МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль центрального банка в реформировании экономики

    Роль центрального банка в реформировании экономики

    План:


    Введение

    1.Центральный банк Российской Федерации (Банк России), его цели и задачи

    2.Функции  Центрального Банка РФ

    3. Денежно-кредитная политика ЦБР в 2001 году как средство стабилизации    

        экономики

    Заключение

    Список литературы






















    Введение


    На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.

    С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на :

    ·        государственные, капитал которых принадлежит государству ( ЦБ РФ);

    ·        акционерные;

    ·        смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству.

    Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства.

    Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала, ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет  относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования  и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.


     

    1. Центральный банк Российской Федерации (Банк России), его цели и задачи

    Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: “государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета.” [1]

    В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

    Принципы организации и деятельности Центрального банка  РФ  (Банка  России), его статус, задачи, функции, полномочия  определяются Конституцией  Российской  Федерации,  Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

    Организационная структура  Банка России

    Банк России образует единую  централизованную  систему  с вертикальной структурой управления.

      В систему Банка России входят центральный  аппарат,  территориальные учреждения,  расчетно-кассовые  центры,  вычислительные  центры,  полевые учреждения,  учебные  заведения  и  другие  предприятия,   учреждения   и организации,  в  том  числе  подразделения  безопасности   и   Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности  банка.

    Высшим органом Банка России является Совет  директоров  - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

     Совет директоров выполняет следующие функции:

    ·        во  взаимодействии   с   Правительством   РФ разрабатывает  и  обеспечивает  выполнение  основных  направлений  единой государственной денежно-кредитной политики;

    ·        утверждает  годовой  отчет  Банка  России  и  представляет   его Государственной Думе;

    ·        рассматривает  и  утверждает  смету  расходов  Банка  России  на очередной год,  а  также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

    ·        определяет структуру Банка России;

    ·        принимает решения:

    ü      о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

    ü      об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

    ü      о величине резервных требований;

    ü      об изменении процентных ставок Банка России;

    ü      об определении лимитов операций на открытом рынке;

    ü      об участии в международных организациях;

    ü      об участии  в  капиталах  организаций,  обеспечивающих  деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

    ü      о купле и продаже недвижимости для  обеспечения  деятельности  Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

    ü      о применении прямых количественных ограничений;

    ü      о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об  общем  объеме выпуска наличных денег;

    ü      о порядке формирования резервов кредитными организациями;

    ·        утверждает  внутреннюю  структуру  Банка  России;

    ·        определяет условия допуска иностранного  капитала  в  банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;[2]

    Основными целями деятельности Банка России являются:

    ·        защита  и  обеспечение  устойчивости  рубля,   в   том   числе   его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

    ·        развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

    ·        обеспечение эффективного и бесперебойного  функционирования  системы расчетов.

    Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

          Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

    2. Функции Центрального Банка РФ

     Банк России выполняет следующие функции:

    ·        во  взаимодействии   с   Правительством   Российской   Федерации разрабатывает  и  проводит   единую   государственную   денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    ·        монопольно осуществляет эмиссию наличных денег  и  организует  их обращение;

    ·         является   кредитором   последней   инстанции   для   кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

    ·        устанавливает  правила  осуществления  расчетов   в   РФ;

    ·        устанавливает   правила   проведения    банковских    операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

    ·        осуществляет государственную регистрацию  кредитных  организаций; выдает  и  отзывает  лицензии  кредитных   организаций   и   организаций, занимающихся их аудитом;

    ·        осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

    ·        регистрирует эмиссию  ценных  бумаг  кредитными  организациями  в соответствии с федеральными законами;

    ·        осуществляет  самостоятельно  или  по  поручению   Правительства Российской  Федерации  все  виды  банковских  операций,  необходимых  для выполнения основных задач Банка России;

    ·        осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

    ·        организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через  уполномоченные  банки  в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации;

    ·        принимает  участие  в  разработке  прогноза  платежного  баланса Российской  Федерации  и  организует   составление   платежного   баланса Российской Федерации;

    ·        в  целях  осуществления  указанных  функций  проводит  анализ  и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации  в  целом  и  по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых  и  ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;[3]

    Для реализации возложенных на него  функций  ЦБ РФ участвует в разработке экономической  политики  Правительства  Российской Федерации.

         Банк России и Правительство Российской  Федерации  информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

         Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных  ценных  бумаг  и  погашения государственного долга с учетом их воздействия  на  состояние  банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

     

    3. Денежно-кредитная политика ЦБР в 2001 году как средство стабилизации экономики

    Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 2001 г., разработанные ЦБР, представлены в двух вариантах:

    Первый – сохранение тенденций и макроэкономических пропорций, сложившихся в 2000 г.;

    Второй – проведение политики, ориентированной на стимулирование роста потребительского спроса.

    Глобальная задача экономической политики и её важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечении на этой основе устойчивого роста ВВП.

       Можно констатировать, что в последние годы произошла серьёзная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики: от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода к стимулированию потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения.[4]

    Повышение уровня анализа и прогнозирования денежно-кредитных индикаторов.

    Ведущее место в системе индикаторов денежно-кредитной политики отводится показателю М2, включающему наличные деньги и безналичные в виде депозитов до востребования, средства на расчётных и текущих специальных счетах предприятий и организаций, срочные вклады населения. В качестве главного экономического параметра, определяющего динамику М2, в “Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики” приняты темпы прироста потребительских цен.

    В 2000 г. прогнозировался опережающий в 3,8-4,4 раза прирост денежной массы по сравнению с приростом потребительских цен. Фактически же потребительские цены увеличились на 84%, а денежная масса М2 на 30,2%

    В 2001 г. прогнозировался более медленный прирост денежной массы, на 11-15%, по сравнению с потребительскими ценами, фактически он является опережающим.

    В 2001 г. в проекте “Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики” ЦБ намечает вернуться к политике опережающего прироста денежной массы (М2) по сравнению с приростом потребительских цен.

    Зависимость между динамикой потребительских цен и денежной массы М2 неустойчива. Реальная динамика цен и денежной массы существенно отклоняется от прогнозных ориентиров денежно-кредитной политики и в процессе её реализации даже изменяется характер зависимости. В 2001 г. прирост денежной массы М2 ожидается в 1,9-2,4 раза, а  потребительских цен в 1,3-1,9 раза больше, чем в прогнозе.

    Неустойчивость зависимости между важнейшими индикаторами денежно-кредитной политики ослабляет её практическую ценность, снижает доверие к ней инвесторов, ослабляет потенциал экономической политики, её организующее начало в поддержании высокой деловой конъюнктуры[5].

     Для повышения предсказуемости денежно-кредитной политики важно наладить глубокий анализ причинно-следственных связей между важнейшими денежно-кредитными индикаторами. Например, до финансового кризиса 1998 г. не было ясного понимания влияния на динамику денежной массы резких перепадов курса валюты, масштабов и структуры внутреннего долга, доли импорта в товарообороте. Считалось, что прирост денежной массы оказывает определяющее влияние на потребительские цены, и проводилась политика сокращения денежной массы. Вопреки этой политике цены вместо прогнозируемого увеличения на 5-8% выросли на 80,4%. Определяющее влияние на их рост оказало многократное падение курса рубля и рублёвое удорожание чрезмерного объёма импортных товаров.

    Необходимо осуществить дифференциацию факторов спроса на деньги: для деловых сделок, с учётом реальной ценовой конъюнктуры, на финансовые активы. Специальных расчётов влияния на денежную массу требуют такие факторы, как скорость обращения денег, совокупность валютных факторов, спрос на денежные ресурсы для предполагаемых затрат на инновации и инвестиции.

    Реализация предложенного подхода потребует глубокого изучения категории спроса на деньги, повышения достоверности и точности информации, обширных исследований факторов, формирующих денежный спрос. Необходимо иметь систему прогнозных расчётов агрегатов денежной массы, не замыкать денежное обращение на М2, прогнозировать объёмы притока и оттока широких денег, добавляя к М2 депозиты населения в иностранной валюте в национальной банковской системе, прогнозные оценки (притоки и оттоки) объёма тезаврации иностранной валюты. Признавая специфику вторичных денег типа ГКО, ОФЗ и др., необходимо учитывать их влияние на М2 и налично-денежное обращение.

    Консолидация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик.

    Является важным направлением повышения эффективности денежно-кредитной политики. Эта взаимосвязь основывается, во-первых, на единстве целей этих двух векторов экономической политики и зависимости от базовых условий её осуществления; во-вторых, на совпадении ряда объектов, на которые направлено их воздействие (госдолг, дефицит бюджета и др.); в-третьих, на взаимодействии инструментов и институтов, с помощью которых осуществляются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики.

    Базовой основой обеих политик является экономический рост и, прежде всего увеличение ВВП и реальных доходов населения, поскольку только в условиях роста раскрываются возможности рыночной экономики, действуют основные рыночные категории, обеспечивается соответствие спроса и предложения. В условиях спада платежеспособный спрос подавлен и все факторы производства (трудовые ресурсы, капитал, НТП) недоиспользуются и теряют свою ценность и стоимость.

    На протяжении, по крайней мере, 7-8 лет реформирования российской экономики бюджетная политика не отличалась ясностью постановки целей, задача сбалансированности бюджета приобрела самодовлеющий характер. Опыт показывает, что сделать это в условиях спада невозможно. Искусственное балансирование бюджета за счёт обращения долгов (дефицита) на фондовом рынке ведёт к  увеличению внутреннего долга и к повышению доли расходов на его обслуживание (до 30%). Наступает такой период, когда доходы от выпуска новых ГКО не компенсируют расходов на обслуживание внутреннего долга, что и выразилось в финансовом кризисе в августе 1998 г.

    В настоящее время в экономической политике доминирует бюджет, и по срокам разработки он представляется раньше, чем основные направления единой государственной политики.

    Неспособность с помощью бюджета решить ряд фундаментальных проблем российской экономики – чрезмерные объёмы внутреннего и внешнего долга, сжатие инвестиционной составляющей до минимума, угрожающего воспроизводству национального капитала, остаточный метод выделения средств для развития социальной сферы и науки – создают крайне неустойчивую основу для формирования денежно-кредитной политики.

    С другой стороны, односторонняя ориентация денежно-кредитных инструментов на всё сужающиеся возможности бюджета, его доходной базы, параллельная система денежного обращения, резкие колебания курса валюты препятствуют устойчивой работе рынков и снижают потенциал бюджетных доходов российской экономики.

    В проекте бюджета 2001 г. просматривается подчинение всей бюджетной политики задаче погашения внешнего долга. Профицит бюджета в размере 162 млн. руб. почти полностью (156,8) направляется на погашение внешнего долга.

    Общая сумма долга  федерального бюджета составит на конец 2001 г. 6,3 трлн. руб., что в 1,2 раза превышает прогнозируемый объем ВВП (5,1 трлн.руб.) и почти в 8,5 раза величину доходов бюджета.

    Выплаты по обслуживанию внешней задолженности (не считая расходов по погашению основной суммы долга) составляют 71% всех расходов по обслуживанию госдолга. На эти цели придётся направить 3% ВВП, что в 2 раза превышает рост ВВП, проектируемый на 2002 г., и составит почти 20% от общего объёма расходов федерального бюджета. Сумма процентных выплат в $ составит 4,9 млрд. Кроме того, иностранным кредиторам будет выплачено $5,3 млрд. в порядке погашения основной суммы долга за счёт новых займов.

    Вторая характерная черта проекта бюджета состоит в том, что он не способствует в должной мере решению самых насущных задач российской экономики. Прогнозируется: рост реальных располагаемых доходов населения в виде “вилки” на 1,5-3%; розничный товарооборот на 1%; увеличение доходов населения, рост реальных располагаемых доходов на 2% (с учётом дефлятора); доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – 33-34% (в 2000 г. – 35%). Но, что особенно противоречит концепции ориентации экономической политики  повышения доходов населения, это повышение уровня безработицы до 14,8% против 14,3%.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.