МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль коммерческих банков

    Качество обслуживания (доли рынка). Темп роста вкладов в июле-сентябре был самым высоким у Белорусского народного банка (увеличились в 25 раз), Москва-Минск - прирост 24%, у Белгазпромбанка- 18%, у Трастбанка- 13%. Наибольший вклад в кредитование реального сектора вносят Беларусбанк (45%), Белагропромбанк (18%), Приорбанк (10%), Белпромстройбанк (8%) и Белинвестбанк (7%). Доли указаны от суммарного кредитного вклада банков, включенных в рейтинг. На невключенные остается менее 1% кредитов.

    За последние 12 месяцев свою долю в кредитовании реального сектора увеличили Беларусбанк и Белагропромбанк (на 2%), Белпромстройбанк (на 0,5%) и динамично растущие банки 2-3 групп за счет некоторого уменьшения доли у отдельных уполномоченных банков.

    По привлечению вкладов населения наибольшую работу по-прежнему проводит Беларусбанк (57% всех вкладов). Такая концентрация в одном банке, даже учитывая его специализацию на сбережениях, на наш взгляд, чрезмерна и опасна. Нацбанку следовало бы стимулировать диверсификацию вкладов. Еще почти 12% принадлежит Белагропромбанку, 9,28% - Белпромстройбанку, 8,6% - Белинвестбанку, 4,8% - Белвнешэкономбанку, 4,4% - Приорбанку, 0,93% - Белгазпромбанку, 0,73% - Славнефтебанку [13, c.28].


    3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     

    Для большинства промышленно развитых зарубежных стран характерна многоуровневая структура кредитной системы. В нашей же республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы  к рыночной модели организации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идти параллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Но сегодня экономика Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленной. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих  не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора. Вместе с тем, руководству страны вряд ли стоит рассчитывать на то, что банки взвалят на себя основную нагрузку по кредитованию сельского хозяйства, потому что, кредитуя сельскохозяйственные предприятия, банки вынуждены забывать не только про доходность, но и про возвратность. Банкиры считают, что государство должно гарантировать по крайний мере безубыточность этих вложений.

    Также следует отметить, что большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике.

      Всё это свидетельствует о том, что развитие кредитной системы в республики нуждается в дальнейшем совершенствовании.

    Однако, в банковской системе наблюдаются и положительные тенденции. Так, например, одним из наиболее существенных достижений банковской системы явилась нормализация валютного рынка. Кроме того, осуществлен комплекс мер по повышению надежности и устойчивости функционирования банков, росту их финансового потенциала. Увеличились уставные фонды, на 17,5 процента возрос собственный капитал банков, хотя его рост планировался в 10 процентов [13, с.25].

    Проводимая политика по поддержанию положительного уровня реальных процентных ставок повысила доверие к белорусскому рублю, отметили специалисты. Субъекты хозяйствования и особенно население стали отдавать предпочтение сбережениям в национальной валюте.

    Главная цель реформирования и реструктуризации системы отечественных коммерческих банков - это формирование сообщества кредитно-финансовых учреждений, способных к аккумуляции свободных внутренних и внешних финансовых ресурсов, их прибыльному размещению, а также к оказанию всего комплекса банковских услуг внутренним и внешним клиентам.

    Основными проблемами банковской системы Беларуси является ее общая финансовая слабость. Почти половина всех активов банковской системы размещена в форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собой низкорентабельные и убыточные предприятия государственного сектора. Банковская система Беларуси практически не имеет финансовых инструментов, позволяющих обеспечивать накопление денежных ресурсов в реальном исчислении.

    Особенностью белорусской банковской системы, является преобладание нескольких крупных банков, обслуживающих государственные программы и государственные предприятия: на 6 крупнейших системообразующих банков, которые вынуждены работать по государственным программам, связанным с кредитованием низкоэффективного АПК и жилищного строительства, приходится около 90% всего объема активных операций. Этот параметр близок к 90% на протяжении нескольких последних лет. В будущем ситуация должна измениться, и в Концепции развития белорусской банковской системы до 2010 г. предусмотрено снижение доли указанных банков до 50%. Представляемые данным банкам взамен льготы по обязательному резервированию и процентным ставкам не позволяют эффективно регулировать денежный рынок рыночными инструментами и вызывают определенные искажения в его работе [24].

    Проведенное курсовое исследование позволяет утверждать, что финансовое оздоровление банковского сектора должно проводится по двум направлениям:

    ·        реструктуризация задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками;

    ·        рекапитализация самих банков через привлечение дополнительных финансовых средств в банковскую систему.

    Реструктуризация сомнительной к погашению задолженности предприятий банкам может проводиться двумя способами: путем осуществления согласительных процедур и принудительным путем.

    В случае отказа предприятия от заключения мирового соглашения, банк имеет право инициировать начало процедуры банкротства независимо от формы собственности предприятия согласно действующему законодательству (Закону о банкротстве).

    Рекапитализация самих банков в период общего оздоровления экономики может включать в себя следующие мероприятия.

    1.     В целях оперативной безопасности привлеченных средств во всех коммерческих банках предпринять чрезвычайные временные меры по восстановлению общей ликвидности банковской системы.

    2.     Существенно повысить суммарный собственный капитал белорусских банков в течение первых двух лет после перехода к радикальным реформам.

    3.     Расширить спектр кредитно-финансовых учреждений за счет создания специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений (инвестиционных, ипотечных, лизинговых компаний, создания обществ взаимного кредитования и т.п.), предполагая переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал.

    4.     Стимулировать первоочередное признание группы ведущих белорусских банков на международных финансовых рынках, в том числе путем присвоения им соответствующих кредитных рейтингов.

    5.     Обеспечить переход белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего банковского рейтинга.

    6.     Ограничить операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам.

    7.     Предложить всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает 5% от суммы всех выданных кредитов, предоставить план собственного оздоровления, включая график заключения предполагаемых мировых соглашений с заемщиками и инициирования процедур банкротства [24].

    Помимо этого, принять комплекс мер по побуждению банков к собственному финансовому оздоровлению:

    ·        в течение 2-3 лет перейти к сохранению генеральных лицензий только у банков, имеющих международный рейтинг;

    ·        разработать механизм принудительной продажи контрольного пакета банков, регулярно не соблюдающих пруденциальные нормативы и ставящих под угрозу безопасность всей банковской системы, закрепив это право за органом надзора за банковской деятельностью (либо Агентством по реструктуризации банков);

    ·        установить предельный удельный вес акций предприятий в активах банков с целью побуждения их к скорейшему восстановлению денежной ликвидности.

    Кроме того, государству в лице Правительства и Нацбанка следует осуществить определенные действия по сокращению государственного вмешательства в банковскую деятельность. В частности следует провести следующие мероприятия:

    1.     Вывод средств государства и Национального банка из уставных капиталов коммерческих банков, в первую очередь - Беларусбанка, Белагропромбанка, с последующей продажей их на свободных аукционах. Это необходимо, во-первых, для создания равных условий для всех банков, во-вторых, для исключения возможности нерыночного давления органов власти и Национального банка на денежный рынок через зависимые от него банки.

    2.     Восстановление специализированного Сберегательного банка, работающего исключительно с населением и на денежном рынке. Это даст возможность повысить степень сохранности сбережений населения и укрепить рынок долгосрочных денежных ресурсов. Кроме того, чрезмерная концентра­ция вкладов населения в одном банке — АСБ "Беларусбанк" – крайне опасна. Малейшая паника сре­ди его вкладчиков может при­вести к системному банковско­му кризису.

    3.     Реорганизация Белагропромбанка путем его раздела на шесть (по числу областей) местных земельных банков, передав контрольные пакеты акций местным органам власти. Это позволит сформировать в будущем вокруг местных земельных банков региональные финансовые рынки.

    4.     Создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д. компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы и т.п.). В результате произойдет привлечение дополнительных средств на денежный рынок, в том числе из "серой" экономики, специализация и повышение качества предоставляемых кредитно-финансовых услуг.

    5.     Учреждение специального негосударственного фонда страхования вкладов физических лиц и срочных депозитов юридических лиц в форме акционерного общества, пополняемого за счет пропорциональных безвозвратных отчислений банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений и предназначенный для возмещения указанных выше вкладов в случае банкротства кредитных учреждений - членов фонда. Это повысит степень доверия к банкам и тем самым позволит увеличить их ресурсную базу.

    6.     Ограничение операций по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам [22].

    7.     Разработка механизма ускоренного судебного разбирательства с предприятиями-заемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит, их банкротство и передача имущества во временное управление по рекомендации банков-кредиторов.

    8.     Разработка и принятие механизма принудительной продажи контрольных пакетов акций банков, не обеспечивающих соблюдение пруденциальных нормативов и создающих угрозу ликвидности всей банковской системы. Это позволит ускорить процедуры смены собственника у неэффективных банков без их банкротства и социальных потрясений, привлечение более профессионального менеджмента и снижение доли проблемных банков в банковской системе.

    9.     Инициирование создания союза коммерческих банков, который примет на себя солидарную ответственность за финансовое состояние банков-членов данного союза, вплоть до учреждения специальной негосударственной компании, страхующей депозитные риски вкладчиков и кредиторов "банков-союзников", с одной стороны, и предоставления рекомендации органу, осуществляющему надзор за банками, о принудительной продаже контрольного пакета акций банков, испытывающих финансовые проблемы, с другой стороны. Это должно предотвратить неожиданные банкротства банков.

    10. Переход к расчету всех пруденциальных нормативов, исходя из собственного капитала банков, а не их уставных капиталов, что позволит отказаться от искусственного привлечения новых акционеров и повысить капитализацию уже выпущенных акций и их рыночную стоимость.

    11. Привлечение на территорию страны филиалов надежных иностранных банков, поощрение их участия в капитале уже действующих белорусских банков, в том числе через выпуск американских и европейских депозитарных расписок. Это позволит привлечь дополнительные средства в банковскую систему и повысить конкуренцию между коммерческими банками.

    12. Переход к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для белорусских банков с целью их скорейшей адаптации к мировым финансовым рынкам и получения соответствующих банковских рейтингов.

    13. Обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью кредитного рейтинга, а коммерческими банками - соответствующего банковского рейтинга. У банков, не имеющих соответствующего общепризнанного международного рейтинга, будут ограничены валютные лицензии. Кроме того, у банков, не имеющих внутреннего национального рейтинга, будет ограничена внутренняя лицензия по работе с населением.

    14. Пересмотр всего действующего банковского законодательства страны в направлении:

    ·        четкого разграничения правомочий субъектов денежно-кредитных отношений;

    ·        конкуренции субъектов денежно-кредитных отношений;

    ·        главенства закона о регулировании денежно-кредитных отношений;

    ·        рассмотрения спорных вопросов в судебном порядке;

    ·        материальной, административной и иной ответственности любого субъекта, в том числе органов государственной власти и управления, за ущерб, причиненный неправомерными действиями;

    ·        прозрачности взаимоотношений субъектов;

    ·        информирования общественности о политике Банка Беларуси и состоянии кредитных учреждений.

    В заключение главы следует отметить, что предложенные мероприятия направлены на финансовое укрепление белорусской банковской системы, придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые финансовые рынки в качестве полноправного их участника. В отличие от монетарной политики, их реализация не требует комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по мере подготовки соответствующих экономических и политических условий.





    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В заключение проведенного курсового исследования, необходимо сделать следующие выводы.

    Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами, которые выполняют аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и физическим лицам, а так же выполняют различные расчетные, гарантийные и иные операции.

    Банковская реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации Государственного Банка СССР, из состава которого было выделено несколько государственных специализированных банков. Несколько позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х — 90-х годов стала формироваться двухуровневая структура банковской системы. характерная для современной экономики. Эта система предусматривает наличие Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц. Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам. Кроме того, в связи с острым экономическим и финансовым кризисом в нашей стране положение подавляющего большинства коммерческих банков было и остается крайне тяжелым.

    За непродолжительный период существования системы коммерческих банков в Республике Беларусь в ней возник ряд проблем. В вопросах регулирова­ния банковской системой они заключаются в следующем: банковская система играет исключительно важную роль в обеспечении нормально­го функционирования экономики. Поэтому она должна управляться не специальным ведомственным органов управления в лице Национально­го банка, а структурой типа независимого совета, представляющего интересы крупнейших банков страны. Последние два года в Беларуси происходит монополизация банковской деятельности: мелкие и средние банки объединяются с более крупны­ми, становясь их филиалами. Против реорганизации банков не может быть никаких возражений. Однако, централиза­ция банковского капитала и концентрация банковской деятельности не дол­жны приводить к ухудшению обслуживания хозяйствующих субъектов и населения.

    Поставленные вопросы выходят за рамки чисто банковской сферы и финансового законодательства, однако, они имеют важное значение для дальнейшего развития банковской системы Республики Беларусь.

    Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков.

    От качественного и количественного роста банковского сектора в огромной степени зависит выход нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными проблемами, современные банки уже сложились в мощную экономическую силу. Для повышения их роли в экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

    Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансо­вого рынка, резко меняется структура банковской системы. Появ­ляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные ин­струменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптималь­ных форм устройства кредитной системы, эффективно работаю­щего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффектив­ной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач эконо­мической реформы в Беларуси. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: посто­янно меняется законодательная база; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам бан­ковской системы в целом.

    Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимо­отношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образо­ванного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.