МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Риски коммерческого банка и управление ими

    Рассмотрим, как оценивают риски руководители ведущих компаний, какие риски они считают наиболее важными и с какими трудностями сталкиваются при управлении рисками.

    На вопрос «Какие факторы представляют наибольший риск для нормальной и планомерной деятельности компании?» были получены следующие ответы: в качестве источников максимального риска 70% назвали «человеческий фактор» (ошибки сотрудников), 30% отметили «недобросовестность деловых партнеров» и 10% - «стихийные бедствия».

    Поскольку большинство руководителей понимают, что наибольший риск для работы компании представляют ошибки сотрудников, возможно, что количество фирм, руководители которых при оценке рисков полагаются лишь на опыт и знания менеджеров, со временем будет уменьшаться. Соответственно число компаний, не только использующих формализованные методы оценки рисков, но и реализующих утвержденную высшим менеджментом политику управления рисками, должно увеличиться.

    Таким образом, необходимость управления рисками просто очевидна. Сущность управления рассмотрим далее.


    1.3 Необходимость и сущность управления рисками на предприятиях


    В последнее время в средствах массовой информации и в научной литературе часто употребляется термин «риск-менеджмент». Российские предприятия пользуются услугами страховых компаний. Для чего необходима еще и система управления рисками? Что она собой представляет?

    Следует учитывать, что риск присущ всем аспектам деятельности предприятия, и, здесь проявляется такое свойство риска, как альтернативность, предполагающая необходимость выбора из двух или нескольких возможных вариантов решений, направлений, действий. Отсутствие возможности выбора свидетельствует об отсутствии риска: там, где нет выбора, не существует и риска.

    Управление рисками может осуществляться с различных позиций [20, c. 417]:

    -                   прямое директивное управление рисками – подход к управлению рисками, в рамках которого при проведении отдельной операции оценка предполагается рисков доводится до высшего руководства организации, которое принимает окончательное решение о целесообразности проведения операции. Такой подход эффективен при небольшом количестве проводимых операций, т.е. либо в небольшой организации, либо при проведении крупных операций (например, коммерческое кредитование в банке) в средних и крупных организациях.

    -                   ограничение рисков за счёт лимитирования операций – т.е. ограничение количественных характеристик отдельных групп операций, выделенных или по их типу или по лицам, несущим ответственность за операции;

    -                   ограничение рисков за счёт механизмов оценки эффективности с учетом риска.

    В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политической экономической и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками.

    Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.

    Источниками информации, предназначенной для анализа риска, являются [16]:

    -                   бухгалтерская отчетность предприятия. Данные документы (баланс, отчет о прибыли и убытках, о движении денежных средств и т. д.) в сжатой форме содержат всю официальную информацию о предприятии — состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности предприятия и пр. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;

    -                   организационная структура и штатное расписание предприятия. Анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски;

    -                   карты технологических потоков (технико-производственные риски);

    -                   договоры и контракты (деловые и юридические риски);

    -                   себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;

    -                   финансово-производственные планы предприятия. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.

    Социально-экономическая нестабильность, в условиях которой действуют предприятия, вносит свои коррективы, как в деятельность субъектов хозяйствования; так и в механизм управления рисками предприятий. При этом проследить ее влияние в полном объеме практически невозможно, но определить аспекты ее воздействия на отдельные риски вполне реально.

    По завершении сбора информации, предназначенной для анализа рисков, служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне и профессионально спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры и реально оценить возможные риски.

    При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба, В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.

    Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансово-производственном планировании.

    Основная задача системы управления рисками – снизить неопределенность относительно деятельности компании в плановом периоде.

    Для этого необходимо:

    -                   Определить/рассчитать уровень риска (возможное, с определенной долей вероятности, отклонение целевого показателя, например, прибыли от запланированного уровня) по предприятию в целом, направлениям бизнеса, а также отдельным изделиям;

    -                   Сопоставить базовый уровень риска с целевым уровнем, принять решения относительно необходимости снижения уровня риска и разработки соответствующих мероприятий (например, мероприятий по повышению безопасности и надежности технологических процессов, страхования отдельных объектов от возможных стихийных бедствий, создание аварийного запаса, внедрение дополнительных контрольных функций в производственном процессе и т.д.)

    Реализовать разработанные мероприятия и обеспечить контроль над их выполнением.

    Таким образом, процесс управления рисками разделяется на несколько составляющих. Специалисты несколько расходятся во мнениях по поводу их числа и классификации, но, достаточно полным можно считать следующий перечень.

    Планирование управления рисками:

    План должен описывать общие подходы к управлению рисками в проекте и основные действия, которые придется выполнять.

    Выявление рисков:

    Необходимо определить те ситуации или события, которые могут вызвать отрицательные последствия для проекта. Участники проекта выявляют риски на основе своего опыта, приобретенного в предыдущих проектах или на предыдущих стадиях данного проекта. Выявленные риски тщательно документируются.

    Анализ и оценка приоритетности рисков:

    Выявленный риск следует проанализировать, чтобы определить его потенциальное влияние на расходы, график работ и т. д. Для каждого риска оценивается также вероятность, с которой он может реализоваться. Приоритет риска определяется на основе произведения его вероятности на возможные последствия (выражаемые величиной ожидаемого ущерба).

    Планирование ответных действий:

    Для каждого риска определяются шаги, необходимые для снижения вероятности проявления риска и его последствий. Выполнение планов не входит в процесс управления рисками, оно осуществляется в рамках основных процессов разработки. Для борьбы с рисками можно планировать не только действия, но и соответствующие резервы (деньги, время, люди).

    Мониторинг рисков:

    Цель данной меры – изменение приоритетов и планов преодоления рисков при изменении их вероятности и последствий, а также своевременное выявление рисков, которые реализуются в данный момент. По сути, представляет собой повторение шагов выявления и анализа рисков.

    Если говорить о системе управления рисками более подробно, то она включает следующие компоненты [1, c. 358]:

    -                   политику предприятия по управлению рисками;

    -                   систему показателей оценки уровня риска по предприятию, подразделениям и направлениям бизнеса;

    -                   перечень рисков предприятия в разрезе подразделений и бизнес-процессов;

    -                   перечень мероприятий по снижению уровня риска;

    -                   регламент управления рисками, определяющего место каждого сотрудника и его действия в процессе управления рисками;

    -                   систему показателей оценки эффективности различных подразделений и направлений бизнеса и принципы их мотивации с учетом уровня риска;

    -                   систему управленческого учета и отчетности по уровню риска, по фактическим потерям от реализации рисковых событий, по эффективности системы управления рисками;

    -                   организационную структуру системы управления рисками.

    К сожалению, управление рисками – это не одноразовое мероприятие. Вероятность и последствия однажды выявленных рисков и оценка их приоритетности могут в дальнейшем измениться; могут появиться и новые риски. Например, по мере накопления сведений об определенных инструментах и методах у исполнителей растет уверенность, что работы могут быть выполнены в срок.

    Или, наоборот, опыт сборки и тестирования предварительных версий системы, возможно, заставляет усомниться в достаточной ее производительности. Это значит, что данные о рисках должны регулярно обновляться. Повторный анализ рисков желательно провести таким образом, чтобы свежие сведения можно было использовать при планировании очередной итерации проекта.

    Также необходимо отметить, что хотим мы того или нет, но, осуществляя предпринимательскую деятельность (особенно на стадии ее освоения), приходится иметь дело с неопределенностью и повышенным риском.

    Задача подлинного предпринимателя, хозяйственника нового типа состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, дело без риска. Надо не избегать неизбежного риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня.

    Таким образом, риск – это событие, способное (в случае его реализации) оказать влияние на ход выполнения проекта. Наличие риска не должно быть причиной для беспокойства. Но рисками нужно уметь управлять.

    Управление рисками – это процедуры и действия, которые позволяют менеджеру выявлять, оценивать, отслеживать и устранять риски до или во время их превращения в проблемы.



    ГЛАВА 2. Особенности рисков коммерческих банков

    2.1 Сущность и причины банковских рисков


    Вопрос об определении банковского риска является дискуссионным. Некоторые авторы не согласны с определением банковского риска как возможных убытков банка и определяют риск как ситуацию принятия решения, характеризующуюся неопределенностью информации. Отсюда банковский риск – ситуация, порожденная неопределенностью информации, используемой банком для управления и принятия решения. Причины риска – самые разнообразные: экономические кризисы, рост внешней задолженности, финансовые инновации, инфляционные процессы, рост расходов банка и т.д.

    Классическое учение о банковской системе исходит из существования трех ведущих критериев, которые следует учитывать банкам: ликвидность, рентабельность и учет безопасности. Как свидетельствует зарубежная практика, содержательная сторона риска, способы его установления постоянно подвергаются модификации. На это влияет ряд причин, среди которых можно выделить следующие группы:

    1)                Изменение структуры рынка: обострение конкуренции; универсализация банков; экспансия отделений; выравнивание структуры клиентов.

    2)                Колебания величины процентов, обусловленные внешними факторами: конъюнктурой, денежной политикой, усилением небанковской конкуренции.

    3)                Повышение требования клиентов, что ведет к растущей чувствительности цен и более дифференцированном спросе на банковские услуги.

    4)                Рост банковских расходов.

    5)                Повышение значения и количественный рост типичных банковских рисков, которые всегда имеют место (кредитный риск, процентный риск).

    6)                Тенденции стагнации темпов экономического роста, которые имеют значение для собственного развития банков [2, c. 541].

    Необходимо учитывать принципиальную особенность рисков, связанную со спецификой банковской деятельности. Это обусловлено действием ряда объективных факторов [8, с. 60]:

    1.                 в банке «предметом труда» (то есть основным используемым ресурсом) для сотрудников выступают денежные средства и ценные бумаги;

    2.                 большая часть сотрудников банка непосредственно связана с управлением или организацией процесса движения денежных средств;

    3.                 основными видами предпринимательских (хозяйственных) рисков выступают финансовые или так называемые спекулятивные риски.

    В связи с этим сложно однозначно определить истинные причины отрицательного развития конкретной финансовой операции, поскольку в равной мере ими могут быть и неблагоприятная рыночная конъюнктура и сознательные действия банковского служащего (ошибка).

    Самый большой риск связан с тем, что люди не придерживаются основных принципов, невыполнение которых обходится банку очень дорого. Самое трудное в организации – заставить человека, переживающего за свою репутацию, сказать, что ему нужна помощь. Расплачивается за ошибки банк.

    В основе риска лежит не событие, как таковое, а именно ошибка, Ошибки бывают самого различного толка.

    Во-первых, непреднамеренные (недостаток квалификации, уровня знаний) и преднамеренные. Последние являются проявлением таких факторов риска, как мошенничество, нелояльность персонала и т.д.

    Во-вторых, в силу специфики банковской деятельности ошибки являются следствием: неправильных управленческих решений соответствующего уровня: стратегические, тактические, операционные. Это может касаться финансовых (оценочных при выдаче кредита, прогнозных при составлении планов и бюджетов и т.д.) управленческих решений любого уровня. Эти ошибки зависят именно от недостатка информации о будущих изменениях внешней среды.

    В-третьих, ошибки организационные, в частности неправильная постановка документооборота, распределение обязанностей, контроля за исполнением операций и т.д.

    В-четвертых, ошибки могут быть связаны с менеджментом, кадрами (мотивации, профессиональная компетентность, личностные характеристики сотрудников банка и пр.).

    В-пятых, ошибки могут возникать вследствие страха принять неверное решение, поскольку эмоции часто мешают самоконтролю. А различная толерантность к риску лиц, принимающих решение, также связана с трудностью осознания риска.

    При классификации банковских рисков необходимо учитывать особую роль, которую играют в банки в народном хозяйстве любой страны.

    Об этом пойдет речь в следующем параграфе.


    2.2 Виды рисков в банковской деятельности


    Банковские риски обусловлены деятельностью банка как учреждения особого типа, аккумулирущего денежные средства значительного числа кредиторов, для которых эти средства являются средством накопления и гарантией благополучия. Прерывание деятельности экономического субъекта, как правило, сопровождается потерями собственников, а также ограниченного количества кредиторов.

    Характерной чертой «новой экономики» является наличие триединой цели банковского бизнеса, которая обусловливает интегральный банковский риск, который можно определить, как угрозу совершения действий или наступления событий, которые могут неблагоприятно повлиять на способность банка добиваться своих бизнес-целей и на успешное выполнение им своей стратегии, включая:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.