Разработка бизнес-плана по предоставлению ипотечного кредитования
p>Изменение организационной структуры (реструктуризация) представляется одним из инструментов вывода предприятий из кризисной ситуации. Вопрос реструктуризации особенно важен в Таджикистана, так как здесь огромное число больших предприятий - предприятий гигантов, развитие которых в их нынешнем облике просто невозможно. В третьей главе данной работы рассматриваются структур ОАО «Ориенбанка».
6.Страхование рисков
В разделе описывается вероятность наступления неблагоприятного события которого
может привести к потери части ресурсов предприятия , сокращению доходов или появления
дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности.
Поэтому при разработке бизнес-плана должны быть учтены возможные изменения рыночной
ситуации.
Банковское страхование станет
«точкой роста» финансовых рынков
Там, где кооперация страховщиков и кредитных организаций переходит
из разовых форм сотрудничества в более сложные агентские и контрактные отношения,
— а именно это сейчас и происходит в Таджикистана — рождаются инновационные продукты.
Именно они двигают вперед весь финансовый рынок и развивают финансовую культуру
населения. Об этом свидетельствует и опыт других стран. В Таджикистана, по данным
агентства «Эксперт РА», объемы банковского страхования по итогам 2006 года составили
порядка 30 млрд сомонии. Этот рынок оформился относительно недавно, однако в последнее
время становится одним из локомотивов роста страхования, а в недалеком будущем —
и всего финансового рынка.
Величина взносов по банковскому страхованию, собранных участниками
исследования «Эксперт РА», по итогам 2006 года достигла 22 млрд сомонии., а весь
рынок может превышать 30 млрд сомонии. При этом усредненная доля банковского страхования
в совокупном страховом портфеле компаний-участников составила 29%. А доля розничного
страхования рисков клиентов банков в банковском портфеле ведущих страховщиков —
около 78%, или 17,1 млрд сомонии. страховых взносов.
Данные исследования подтверждают, что основным направлением банковского
страхования по-прежнему остается страхование залогового имущества (75–85% банковского
страхования). Тем не менее отмечается повышение спроса на страхование собственных
рисков со стороны банков, что выражается в устойчивых высоких темпах роста премии
по данному сегменту страхового рынка. По итогам 2006 года лидерами российского рынка
страхования рисков банков и рисков их клиентов, связанных с банковскими услугами,
стали универсальные страховые компании федерального уровня: страховой дом ВСК, «Ингосстрах»,
РОСНО, НАСТА, Московская страховая компания.
На сегодняшний день российская банковская система является более
развитой, чем страховая отрасль. Активы крупнейших банков на порядок — то есть более
чем в 10 раз — превышают величину активов крупнейших страховых компаний. В этих
условиях банки до недавнего времени с некоторым пренебрежением относились к страховым
компаниям — как к «младшим братьям».
Еще два-три года назад объемы банковского страхования были так
малы, что не попадали в фокус внимания экспертов и аналитиков страхового рынка.
Однако в последние годы этот сегмент показал значительные темпы роста и стал привлекать
к себе повышенное внимание участников и исследователей финансового рынка. Самое
главное: меняется отношение банков — ведь именно те, кто наладит сейчас технологию
работы со страховщиками, в будущем «снимут сливки». По прогнозам аналитиков «Эксперт
РА», в ближайшие четыре года объемы кооперации банков и страховщиков вырастут не
менее чем в два раза. При этом будет увеличиваться число направлений их кооперации
и повышаться качество услуг финансовых институтов, оказываемых как физическим, так
и юридическим лицам. В выигрыше останутся в первую очередь потребители, а также
банки и страховщики, сумевшие вовремя перестроить бизнес-процессы в соответствии
с современными рыночными тенденциями.
От
простого к сложному. Процесс интеграции
банков и страховых компаний представляется аналитикам в виде трех этапов. Начальной
стадией сотрудничества обычно является предоставление услуг страхования клиентам
банка на основе обособленных договоров (страхование залогов при кредитовании, страхование
жизни, здоровья и работоспособности заемщика), страхование рисков самого банка и
размещение на банковских расчетных и депозитных счетах средств резервов страховой
компании (рис. 1).
Такая модель сотрудничества после прохождения этапа взаимного
узнавания банка и страховой компании и отваживания основных механизмов взаимодействия
может принять форму агентских отношений, предполагающую подписание соглашения о
распространении страховых услуг через агентскую сеть банка (рис. 2).
На следующем этапе отношения контрагентов входят в фазу кооперации,
цель которой — образование договорного альянса для сотрудничества во всех областях.
На этой стадии становится возможным создание общего продукта и продвижение его через
совместные каналы продаж (рис. 3).
Объемы сотрудничества банков и страховых компаний могут удвоиться
менее чем за пять лет. Пусть сейчас соотношение активов российских банков и страховщиков
— 18 к 1, а любой банк из первой десятки больше страховой компании, занимающей аналогичное
положение на своем рынке, примерно раз в десять. Страховщики могут и должны стать
в ближайшем будущем стратегическими партнерами банков, важнейшими их клиентами и
провайдерами услуг.
Комплексный
подход
Формы сотрудничества банков и страховых компаний также можно условно
разделить на три основные вида.
Страхование рисков клиентов кредитных организаций, связанных с
банковскими услугами. Сегодня это направление является доминирующим в банковском
страховании. К этому сегменту кооперации относится прежде всего страхование залогового
имущества клиентов, страхование жизни и здоровья заемщиков. В случае если речь идет
о клиенте — юридическом лице, здесь может быть реализовано страхование товаров на
складе и страхование товаров в обороте, заинтересованность в сохранности которых
проявляет не только клиент, но и банк. Рост данного сегмента подгоняют высокие темпы
роста объемов потребительского кредитования в Таджикистана. Основные надежды участники
рынка здесь возлагают на ипотечное кредитование. При аккредитации страховщиков для
работы в рамках этого направления банки очень любят использовать принцип «нефть
в обмен на продовольствие» (страхование залогов в обмен на размещение депозитов).
Более прогрессивные формы сотрудничества — страхование иных рисков, совместные продажи
и bancassurance в классическом понимании — продажа через банки долгосрочного страхования
жизни. Однако если в ряде стран Европы (Испания, Франция, Италия) именно развитие
долгосрочного страхования жизни стало основным стимулом к сотрудничеству, то в Таджикистана
данный вид страхования пока не развит. Рост российского рынка страхования жизни
сдерживается множеством факторов, среди которых наиболее значимый — это неготовность
потенциальных потребителей приобретать долгосрочные накопительные продукты. Причина
— ощущение экономической нестабильности и невозможности планирования личных финансов
на долгосрочную перспективу. Также тормозят развитие долгосрочного страхования отсутствие
существенных налоговых стимулов и низкий уровень доходов населения. Когда частные
инвесторы перейдут из краткосрочного (где они сейчас выбирают между депозитами и
ПИФами) в средне-, а потом и в долгосрочный сегмент планирования, страхование жизни
будет иметь хорошие перспективы. Тогда, возможно, banсassurance станет одним из
основных каналов его продаж наряду с агентской сетью.
Под
одним брендом
В последнее время участниками финансового рынка все чаще обсуждается
тема кобрендинга. Обычно данное понятие предполагает создание банком и страховой
компанией совместного финансового продукта и продвижение его через общие каналы
сбыта с помощью интегрированных маркетинговых усилий, а также взаимная поддер жка
и продвижение брендов. Сам термин «кобрендинг» предполагает, что оба партнера являются
обладателями известных на своем рынке брендов, сопоставимых по популярности. Наиболее
подходящим инструментом кобрендинга банка и страховой компании является банковская
пластиковая карта, на которую могут быть нанесены логотипы партнеров. Пока совместных
программ, буквально соответствующих данному термину, в Таджикистана немного. Однако,
как правило, идея совместного продукта все равно построена вокруг возможности использования
пластиковой карты, поэтому перспективы кобрендинга во многом зависят от распространения
в международных платежных систем. Рост числа держателей банковских карт должен заставить
банки взглянуть на страховщиков как на потенциальных партнеров по защите пластиковых
карт от мошенничества и оказанию новых дополнительных услуг их владельцам. Наибольшее
распространение в Таджикистане получили такие элементы кобрендинга, как использование
страховой компанией пластиковых карт банка для оптимизации процесса выплаты страховых
возмещений. Данную практику можно отнести к assurbanking — реализации банковских
услуг через каналы сбыта страховой компании. В рамках программ assurbanking некоторыми
компаниями оказывается также услуга финансового консультирования клиентов по условиям
банковских кредитных продуктов, а также страхование в кредит. Применяются и обратные
схемы кобрендинга, когда пластиковая карта банка дополняется страховыми продуктами,
например полисом страхования выезжающих от несчастного случая во время поездки или
вследствие задержки авиарейса. При этом владелец может быть застрахован от утраты
пластиковой карты или мошеннических операций с ней.
Регулирование риска работы банка. Для оценки и управления основными рисками
банк руководствуется Инструкцией №132 «О порядке регулирования деятельности банков»
от 29.10.2004г. и Инструкцией №143 «Об установлении открытой валютной позиции и
контроля, за их соблюдением уполномоченными банками РТ» от 17.10.2005г. Выполняя
требования нормативных документов, банк уделяет особое внимание минимизации существующих
рисков в банке.
7.Финансовый план
Финансовый план является основой для формирования Стратегии развития банка
на среднесрочный период и определяет основные финансово-экономические параметры
ОАО «Ориебанк#"1.files/image005.jpg">
В рамках документа спрогнозированы целевые значения важнейших финансовых показателей
(объем активов, собственного капитала, прибыли, кредитного и депозитного портфеля),
динамика структуры активов и пассивов, операционные показатели эффективности, проведен
анализ ликвидности, структуры доходов и расходов. Так, если по итогам 2007 года
суммарный объем активов банковской Группы «Ориебанк» составит 105 млрд. Сомони,
то к концу 2010 года он должен достигнуть 428,5 млрд. Сомони. За этот же период
запланировано значительное увеличение объемов кредитных портфелей: юридическим лицам
с 42,6 млрд. Сомони до 178 млрд. Сомони, физическим лицам с 26,8 млрд. Сомони до
109 млрд. Сомони. Основным финансовым результатом активного развития бизнеса банка
должно стать увеличение чистой прибыли с 2,3 млрд. сомони в 2007 году до 6,8 млрд.
Сомони в 2010 году.
ПРОГНОЗНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (в сомонии)
Финансовые показатели
|
Прогноз
На 2006г
|
в том числе
по кварталам:
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
I.ДОХОДЫ- всего:
в т.ч.
- от краткосрочных
кред.
- от валютных
кредитов
- от продажи
ресурсов
-от валютных
операций
из них:
от денежных
переводов
от конвертации
от курсовой
разницы
- от оказания
банк.услуг- всего:
из них:
за кассовое
обслуживан.
От фонда покрытия
воз-можных потерь по ссудам
II. РАСХОДЫ –всего:
в т.ч.
-процентные
расходы –всего:
из них:
по депозитам
и вкладам
за кредитные
ресурсы
-формирование
ФПВП по ссудам
Беспроцентные
расходы- всего:
в том числе:
-з/плата и дополн.выпл.
-содержание
аппар.упр.
-амортизацион.
отчисл.
-страховые платежи
-оплата услуг
аудиторов
-по валютным
операциям - всего:
из них:
от курсовой
разницы
от конвертации
-налогооблагаем.
расходы
- прочие расходы
III.БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ
Налогооблагаем.
прибыль
Налог на прибыль
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
У/вес расходов
к доходам
Рентабельность
доходов
|
99030250
17074000
18691000
2
368 250
18429387
6
563 006
6 452 736
5 413 645
38876613
5 500 000
3591000
83 728 350
5 000 000
2 500 000
2 500 000
2
400 000
76
328 350
8
600 000
30 650 000
2 000 000
24 000 000
220 000
5 700 000
2 565 500
2 250 700
1 900 000
3 258 350
15301900
17201900
4300475
11001425
84,5
11,1
|
18023505
3107468
3401762
431 021
3354148
1 194 467
1 174 397
985
283
7075544
1 001 000
653562
15 238 560
910 000
455 000
455 000
436 800
13 891 760
1 565 200
5 578 300
364 000
4 368 000
40 040
1 037 400
466 921
409 627
345 800
593 020
2784946
3130746
782687
2002259
84,5
11,1
|
21489564
3705058
2 547 580
513 910
3999177
1 424 172
1 400 244
1 174 761
8436225
1 193 500
779247
18 169 052
1 085 000
542 500
542 500
520 800
16 563 252
1 866 200
6 651 050
434 000
5 208 000
47 740
1 236 900
556 714
488 402
412 300
707 062
3320512
3732812
933203
2387309
84,5
11,1
|
27926531
4814868
3 310 680
667 847
5197087
1 850 768
1 819 672
1 526 648
10963205
1 551 000
1012662
23 611 395
1 410 000
705 000
705 000
676 800
21 524 595
2 425 200
8 643 300
564 000
6
768 000
62 040
1 607 400
723 471
634 698
535 800
918 854
4315136
4850936
1212734
3102402
84,5
11,1
|
31590650
5446606
3 745 060
755 472
5878974
2 093 599
2 058 423
1
726 953
12401640
1 754 500
1145529
26 709 344
1 595 000
797 500
797 500
765 600
24 348 744
2 743 400
9 777 350
638 000
7
656 000
70 180
1 818 300
818 395
717 973
606 100
1 039 414
4881306
5487406
1371851
3509455
84,5
11,1
|
ЭМИССИОННО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Для сохранения конкурентоспособности и привлечения клиентов ОАО «Ориёнбанк
в перспективе намечает дальнейшее проведение политики по укреплению денежного обращения,
правильной организации эмиссионно-кассовых операций и обеспечению устойчивости «сомонии».
С этой целью в 2006 году намечается обеспечение возврата наличных денег в целом
по ОАО «Ориёнбанк» не менее 100%. Работа банка в этом направлении выглядит следующим
образом:
Таблица ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ЭМИССИОННО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ (в сомонии)
Показатели
|
Прогноз
на 2006г.
|
в том числе
по кварталам:
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
Приход наличных
денег
Расход наличных
денег
Процент за кассовое
обслуживание
Процент возврата
наличных денег
Доход за кассовое
обслуживание
Прочие доходы
(перевозка и хранение ценностей)
|
850 000 000
720 000 000
1,1
118
5 500 000
800 000
|
180 000 000
150 000 000
1,2
120
1 001 000
200 000
|
210 000 000
170 000 000
1,0
123
1 193 500
200 000
|
220 000 000
180 000 000
1,0
122
1 551 000
200 000
|
240 000 000
220 000 000
1,0
109
1 754 500
200 000
|
Таблица БАЛАНС ОАО "ОРИЕНБАНК" (сомонии)
|
01.01.06
|
01.04.06
|
01.07.06
|
01.10.06
|
01.01.07
|
АКТИВ
|
|
|
|
|
|
Кассовая наличность
|
42 724 331
|
40 000 000
|
41 000 000
|
41 500 000
|
44 000 000
|
К получению
из НБТ
|
6 842 002
|
7 500 000
|
7 800 000
|
8 000 000
|
9 000 000
|
К получению
из др. банков
|
14 178 312
|
35 000 000
|
37 000 000
|
38 000 000
|
45 000 000
|
К получению
из НБТ - резервный счет
|
24 257 204
|
28 257 204
|
24 588 428
|
25 524 428
|
28 740 428
|
Всего наличность
в кассе и банках
|
88 001 849
|
110 757 204
|
110 388 428
|
113 024 428
|
126 740 428
|
Ссуды клиентам
|
120 083 884
|
136 383 884
|
149 083 884
|
165 633 884
|
174 000 000
|
Резерв на возмож-ные
потери по судам
|
5 160 645
|
5 400 000
|
5 600 000
|
5 800 000
|
6 000 000
|
Ссуды клиентам
- нетто
|
114 923 239
|
130 983 884
|
143 483 884
|
159 833 884
|
168 000 000
|
Инвестиции в
гособ-лигации и проч. цен.бум.
|
11 299 945
|
1 000 000
|
1 000 000
|
1 000 000
|
1 000 000
|
Основные средства
|
23 992 979
|
24 400 000
|
25 000 000
|
25 500 000
|
26 000 000
|
Начисленная
амортизация
|
4 294 397
|
4 300 000
|
4 500 000
|
4 600 000
|
4 700 000
|
Основные средства-нетто
|
19 698 582
|
20 100 000
|
20 500 000
|
20 900 000
|
21 300 000
|
Прочие активы
|
10 882 487
|
27 464 097
|
39 575 459
|
56 214 921
|
73 651 089
|
ВСЕГО АКТИВЫ
|
244 806 102
|
290 305 185
|
314 947 771
|
350 973 233
|
390 691 517
|
ПАССИВЫ И КАПИТАЛ
|
|
|
|
|
|
Депозиты до
востребования
|
180 856 932
|
191 800 000
|
197 000 000
|
222 200 000
|
242 600 000
|
Срочные депозиты
|
9 303 565
|
13 103 565
|
15 703 565
|
17 303 565
|
21 703 565
|
Счета к оплате
НБТ
|
1 094 053
|
1 094 053
|
1 094 053
|
0
|
0
|
Счета к оплате
- иностранные банки
|
0
|
3 000 000
|
3 000 000
|
3 000 000
|
3 000 000
|
Всего счета
к опл.
|
191 254 550
|
208 997 618
|
216 797 618
|
242 503 565
|
267 303 565
|
Прочие пассивы
|
2 016 022
|
21 185 896
|
30 541 173
|
32 658 286
|
33 967 115
|
ВСЕГО ПАССИВЫ
И
|
193 270 572
|
230 183 514
|
247 338 791
|
275 161 851
|
301 270 680
|
КАПИТАЛ
|
|
|
|
|
|
Уставный капитал
|
34 268 150
|
40 000 000
|
45 000 000
|
50 000 000
|
60 000 000
|
Резерв на будущие
операции банка
|
6 229 287
|
11 750 000
|
11 750 000
|
11 750 000
|
11 750 000
|
Резерв переоценки
имущества и инвал.
|
3 159 139
|
3 369 412
|
3 469 412
|
3 569 412
|
3 669 412
|
Резерв за счет
прибл
|
2 500 000
|
3 000 000
|
3 000 000
|
3 000 000
|
3 000 000
|
Чистая прибыль
|
5 378 954
|
2 002 259
|
4 389 568
|
7 491 970
|
11 001 425
|
ВСЕГО КАПИТАЛ
|
51 535 530
|
60 121 671
|
67 608 980
|
75 811 382
|
89 420 837
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО ПАССИВЫ
И КАПИТАЛ
|
244 806 102
|
290 305 185
|
314 947 771
|
350 973 233
|
390 691 517
|
Таблица
- О Т Ч Е Т о прибылях и убытках ОАО "Ориенбанк" (сомонии)
|
01.01.06
|
01.04.06
|
01.07.06
|
01.10.06
|
01.01.07
|
ДОХОДЫ
|
|
|
|
|
|
Процентный доход
|
19 575 619
|
6 940 251
|
15 215 166
|
25 968 743
|
38 133 250
|
|
|
|
|
|
|
Безпроцентный
доход
|
30 259 455
|
11 083 254
|
24 297 903
|
41 470 857
|
60 897 000
|
|
|
|
|
|
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
- доход от кассового
обслуживания
|
6 017 069
|
1 001 000
|
2 194 500
|
3 745 500
|
5 500 000
|
ВСЕГО
|
49 835 074
|
18 023 505
|
39 513 069
|
67 439 600
|
99 030 250
|
|
|
|
|
|
|
РАСХОДЫ
|
|
|
|
|
|
Процентный расход
|
6 499 502
|
910 000
|
1 995 000
|
3 365 000
|
4 960 000
|
|
|
|
|
|
|
Безпроцентный
расход
|
31 960 655
|
13 891 760
|
30 455 012
|
51 979 607
|
76 368 350
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
- оклады и заработная
плата
|
4 207 009
|
1 565 200
|
3 431 400
|
5 856 600
|
8 600 000
|
- налогооблагаемые
расходы
|
105 902
|
345 800
|
758 100
|
1 293 900
|
1 900 000
|
- содержание
аппарата управления
|
3 086 698
|
5 578 300
|
12 229 350
|
20 872 650
|
30 650 000
|
- прочие расходы
|
24 561 046
|
6 402 460
|
14 036 162
|
23 956 457
|
35 218 350
|
Резерв возможных
потерь по ссудам
|
5 995 963
|
436 800
|
957 600
|
1 634 400
|
2 400 000
|
ВСЕГО
|
44 456 120
|
15 238 560
|
33 407 612
|
56 979 007
|
83 728 350
|
ПРИБЫЛЬ
|
5 378 954
|
2 002 259
|
4 389 568
|
7 491 970
|
11 001 425
|
Заключения
ОАО
«Ориёнбанк» играет важную роль в экономике. ОАО «Ориёнбанк» обеспечивает аккумуляцию
временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства
и др. и передает (на условиях возвратности) денежный капитал из сфере накопления
в сфере использования. Благодаря Ориенбанка действует механизм распределения и перелива
капитала по сферам и отраслям производства, через банк мо гут быть мобилизованы
большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки
производств, строительство жилья и др.
ОАО
«Ориёнбанк» способствует экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению
оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, вы пуском кредитных орудий
обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек,
сертификатов и др.). Велика роль банка и в осуществлении денежно-кредитной политики
государства.
Банковская
деятельность — особая отрасль предпринимательской деятельности. Банки сосредотачивают
у себя огромные массы ссудного капитала, управляют им, размещают его в ссуды и получают
плату в виде процента. Банки должны создавать услуги, от личные от других услуг
предпринимательства.
Для
этого необходимы глубокий анализ потребностей рынка, способность подготовить требуемые
услуги, разработать их перечень и технологию банковских операций. Перечень банковских
услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразен, а с другой — быть
способным к восприятию и удовлетворению финансовых потребностей рынка, обеспечению
максимальной доступности их для населения и других потребителей.
Задачи
банка как предприятия связаны с удовлетворением потребностей в своих услугах народного
хозяйства и населения. Банковский продукт (ус луга) по своей природе относительно
не дифференцированный, как это имеет место на предприятиях отраслей народного хозяйства,
где выпускаются товары раз личного назначения. Банк имеет дело со специфическим
товаром — деньгами, и их услуги связаны главным образом с движением денег (ссудные,
депозитные операции, расчеты и т. д.) или сопутствуют этому движению (трастовые
операции, выдача гарантий, хранение ценностей и др.)- Им предоставлено исключительное
право на осуществление в установленном по рядке деятельности от своего имени.
Банк
в отличие от таких отраслей экономики, как промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а не производства, хотя и воздействуют
на производство только им свойственными методами (выдача, возврат ссуд, процент).
Современная
банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого
государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве
системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет
через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками
банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие
банки через свои операции, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой
государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота,
эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.
Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение
постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют
на экономику народного хозяйства самым эффективным образом. Роль банковской системы
в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем
или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы
необходима для нормального функционирования хозяйства страны.
Список использованной литературы
1.
«Бизнес – план фирмы»В.П.Буров,
А.Л.Ломакин, В.А. Марошкин издательство «ЭКМОС», 2000г.
2.
«Бизнес-планирование».
Учебное методическое пособие под ред. Н.Н. Филимоновой . Издательсво «МАГМУ» Москва
2001г.
3.
Герчикова И.Н. Менеджмент.
Издательство «Юнити, 2002г
4.
Методические пособие
по разработке бизнес- плана предприятии.
Раджабова З.С
Душанбе-2005г
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|