой проведение по решению Национального банка принудительных мероприятий и процедур в отношении банка в целях оздоровления его финансового положения и улучшения качества работы;

    -       предусмотрены новые виды банковских операций – клиринговые, ломбардные, выпуск платежных карточек и др.;

    -       установлены определенные требования к работникам, занимающим руководящие должности в банке;

    -       введен запрет на предоставление льготных условий лицам, связанным с банком особыми отношениями;

    -       принятие новых законодательных актов в банковской сфере;

    -       ужесточение контроля и требований со стороны Национального банка РК к созданию и функционированию банков второго уровня – установленного с 15.04.1995 года минимального размера уставного фонда эквивалентного 1,5 млн. долларов США для банков, получающих лицензию на проведение валютных операций, привлечение вкладов населения и открытие филиалов;

    -       утверждение Правлением Нацбанка РК (с дальнейшими изменениями и дополнениями) Положение о ликвидации банков в Республике Казахстан от 09.02.1996г., правил выдачи, отзыва разрешения на создание, реорганизацию банка, лицензии на проведение банковских операций и иной банковской деятельности, их аннулирования и приостановления, дачи, отзыва, согласия на открытие, слияние филиалов и открытие представительств банка от 29.02.1996г., положения о пруденциальных нормативах от 29.02.1996г., положения о консервации банков в РК от 29.02.1996г., положения об основных условиях деятельности инвестиционных банков и операций банков с ценными бумагами от 28.03.1996г., положения об условиях приобретения и осуществления права контроля над банком от 28.03.1996г., положения о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам от 10.05.1996г. (в новой редакции от 12.12.1996г.), положения о порядке принудительного выкупа и продажи акций банка, имеющего отрицательный размер капитала, от 31.12.1996г. – все это подтвердило стремление государства усилить контроль над банковским сектором и привело к тому, что количество банков в Казахстане стало сокращаться.

    Нестабильное финансовое состояние банков Казахстана в настоящее время вынуждает Национальный банк и Центральные органы власти Республики Казахстан осуществлять вмешательство в банковскую среду с целью поиска путей выхода из кризиса. Центральными органами власти Республики Казахстан было произведены ликвидация и объединение неплатежеспособных и находящихся в кризисном положении крупных банков республики, имеющих широкую сеть филиалов – это, в целом, с одной стороны вызывает определенные опасения в плане ограничения прав собственников, а с другой – внушает надежду на скорый выход из финансового и банковского кризиса.


    1.2 Банки и банковская система развитых стран


    Сущность и функции банковской системы. Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные операции, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, посреднические сделки, управление имуществом и множество других операций. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохазяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

    Банк – это автономное, независимое, коммерческое предприятие. В этом главное в понимании его сущности. Конечно, банк – это не завод, не фабрика, но у него, как у любого предприятия есть свой продукт. Продуктом банка является, прежде всего, формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.

    В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

    На сегодняшний день банк определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (ссуд, займов), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Проще говоря, банки – это организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от имени на условиях возвратности, платности и срочности.

    Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, регулирует экономику и является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют различные виды банковских операций и услуг.

    Таким образом, можно сказать, что основная функция банковской системы – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

    В создании новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика, с помощью нее осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки и т.д. Банки призваны выполнять множество специальных функций. К их числу также относится проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими, т.е. те услуги, без которых сегодня не обойтись деловому человеку.

    Кейнс сравнивал банковскую систему с кровеносной системой организма, а капиталы – с кровью, питающей различные его части. Он считал, что государство, регулируя с помощью банков движение потоков финансовых средств, может воздействовать на национальную экономику и оказывать поддержку тем отраслям, которые отстают от общего развития.

    Таким образом, мы подходим к более глубокому пониманию роли банковской системы, т.е. к тому, что важнейшая ее задача – создание и функционирование рынка капитала, как основного звена национальной экономики, определяющего в целом ее развитие.

    Структура банковской системы. В странах с развитой рыночной экономикой сложилась следующая структура банковской системы:

    -       Центральный (эмиссионный) банк;

    -       Коммерческие банки:

    -       Универсальные банки;

    -       Специализированные банки;

    -       Инвестиционные банки;

    -       Сберегательные банки;

    -       Инновационные банки;

    -       Ипотечные банки;

    -       Банки потребительского кредита;

    -       Внутрипроизводственные банки;

    -       Небанковские кредитно-финансовые институты;

    -       Инвестиционные компании;

    -       Инвестиционные фонды;

    -       Страховые компании;

    -       Пенсионные фонды;

    -       Ломбарды;

    -       Трастовые компании и др.

    Эту структуру принято называть двухуровневой, так как основными уровнями являются ЦБ и КБ.

    Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия – 50%, Япония – 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот – основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетные обслуживание бюджета государства.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.