МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие банковской системы Республики Казахстан

    Высокие темпы развития экономики и рост монетизации не бул. представлять угрозу усиления инфляционных процессов, так как ожидается, что в 2005-2007 годы производительность труда будет расти более высокими темпами, чем реальная заработная плата. Это превышение будет обеспечиваться в основном за счет промышленного сектора, где начался процесс накопления капитала для реинвестирования в организацию выпуска новых видов продукции. В случае отставания экономического роста от темпов роста заработной платы возросший потребительский спрос может привести к некоторому повышению инфляции.

    Ужесточение денежно-кредитной политики предполагает изменение направления влияния официальных ставок Национального Банка Республики Казахстан на рыночные ставки по кредитам. Если в предыдущие годы меры Национального Банка Республики Казахстан были направлены на решение задачи по активизации деятельности банков по кредитованию экономики, в том числе и по снижению ставок, то в условиях необходимости недопущения «перегрева экономики» вопрос снижения ставок уже не ставится как самоцель.

    Уровень ставок в экономике должен формироваться на рыночной основе адекватно тем рискам и факторам, которые складываются исходя из реальной ситуации. При этом должна быть пересмотрена практика установления предельных ставок вознаграждения по вновь привлекаемым вкладам (депозитам) физических лиц, возврат которых гарантируется Фондом гарантирования (страхования) вкладов физических лиц.

    Накопительные пенсионные фонды, активы которых неуклонно растут, в условиях нехватки долгосрочных инструментов для инвестирования, вкладывают значительную часть активов в краткосрочные ноты Национального Банка Республики Казахстан, снижая тем самым влияние денежно-кредитной политики на банковскую ликвидность. Поэтому Национальный Банк Республики Казахстан намерен изучить методологические аспекты учета пенсионных активов в обзоре финансового сектора и их влияние на денежно-кредитную политику для принятия соответствующих мер.

    Для повышения эффективности процесса принимаемых решений Национальным Банком Республики Казахстан будет создан консультацией -совещательный орган по денежно-кредитной политике с участием представителей Национального Банка Республики Казахстан и заинтересованных государственных органов, Парламента, научных кругов, а также финансового и реального секторов экономики. Предполагается, что этот орган будет готовить рекомендации Правлению Национального Банка Республики Казахстан по наиболее важным вопросам денежно-кредитной политики.

    Для усиления регулирующих свойств официальной ставки рефинансирования, Национальный Банк Республики Казахстан планирует внедрить в практику периодический (ежеквартальный) пересмотр и установление официальной ставки рефинансирования. Опыт центральных банков развитых стран показывает целесообразность такой практики. Национальный Банк Республики Казахстан, периодически пересматривая официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояв денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий, тем самым дает финансовому рынку актуализированные ориентации по ожидаемым тенденциям в финансовой сфере. Для усиления понимания общественностью намерений и оценок Национального Банка Республики Казахстан каждый пересмотр официальной ставки рефинансирования будет сопровождаться соответствующим пояснением принятых решений на пресс-конференциях и или в пресс-релизах.

    Кроме того, Национальный Банк Республики Казахстан будет фокусировать свои усилия на согласовании ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики и повышению регулирующей роли краткосрочных ставок. С целью повышения точности прогнозов по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работы по разработке модели трансмиссионного механизма. Будут расширяться операции открытого рынка, приняты меры по увеличению собственного портфеля ценных бумаг и развитию новых финансовых инструментов.

    В условиях сохраняющегося избытка ликвидности задача по регулированию инфляции увеличивает расходы Национального Банка Республики Казахстан на проведение ее стерилизации. Поэтому требуется усиление совместных действий Национального Банка Республики Казахстан и Министерства финансов Республики Казахстан в области выпуска государственных ценных бумаг.

    В области валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан намерен сохранить режим плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора.

    На валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан намерен занимать так называемую «пассивную позицию», которая подразумевает сокращение присутствия Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Действия Национального Банка Республики Казахстан будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса.

    Колебания курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег. В условиях высокой волютаризации мировых валют ситуация на валютном рынке во многом может определяться ситуацией на мировом рынке.


    3.2 Валютное регулирование и валютный контроль


    В области валютного регулирования и валютного контроля будет продолжена политика, направленная на дальнейшую либерализацию валютного режима в Казахстане. В настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится на рассмотрении проект нового Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный законопроект разработан в целях создания эффективной базы для поэтапного перехода на принципы полной конвертируемости национальной валюты. В настоящее время в соответствии с концепцией нового законопроекта Национальный Банк Республики Казахстан начинает подготовку проектов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения валютных операций, вопросы лицензирования, регистрации валютных операций, уведомления о валютных операциях и процедур экспортно-импортного валютного контроля.

    Предполагается, что с 1 января 2007 года будет полностью отменено лицензирование валютных операций, а также будет установлено требование репатриации валютной выручки в зависимости от сроков, определенных во внешнеторговых контрактах, что значительно упростит порядок осуществления валютных операций и сократит издержки участников внешнеэкономической деятельности на выполнение требований валютного законодательства.

    Ожидается сокращение административного вмешательства государства в принятие частным сектором инвестиционных решений и создание условий для более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки.

    Одним из обязательных условий полной либерализации валютного режима является наличие системы, ограничивающей и отслеживающей операции, которые имеют признаки их нелегитимности. В настоящий момент на рассмотрении Правительства Республики Казахстан находится законопроект, включающий комплекс мер по построению системы противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных незаконным путем. Он предусматривает построение эффективной системы по борьбе с отмыванием денег с участием и с учетом интересов всех заинтересованных сторон, в том числе и банков, поскольку их информационные потоки являются фундаментом создаваемой системы.

    В целях своевременного принятия мер по профилактике «перегрева экономики» Национальный Банк Республики Казахстан будет отслеживать ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по снижению возникающих рисков.

    3.3 Платежная система


    В области обеспечения функционирования платежных систем будут предприняты дальнейшие меры по обеспечению эффективного и надежного функционирования платежных систем, осуществлению надзора и контроля за обеспечением их стабильного функционирования, развитию новых вид платежных инструментов, реализации Программы развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек.

    Общие требования к функционированию национальной системы платежных карточек предусмотрены разработанным Национальным Банком Республики Казахстан в 2004 году проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности государственных органов, осуществляющих регулирование финансового рынка».

    В 2005 году особое внимание будет уделено внедрению национальной платежной карточки, которая призвана стать эффективным платежным инструментом для осуществления безналичных платежей в сфере розничной торговли внутри страны и многофункциональной карточкой для размещения на ней различных платежных и неплатежных «приложений».

    Вместе с тем, будет продолжена работа по созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек и расширению сети приема платежных карточек в торговых (обслуживающих) организациях.

    В области содействия обеспечению стабильности финансовой системы Национальный Банк Республики Казахстан будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

    Денежно-кредитная политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на предстоящие три года будет проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам. Будет продолжено формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики.

    В рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС и СНГ, Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение работ по организации общей платежной системы и другим направлениям интеграции финансовых рынков.

    Кроме того, Национальный Банк Республики Казахстан намерен активно участвовать в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП), Шанхайской Организации Сотрудничества и Центрально- Азиатского Сотрудничества.


    Таблица 1. Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2005-2007 годы (базовый вариант)


    2004

    (предварительные итого)

    2005

    2006

    2007

    Инфляция (в среднем за период), %

    6,9

    4,9-6,5

    4,8-6,2

    4,1-5,5

    Ставка рефинансирования (на конец периода),%

    7,0

    7,0

    6,5

    6,0

    Валовые золотовалютные резервы Национального Банка Республики Казахстан, млрд. долл. США изменение в %

    9,3

    87,0

    11,7

    26,3

    13,1

    11,5

    14,7

    12,1

    Денежная база, млрд. тенге изменение в %

    578

    82,3

    803

    39,0

    1022

    27,3

    1248

    22,1

    Денежная масса, млрд. тенге

    Изменение в %

    1635

    68,2

    2123

    29,9

    2760

    30,0

    3470

    25,7

    Депозиты резидентов, млрд. тенге

    Изменение в %

    1255

    71,2

    1590

    26,6

    2093

    31,6

    2677

    27,9

    Кредиты банков экономике, млрд. тенге

    Изменение в %

    1484

    51,7

    1960

    32,0

    2520

    28,6

    3132

    24,3

    Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным тенговым депозитам физических лиц, %

    9,3

    8,3-10,3

    8,0-10,0

    7,5-9,5

    Средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным тенговым кредитам юридическим лицам, %

    13,7

    13,2-15,2

    12,7-14,7

    12,2-14,2


    Заключение


    Предложенный в настоящей работе ретроспективный обзор развития банковской системы в условиях суверенитета Республики Казахстан позволяет сделать следующие выводы.

    За десять лет независимости в суверенном Казахстане сформировалась новая банковская система на совершенно иных, отвечающих рыночным требованиям, условиях. От выполнения планово-распределительных функций она перешла к функциям, обслуживающим рыночные отношения. По мнению отдельных зарубежных экспертов, банковская система Казахстана отвечает основным международным стандартам банковской деятельности, а по отдельным параметрам выше, чем в большинстве стран СНГ.

    Созданный в период рыночной ориентации Нацбанк практически по всем параметрам соответствует мировым требованиям к центральному банку страны в рыночной экономике, выполняет главную задачу по обеспечению внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, и многих других задач, способствующих достижению лучшего экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику.

    В республике практически создана необходимая правовая основа банковской системы и по существу сформировано банковское законодательство.

    Введение национальной валюты явилось весьма ответственным и серьезным шагом на пути полной суверенизации республики. Это событие стало ключевым этапом на пути дальнейшего реформирования экономики страны. Именно с этого момента стало возможным проведение самостоятельной денежно-кредитной политики в Казахстане. Двенадцать лет прошедшие после введения национальной валюты позволяют сделать вывод о том, что принятый курс оказался верным. Национальная валюта все увереннее завоевывает авторитет не только в нашей стране, но и за ее пределами.

    Поскольку условия суверенитета и рыночных отношений требовали иных подходов к макроэкономике и, в частности, к проведению иной денежно-кредитной политики, Национальный Банк совместно с Правительством в течение четырнадцати лет принимал меры к изменению идеологии и практики в этом направлении. Используя инструменты денежно-кредитного регулирования, Национальный Банк стремился применять такую их комбинацию, которая позволяла контролировать рост денежной базы и максимизировать стабильность валютного курса. Такая политика позволяла удерживать курс национальной валюты и инфляцию на предельно возможном положительном уровне и помогать экономике выходить из тяжелейшего экономического кризиса 1992-1994 годов, а также стабилизировать курс тенге и сдерживать инфляцию в последующие годы.

    В условиях развития рыночных отношений сформировались и атрибуты этих отношений и, в частности, образовался устойчивый объемный финансовый рынок и его главные сегменты: валютный рынок, денежный (межбанковский) рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок. С использованием указанных рынков сформировалась и осуществляемая денежно-кредитная политика государства.

    С целью реального влияния на стабилизацию национальной валюты, как и в любой стране с рыночными условиями, Правительством и Нацбанком постоянное внимание уделяется созданию необходимых золотовалютных активов (резервов). За четырнадцать лет независимости Нацбанк приобрел большой опыт в сфере управления резервами и их накоплением. Сумма чистых валютных активов на начало 2001 года составила 2,1 млрд. тенге.

    С развитием банковской системы, особенно банков второго уровня, серьезное значение придавалось осуществлению надзорных функций Нацбанка. Используя разрешительные и надзорные функции, Нацбанк способствовал реструктуризации банков второго уровня. В результате проведенных мероприятий по оздоровлению банковского сектора за период с 1992 по настоящее время их количество сократилось до 44. Это явилось следствием работы по созданию эффективной системы банковского надзора, основанного на международных принципах и стандартах, в том числе по формированию нормативно-правовой базы пруденциального регулирования. В соответствии с оценкой состояния банковского надзора, сделанной специалистами МВФ, правовая система Казахстана в банковской сфере полностью соответствует требованиям Базсльского комитета по банковскому надзору.

    Несмотря на серьезные трудности в становлении отечественной страховой индустрии, в настоящее время по существу создана законодательная база по страхованию и практически действует страховой рынок. Нацбанк, как уполномоченный орган страхового надзора в 2000 году стал членом Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS).

    В условиях становления рыночных отношений в корне перестроена система безналичных расчетов. Унаследованная от прежней централизованной плановой экономики платежная система не подходила для новых условий рыночных отношений. В этой связи на базе КЦМР была внедрена система крупных платежей (СКП) и межбанковская система переводов денег (МСПД), а также система розничных платежей (СРП). В современных условиях банкам, хозяйствующим субъектам и населению представлен широкий выбор способов осуществления платежей (платежных инструментов) с учетом сроков исполнения обязательств, стоимости услуг банков, региональных и отраслевых особенностей. Наряду с классическими инструментами (платежные поручения, инкассовые поручения, чеки, платежные требования-поручения), начала применяться система расчетов путем применения различных видов платежных карт.

    Реформенный период отмечен созданием в банковской практике нового поколения автоматизированных информационных систем, предназначенных для комплексной автоматизации учреждений банков. Стратегические изменения происходя! в технологии проектирования информационных систем имея в виду, что эксплуатируемые и внедряемые системы учета банковских операций должны соответствовать мировым стандартам и требованиям Нацбанка.

    Радикальным изменениям и совершенствованию подверглась банковская система бухгалтерского учета и статистики, она полностью перешла на международные стандарты, по которым работает цивилизованный финансовый мир.

    Широкое развитие получила Международная деятельность Нацбанка, направленная на укрепление банковского и финансового сектора республики. Нацбанк, как центральный банк государства, вовлечен в процессы вхождения республики в систему мирохозяйственных связей в качестве постоянного члена в международных финансовых организациях. Международная деятельность Нацбанка развивается по следующим основным направлениям: сотрудничество страны с международными финансовыми организациями, участие в межгосударственных интеграционных институтах стран СНГ и Балтии, развитие и углубление связей с центральными банками государств дальнего и ближнего зарубежья.

    Претерпела положительные изменения также организационная структура и кадровый состав Нацбанка. Политика Нацбанка была направлена на улучшение качественного состава работников и обеспечение его высококвалифицированными специалистами, понимая, что от этого во многом зависит успех работы всей банковской системы. В результате такой политики изменился кадровый состав по уровню образования, знанию языков, помолодел возрастной состав. В настоящее время в банке наиболее высокий удельный вес занимают работники с высшим образованием. Работа в Нацбанке стала престижной, в конкурсе на одно вакантное место принимает участие до десяти человек.

    В постоянном поиске и улучшении находится и организационная структура Нацбанка. За четырнадцать лет она претерпела значительные изменения, которые были обусловлены усилением или ослаблением отдельных функций, или возникновением необходимости в проведении мероприятий промежуточного характера и обладала достаточной гибкостью при смене ключевых задач.


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.