МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Расчеты между банком и его клиентом, как особая форма безналичных расчетов

    Для зачета в соответствии с этой статьей достаточно заявления одной стороны. Этой стороной является клиент. Трактовка юридического содержания платежного документа в данном случае как заявления о зачете позволяет избежать конкуренции норм 45-й и 22-й глав ГК РФ в части исполнения обязательств. Действительно, с одной стороны, заявление о зачете прекращает обязательства сторон, но не влечет для банка новых обязательств, в отличие от распоряжения. Вот и получается, что банк не несет никакой ответственности перед клиентом в случае отказа от списания денежной суммы со счета, поскольку после такого заявления факт списания уже не имеет значения: обязательство все равно считается прекращенным.

    С другой стороны (и это очень важный момент!), зачет - это иное прекращение обязательства, нежели его исполнение. Поэтому с точки зрения возможных возражений банка против прекращения обязательства клиента следует исходить не из главы 22 ГК РФ, а из 26-й. Та же ст. 410 ГК РФ прямо предусматривает возможность зачета по заявлению одной стороны только тогда, когда срок встречного однородного требования уже наступил, либо не указан, либо определен моментом востребования.

    Таким образом, если срок погашения кредита не наступил, зачет только лишь по заявлению клиента невозможен. Поскольку действия клиента по предъявлению этого заявления банку есть не что иное, как односторонняя сделка, влекущая прекращение обязательств и банка, и клиента (п. 2 ст. 154 ГК РФ), банк может считать данную сделку ничтожной, т. е. противоречащей закону и потому не влекущей никаких юридических последствий. То же самое относится к случаю, когда клиент указал в платежном документе не то обязательство, очередь прекращения которого наступает по основному договору. Например, указан основной долг, хотя еще не погашены проценты. В этом случае банк вполне может не согласиться с зачетом, сославшись на его недопустимость при несоответствии условиям договора (ст. 411 ГК РФ).

    Естественно, стороной, заявляющей о зачете, может быть не только клиент, но и банк. Этот случай как раз соответствует в традиционной практике использованию платежного требования. Фактически платежный документ, в этом случае предъявляемый банком клиенту, требованием не является. Это только заявление банка о зачете (так же, кстати, как и заявление клиента о зачете не является платежным поручением, поскольку ни о каком поручении при зачете речь не идет).

    Отмечу очень важный момент, на который наверняка обратят внимание кредитные работники и операционисты. Раз платежный документ банка в данном случае требованием не является, как его помещать в картотеку при недостаточности средств на счете? Ответ на этот вопрос дается в порядке исполнения платежных требований при недостаточности денежных средств на счете, предусмотренном Положением N 2-П, а именно: на сумму, соответствующую остатку по счету, составляется платежный ордер. Именно этот документ в подобной ситуации является заявлением банка о зачете, а платежное требование, помещенное в картотеку, тогда уже отвечает по форме своему содержанию, т. е. действительно является требованием. Использование понятия зачета в отношениях между банком и клиентом не является новеллой с точки зрения норм гражданского законодательства. Фактически сказанное выше является распространением положений, предусмотренных ст. 853 ГК РФ, не только на обязательства, возникающие из самого договора банковского счета, но и из других сделок между банком и клиентом.

    Эту же мысль, на мой взгляд, излагает Б. Е. Семенов3, когда пишет о "прямых" платежах. Расчеты между банком и клиентом, судя по всему, являются одной из разновидностей таких "прямых" платежей, а значит, предполагают и возможность зачета.

    Однако не всегда при прекращении денежных обязательств перед клиентом следует говорить о зачете. Например, при возврате банком депозита клиенту происходит именно исполнение денежного обязательства, но платежный документ, передаваемый клиенту, по сути, является не платежным поручением, а всего лишь извещением об исполнении банком этого обязательства и о зачислении денежных средств на счет. То же самое происходит и при выполнении банком обязанности выдать кредит клиенту на основании заключенного кредитного договора. Кроме того, следует вспомнить, что при безналичных расчетах обязательства не только прекращаются, но и возникают. Например, при поступлении денежных средств на депозит речь, естественно, не идет об исполнении клиентом какого-либо обязательства перед банком. И в этом случае платежный документ, передаваемый банку клиентом, является именно платежным поручением о перечислении денежной суммы с текущего банковского счета клиента на его же депозитный счет. То есть при перечислении денежной суммы в депозит в качестве получателя клиент указывает самого себя. К данному случаю применимы все нормы, касающиеся исполнения платежных поручений и предусмотренные главой 46 ГК РФ. Очевидно, в данном случае депозитный счет должен быть указан в качестве счета получателя в платежном поручении клиента.

    Богу - богово, кесарю - кесарево


    В своих рассуждениях я не претендую на истину, а высказываю лишь гипотезу, позволяющую дать стройную, на мой взгляд, юридическую конструкцию расчетов между банком и клиентом. Однако из всего сказанного выше с практической точки зрения можно сделать несколько очень важных выводов.

    Во-первых, совершенно бессмысленно спорить с клиентом, пытаясь заставить его полностью оформить платежное поручение, которое, как уже говорилось выше, является всего лишь заявлением о зачете. Для действительности этого заявления достаточно исполнения двух условий: чтобы срок обязательства перед банком наступил и чтобы банк мог на его основании однозначно идентифицировать то обязательство, которое подлежит зачету. Тем более что принятие этого заявления вовсе не обязывает банк с ним соглашаться. Если банк, например, считает, что очередность прекращения обязательств при этом нарушается, он может вручить клиенту свой документ, извещающий его о нарушении, и заявляет о зачете со своей стороны исходя из той очередности, которая предусмотрена условиями договора, с указанием соответствующих сумм и обязательств.

    Во-вторых, на случаи, когда расчеты между банком и клиентом нельзя квалифицировать ни как расчеты платежными поручениями, ни как расчеты платежными требованиями, не распространяются обязательные формы соответствующих платежных документов, предусмотренные Положением N 2-П.

    С этой точки зрения спор о платежных требованиях и мемориальных ордерах, о котором было упомянуто выше, кажется мне бессмысленным. И банк, и клиент могут разработать свои формы заявлений о зачете и предусмотреть их в учетной политике. То же самое относится и к извещению банка клиенту о платеже, например, при возврате депозита или выдаче кредита. И, конечно же, вполне возможно и даже целесообразно для этих целей использовать в качестве основы соответствующие формы платежных поручений и платежных требований, предусмотренные Положением N 2-П, без указания в них счетов плательщика либо получателя для соответствующих случаев.

    В-третьих (и это самый важный вывод), давно назрела необходимость разграничения документооборота в целях бухгалтерского учета, с одной стороны, и безналичных расчетов и ведения банковских счетов, с другой стороны. Как уже отмечалось выше, эти сферы деятельности банка имеют принципиально различные задачи, регулируются разными отраслями права и предполагают разные механизмы ответственности.

    Бухгалтерский учет - внутренняя (я бы даже сказал - "интимная") сфера деятельности банка, носящая обеспечительный характер для выполнения банком своих уставных задач. Бухгалтерский учет относится исключительно к области административно-правового регулирования. Соответственно, за ненадлежащее ведение бухгалтерского учета банк несет прежде всего административную ответственность. Информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета, представляет собой коммерческую тайну и не может быть раскрыта иным участникам гражданско-правовых отношений, за исключением владельцев банка и аудиторов. Ведение безналичных расчетов и банковских счетов - это внешняя сфера деятельности банка, банковские операции, предусмотренные законодательством, выполняемые банком в целях оказания соответствующих услуг клиентам и носящие в какой-то мере публичный характер. Эта сфера относится прежде всего к области гражданско-правового регулирования и, соответственно, предполагает гражданско-правовую ответственность за нарушения соответствующих правил и договорных обязательств.

    Вместе с тем, здесь применяется и административный механизм ответственности в той мере, в какой это необходимо для защиты прав клиентов как потребителей банковских услуг. Информация, содержащаяся в документах, применяющихся в безналичных расчетах и при ведении банковских счетов, представляет собой банковскую тайну и не может быть раскрыта иным участникам гражданско-правовых отношений, за исключением тех участников безналичных расчетов и владельцев банковских счетов, к которым эта информация относится. Упомянутые принципиальные различия, очевидно, исключают возможность отождествления документов бухгалтерского учета и документов по безналичным расчетам и ведению банковских счетов.

    Правда, до сих пор в нормативно-правовых актах Банка России эти понятия зачастую отождествляются. Речь прежде всего идет о Положении N 205-П.

    Так, в требованиях к порядку предъявления и оформления документов, содержащихся в части III, постоянно "смешиваются" документы, оформляемые "с участием" и "без участия" клиентов. Определяются иные требования к порядку осуществления расчетов по корреспондентским счетам и банковским счетам клиентов, несмотря на то, что формально это Положение (в соответствии со своим названием) должно регулировать правила ведения бухгалтерского учета.

    В п. 2.1, касающемся ведения аналитического и синтетического учета предусмотрено, что второй экземпляр лицевого счета является выпиской из него и передается клиенту. Поскольку лицевой счет сам по себе является регистром бухгалтерского учета и должен оформляться с указанием других бухгалтерских счетов, корреспондирующих с данным аналитическим счетом по дебету и по кредиту, получается, что клиент будет знать об оборотах по другим бухгалтерским счетам банка. О какой коммерческой тайне тут можно говорить? Ведь фактически, с точки зрения услуг по ведению банковских счетов, выписка по банковскому счету клиента должна содержать принципиально иную информацию: наименования плательщиков и получателей, их банков, суммы поступлений и списаний, назначений платежа, очередности списания, состояний картотек и т. д., а не корреспондирующих счетов бухгалтерского учета. Подобное смешение понятий бухгалтерских и "расчетных" документов вызывает сейчас различные технические проблемы, упомянутую выше проблему "транзитных" счетов, зачастую приводит к путанице.

    Объяснить это соединение правил по разным сферам деятельности можно, по всей видимости, лишь тем, что правила документооборота в банке, предусмотренные частью III Положения N 205-П, принципиально не перерабатывались со времен Советского Союза и остались фактически в "том же состоянии", что и до отмены известных всем опытным бухгалтерам Правил Госбанка N 7 от 1987 г. по ведению бухгалтерского учета в учреждениях банков. В то время это смешение было вполне естественным, поскольку никакой частной собственности еще не существовало и банки были только государственными. Соответственно, безналичные расчеты между "хозорганами" были тогда фактически частью бухгалтерского учета "учреждений банков", и в коммерческой тайне не было никакой необходимости, поскольку у всех участников расчетов собственник был один - государство. С тех пор, однако, "хозорганы" превратились в частные предприятия, а "учреждения банков" - в частные банки. Соответственно, необходимы изменения не только в части общих стандартов учета, которые у всех на слуху, но и в части документооборота. При этом правила документооборота при ведении банковских счетов целесообразно было бы исключить из действующего Положения N 205 и предусмотреть в качестве отдельного нормативного акта (инструкции или положения).


    Безналичные расчёты

    Безналичные расчеты — это расчёты (платежи), осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

    Различия в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты — специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки — члены расчетной палаты принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение. Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке. В ряде стран функции расчетных палат выполняют центральные банки. Расчетные палаты существуют также при товарных и фондовых биржах для взаимного зачета требований по заключенным здесь сделкам, что значительно упрощает и ускоряет расчеты.

    В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое распространение получила система чековых расчетов. В ряде стран континентальной Европы (Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии) преобладают жирорасчеты — разновидность безналичных расчетов вначале через специальные жиробанки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы. Сущность этих расчетов состоит в перечислении средств по особым счетам на основе поручений — жироприказов, то есть письменных распоряжений о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

    Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.

    С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций. Для своевременного перемещения средств от отправителя денежного перевода к получателю при оптовых платежных операциях используются телеграфные переводы.

    В электронной системе денежных переводов в настоящее время действуют банковские автоматы, позволяющие клиенту банка самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции: получение наличных денег со счета, внесение вклада, перевод средств по счетам и др. Некоторые банковские автоматы служат только для выдачи наличных денег.


    Хакасский муниципальный банк - банк современных возможностей


    Прошел еще один год под именем Хакасского муниципального банка. На протяжении всех 12 лет Муниципальный банк продолжает свое непрерывное развитие и становление как надежной и авторитетной кредитной организации в Республике Хакасия и ее столице - городе Абакане. Из года в год коллектив банка ведет непрерывную работу по усовершенствованию предоставляемых услуг, внедрению новых направлений деятельности, созданию комфортных условий обслуживания для каждого клиента.

    Динамика развития банка непрерывна и стабильна. Подводя итоги этого непростого года, в первую очередь необходимо отметить то, что Хакасский муниципальный банк вошел в число 294 банков из 1100 действующих кредитных организаций на территории России, которые имеют Генеральную лицензию. Получение Генеральной лицензии в июне 2008 года - это показатель доверия со стороны государства, подтверждение надежности и стабильности. Это результат совместных усилий участников, сотрудников, партнеров и клиентов Банка.

    Хакасский муниципальный банк это серьезная и авторитетная кредитная организация, которая зарекомендовала себя как стабильный, надежный партнер во всех направлениях деятельности. Расширяя спектр услуг, опираясь на современные возможности, банк активно работает по внедрению интернет-технологий. В связи с этим в начале марта Банк получил ряд важных лицензий на осуществление деятельности на предоставление услуг в области шифрования информации. Теперь, клиенты, открывшие расчетный счет в Муниципальном банке, получили возможность управлять своим счетом из любой точки мира, отправлять финансовые документы, получать выписки, обмениваться сообщениями с банком. Современный подход в управлении счетом коснулся не только юридических лиц и предпринимателей, но и тех, кто имеет пластиковую карту платежной системы "Золотая корона". Faktura.ru - это возможность управлять счетом 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Это возможность совершать платежи за квартиру, детский сад, обучение, гасить кредит и пр.; оплачивать сотовую связь; отправлять переводы; работать со счетом; оплачивать в режиме on-line за товары и услуги.

    В текущем году Хакасский муниципальный банк предложил своим клиентам максимально удобный способ оплаты коммунальных и прочих услуг через электронные терминалы самообслуживания. Первый терминал уже работает в головном здании банка. Еще несколько в ближайшее время будут установлены в разных районах города. Благодаря новым технологиям, клиенты получили возможность оплачивать ряд услуг не через кассу, а напрямую через терминал. Для оплаты необходимо знать лицевой счет поставщика услуг, на экране терминала вы можете увидеть текущую задолженность, внести нужную сумму и получить квитанцию с подробной информацией о совершенной операции.

    Совершенствуются так же и действующие банковские продукты. Банк предлагает все более выгодные условия по размещению денежных средств. Вклады от Хакасского муниципального банка это целый ряд программ, среди которых можно подобрать наиболее привлекательную для себя. В связи с этим банк получил Лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Это еще ряд новых возможностей: открытие обезличенных металлических счетов и металлических счетов ответственного хранения, продажа и покупка драгоценных металлов в физической форме, а также приобретение коллекционных монет из драгоценных металлов. Недавно Хакасский муниципальный банк внедрил актуальную и востребованную услугу - аренду индивидуальных сейфовых ячеек. Хранить ценные вещи в индивидуальных сейфовых ячейках - это удобно, безопасно и доступно.

    Реализуя современные подходы и решения, банк развивается вместе со своими клиентами, становится лучше, надежнее и современнее. Мы уверены, что благодаря нашим совместным стремлениям позиции Хакасского муниципального банка в сфере банковского бизнеса станут еще крепче, за счет чего мы сможем предложить еще больше возможностей для развития наших клиентов и партнеров.


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.