Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов коммерческими банками на примере ОАО "Уралсиб"
Для определения объема
и источников поступлений наличных денег в кассы и направлений их выдачи
коммерческие банки составляют прогнозы кассовых оборотов. Прогноз кассовых
оборотов составляется по источникам поступления и направлениям выдачи наличных
денег [15].
Содержание прогноза
кассовых оборотов по символам прихода и расхода соответствует номенклатуре
символов «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных
организаций» (форма № 202) [15]. Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в
кассы банков и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам.
Итоги кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату
сообщаются расчетно-кассовому центру, где открыт корреспондентский счет
коммерческого банка. Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых
оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым
кредитным организациям. Расчеты осуществляются ежеквартально с разбивкой по
месяцам. На основании этих прогнозов РКЦ Банка России обеспечивают операционные
кассы коммерческих банков денежной наличностью.
В кассах коммерческих
банков наличные деньги хранятся в суммах, необходимых лишь для выполнения
текущих операций клиентов. Остаток денег в кассе лимитируется. В случае
недостатка денежной наличности в кассе коммерческий банк составляет специальный
расчет на подкрепление своей операционной кассы, который доводится до
расчетно-кассового центра. Здесь сосредоточены запасы денежной наличности. При
недостатке средств деньги из резервных фондов РКЦ перечисляются в операционную
кассу коммерческого банка в виде подкрепления; при превышении лимита деньги
сверх лимитного остатка возвращаются в РКЦ.
Для максимального
привлечения наличных денег в свои кассы учреждения банков за счет
своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного
раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка
ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Периодичность и круг
предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка
самостоятельно в зависимости от выполнения предприятиями требований порядка
ведения кассовых операций. При планировании проверок учитывается информация
налоговых органов о фактах нарушения предприятиями условий работы с денежной
наличностью, установленных в ходе документальных проверок налогового
законодательства. При проверке ведения кассовых операций на предприятии
рассматриваются [15]:
• ведение кассовой
книги, ежедневный отчет кассира по произведенным кассовым операциям в
соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-денежными ведомостями,
их оформление;
• полнота
оприходования денежной наличности, полученной в банке. При этом учитывается
соответствие записей в кассовой книге данным банка (по суммам, полученным из
банка и сданным в банк);
• целевое
использование наличных денег, полученных в банке (на цели, указанные в чеке);
• расходование
наличных денег из выручки на основании письменных заявлений клиентов с учетом
требований порядка ведения кассовых операций, состояния расчетов и остатка
кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк
невыплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот;
•
соблюдение на каждый день проверяемого периода (как правило, за квартал)
установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной
выручки, своевременность возврата в банк невыплаченных в срок средств на оплату
труда и социально-трудовых льгот;
•
осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
К предприятиям, не
соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью,
применяются меры ответственности, предусмотренные законодательным и иными
правовыми актами Российской Федерации.
Территориальные
учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по
организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка
ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
2.3
Современные способы и технологии банковского обслуживания
Несмотря на то, что банк является по своей сути
консервативным учреждением, банковские технологии, продукты и услуги не
являются застывшими категориями: они совершенствуются в соответствии с веяниями
времени, развитием научно-технического прогресса и, прежде всего,
интернет-технологий.
Если еще пятнадцать лет назад банки только начинали
внедрять электронную систему расчетов Клиент-Банк, позволяющую принимать для
оплаты платежные поручения клиентов и отправлять выписки по их лицевым счетам в
рамках локальной сети банка, то сегодня клиент может полностью управлять своим
счетом посредством интернета в режиме реального времени.
Рассмотрим услуги дистанционного управления своим расчетным
счетом, предлагаемые крупнейшими российскими банками.
Дистанционное обслуживание клиентов Сбербанка России
осуществляется на основе [37]:
-
Автоматизированной системы «Клиент-Сбербанк»;
-
Автоматизированной системы «Voice-информатор».
Система “Клиент-Сбербанк” позволяет клиенту осуществлять
операции по своему счету, а также получать текущую информацию о состоянии счета
непосредственно из офиса без посещения операционного зала банка. Использование
самых современных технологий позволяет максимально защитить клиента от
несанкционированного доступа к счету или потери информации. Формат данных,
используемых в системе “Клиент-Сбербанк”, позволяет достаточно просто
импортировать в систему информацию из внешних баз данных клиента, что упрощает
процесс формирования платежных документов и обработки банковской выписки.
Продуманный интерфейс программы позволяет легко и просто пользоваться всеми
преимущества этой системы. Для связи с банком могут быть использованы
телефонная связь (модемный доступ) и доступ через Интернет.
При работе с системой различным категориям пользователей
могут быть назначены различные права, что обеспечивает дополнительный уровень
защиты от несанкционированного использования программы. Широкие возможности
интеграции с популярными программными продуктами позволяет просто и эффективно
обеспечить интеграцию АС “Клиент-Сбербанк” с принятыми в компании программными
продуктами, автоматизирующими основную деятельность.
Дополнительно система «Клиент-Сбербанк» помогает решать
следующие задачи:
- предоставление оперативной информации о движении денежных
средств по региональным счетам, по счетам филиалов и дочерних компаний;
- контроль банковских счетов филиалов и дочерних компаний;
- контроль работы филиалов или дочерних компаний путем
ведения сметы платежей.
Преимущества автоматизированной системы «Voice-информатор»:
- позволяет экономить время за счет оперативного доступа к
информации о банковских счетах;
- получение актуальной информации о банковских счетах
возможно в круглосуточном режиме;
- не требует затрат на приобретение оборудования и проста в
использовании (необходим обычный кнопочный телефон с тоновым набором);
- безопасность системы обеспечивается набором клиентом
личного пароля и кода, что полностью исключает возможность получения
конфиденциальной информации о состоянии счета неуполномоченными лицами;
- позволяет своевременно получать информацию о наступлении
срока платежа (срок погашения кредита), что помогает вовремя произвести платеж
и избежать просрочки.
ОАО Банк «ВТБ» предлагает корпоративным клиентам [38]:
- систему "Электронный банк" - предоставление
клиенту возможности проведения безналичных расчетов и иных операций с
использованием электронных документов, в том числе электронных платежных
документов, путем подготовки и отправки в банк, а также получение из банка
пакетов электронных документов по открытым каналам связи. Вся передаваемая по
каналам связи информация шифруется и подписывается электронной подписью. В
системе "Электронный банк" используются сертифицированные средства
криптографической защиты информации. Система помогает пользователю правильно
заполнять поля документов и ведет архив переданных и полученных материалов.
Кроме того, система "Электронный банк" оснащена справочной
информацией;
- услугу "Расчетный центр клиента" -
специализированный банковский сервис, позволяющий клиенту оперативно получать
информацию о состоянии его счетов, а также счетов его структурных подразделений
и дочерних структур в банке с возможностью оперативного управления этими
счетами по электронным каналам связи. Услуга "Расчетный центр
клиента" предназначена: а) для крупных холдинговых компаний, в состав
которых входят различные юридические лица, находящиеся в пределах одного или в
разных регионах России; б) для крупных компаний, имеющих разветвленную
филиальную сеть в различных регионах России. Основными возможностями услуги
"Расчетный центр клиента" являются: контроль операций после их
совершения (получение расширенной выписки); предварительный контроль расчетных
документов подчиненных клиенту филиалов и дочерних компаний на предмет
соблюдения расходования средств по назначению платежа и в пределах сумм,
установленных для них бюджетами или лимитами, с возможностью дополнительного
автоматического или ручного акцепта платежей контролирующими структурами
клиента; управление консолидированным бюджетом; прямое управление счетами,
открытыми в регионах.
Самый впечатляющий перечень услуг по дистанционному
обслуживанию предлагает своим клиентам ОАО «Банк Москвы» [39]:
- Услуги Call–центра. 24 часа в сутки 7 дней в неделю
квалифицированное банковское обслуживание по единому круглосуточному телефону,
включающее: дистанционные продажи банковских продуктов, заполнение кредитных
заявок по телефону; профессиональные консультации по банковским продуктам,
услугам, тарифам; консультации по вопросам кредитования; общая информация о
Банке Москвы, реквизиты, адреса, контактные телефоны; курсы покупки-продажи
иностранных валют в Банке Москвы; курс Банка России, ММВБ по различным видам
валют и другие полезные сведения; текущее состояние счета; последнее движение
средств на счете; информирование о принятом кредитном решении, соединение с
сотрудником банка. По второму круглосуточному телефону осуществляется
профессиональное обслуживание держателей банковских карт. По третьему
круглосуточному телефону проводятся онлайн-консультации по вопросам работы в
системах «Банк-Клиент», «Интернет Банк-Клиент», системы Автоматического
телефонного банка ; срочная блокировка доступа в систему «Интернет-банк»; смена
ключей;
- Internet-Банкинг для организаций - это услуги по управлению
счетами организаций через Интернет и Web-браузер. Решение позволяет
корпоративным клиентам отправлять в банк все виды расчетно-платежных
документов. В Internet-Банкинге предусмотрена возможность обмена между
клиентами и банком информационными сообщениями с прикрепленными файлами.
Решение содержит справочники корреспондентов и бенефициаров, позволяя клиенту
достаточно быстро и просто создавать новые документы. Есть возможность
копирования существующих документов в новые. Предусмотрены функции обмена
документами с бухгалтерскими программами клиентов, поддерживаются импорт и
экспорт всех типов документов и отчетов через обмен файлами в текстовом и
XML-формате, встроена поддержка «1С-Бухгалтерии». В Internet-Банкинге
присутствует поддержка зарплатных проектов, реализована работа с зарплатными
ведомостями для начисления зарплат на пластиковые карты сотрудников.
Предусмотрен справочник сотрудников, доступна история начисления по каждому
сотруднику;
- Автоматический телефонный банк. С помощью телефона
клиенты Банка Москвы могут оперативно получить доступ к следующей информации по
счету: текущее состояние счета; последнее движение средств на счете; приход
средств на счет за период; расход средств со счета за период; процентные ставки
по рублевым и валютным вкладам физических лиц; курсы покупки-продажи
иностранных валют в Банке Москвы; курс Банка России, ММВБ по различным видам
валют и другие полезные сведения;
- Система «Банк-Клиент» позволяет: передавать в банк
электронные копии расчётных документов, в том числе поручения на осуществление
переводов иностранной валюты в рамках внешнеторговых контрактов; получать
информацию о величине денежного остатка на счетах; получать выписки по счетам;
получать электронные копии расчётных документов по зачислению и списанию со счетов;
обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями и файлами; посылать
заявки/поручения на конвертацию/перевод иностранной валюты; получать справочную
банковскую информацию, в том числе обновления встроенных справочников
реквизитов банков; оперативно отслеживать статусы ранее отправленных в банк
документов; направлять в банк документы валютного контроля: паспорта сделок,
справки о подтверждающих документах, справки о валютных операциях, справки о
поступлении валюты РФ, а также обосновывающие и подтверждающие документы. Для
каждого клиента - юридического лица в банке настраивается необходимое
количество подписей по каждому типу документов. Предусмотрена возможность для
каждого сотрудника компании–клиента задать определенные права доступа к
банковским счетам;
- Интернет-трейдинг: с помощью информационно-торговой
системы «МОС-Брокер» клиенты получают возможность эффективно управлять своими
вложениями в ценные бумаги, непосредственно участвуя в биржевых торгах в режиме
реального времени; приобрести полный набор услуг по брокерскому обслуживанию не
выходя их своего офиса.
Следующим направлением развития современных банковских
услуг являются различные услуги, предлагаемые банками в области выпуска,
распространения и обслуживания пластиковых карт. Такие услуги можно условно
поделить на три основных блока:
1) выпуск и обслуживание корпоративных банковских карт;
2) зарплатные проекты;
3) эквайринг.
Банки выпускают и обслуживают корпоративные банковские
карты двух основных международных платежных систем - Visa International,
MasterCard International , но также распространяют и другие корпоративные карты
(например, платежной системы American Express).
Основные удобства и преимущества для клиентов по
корпоративным картам: карта - удобное и безопасное платежное средство для
оплаты представительских, хозяйственных и командировочных расходов; возможность
производить расчеты в любой стране мира; отсутствие необходимости получения
аванса на командировочные расходы; начисление процентов на остаток денежных
средств по счету клиента; предоставление выписки по счету и/или по карте по
требованию клиента; возможность установления на корпоративные карты
индивидуального лимита расходования средств и/или лимита получения наличных
денежных средств, что позволяет клиенту контролировать расходы своих
сотрудников; возможность получения наличных или срочной выдачи карты в случае
утраты карты за рубежом; услуга SMS-информирования; услуга срочного выпуска
карты; предоставление страховых полисов для карт международных систем Visa и
MasterCard (для карт категорий Gold и Platinum), Diners Club и American
Express.
Для предприятий торговли и сферы услуг банки проводят
расчеты по операциям с банковскими картами различных международных платежных
систем (эквайринг). К основным преимуществам заключения договора эквайринга
относятся: расширение клиентской базы за счет держателей платежных карт и
вследствие этого увеличение торгового оборота; удобство в обслуживании
клиентов; улучшение имиджа предприятия и выход на мировой уровень обслуживания;
снижение затрат, связанных с инкассацией, пересчетом и хранением наличных
денежных средств.
При заключении договора банк: обеспечивает предприятия
торговли/сферы услуг оборудованием, программным обеспечением, а также
расходными материалами, необходимыми для совершения операций оплаты товаров или
услуг; обучает персонал предприятия по всем вопросам, связанным с приемом
банковских карт к оплате; по факту обучения персоналу выдаются соответствующие
сертификаты; осуществляет расчеты для торгово-сервисных предприятий в
соответствии с условиями договоров - зачисление средств, поступающих от
эмитента по операциям с картой, списание и возврат средств эмитенту в случаях
отказа от оплаты товара/услуги, списание комиссии за обслуживание и т.п.;
круглосуточно информирует клиентов с помощью телефонных сервисных служб.
В настоящее время предприятиям торговли/сферы услуг
предлагается широкий спектр услуг, оказываемых банками в зависимости от рода
деятельности [44, с.17]:
- стандартная оплата по картам – применяется в случае
приобретения клиентом товара/услуги и ее немедленной оплаты. Основные
потребители данной услуги - супермаркеты, рестораны, аптеки, салоны красоты и
т.д.;
- бронирование номеров в гостинице и оплата проживания –
применяется в случае бронирования гостиниц клиентами по телефону или факсу,
оплаты проживания по факту выезда клиента из гостиницы. Также может применяться
в отсутствие клиента, если клиент выехал из гостиницы, не оплатив ее услуги в
полном объеме. Основные потребители данной услуги – гостиничные комплексы, дома
отдыха, туристические фирмы (при бронировании);
- бронирование автотранспорта и оплата за услуги аренды
транспорта – применяется в случае бронирования автотранспорта клиентами по
телефону или факсу, оплаты аренды автотранспорта, ремонта автотранспорта в
случае его повреждения во время аренды, оплаты штрафов и т.д. Списание средств
с карты может осуществляться в отсутствие клиента в соответствии с заключенным
договором аренды (например, информация о штрафе, наложенном на водителя
транспортного средства, может быть получена через несколько месяцев с даты
возврата автомобиля). Основные потребители – фирмы по прокату автотранспорта, а
также гостиницы, предоставляющие данные услуги;
- оплата товаров и услуг, заказанных по почте или факсу
(разовые платежи) - применяется торгово-сервисными предприятиями,
осуществляющими предоставление товаров и/или услуг, заказанных по почте или
факсу. В отдельных случаях получение товаров клиентами также осуществляется по
почте. Основные потребители – фирмы, осуществляющие рассылку товаров почтой,
цветочные салоны и т.д.;
- оплата товаров и услуг на постоянной основе (рекурентные
платежи) – применяется торгово-сервисными предприятиями, осуществляющими
предоставление товаров/услуг на постоянной основе, как правило, за определенный
период. Основные потребители – сотовые операторы, предприятия, предоставляющие
услуги на трансляцию кабельного телевидения, Интернет-провайдеры и т.д.
В рамках зарплатных проектов банки заключает договора с
организациями на перечисление заработной платы сотрудников на счета банковских
карт международных платежных систем Visa International и MasterCard
International в рублях, долларах США или евро. Схема взаимоотношений банка и
корпоративного клиента по организации деятельности в рамках зарплатного проекта
представлена в Приложении 9.
Основные выгоды и преимущества зарплатных проектов:
- для организации: сокращение временных затрат на выдачу
заработной платы; снижение расходов на получение, доставку и хранение наличных
денежных средств; отсутствие проблем, связанных с соблюдением ограничений на
лимит кассы; отсутствие необходимости депонирования денежных средств; удобная
процедура оформления карт (возможен выезд сотрудников банка в организацию);
участие организации в выдаче заработной платы сводится к перечислению в банк
суммы единым платежом и предоставлению необходимого списка на зачисление
средств на счета сотрудников;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|