МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль и функции валютного рынка и валютного регулирования в современной российской экономике

    Состояние валютного рынка РФ зависит от смены международных валютных курсов, важнейшее значение в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.

    Главенствующее значение на рынке имеет рубль, как национальная валюта. Российский рубль продолжает оставаться замкнутой валютой. Вывозить его в зарубежные развитые и развивающиеся государства можно только в небольших количествах. Рубль не является валютой международных расчетов. Он не может служить валютой цены и валютой платежа во внешнеторговых контрактах. Банки развитых западных стран не имеют счетов в рублях в своих странах.

    В России фактически уже имеется внутренняя конвертируемость рубля при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуется политико-экономическая и финансовая стабилизация, накопление существенных золотовалютных резервов, отработка валютного механизма сотрудничества со странами СНГ. В 1996 г. Россия подписала ст.

    VIII Устава МВФ, в результате чего рубль стал конвертируемой валютой в платежах и переводах.

    В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком.

    На валютном рынке Российской Федерации действуют различные институты, уполномоченные банки Российской Федерации, иностранные банки и инвестиционные компании, биржи, брокерские конторы. [21]


    2.2 Функциональная характеристика валютного рынка


    Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля-продажа валют и ценных бумаг в валюте на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли их участниками в виде разницы курсов валют.

    С институциональной точки зрения валютные рынки представляют собой совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции.

    Уполномоченный банк – это коммерческий банк, получивший от Центрального банка России лицензию на проведение операций с иностранной валютой.

    Операции на валютном рынке проводятся между банками (межбанковские валютные расчеты) и банками со своими клиентами.

    С организационно-технической точки зрения валютный рынок представляет собой совокупность телеграфных, телефонных, телексных, электронных и прочих коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран, осуществляющих международные расчеты и другие валютные операции.

    Эффективность операций на валютном рынке во многом определяется его видом.

    В Российской Федерации официальный валютный курс рубля устанавливается с помощью фиксинга.

    Фиксинг осуществляется Центральным банком России на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и представляет собой определение курса доллара США к рублю.

    Курс фиксинга является единым курсом Центрального банка России. Через него, используя информацию о кросс-курсах агентства «Рейтер» (REUTER), он выводит курс рубля к остальным валютам. Валютный фиксинг происходит два раза в неделю – во вторник и четверг. В день валютного фиксинга Центральный банк России сообщает курсы ведущих свободно конвертируемых валют к рублю через публикацию в Российской газете, в Российских вестях и др.

    Биржевой валютный рынок – это организованный рынок, который представлен валютной биржей. Валютная биржа-предприятие, организующее торги валютой и ценными бумагами в валюте. Биржа не является коммерческим предприятием. Ее основная функция заключается не в получении высокой прибыли, а в мобилизации временно свободных денежных (рублевых, валютных) средств через продажу валюты и ценных бумаг в валюте и в установлении курса валюты, т.е. ее рыночной стоимости.

    Биржевой валютный рынок имеет ряд достоинств: является самым дешевым источником валюты и валютных средств; заявки, выставляемые на биржевые торги, обладают абсолютной ликвидностью.

    Ликвидность валюты и ценных бумаг в валюте означает способность их быстро и без потерь в цене превращаться в рубли.

    Указанные выше достоинства биржевого валютного рынка России обусловлены следующими факторами:

    – законодательно установленным требованием по обязательной продаже части (50%) валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг;

    – ограниченным количеством валютных бирж (т.е. торговых площадок), на которых производятся операции по купле – продаже (конверсии) валюты;

    – использованием государством Московской межбанковской валютной биржи для установления официального обменного курса рубля к доллару, а на основе его через систему кросс – курсов к другим валютам;

    – контролем за торгами на ММВБ со стороны Центрального банка

    России, который использует валютные ресурсы государства для регулирования соотношения рубля и доллара и тем самым гарантирует, что все выставленные на бирже для покупки доллары США будут куплены.

    Внебиржевой валютный рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами валютной биржи и ведут его по телефону, телефаксу, компьютерным сетям.

    Биржевой и внебиржевой рынки в определенной степени противоречат друг другу и в то же время взаимно дополняют друг друга. Это связано с тем, что, выполняя общую функцию по торговле валютой и обращению ценных бумаг в валюте, они применяют различные методы и формы реализации валюты и ценных бумаг в валюте.

    Достоинства внебиржевого валютного рынка заключаются в:

    – достаточно низкой себестоимости затрат на операции по обмену валют. Дилеры банков часто используют очные валютные аукционы на бирже для снижения собственных затрат на валютную конверсию путем заключения договоров купли-продажи валюты по биржевому курсу до начала торгов на бирже. На бирже с участников торгов взимаются комиссионные, сумма которых находится з прямой зависимости от суммы проданных валютных и рублевых ресурсов. Кроме того, законом установлен налог на биржевые сделки. Во внебиржевом рынке для уполномоченного банка после того, как был найден контрагент по сделке, операция валютной конверсии осуществляется практически бесплатно;

    – более высокой скорости расчетов, чем при торговле на валютной бирже. Это связано прежде всего с тем, что внебиржевой валютный рынок позволяет проводить сделки в течение всего операционного дня, а не в строго определенное время биржевой сессии. Например, акционерное общество

    «Межбанковский финансовый дом» как участник внебиржевого валютного рынка заключает контракт на куплю-продажу валюты по плавающему курсу. В нем фиксируется только сумма продаваемой валюты без указания курса сделки. В качестве обменного валютного курса обычно используется курс, который установится на следующих торгах на ММВБ. Расчеты по таким сделкам происходят после того, как установится курс на

    ММВБ. В результате этого создаются условия единой технологической цепочки, использование которой позволяет валютным дилерам банков осуществлять операции по обмену валюты в течение всего операционного дня, совмещая преимущества биржевого и внебиржевого валютного рынка.

    С переходом России к рыночной экономике срочная торговля в сфере валютных операций постепенно расширяется, и этому способствует ряд факторов:

    – во-первых, рынок срочных контрактов позволяет производителям и потребителям различной продукции избежать или уменьшить ценовой риск при реализации или приобретении товаров;

    – во-вторых, рынок срочных контрактов позволяет экспортерам и импортерам избежать или уменьшить риск при изменении валютных курсов. Немаловажную роль в увеличении активности на этом рынке должны сыграть и иностранные инвесторы, заинтересованные во вложениях в российские финансовые инструменты и хеджировании курса рубля к иностранным валютам с целью репатриации прибыли;

    – в-третьих, рынок срочных контрактов служит одним из механизмов, стабилизирующих само функционирование рыночной экономики, в том числе ее финансового сектора, так как позволяет владельцам финансовых активов застраховать риск падения их курсовой стоимости, а заемщикам и кредиторам – риск изменения процентной ставки.

    Рассматривая валютный рынок Российской Федерации, следует указать на новую роль и особое место российского рубля в странах ближнего зарубежья.

    Российский рубль имеет сегодня для стран СНГ такое же значение, что и американский доллар для Российской Федерации. Если бы центральные банки стран СНГ располагали достаточным запасом российских рублей, то они могли бы поддерживать курс своих валют достаточно стабильным.

    Однако такого запаса в настоящее время нет и национальная валюта стран СНГ быстро обесценивается.




    3. Законодательство о валютном регулировании


    3.1 Основная нормативная документация


    На основании Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №50, ст. 4859), Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28, ст. 2790; 2003, №2, ст. 157; №52 (часть I), ст. 5032) и на основании решения Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 26 марта 2004 года №6) Банк России устанавливает следующий порядок обязательной продажи части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

    На основании Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №50, ст. 4859), Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28, ст. 2790; 2003, №2, ст. 157; №52 (часть I), ст. 5032) и решения Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 22 апреля 2004 года №8) Банк России устанавливает следующее.

    1. Без ограничений осуществляются следующие валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет:

    1.1. операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    1.2. операции, связанные с исполнением обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства и договорами залога, исполнение регрессных требований поручителей;

    1.3. операции, связанные с приобретением у третьих лиц – уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам – уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;

    1.4. операции, связанные с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (договорам лизинга);

    1.5. операции с внешними ценными бумагами;

    1.6. операции, связанные с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внутренними ценными бумагами и внешними ценными бумагами;

    1.7. операции, связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;

    1.8. операции, связанные с доверительным управлением денежными средствами;

    1.9. операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного банка) по операциям, указанным в подпунктах 1.1 – 1.8 настоящего Указания.

    2. Валютные операции, не указанные в пункте 1 настоящего Указания, осуществляются уполномоченными банками в порядке, установленном для юридических лиц – резидентов, не являющихся уполномоченными банками, если иное не установлено Банком России.

    3. Настоящее Указание подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и вступает в силу с 18 июня 2004 года.

    На основании статей 4 и 15 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает следующий порядок и условия проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж.


    3.2 Проблемы о валютном регулировании и контроле


    В российской экономике получают все более широкое распространение новые финансовые инструменты, которые используются в обслуживании расчетов внутри коммерческого оборота по внешнеторговым операциям. Одним из них является факторинг, который представляет собой сделку, в которой одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет уступки денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику). Обязательство вытекает из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу (должнику). В свою очередь, клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование к должнику, которое может быть уступлено клиентом финансовому агенту также и в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.

    Дефицит оборотных средств у предприятий, наличие определенных сложностей в предоставлении банковских коммерческих кредитов – все это ведет к тому, что количество сделок факторинга значительно увеличивается. Многие банки, инвестиционные, финансовые и коммерческие компании осуществляют факторинговые операции, в том числе и операции международного факторинга, при условии, что одна из сторон сделки факторинга либо должник по уступаемому договору купли – продажи является фирмой – нерезидентом.

    Российским валютным законодательством финансовые операции международного факторинга еще недостаточно полно урегулированы. Это связано, очевидно, с тем обстоятельством, что в Гражданском кодексе РФ нет пока такого финансового инструмента, как факторинг. В главе 43 ГК РФ речь идет о сделке по финансированию под уступку денежного требования. Но если применительно к внутреннему гражданскому обороту эти понятия достаточно близки, то в сфере внешнеторговых операций международный факторинг не идентичен российскому понятию финансирования под уступку денежного требования. Данное обстоятельство порождает ряд коллизий, особенно с учетом действующего валютного регулирования и валютного контроля.

    Постараемся проиллюстрировать это на различных типах операций международного факторинга, в которых одной из сторон являются российские лица.

    Закон РФ от 09.10.92 №3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле» специально не выделяет факторинговые операции в качестве валютных операций. Очевидно, что факторинг в широком смысле является сделкой финансирования под уступку денежного требования, в полной мере соответствует содержанию ст. 1 п. 7 Закона и входит в разряд операций, «связанных с переходом прав собственности на валютные ценности». Оба вышеуказанных заключения свидетельствуют о том, что операции международного факторинга не противоречат российскому валютному законодательству.

    Известно, что в соответствии с Законом валютные операции дифференцируются на «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капитала» (п. п. 9, 10 ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»). С точки зрения содержания факторинг предусматривает уступку обязательственных требований, вытекающих из контрактов по поставке товаров, т.е. применительно к валютному законодательству – из контрактов международной купли – продажи товаров. Таким образом, содержательно факторинговые операции подпадают под механизм регулирования текущих валютных операций.

    Текущие валютные операции в соответствии с Законом предполагают уступку обязательственных требований по расчетам на срок не более 90 дней. В результате контракт по факторинговым операциям тоже, очевидно, должен иметь срок исполнения до 3 месяцев. В реальной практике не всегда они укладываются в данный срок.

    В данном контексте справедливо возникает вопрос, могут ли факторинговые операции быть отнесены к категории валютных операций, связанных с движением капитала (далее – капитальные операции). По нашему мнению, подобные операции международного факторинга могут соответствовать признакам «капитальной операции» лишь в случае, когда финансовый агент принимает от клиента материальные требования к должнику в качестве обеспечения предоставляемого им коммерческого кредита клиенту на срок более 180 дней. По остальным критериям операции международного факторинга, очевидно, должны регулироваться как относящиеся к текущим валютным операциям.

    Рассмотрим наиболее распространенную правовую конструкцию, в которой клиент и финансовый агент являются резидентами, а должник – нерезидентом.

    Между клиентом и должником отношения регулируются контрактом международной купли – продажи. Клиент – экспортер товаров поставляет товар и переуступает финансовому агенту право на получение денежных средств от импортера.

    Таким образом возникает два варианта правосубъектности:

    а) финансовый агент – это уполномоченный банк;

    б) финансовый агент – любое другое лицо, не являющееся кредитной организацией.

    В соответствии со ст. 825 ГК РФ в качестве финансового агента могут выступать банки, иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого типа. Однако в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по финансированию под уступку денежного требования не подлежит лицензированию. Следовательно, в качестве финансовых агентов могут выступать не только кредитные организации, но и другие коммерческие предприятия.

    В нашем примере, когда финансовым агентом является уполномоченный банк, действуют следующие обязательные нормы валютного контроля: во-первых, паспорт сделки оформляется на клиента в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №86-И, ГТК РФ №01–23/26541 от 13.10.1999 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (далее – Инструкция №86-И), который нет необходимости перерегистрировать на другое лицо.

    Во-вторых, уполномоченный банк обязан направить уведомление о произошедшей переуступке в Министерство экономического развития и торговли и в Государственный таможенный комитет (ГТК РФ). Уполномоченный банк обязан обеспечить возврат валютной выручки, причитающейся по договору международной купли – продажи с должника, а также обеспечить обязательную продажу 50% валютной выручки Центральному Банку.

    При условии, когда финансовым агентом является любое третье лицо, не являющееся кредитной организацией, паспорт сделки должен быть перерегистрирован на другое лицо (на нового финансового агента). При этом не возникает нового срока исполнения обязательства по контракту, а действует прежний – до 90 дней. По нашему мнению, этот срок может быть недостаточным для переоформления паспорта сделки и соответственно для переоформления ответственности за возврат валютной выручки на нового финансового агента. В этой, связи может, быть было бы целесообразно рассмотреть возможность внесения поправок в Инструкцию №86-И, которые бы устанавливали применительно к факторинговым операциям более длительный срок исполнения нового контрактного обязательства для экспортера, уступившего права требования по договору международной купли – продажи другому лицу, не являющемуся уполномоченным банком.

    Во-вторых, финансовый агент обязуется получить валютные поступления за ранее экспортируемую продукцию от должника, независимо от того, согласен ли последний с переуступкой финансовому агенту права требования к нему.

    В-третьих, финансовый агент обязан перерегистрировать паспорт сделки в том же уполномоченном банке, в котором этот паспорт был ранее зарегистрирован на клиента (если финансовый агент не является другим уполномоченным банком).

    Наконец, финансовый агент обязан обеспечить возврат валютной выручки, причитающейся по договору экспортной купли – продажи клиенту, и затем продать уполномоченному банку 50% валютной выручки, причитающейся по договору клиенту.

    Отдельного рассмотрения заслуживает проблема, касающаяся валютного регулирования поставок инвестиционного оборудования с длительным циклом освоения в рамках текущей валютной операции (п. 2 ст. 6 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»). На данный вид сделок распространяются те же требования валютного контроля, однако введены лишь послабления в отношении сроков исполнения обязательств по возврату валютной выручки, согласно которым должник обязан исполнить обязательство по оплате экспортируемых товаров до трех лет. Следовательно, если право требования по такому контракту уступается финансовому агенту, то срок для обязательного возврата и продажи 50% валютной выручки тоже пролонгируется до трех лет.

    Рассмотрим ситуацию, при которой клиентом по договору финансирования под уступку денежного требования является резидент, а финансовым агентом и должником являются нерезиденты. Данная правовая конструкция хотя и реже применима в системе российского финансового бизнеса, тем не менее, имеет «право на жизнь».

    В данном случае действуют следующие нормы валютного контроля:

    1. Паспорт экспортной сделки, оформленный ранее на клиента, не подлежит перерегистрации на финансового агента, так как последним является нерезидент.

    2. Клиент обязан возвратить 100% валютной выручки, причитающейся ему по договору международной купли – продажи и продать 50% ее Центральному Банку.

    Таким образом, если контракт международной купли – продажи заключен, к примеру, на сумму 10000 долл. США, кредитор (клиент) уступил право требования денежных средств финансовому агенту, получив за уступку 9000 долл. США, то 1000 долл. США не будет зачислена на счет клиента в уполномоченный банк РФ.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.92 №629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка – это все средства в иностранной валюте, причитающиеся по договору резиденту. В Указе устанавливается штраф за нарушение порядка зачисления валютной выручки, который налагается налоговыми органами или инспекциями валютного контроля в размере всей суммы валютной выручки (п. 8).

    С другой стороны, если отменить принцип репатриации валютной выручки и признать законность возврата 90% из 100% причитающейся клиенту по договору купли – продажи валютной выручки и таким образом легализовать часть валютного дохода клиента за рубежом, то факторинг может быть использован в качестве инструмента для легализации утечки валютных средств за рубеж.

    Возникает вопрос – какая из сторон договора факторинга должна нести ответственность за невозврат валютной выручки, если стороны действуют в рамках контракта международной купли – продажи? Очевидно, что для расширения практики применения факторинговых операций требуется внести изменения в действующее валютное законодательство, которые устранили бы коллизии норм гражданского и валютного законодательства в части факторинга и позволили бы клиенту отвечать по своим обязательствам в рамках, установленных заключенным им договором факторинга. Видимо, потребуется снять часть ответственности с клиента за возврат валютной выручки так, чтобы он отвечал за возврат валюты в Россию только в части валютных средств, причитающихся по договору факторинга. Оставшаяся часть обязательств клиента по возврату валютной выручки должна быть перенесена на факторы. Подобный механизм позволил бы клиенту осуществлять реальную переуступку денежного требования по договору факторинга, не нарушая валютное законодательство и не обременяя его дополнительной ответственностью.

    В рамках действующего законодательства у клиента экспортера остается только один выход: заключать договор факторинга, содержащий условие о том, что должник перечисляет 100% валютных средств на счет клиента, а клиент затем возвращает эти средства фактору. Однако этот способ рискован и невыгоден из-за курсовой разницы.

    Без устранения коллизий в нормах внешнеторгового и валютного законодательства российские предприниматели, очевидно, будут продолжать сталкиваться с серьезными проблемами при осуществлении сделок международного факторинга. Это может сильно затормозить распространение в России этого весьма эффективного и удобного перспективного финансового инструмента, который уже распространен в деловом финансовом мире за рубежом.


    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.