МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пути увеличения кредитного потенциала коммерческого банка

    Коммерческие банки в условиях конкурентной борьбы на рынке кредитных ресурсов должны постоянно заботиться как о количественном, так и о качественном улучшении своих депозитов. Они используют для этого разные методы. При этом все банки соблюдают несколько основополагающих принципов организации депозитных операций. Они заключаются в следующем:

    депозитные операции должны содействовать получению прибыли или создавать условия для получения прибыли в будущем;

    депозитные операции должны быть разнообразными и вестись с различными субъектами;

    особое внимание в процессе организации депозитных операций следует уделять срочным вкладам;

    должна обеспечиваться взаимосвязь и согласованность между депозитными и кредитными операциями по срокам и суммам депозитов и кредитных вложений;

    организуя депозитные и кредитные операции, банк должен стремиться к минимизации своих свободных ресурсов;

    банку следует принимать меры к развитию банковских услуг, способствующих привлечению депозитов.

    К не-депозитным источникам привлечения ресурсов относятся: получение займов на межбанковском рынке; соглашения о продаже ценных бумаг с обратным выкупом; учет векселей и получение ссуд у Центрального банка; продажа банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг; получение займов на рынке евродолларов; выпуск капитальных нот и облигаций.

    В условиях становления банковской системы России большинство этих не-депозитных источников привлечения ресурсов не получили развитие. Российские банки из этих источников в основном используют межбанковские кредиты и кредиты Банка России. На рынке межбанковских кредитов продаются и покупаются средства, находящиеся на корреспондентских счетах в ЦБ РФ. Кредиты ЦБ РФ в настоящее время большей частью предоставляются коммерческим банкам в порядке рефинансирования, т.е. по сути дела распределяются. Только 10% централизованных кредитов предоставляются банкам на конкурсной основе.

    Централизованные и межбанковские кредиты удобны тем, что они поступают в распоряжение банка-заемщика практически немедленно и не требуют резервного обеспечения, поскольку не являются вкладами. Как показывают статистические данные по 100 крупнейшим банкам России, доля централизованных и межбанковских кредитов в общей сумме пассивов банков колеблется от 0.19% до 61.5%.[73]

    Значение рынка межбанковских кредитов состоит в том, что, перераспределяя избыточные для некоторых банков ресурсы, этот рынок повышает эффективность использования кредитных ресурсов банковской системы в целом. Кроме того, наличие развитого рынка межбанковских кредитов позволяет сосредотачивать в оперативных резервах банков меньше средств для поддержания их ликвидности.


    Таблица 3.1.2

    Динамика основных показателей российского банковского сектора


    2007     

    2008     

    2009

    2010*   

    2011*   

    2012*

    Активы, млрд руб.

    20,125  

    28,022  

    28,238  

    32,357  

    37,527  

    44,364

    Объем выданных кредитов, млрд руб.

    12,287  

    16,527  

    16,701  

    19,461  

    23,106  

    27,728

    Депозиты, млрд руб.

    11,912  

    14,403  

    15,733  

    18,758  

    21,873  

    25,879

    * – Прогноз.

    Источник: ЦБ России, ВТБ Капитал


    Стратегическим приоритетом Группы ВТБ в целом в отчетный период оставалось развитие ключевых направлений бизнеса. Завершив процесс становления розничного бизнеса на основе ВТБ24 и инвестиционного бизнеса на основе ВТБ Капитала, Группа начала получать отдачу от данных инвестиций.

    В отчетном периоде ВТБ Капитал значительно укрепил свои позиции в качестве лидера российского инвестиционно-банковского рынка. В то же время ВТБ24, являясь вторым по величине розничным банком в России, продолжил развивать конкурентоспособную линейку продуктов на основе своей разветвленной сети продаж.

    Доход от основной деятельности, определяемый как сумма чистого процентного дохода до создания резервов и чистого комиссионного дохода, продолжал стабильно расти, увеличившись на 31,4% до 122,1 млрд рублей по итогам девяти месяцев 2009 г. по сравнению с 92,9 млрд рублей за аналогичный период 2008 г. Чистый процентный доход до создания резервов вырос на 32,1% до 107,4 млрд рублей по сравнению с 81,3 млрд рублей за аналогичный период прошлого года, чистый комиссионный доход увеличился на 26,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 14,7 млрд рублей. Чистая процентная маржа продолжала восстанавливаться, достигнув 4,4% в третьем квартале 2009 г. по сравнению с 4,3% во втором и 4,1% в первом квартале 2009 г.[82]

    В течение отчетного периода Группа продолжала уделять значительное внимание повышению эффективности своего бизнеса. Показатели издержек в третьем квартале 2009 г. оказались лучше ожиданий. Численность персонала Группы была снижена на 4,4% с 41 992 сотрудников по состоянию на конец 2008 г. до 40 142 на конец третьего квартала 2009 г. В результате, показатель соотношения расходов и доходов от основной деятельности снизился до 43.0% по итогам девяти месяцев 2009 г. с 50,7% в аналогичном периоде прошлого года.[82]

    Улучшение качества кредитного портфеля остается одной из проблем ВТБ 24, которая требует незамедлительного решения в условиях существующего нестабильного состояния экономики. Несмотря на серьезный спад в экономике, объемы кредитования остаются на стабильном уровне при сохранении высокого уровень дисциплины в управлении рисками.

    По итогам девяти месяцев 2009 г. объем кредитного портфеля до вычета резервов вырос на 3,0% до 2 728,8 млрд рублей, объем розничных кредитов увеличился на 8,7%, объем корпоративных кредитов – на 2,0%.[79]

    Расходы на создание резервов за первые девять месяцев 2009 г. превышают аналогичный показатель прошлого года, но темпы роста данных расходов, достигнув пика, начали снижаться. В третьем квартале расходы на резервирование составили в годовом исчислении 4,3% кредитного портфеля, что ниже, чем в первом (7,1%) и во втором (6,6%) кварталах 2009 г. Резерв под обесценение кредитов увеличился за девять месяцев 2009 года до 7,9% валового объема кредитного портфеля по сравнению с 3,6% на конец прошлого года.

    Начиная с данного отчетного периода ВТБ раскрывает информацию о качестве активов, включающую данные о неработающих кредитах (non-performing loans). Доля неработающих кредитов в совокупном кредитном портфеле до создания резервов составила 7,8%, увеличившись в третьем квартале на 1,8 процентного пункта с 6.0% на 30 июня 2009 г. Банк продолжает проводить взвешенную политику в области формирования резервов, объем созданных резервов превышает размер неработающих кредитов на конец третьего квартала 2009 г.[77]

    По итогам девяти месяцев ВТБ зафиксировал существенный приток клиентских средств. Объем средств на счетах клиентов (за вычетом средств Минфина РФ) увеличился на 30,5% до 1 438,4 млрд рублей по сравнению с 1 101,9 млрд рублей на конец 2008 г. Объем розничных депозитов вырос на 21,5% до 430,2 млрд рублей с 354,1 млрд рублей на конец 2008 г. Доля группы ВТБ на рынке депозитов физических лиц увеличилась до 6,0% по сравнению с 5,7% на конец декабря 2008 г. Таким образом, розничный банк Группы, ВТБ24, продолжает опережать своих конкурентов на рынке. Средства на счетах корпоративных клиентов и органов государственной власти (без учета депозитов Минфина РФ) возросли на 34,8% до 1 008,2 млрд рублей по сравнению с 747,8 млрд рублей на конец 2008 г.

    Доля краткосрочных займов, привлеченных от государства, в обязательствах Группы снизилась с 19,0% по состоянию на конец 2008 г. до 10,2% на 30 сентября 2009 г.

    Чистый убыток группы ВТБ за девять месяцев 2009 г. в размере 45,5 млрд рублей в основном обусловлен высоким уровнем расходов на создание резервов.[77]

    Увеличение капитала в третьем квартале 2009 г. значительно укрепило капитальную базу Группы. В результате коэффициент достаточности капитала Группы достиг 19%, а достаточность капитала первого уровня составила 14%. Стабильная структура баланса ВТБ дает его акционерам и держателям долговых инструментов дополнительную уверенность в способности Группы противостоять возможным экономическим шокам, а также в том, что ВТБ обладает достаточным капиталом для развития бизнеса в условиях восстановления экономики.

    Таким образом, основные проблемы, с которыми на сегодняшний день сталкивается банк ВТБ 24, выглядят следующим образом:

    сохранение доверия клиентов;

    повышение эффективности бизнес-процессов и качества банковского обслуживания;

    оптимизация системы продаж;

    предоставление клиентам возможности совершать операции с использованием интернета, мобильной связи и т.д.

    Важнейшим направлением развития розничного бизнеса стал переход от предложения населению отдельных банковских продуктов и услуг к комплексной модели взаимодействия с клиентами, которая позволяет удовлетворить большинство их потребностей в сфере финансовых услуг. Такой подход обеспечит увеличение перекрестных продаж и доходов темпами, опережающими рост рынка.

    Ориентированная на клиента модель бизнеса наилучшим образом позволяет банку воспользоваться своими конкурентными преимуществами: широкой клиентской базой, например за счет внедрения зарплатных проектов, обширной сетью точек продаж, сильным брендом, высокой степенью доверия населения.

    Подытожим проблемы в области формирования кредитного потенциала банка ВТБ 24 на сегодняшний день:     

    отсутствие специального законодательства, регулирующего отношения в области потребительского кредитования. Отношения в данной сфере регулируются только лишь законом «О банках и банковской деятельности» и законом «О защите прав потребителей».

    Нет простого механизма возврата денег инвестору в случае несостоятельности заемщика. Стоимость таких ошибок очень велика: потеря основной суммы долга, судебные издержки, административные издержки, потерянное время и т.д.

    Проблемы классификации. Необходима достоверная оценка потенциального заемщика, отсечение «плохих» заемщиков. Неверная классификация порождает проблему обеспечения возврата средств заемщиком в принудительном порядке.

    Проблема залога. Механизм реализации залога – неудобное и дорогостоящее занятие. Отсутствие регистрации залога движимого имущества позволяет продать или повторно заложить недобросовестным заемщиком заложенное имущество.

    Проблема оценки реальных возможностей поручителей. Не секрет, что большинство российских банков решают вопрос снижения своих кредитных рисков путем простого переноса их на поручителей заемщика. При этом нередко поручителями, особенно при крупных размерах кредита, являются различные юридические лица (как крупные, так и средние и малые предприятия).

    В контексте будущих пластиковых кредитов такая практика будет применяться повсеместно, поскольку удобно выдать заемщику пластиковую карточку, а в случае каких – либо затруднений с возвратом кредита востребовать его с поручителя – предприятия, на котором он работает. На первый взгляд это должно решить проблему, но если более широко рассмотреть вопрос, то данная кредитная политика не гарантирует успеха в той степени, на которую полагаются банки.

    Рассмотрим общие положения, которыми руководствуется кредитор. Будем считать, что поручительство имеет определенную стоимость. Для простоты будем считать стоимость поручительства равной рыночной стоимости предприятия (или рыночную стоимость материальных ценностей и их ликвидность поручителя – физического лица). Но дело в том, что рыночная стоимость, как предприятия, так и имущества является величиной непостоянной. Она, в основном, зависит от динамики экономики. Т.е. на фазе экономического подъема рыночная стоимость увеличивается, а на стадии экономического спада стремительно уменьшается. Т.е. при оценке необходимо учитывать будущую динамику. Возникает необходимость привлечения экспертов для прогнозирования макроэкономической ситуации.

    Только таким образом можно адекватно оценить будущую «стоимость» поручительства на момент погашения кредита.

    Сокращение доходов населения, в том числе заемщиков банков, напрямую влияет на способность клиентов возвращать кредиты и может привести к росту просроченной ссудной задолженности. В связи с этим изменены условия предоставления отдельных кредитных продуктов. Однако речь идет не об ужесточении условий кредитования, а больше об их оптимизации, так как упомянутые меры могут помочь заемщикам избежать принятия на себя чрезмерной долговой нагрузки. Таким образом, шаги по изменению условий кредитования в ВТБ 24 носят предупредительный характер и осуществляются для предотвращения проблем заемщиков, а также для сохранения качества кредитного портфеля.



    3.2 Рекомендации по повышению эффективности использования кредитного потенциала в ЗАО ВТБ-24


    В последние несколько лет российский банковский рынок переживал период бурного роста. В условиях ажиотажного спроса на кредитные продукты со стороны бизнеса и населения банки наступательно увеличивали объемы сделок, стремясь как можно стремительнее нарастить долю рынка. Но текущие объективные экономические процессы в России и в мире потребуют от банков изменить приоритеты. Теперь на первое место выходит качество кредитных портфелей, а также результативность банковского бизнеса в целом.

    Влияние кризиса на игроков российского банковского рынка, как и на их зарубежных коллег, оказалось огромным. Недостаток ликвидности лишил российские кредитные институты доступа к недорогим и длинным финансовым ресурсам западных банков, были ограничены и возможности национальных игроков фондирования на внутреннем рынке.

    Но самой серьезной проблемой, с которой столкнулись банки в результате кризиса, стал рост объемов «плохих» долгов. Его спровоцировал экономический спад, в результате многие заемщики начали испытывать финансовые трудности и потеряли возможность обслуживать взятые ранее кредиты. По данным ЦБ РФ, в сентябре 2008 года общий объем просроченных кредитов составлял порядка 1,5% общего кредитного портфеля участников российского банковского рынка, а к сентябрю 2009 года этот показатель достиг 4,8%.[74]

    Для того чтобы покрывать будущие обязательства, банки были вынуждены наращивать отчисления в резервы. Эти средства отчислялись из прибыли, что сказывалось на результатах работы кредитных институтов. Впрочем, эта ситуация скоро изменится. По мнению первого зампреда ЦБ России Алексея Улюкаева, банки начнут восстанавливать потерянную прибыль в 2010 году.[81]

    Сами банкиры настроены еще более оптимистично. По словам президента – председателя правления ВТБ Андрея Костина, переломным для банка оказался III квартал 2009 года. «Ситуация стала улучшаться вместе с ростом экономики. Это позволило банку выйти из убыточной полосы в полосу прибыльную. Мы считаем, что такие позитивные результаты могут сохраниться до конца этого года», – заявил он на встрече с российским президентом Дмитрием Медведевым в октябре.[74]

    Настолько радужные прогнозы всецело обоснованны. Банки всего только необходимо оперативно отреагировать на трансформацию текущих условий, кардинально пересмотрев принципы своей работы как с корпоративными, так и с розничными клиентами.

    В целом эти изменения можно свести к нескольким основным пунктам. Во-первых, банкам необходимо уделять гораздо больше внимания качеству кредитных портфелей, стараясь минимизировать свои риски. Во-вторых, кредитным институтам скорректировать продуктовые линейки по всем направлениям своей деятельности. Наконец, в текущих экономических условиях большинству кредитных институтов начать активно работать над оптимизацией бизнес-процессов и повышением эффективности своей деятельности.

    Кроме того, необходимо отметить работу с проблемной задолженностью, которую необходимо провести банкам. Крупнейшие финансовые институты страны уже создают собственные структуры по управлению «плохими» долгами. Так, работой с проблемными активами Сбербанка занимается «Сбербанк Капитал», Внешэкономбанка – «ВЭБ Инвест», группы ВТБ (ЗАО ВТБ 24 в том числе) – «ВТБ Долговой центр».

    Столкнувшись с резким ростом просрочки, а также удорожанием фондирования, банкам нужно стать более консервативными и снизить долю рисковых операций. Большинство крупнейших игроков поставили своей целью не достижение определенного объема по кредитным портфелям, а гарантию возврата выданных средств. Поэтому одним из ключевых изменений должно стать ужесточение требований к заемщикам.

    Еще в прошлом году кредитные условия пересмотрели практически все крупные банки: Сбербанк, ВТБ, Альфа Банк, Газпромбанк, МДМ Банк и другие. Подробности банки не раскрывали, однако известно, что в первую очередь изменились процентные ставки, увеличившись на несколько пунктов. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по кредитам предприятиям в середине 2007 года составляла чуть выше 9% годовых. На пике кризиса стоимость кредитов на рынке достигала 20-25% годовых, а в октябре 2009 года ставка составляла порядка 14-16% годовых. Подорожали и многие другие продукты и услуги, например, выросли комиссии за обслуживание депозитов.[84]

    Еще одно важное изменение непременно должно коснуться сроков кредитования. Банку ВТБ 24 теперь нужно выдавать краткосрочные кредиты (на срок до года, максимум – до трех лет), практически полностью отказавшись от долгосрочного инвестиционного кредитования.

    Банки, продолжающие активно работать на рынке кредитования, стали более тщательно оценивать платежеспособность клиентов. Те, кто ранее использовал скоринговые модели оценки заемщика (например, при кредитовании компаний малого и среднего бизнеса), отказались от этой практики, начав работать с каждым заемщиком индивидуально.[81]

    Для того чтобы отсечь потенциально ненадежных заемщиков (по данным ЦБ, хуже всего ситуация с задолженностью по кредитам обстоит у компаний, работающих в следующих отраслях: торговля, добыча энергоресурсов, автопром, авиатранспорт, а также строительная), ВТБ 24 принципиально важно внимательно анализировать предыдущий опыт работы каждой компании, а также оценивать перспективы ее дальнейшей деятельности. Для нестабильных клиентов в результате вводятся заградительные меры, например, существенно повышаются ставки или ужесточаются условия кредитования. Многие банки уже начали неохотно кредитовать представителей «проблемных» отраслей, сконцентрировавшись на работе с предприятиями, получающими поддержку государства.

    Также необходимо значительно ужесточить требования и к залоговому имуществу, например, увеличить дисконты при оценке залогов. Кроме того, кредитные институты нужно ограничить удельный вес товарного оборота в общей залоговой массе в качестве основного обеспечения по кредиту.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.