Развитие банковской системы Республики Казахстан
Нацбанк
выступал на валютном рынке в роли, как продавца, так и покупателя иностранной
валюты, однако операции по покупке иностранной валюты превалировали над
продажами, что способствовало пополнению золотовалютных резервов.
Неотъемлемой
частью валютного рынка являлся рынок наличной иностранной валюты,
представленный сетью обменных пунктов банков и юридических лиц.
Функционирование этого сегмента позволило подавить «черный рынок» и у населения
появилась возможность легального и удобного обмена валют, без риска
приобретения фальшивых денег.
Разветвленная
сеть обменных пунктов на территории республики создает конкурентную среду и
способствует расширению валютного рынка. Так, с 1993 года количество обменных
пунктов возросло с 334 до 2465 на конец 2000 года.
Рынок
наличной иностранной валюты
Годы
|
Кол-во обменных пунктов на конец периода
|
Объем чистой продажи иностранной валюты обменными пунктами, млн.
|
Доллар США
|
Немецкая марка
|
Российский рубль
|
1993
|
334
|
-
|
-
|
-
|
1994
|
1613
|
168,7
|
-
|
-
|
1995
|
2239
|
810,6
|
27,4
|
-0,3
|
1996
|
2424
|
1543,4
|
85,5
|
-0,4
|
1997
|
2522
|
2306,1
|
92,8
|
-0,7
|
1998
|
2283
|
3222,4
|
80,5
|
35,3
|
1999
|
2424
|
1562,7
|
-0,2
|
-28,8
|
2000
|
2465
|
2316,8
|
0,4
|
-43,9
|
Рынок
наличной иностранной валюты по Алматинской области.
Наименование
|
Единица измерения
|
1 квартал 2004
|
2 квартал 2004
|
3 квартал 2004
|
4 квартал 2004
|
Темп прироста
%
|
Доллар США
|
- объем покупки
|
Тыс. $
|
11325
|
7593,8
|
9452,7
|
11365,7
|
20,24
|
- объем продажи
|
Тыс. $
|
15545,5
|
8679,9
|
11335,7
|
10423,9
|
-8,04
|
Евро
|
- объем покупки
|
Тыс. евро
|
571,5
|
713,9
|
1210,2
|
1108,9
|
-8,37
|
- объем продажи
|
Тыс. евро
|
1500,6
|
1152,8
|
1430,7
|
1793,3
|
25,34
|
Российский рубль
|
- объем покупки
|
Тыс. рубль
|
4591,9
|
5027,9
|
10768
|
7931,6
|
-26,34
|
- объем продажи
|
Тыс. рубль
|
5439,8
|
4892,6
|
7383,9
|
7773,8
|
5,28
|
Развитие
финансового рынка, появление новых его участников (КУПА, брокерско-дилерские
компании, страховые компании и др.) и расширение форм и видов финансовых
инструментов также потребовало внесения изменений в валютное законодательство.
Принятие Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования» в феврале 2001 года
создало возможность выработки более гибкого механизма регулирования путей
оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых влекло бы за собой
наказание в соответствии с валютным законодательством. Изъятие субъектов
банковской и страховой деятельности из сферы малого предпринимательства
позволило усилить надзор за указанными организациями, изменить требования к их
деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и защиты
интересов потребителей.
Достижение
в Казахстане внутренней конвертируемости национальной валюты означает
возможность се обмена на любую другую иностранную валюту на внутреннем валютном
рынке. Законодательством определены процедуры конвертации национальной валюты
на иностранную валюту как для резидентов так и нерезидентов Республики
Казахстан. Для упорядочения операций на валютном рынке и недопущения
бесконтрольного оттока иностранной валюты из страны национальная валюта —
тенге, была включена в понятие валютная ценность.
В
существующем геополитическом пространстве стран СНГ срок проведения текущей
валютной операции в основном ниже или равен 120 дням. В России - 90 дней,
Украине - 90 дней, Белоруссии - 120 дней, Узбекистане - изначально капитальная.
В государствах Закавказья право снижения срока проведения текущей операции
предоставлено центральным банкам. Более высокий срок текущей операции - 180
дней - в Казахстане способствовал обращению капитала за пределами республики,
удлинению сроков исполнения обязательств, а значит, отвлечению валютных средств
из экономики нашего государства. В связи с чем, сроки проведения текущих
валютных операций были снижены до 120 дней. Данные изменения следует
рассматривать не как попытку ограничить внешнеэкономическую деятельность, а как
меру усиления контроля со стороны государства за ее проведением.
Внесены
изменения в нормативно-правовую базу, усиливающие требования к помещениям
обменных пунктов, а также применяемым техническим средствам определения
подлинности денежных знаков. Кроме того, внесенные изменения позволяют
автоматизировать работу по учету обменных операций.
В целях
приведения операций с наличной валютой в соответствии с требованиями
международной практики исключено понятие «ветхости» наличной иностранной валюты
и введены понятия «платежной» и «неплатежной» валюты с определением критериев
отнесения их к той или иной категории.
Широкое
развитие и разнообразие услуг, предоставляемых банками своим клиентам
посредством платежных карт, привело к необходимости регулирования сферы
кредитования банками второго уровня своих клиентов-нерезидентов через платежные
карты на срок более 120 дней, что нашло отражение в соответствующих нормативных
документах.
Наряду с
усилением валютного контроля изменения, внесенные в валютное законодательство,
предусматривают либерализацию мер валютного регулирования и снятие отдельных
ограничений, что стало возможным в связи со стабилизацией ситуации на валютном
рынке,
Увеличилась
максимальная сумма разового перевода, осуществляемого физическими лицами без
открытия банковского счета, максимальная сумма платежа или перс-вода денег,
осуществляемого по счету физического лица без представления подтверждающих
документов, а также сумма наличной иностранной валюты, вывозимой физическими
лицами-резидентами за пределы Республики Казахстан без представления документов,
подтверждающих легальность их происхождения, с эквивалента в 3 тысячи долларов
США до эквивалента в 10 тысяч долларов США.
Развитие
и укрепление достигнутых договоренностей в рамках Таможенного союза вызвало
необходимость унификации национального законодательства. Так, нормы валютного
законодательства приведены в соответствие с Соглашением от 24.1 1.98 г. «Об
обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ
государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими
товаров и валюты», которым предусмотрен свободный порядок (без ограничения по
сумме и представления подтверждающих документов) перемещения наличной
иностранной валюты физическими лицами-резидентами стран-участниц Таможенного
союза внутри Таможенного союза. Согласно Протоколу о порядке и норме
беспрепятственного вывоза физическими лицами государств-участников Таможенного
союза наличной иностранной валюты в третьи страны, установлена норма в
эквиваленте 1,5 тысячи долларов США для вывоза наличной иностранной валюты
физическими лицами-резидентами одной страны-участницы Таможенного союза через
территорию другой страны-участницы Таможенного союза.
Расширен
перечень оснований для приобретения иностранной валюты юридическими
лицами-резидентами на внутреннем валютном рынке и исключено ограничение для
юридических лиц-нерезидентов на покупку иностранной валюты только на средства в
тенге, полученные в результате проведения текущих валютных операций.
Увеличена
минимальная сумма, требующая обязательного оформления справкой-сертификатом при
покупке физическими лицами наличной иностранной валюты через обменные пункты
банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, с
эквивалента в 200 долларов США до эквивалента в 500 долларов США. Была продолжена
работа по совершенствованию экспортно-импортного валютного контроля. Нацбанком
были разработаны предложения по совершенствованию механизма
экспортно-импортного валютного контроля, а также проект новой редакции
Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике
Казахстан.
В
проекте Инструкции нашли отражение вопросы, ранее не урегулированные
законодательством: порядок осуществления валютного контроля по
экспортно-импортным сделкам, предусматривающий использование вексельной формы
расчетов; основания и порядок закрытия паспортов сделок. Кроме того,
разграничены компетенция, функции и полномочия органов и агентов валютного
контроля, а также изменены направления информационных потоков между ними.
Для
усиления мониторинга за движением иностранной валюты по проводимым
экспортно-импортным операциям, введены два новых вида лицензируемых операций
-зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от
нерезидента, на счета третьих лиц, а также получение резидентами экспортной
валютной выручки в срок свыше 120 дней.
В целях
реализации правительственной программы развития рынка ценных бумаг был введен
упрощенный порядок лицензирования операций для компаний по управлению
пенсионными активами. В 2000 году выдано 6 генеральных лицензий на
инвестирование пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые нерезидентами.
В 2000
году на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой было выдано
497 лицензий с учетом проведенной перерегистрации уполномоченных организаций,
общее количество их обменных пунктов изменилось незначительно (1 066 - на
01.01.01 г. по сравнению с 1 137 на начало 2000 года).
Таким
образом, за годы независимости в Республике Казахстан создан достаточно
стабильный валютный рынок. За это время использован богатый международный опыт
в области валютной политики с учетом особенностей нашей страны. К настоящему
времени сделаны значительные шаги в достижении основных целей валютного
регулирования, сформулированных как обеспечение укрепления платежного баланса
страны, устойчивости национальной валюты и развитие внутреннего валютного
рынка. Проводимая валютная политика Нацбанка способствовала укреплению тенге,
возросшее к нему доверие послужило использованию его в качестве валюты платежа
в международных расчетах, особенно в сделках с приграничными с Казахстаном
странами.
2.2
Операции с государственными ценными бумагами
Рынок
государственных ценных бумаг Республики Казахстан был сформирован в 1994-1997
годах и является наиболее развитым сегментом рынка ценных бумаг.
Зарождение
казахстанского рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ) относится к 1992 году.
В тот период, государственные ценные бумаги, выпущенные Министерством финансов
на часть долга по кредитам Нацбанка не нашли применения из-за слишком низкой доходной
ставки. В условиях ускоренных темпов инфляции инвесторы не приобретали
низкодоходные государственные бумаги. В этой связи по предложению Нацбанка
Правительство пересмотрело условия обращения займа, увеличив доходность по ним.
Кроме
того, в целях повышения доверия к государственным ценным бумагам Казахстана и
создания условий для успешного их размещения, Правительством был продлен срок
выкупа обязательств государственных ценных бумаг бывшего СССР.
В 1994
году Нацбанком совместно с Министерством финансов были разработаны и утверждены
Временные правила проведения аукционов казначейских векселей, запущен рынок 3-х
месячных казначейских векселей. Нацбан-ку было поручено размещение и
обслуживание выпускаемых в обращение ГЦБ и с его согласия 20 банков получили
лицензию Министерства финансов на проведение операций с ценными бумагами.
Проводилась методологическая работа с первичными дилерами, оказывалась
практическая помощь в их деятельности на рынке ГЦБ.
Проводимые
мероприятия позволили в 1994 году разместить на 15 аукционах 3671 тыс. штук
векселей на общую сумму 233,7 млн. тенге. Объем находящихся в обращении
векселей по состоянию на 1 января 1995 года составил 209,7 млн. тенге.
В этих
условиях удалось обеспечить стабильный рост средневзвешенной дисконтированной
цены одного казначейского векселя. Причем стабилизация началась с третьего
аукциона, на котором средневзвешенная дисконтированная цена составляла 55,65
процента, с доходностью векселя 270 процентов годовых, при действующей ставке
рефинансирования 326 процентов годовых, и к концу года се размер достиг уровня
65,11 процента, при доходности одного векселя 182 процента и ставки
рефинансирования 230 процентов, что являлось положительным фактором и
свидетельствовало о повышении результативности обслуживания государственного
внутреннего долга, а также о возросшем доверии потенциальных инвесторов к
государственным ценным бумагам.
Своевременное
погашение Министерством финансов предыдущих эмиссий и снижение уровня
доходности на альтернативных сегментах финансового рынка повысило
привлекательность казначейских векселей. К концу 1994 года на рынке ГЦБ
сложилась положительная тенденция постоянного снижения доходности по ним.
Также
была проведена работа по становлению вторичного рынка ГЦБ и создана необходимая
нормативно-правовая база по вторичному рынку.
Благоприятная
макроэкономическая ситуация позволила в 1995 году начать выпуск шестимесячных
казначейских обязательств. Одновременно Нацбанк начал формировать собственный
портфель ГЦБ, который по состоянию на 1 января 1996 года составил по
номинальной стоимости 386,6 млн. тенге, что соответствовало 6,8 процента от
общего количества находившихся в обращении на рынке казначейских обязательств.
Операции Нацбанка по купле-продаже ГЦБ осуществлялись для активизации вторичного
рынка. За период 1995 года на вторичном рынке Нацбанком было приобретено
казначейских векселей на сумму 650,8 млн. тенге и реализовано на сумму 1340,4
млн. тенге. Доход Нацбанка от указанных операций составил 47,7 млн. тенге.
В июне
1995 года был начат выпуск краткосрочных нот Нацбанка, которые стали основным
инструментом оперативного регулирования денежной базы.
Развитие
первичного рынка послужило толчком и для развития вторичного рынка. Начали
функционировать Центрально-Азиатская фондовая биржа и Казахстанская
межбанковская валютно-фондовая биржа.
В 1996
году в силу развития рынка ГЦБ были значительно сокращены объемы прямого
кредитования Нацбанком бюджета.
Общая
сумма выпуска государственных ценных бумаг составила 3,92 млрд. тенге. В
декабре 1996 года, в соответствии с соглашением, заключенным между Нацбанком и
Министерством финансов, последним было произведено досрочное погашение всего
портфеля государственных ценных бумаг, приобретенных ранее Нацбанком в сумме
2,2 млрд. тенге.
Активное
проведение Нацбанком операций на вторичном рынке государственных ценных бумаг
Нацбанком способствовало дальнейшему развитию этого рынка и поддержанию его
ликвидности. Были разработаны и утверждены Правила проведения операций РЕПО и
обратного РЕПО, создана нормативная база, регламентирующая проведение операций
РЕПО не только Нацбанком, но и другими банками.
Для
реализации целей денежно-кредитной политики Нацбанка и оперативного
регулирования денежной массы в обращении осуществлено 38 выпусков краткосрочных
нот Нацбанка на сумму 36,56 млрд. тенге. Их доходность колебалась в пределах от
35,45 до 22,98 процентов. По состоянию на 1 января 1997 года в обращении находилось
краткосрочных ног на сумму 9,1 млрд. тенге (по дисконтированной цене),
В 1996
году Нацбанком совместно с Министерством финансов разработано и утверждено
«Положение об условиях выпуска, обращения и погашения Национальных
сберегательных облигаций государственного займа Республики Казахстан».
Всего в
1996 году Национальным Банком совместно с Министерством финансов было размещено
государственных ценных бумаг со сроками обращения 3 месяца (МЕККАМ-3), 6
месяцев (МЕККАМ-6) и 12 месяцев (МЕККАМ-12) на общую сумму 3,0 млрд. тенге.
В 1997
году рынок государственных ценных бумаг стал занимать доминирующее положение на
финансовом рынке страны. За год проведено 95 аукционов по размещению
государственных казначейских обязательств (ЕКО) на сумму 53,5 млрд. тенге, что
в 1,8 раз выше объема выпущенных в обращение государственных казначейских
обязательств в 1996 году.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|