МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие банковской системы России в современных условиях

    В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

    20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

    С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству. Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

    В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

    С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

    С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

    Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков. В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

    Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

    В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МФСО) (см. приложение 1).

    Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

    В декабре 2003 года был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.  В развитие положений этого закона в январе 2004 года Банк России разработал нормативные акты, которые определяют порядок оценки соответствия банков критериям допуска в систему страхования вкладов.

    В настоящее время Банк России уделяет повышенное внимание ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

    Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков. С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков". В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах. С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

    В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

    Глава 2: Проблемы слияний и присоединений коммерческих

    банков в России.


    Повышенный интерес к слияниям и присоединениям коммерческих банков как форме реорганизации кредитных организаций вызван общественными процессами совершенствования российской банковской системы, создания основ для ее поступательного развития. Большое значение объединение банковских капиталов приобретает, наш взгляд, в свете вхождения России в мировое экономическое и торговое пространство, предоставление больших прав иностранным инвесторам на отечественном рынке.

     Банковский сектор экономики во всем мире претерпевает в последние десятилетия значительные изменения, характеризующиеся глобализацией финансовых рынков, интернационализацией бизнеса и диверсификацией продуктового ряда. Успешное функционирование кредитной организации в первую очередь обусловливается ее способностью правильно оценивать стремительно меняющееся внешнее окружение, выделять факторы и направления как внутреннего, так и внешнего воздействия, влияющие на условия развития бизнеса, а также своевременно и эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям. На определенном этапе развития любой хозяйствующий субъект сталкивается с необходимостью реорганизации бизнеса в ответ на изменения внешней среды функционирования.

     

    2.1Сосуществования и развитие крупных, средних и малых банков.

    В экономике Российской федерации существуют разные типы хозяйственных организаций - крупные, средние и мелкие, универсальные и специализированные. Такой структуре экономики должна соответствовать структура банковской системы, дифференцированная по размерам и специализации деятельности кредитных организаций. В этой связи необходимо формирование грамотного, научно и практически обоснованного подхода к банковскому объединению, оптимальному сосуществованию и эффективному развитию как малых, так и средних и крупных банков в зависимости от потребностей конкретного региона и экономики в целом.

    Снижение себестоимости банковского продукта одна из основных проблем управления банковским бизнесом. Развиваясь, банки выходят на такой уровень, когда сократить издержки можно только масштабированием. И выход из этой ситуации - укрупнение банковского бизнеса через поглощение одного банка другим. Однако этот процесс не стоит подталкивать искусственно, для него должны созреть прежде всего экономические условия. На наш взгляд, форсировать процесс насильственного выживания малых банков нецелесообразно.

    Ликвидация мелких банков не будет иметь глобальных последствий для банковской системы в целом, но может отразиться на развитии экономики отдельных регионов. Исследования показывают, что чем меньше капитал банка, тем выше у него доля кредитов нефинансовому сектору в общем объеме кредитов: до 3 млрд руб. - 93,5%, свыше 30 млрд руб. 80,4%. Это следствие более активного кредитования реального сектора малыми и средними банками. В структуре активов таких банков гораздо меньше вложений в ценные бумаги и векселя, потому что местные банки, как правило, не ориентированы на спекулятивные операции. Тем не менее они прибыльны, а рентабельность некоторых из них превышает рентабельность крупных банков.

    Очевидно, что малые банки столь же необходимы банковской сфере, сколь малый бизнес  всей экономике. Именно они должны брать на себя работу с малыми предприятиями, так как адекватность размеров и интересов способствует взаимопониманию и успешному взаимодействию. Более того, крупные банки предпочитают кредитовать преимущественно крупных корпоративных клиентов, в то время как мелкие банки активно кредитуют малый и средний бизнес.

      В каждом регионе собственная специфика, свой менталитет, своя история развития, которые известны местным банкам и, как правило, не всегда интересны крупным иногородним кредитным организациям. Региональные банки используют в работе всю совокупность этих знаний, вникая в деятельность предприятия, кредитуя его, обеспечивая возврат заемных средств, хотя в ряде случаев по данным бухгалтерского баланса кредитование бывает невозможно. У местного банка нет необходимости долго согласовывать решение о выдаче кредита в головных учреждениях или филиалах банка Однако полное и недорогое обслуживание в небольших региональных банках сдерживается недостаточностью их ресурсов, сложившейся диспропорцией в размещении банковского капитала на территории страны. Доверие населения и предприятий, размещающих средства в местных банках, объясняется наработанной репутацией банка и использованием этих средств на развитие экономики региона, а не перекачиванием финансовых ресурсов в центр.

    Более трети территории страны, по официальным оценкам, испытывает острейший дефицит банковских услуг. Вся глубинка, все производство в регионах держится в основном на средних и малых банках, работающих в таких скромных бизнес - секторах и нишах, где не захотят работать столичные гиганты. Региональные банки незаменимы также как платежные расчетные центры и центры, обслуживающие малое предпринимательство. Крупный банк не будет открывать филиалы в районных центрах, где недостаточен спрос на банковские услуги, так как это дорого и нерентабельно, но тем не менее совершенно необходимо, ведь за банками идет цивилизация. Таким образом, местные банки выполняют еще и своеобразную «социальную» функцию.

     Другое немаловажное преимущество малых и средних банков - их удаленность от политики. Банки в нашей стране политизированы гораздо больше, чем за рубежом. Фактически каждый крупный банк тесно связан с каким-либо крупным политическим деятелем, группировкой в правительстве или иных структурах власти. Таким образом, клиент крупного банка в определенной степени становится заложником политических интриг, далеко не всегда положительно влияющих на экономическую ситуацию в стране и финансовую устойчивость средних банков. В то же время одним из следствий низкой политизированности банка является его удаленность от бюджетных средств, крупных правительственных программ. Все это заставляет банк рассчитывать в основном на собственные силы, что для него является только благом.

    На наш взгляд, ЦБ РФ должен настороженно относиться к исчезновению каждого малого банка, особенно занимающего уникальное территориальное или специализированное отраслевое место. Стратегическая перспектива развития структуры банковского сектора должна состоять в оптимальном сочетании крупных многофилиальных банков, региональных банков средней и небольшой величины, банков, специализирующихся на отдельных услугах (потребительском кредитовании, ипотеке, кредитовании малого и среднего бизнеса), расчетных и депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций.

       Ряд банковских аналитиков считают нецелесообразным слияние мелких банков на региональном уровне. Сегодня такие банки неуязвимы перед большим капиталом как раз потому, что действительно малы и не попадают в область конкурентных отношений  крупным капиталом. Невозможно на равных конкурировать с крупным московским банком, даже объединив несколько региональных. Объединение местных банков приведет только к потере их конкурентных преимуществ: доверительных отношений с клиентурой и возможности небольшого числа собственников оперативно принимать решения и осуществлять эффективный менеджмент.

    2.2Оптимальное распределение кредитных организаций по

    территории РФ.

    Банковский бизнес развивается в основном в крупных городах и областных центрах, где существует платежеспособный спрос на банковские услуги, что приводит к постепенному расслоению территории России по объему и качеству банковских услуг. В некоторых районах банковское обслуживание даже возвращается на уровень начала 1990-х гг., когда там были только отделения Сберегательного банка.

    Владельцы большинства кредитных организаций, особенно региональных, не имеют достаточно средств для увеличения уставного капитала. Все это приводит к практически полному прекращению наращивания уровня капитализации существующих и созданию новых региональных банков. Основной формой развития региональной финансовой инфраструктуры становится открытие филиалов крупных, в основном московских банков. При этом многие региональные банки свертывают свою филиальную сеть из-за трудностей управления ею.

    Наиболее обеспечены банковскими услугами Центральный и Северо-западный федеральные округа  а подавляющее большинство банков размещаются в Москве и Московской области.

    По состоянию на май 2006 г. в Центральном федеральном округе;

    • находилось 56,5% действующих кредитных организаций, причем 91% из них  в Москве и Московской области;

    • создана самая разветвленная сеть филиалов: 211филиалов местных и 513 филиалов кредитных организаций из прочих федеральных округов;

    • на долю кредитных организаций округа приходилось 83% совокупных активов банковской системы;

    • на долю кредитных организаций округа приходилось 83% выданных рублевых кредитов и 81% привлеченных средств бюджета, юридических и физических лиц банковской системы страны.

    На начало 2006 г. (по данным ЦБ РФ) в 14 субъектах Российской Федерации (Брянская,  Курская, Липецкая, Новгородская, Орловская, Пензенская, Тамбовская, Читинская области, республики Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Тыва и Марий Эл) число действующих местных кредитных организаций не превышало двух. В 3 субъектах Рф (Еврейская АО, Чукотский АО и Чеченская Республика) такие кредитные организации на 01,01.06 г., как и в предыдущие годы, отсутствовали.

    По результатам 2005 г. наименее обеспеченным банковскими услугами'1 стал Уральский федеральный округ, сменив Сибирский федеральный округ в связи с наименьшими значениями активов и кредитов в соотношении с внутренним региональным продуктом. Среди субъектов РФ по этим показателям, как и ранее, наиболее отстают республики Ингушетия и Дагестан.

    На наш взгляд, стихийное развитие процессов слияний и присоединений российских коммерческих банков может привести к сокращению обеспеченности регионов банковскими услугами. Ориентируясь на платежеспособный спрос, филиалы кредитных организаций (созданные на базе поглощения региональных банков) выживут только в экономически развитых районах страны.

    С другой стороны, именно банковский бизнес может стать одним из локомотивов экономического развития региона. Инвестиции в развитие реального сектора повышают уровень доходов населения, который, в свою очередь, открывает возможности для развития потребительского кредитования. В совокупности все это способствует росту объемов производимого регионального продукта.

    Таким образом, одна из основных задач отдельных банков как участников процесса слияний и поглощений и особенно государственных структур направлять процесс слияний и присоединений так, чтобы обеспечивать оптимальное распределение банковских учреждений по территории РФ в соответствии с потребностями отдельных регионов и приоритетами региональной политики государства. Большую роль здесь может сыграть грамотное антимонопольное законодательство в области объединений коммерческих банков, а также комплекс мер государства (так называемые национальные проекты), направленных на поднятие уровня экономического развития отдельных регионов страны.

    Значимым может стать также предоставление со стороны государства и ЦБ РФ преференциальных условий банкам, образовавшимся в результате слияний и присоединений и работающим на развитие сети и инфраструктуры банковского обслуживания в дотационных или отдаленных регионах страны. Преференции могут быть представлены в виде временного снижения отчислений в ФОР, налоговых вычетов. получения кредитов Банка России на развитие экономики региона по сниженным ставкам, доступа банка к бюджетным, направляемым на развитие экономики региона, упрощения процедуры регистрации и открытия филиалов и дополнительных офисов в данных районах и др. При этом закрытие филиалов, образовавшихся в результате присоединения региональных банков в данных регионах, должно всячески пресекаться как государством, так и ЦБ РФ с использованием практики административного убеждения.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.