МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Регулирование рынка ценных бумаг

    Регулирование рынка ценных бумаг

    РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ


    1. Государственное регулирование и саморегулирующие организации фондового рынка

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия [1, с. 16].

    К основным целям регулирования рынка ценных бумаг относятся:

    • создание необходимых условий для работы всех участников рынка;

    • защита участников рынка, в том числе инвесторов, от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;

    • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

    • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности;

    • создание новых инструментов для расширения и совершенствования существующего рынка ценных бумаг, а также, при необходимости создание новых рынков;

    • воздействие на рынок для достижения каких-либо общественных целей (например, снижение инфляции, рост экономики).

    Процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:

    • создание нормативной правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, правил, положений, инструкций, методических указаний и других нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется выпуск, размещение, обращение, погашение ценных бумаг, совершаются разнообразные операции с ними, регулируется деятельность на нем профессиональных участников ценных бумаг;

    • лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;

    • страхование инвесторов и защита их прав;

    • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

    • постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);

    • контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил функционирования рынка;

    • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке: устные и письменные предупреждения, штрафы, аннулирование квалификационных аттестатов, приостановление действия или отзыв лицензий на право осуществления профессиональной деятельности — вплоть до уголовных наказаний;

    • предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);

    • предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть инвестиционных ресурсов на покрытие расходов государства.

    Различают внутреннее и внешнее регулирование. Под внутренним регулированием понимается подчиненность деятельности данной организации ее собственным внутренним нормативным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее регулирование осуществляется государственными органами, организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и обществом в целом.

    Можно выделить две основные модели регулирования фондового рынка. В первом случае регулирование осуществляется преимущественно государственными органами и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством саморегулируемым организациям. Для второй модели характерна передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.

    Государство через законодательную базу и свои органы управления регулирует рынок ценных бумаг напрямую — административно, и косвенно — экономически. Административное регулирование государства заключается в установлении обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг, регистрации всех видов ценных бумаг, лицензировании профессиональной деятельности по ценным бумагам, обеспечении гласности и равной информированности всех участников рынка. Косвенное управление рынком ценных бумаг государство осуществляет посредством экономических рычагов, в число которых входят налогообложение, определение уровня ставки рефинансирования, проведение центральным банком операций на открытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования.

    Нормативной правовой основой регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является действующее законодательство, прежде всего:

    • Гражданский кодекс Республики Беларусь;

    • Банковский кодекс республики Беларусь;

    • Законы Республики Беларусь: "О ценных бумагах и фондовых биржах", "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь", "Об обращении переводных и простых векселей";

    • законодательные акты Республики Беларусь по вопросам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и других министерств и ведомств.

    В процессе регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь в той или иной мере принимают участие многие государственные органы.

    Президент, Национальное собрание. Совет Министров Республики Беларусь принимают соответствующие нормативные правовые акты, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием.

    Департамент по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления рынком ценных бумаг, к основным задачам которого относятся:

    • государственное регулирование и осуществление контроля и надзора за рынком ценных бумаг, их выпуском и обращением, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;

    • регистрация выпусков ценных бумаг;

    • лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам.

    Национальный банк Республики Беларусь выполняет двойную роль, являясь одновременно профессиональным участником рынка ценных бумаг и государственным органом, участвующим в его регулировании:

    • осуществляет первичное размещение государственных ценных бумаг;

    • выступает агентом правительства по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг;

    • выпускает собственные ценные бумаги;

    • выполняет функции центрального депозитария по государственным ценным бумагам и ценным бумагам собственного выпуска (краткосрочные облигации);

    • участвует в создании вторичного рынка государственных ценных бумаг и ценных бумаг собственного выпуска;

    • использует операции с ценными бумагами в качестве инструментов денежно-кредитной политики;

    Министерство финансов Республики Беларусь — эмитент государственных ценных бумаг, выступающий от имени Правительства Республики, выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед их владельцами.

    Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг создаются в форме их добровольных объединений. Основные цели их существования — обеспечение условий деятельности профессиональных участников рынка, соблюдение ими стандартов профессиональной этики, защита интересов владельцев ценных бумаг, установление правил и процедур проведения операций с ценными бумагами, обеспечение связи и представительства, в том числе и защиты, интересов участников рынка ценных бумаг в государственных органах управления.

    В соответствии с квалификационными требованиями государственного органа регулирования рынка ценных бумаг эти организации могут разрабатывать учебные программы и планы, проводить подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

    Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного государственным органом регулирования рынка ценных бумаг.

    Саморегулирование рынка ценных бумаг осуществляется в той или иной степени всеми государствами, где существует, зарождается или развивается этот рынок. В связи с этим и роль саморегулируемых организаций меняется на разных этапах развития рынка ценных бумаг. Так, на этапе его зарождения они больше занимаются профессиональным образованием, обменом опыта. Позднее их функции расширяются и выражаются в защите членов своих организаций, интересов клиентов, все больше внимания уделяется вопросам этики. На одном из самых развитых рынков ценных бумаг (рынке США) в компетенции самого рынка находятся такие вопросы, как принципы организации фондовых бирж, организационная структура фондового рынка, органы его управления, права учредителей финансовых институтов и их руководителей. Эти вопросы отражаются в правилах торговли, уставах, положениях.

    В Республике Беларусь была создана и 09.06.1997 г. зарегистрирована Министерством юстиции Республике Беларусь Белорусская фондовая ассоциация (БФА). Она была образована и действовала на основе принципов добровольности, самостоятельности, гласности и осуществляла свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом "Об общественных объединениях", другими нормативными правовыми актами, своим уставом.

    Деятельность БФА была направлена на содействие развитию рынка ценных бумаг в Беларуси. Основными задачами ассоциации являлись: обеспечение всесторонней правовой защиты и профессиональных интересов членов БФА; активное содействие пропаганде действующего законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг с целью совершенствования работы его профессиональных участников и просвещения населения Республики Беларусь; разработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего взаимоотношения на фондовом рынке республики; представление законных интересов членов БФА в органах государственной власти и управления, в общественных организациях; установление и развитие международных контактов; организация сотрудничества в области рынка ценных бумаг. Однако данная организация прекратила свое существование, так как не выполнила требования по перерегистрации в качестве юридического лица.

    Решением Минского городского исполнительного комитета от 23.01.2003 г. № 46 зарегистрирована в качестве некоммерческой организации Белорусская ассоциация участников рынка ценных бумаг (БАУРЦБ). Ее учредителями являются восемь профессиональных участников рынка ценных бумаг: ОАО "Бе-линвестбанк", ЗАО "Славнефтебанк", РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг", ОАО "Интертраст групп" (Минск), ЗАО "Западное фондовое бюро" (Брест), ООО "Промреестр" (Минск), 000 "Эзари" (Минск), ЗАО "Капитал-актив" (Гомель).

    В соответствии с уставом БАУРЦБ, как некоммерческая организация, действует на основе добровольности, общности интересов, равноправия ее членов, самоуправления и гласности при совместной реализации законных прав своих членов, она не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между членами в качестве их доходов.

    Как добровольное объединение юридических лиц БАУРЦБ создана для следующих целей:

    • развитие и совершенствование системы функционального регулирования рынка ценных бумаг;

    • защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами БАУРЦБ;

    • повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на этом рынке;

    • обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

    • содействие деятельности эмитентов по выпуску и организации котировок своих ценных бумаг;

    • обеспечение предусмотренной законодательством Республики Беларусь прозрачности рынка ценных бумаг с целью осуществления инвестиционной деятельности на этом рынке.

    При этом главной целью БАУРЦБ является координация предпринимательской деятельности своих членов на рынке ценных бумаг, представление и защита общих имущественных интересов членов БАУРЦБ.

    Основными задачами ассоциации являются:

    • стандартизация принципов и практики деятельности участников рынка ценных бумаг, внедрение норм профессиональной этики и обеспечение соблюдения членами БАУРЦБ законодательства Республики Беларусь по регулированию рынка ценных бумаг;

    • выработка и внедрение правил, направленных на предупреждение недобросовестных действий со стороны участников рынка ценных бумаг и обеспечение справедливых и равных принципов торговли ценными бумагами в интересах инвесторов;

    • представление интересов участников рынка ценных бумаг во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления;

    • способствование повышению самодисциплины членов БАУРЦБ, исследование фактов нарушения установленных правил и стандартов осуществления деятельности и операций с ценными бумагами, разрешение споров между членами БАУРЦБ, между членами БАУРЦБ и третьими лицами;

    • оказание информационной, методической, технической и правовой поддержки деятельности членов БАУРЦБ;

    • проведение работы по повышению уровня образования населения Республики Беларусь в части существующих условий функционирования рынка ценных бумаг и его фактического состояния.

    2. Лицензирование профессиональной деятельности


    Профессиональные участники рынка ценных бумаг выступают посредниками между эмитентами и инвесторами, покупателями и продавцами ценных бумаг, а также обслуживают процесс выпуска и обращения ценных бумаг.

    Профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические лица любой формы собственности, осуществляющие одну или несколько видов деятельности и получившие лицензию на профессиональную деятельность по ценным бумагам.

    Профессиональная деятельность по ценным бумагам без лицензии не допускается.

    Законом Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах" установлены следующие виды профессиональной деятельности по ценным бумагам:

    а) посредническая деятельность по ценным бумагам;

    б) коммерческая деятельность по ценным бумагам;

    в) деятельность инвестиционного фонда;

    г) деятельность депозитария;

    д) доверительная (трастовая) деятельность;

    е) деятельность специализированного регистратора (независимого реестродержателя);

    ж) прочие виды деятельности.

    Этим же Законом даны определения каждого вида деятельности, раскрывающие их суть.

    Посредническая деятельность — купля-продажа ценных бумаг за счет и по поручению клиента.

    Коммерческая деятельность по ценным бумагам — выполнение профессиональным участником рынка ценных бумаг сделок по купле и продаже ценных бумаг от своего имени и за свой счет с обязательством заключать сделки по объявляемым данным юридическим лицом ценам покупки и продажи. Банки не могут осуществлять коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых они обслуживают.

    Деятельность инвестиционного фонда — выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета, вклады и депозиты, при которых все риски, связанные с такими вложениями, в полном объеме относятся на счет акционеров этого фонда и реализуются ими за счет изменения текущей цены акций фонда. Указанными видами деятельности могут заниматься только инвестиционные фонды.

    Деятельность депозитария — деятельность по учету, расчетам и хранению ценных бумаг, а также по расчетам, начислению и выплатам доходов по ценным бумагам. Депозитарий не может осуществлять посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам эмитентов, которых он обслуживает.

    Доверительная (трастовая) деятельность с ценными бумагами — деятельность по управлению ценными бумагами, принадлежащими конкретному лицу на праве собственности, осуществляемая другим лицом путем передачи ему владельцем на определенный срок этих бумаг во владение и доверительное управление.

    Деятельность специализированного регистратора (независимого реестродержателя) — выполнение функций держателя реестра акционеров, осуществляемых по договору с эмитентом.

    Прочие виды деятельности — взаимосвязанные с вышеперечисленными видами деятельности, осуществляемые юридическими лицами, прежде всего по предоставлению консультационных услуг в области операций с ценными бумагами. Консультационные услуги по вопросам ценных бумаг могут проводить только лица, осуществляющие профессиональную деятельность по ценным бумагам.

    Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг выдается юридическим лицам, если они удовлетворяют следующим требованиям:

    а) имеют в своем составе как минимум одного сотрудника, прошедшего аттестацию центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг;

    б) имеют финансовую достаточность;

    в) занимаются профессиональной деятельностью по ценным бумагам как исключительной.

    Банк получает лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, если имеет в штате специалиста, аттестованного центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг.

    Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 г. 1380 было утверждено Положение о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам [6].

    В соответствии с указанным Положением лицензируемая деятельность имеет составляющие работы и услуги:

    • брокерская деятельность;

    • дилерская деятельность;

    • деятельность инвестиционного фонда;

    • депозитарная деятельность; деятельность по доверительному управлению ценными бумагами;

    • клиринговая деятельность;

    • деятельность по организации торговли ценными бумагами. Лицензия выдается сроком на пять лет. По окончании этого срока по заявлению юридического лица он может быть продлен еще на пять лет.

    Комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь установлены следующие требования финансовой достаточности к соискателям лицензии и лицензиатам на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включая составляющие работы и услуги:

    1) минимальный размер собственного капитала (чистых активов) в сумме, эквивалентной:

    • дилерская деятельность — 30 тыс. евро;

    • брокерская деятельность — 30 тыс. евро;

    • депозитарная деятельность — 300 тыс. евро;

    • деятельность инвестиционного фонда — 500 тыс. евро;

    • деятельность по доверительному управлению ценными бумагами — 500 тыс. евро;

    • деятельность по организации торговли ценными бумагами — 2 млн евро;

    • клиринговая деятельность — 2 млн. евро.

    При осуществлении лицензиатом нескольких составляющих работ и услуг размер собственного капитала (чистых активов) должен соответствовать наибольшей сумме, установленной для одной из составляющих работ и услуг;

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.