МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

    В 2009 году Национальный Банк постепенно снизил официальную ставку

    рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 года были снижены минимальные резервные требования к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.

    Предпринятые меры позволили стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. Спрос на ресурсы Национального Банка со стороны банков сократился, тогда как объем операций по изъятию ликвидности увеличился. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка, в то время как роста кредитования экономики не произошло.

    В этих условиях Национальный Банк внес некоторые изменения в инструменты денежно-кредитной политики. Были увеличены сроки и снижены ставки по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка.

    В конце 2008 года – начале 2009 года на внутреннем валютном рынке отмечалось значительное нарастание негативных девальвационных ожиданий. При этом Национальный Банк Республики Казахстан принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 120 тенге за доллар США ±2%.

    Только за период с октября 2008 года по февраль 2009 года Национальный Банк Республики Казахстан использовал более 9 млрд. долл. США на обеспечение стабильности обменного курса тенге. Объем золотовалютных резервов за этот период снизился на 10,4%.

    Однако ситуация, сложившаяся к началу 2009 года в мировой экономике, в том числе девальвация валют стран – торговых партнеров Республики Казахстан и значительное снижение цен на энергоресурсы, являющиеся основой казахстанского экспорта, не обеспечивала устойчивость показателей платежного баланса на 2009 год и могла привести к их резкому ухудшению.

    В условиях неизбежности изменения подходов при проведении денежно-кредитной политики Национальным Банком Республики Казахстан были изучены варианты смещения акцентов с обеспечения стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному таргетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях является проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне.

    В этой связи Национальным Банком Республики Казахстан в феврале 2009 года был установлен новый коридор обменного курса тенге на уровне 150 тенге за доллар США +/-3%. Это позволило не только значительно снизить девальвационные ожидания на рынке, но и обеспечить восстановление конкурентоспособности отечественных производителей и сохранение золотовалютных резервов.

    В результате данных мер, а также возобновления роста мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта ситуация на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, а к концу 2009 года наметилась тенденция укрепления национальной валюты. Национальному Банку Республики Казахстан удалось восполнить объем золотовалютных резервов. На конец 2009 года он составил 23,2 млрд. долл. США, что на 16,8% больше по сравнению с 2008 годом.

    Минимальный инфляционный потенциал в экономике позволил Национальному Банку Республики Казахстан в качестве основного направления денежно-кредитной политики определить принятие мер по восстановлению доверия населения к национальной валюте.

    Для этого Национальный Банк Республики Казахстан принимал меры по предоставлению краткосрочной тенговой ликвидности банкам. В рамках данного направления предоставлялись займы рефинансирования банкам, был скорректирован перечень инструментов, принимаемых в качестве залогового обеспечения по данным операциям. Была постепенно снижена официальная ставка рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 года были снижены нормативы минимальных резервных требований к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.

    Кроме того, поддержка банковской системы со стороны государства в рамках Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, способствовала значительному улучшению ситуации с банковской ликвидностью. Как следствие, со 2 квартала 2009 года сократился спрос на ресурсы Национального Банка Республики Казахстан со стороны банков.

    Сохраняющиеся высокие риски в экономике Республики Казахстан и ограниченный спрос на кредитные ресурсы со стороны реального сектора, а также низкое качество ссудного портфеля банков не способствовали росту кредитной активности. В результате банки накопили значительный объем ликвидности в инструментах Национального Банка Республики Казахстан, несмотря на снижение ставок вознаграждения и увеличение сроков по привлекаемым от банков депозитам и выпускаемым краткосрочным нотам Национального Банка Республики Казахстан.




    3. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2010 г.

    Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора.

    Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Курсовая политика будет проводиться с целью недопущения значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

    В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2010 года будет расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге будут обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.

    Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.

    С целью изъятия избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан продолжит эмиссию краткосрочных нот. Их выпуск будет также направлен на поддержание вторичного рынка государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года.

    При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.

    Национальный Банк Республики Казахстан будет способствовать дальнейшему переориентированию банков на внутренние источники при формировании базы фондирования. Для этого Национальный Банк Республики Казахстан увеличит в 2010 году капитализацию АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» на 11 млрд. тенге.

    Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков.

    Реализация данных мер денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных ориентиров по инфляции. Это будет способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного роста.


    Таблица 3.1.Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2010 год

     

    2008

    (факт)

    2009

    (оценка)

    2010 (прогноз)

    1 сценарий

    2 сценарий

    3 сценарий

    Инфляция, %

     

     

     

     

     

    - на конец года, %

    9,5

    6,2

    6,0-8,0

    6,0-8,0

    6,0-8,0

    Официальная ставка рефинансирования, %

    10,5

    7,0

    6,0

    7,0

    8,0

    Денежная база, млрд. тенге

    1525

    2451

    2395

    2697

    2728

    изменение в %

    4,2

    60,7

    -2,3

    10,0

    11,3

    Денежная масса, млрд. тенге

    6267

    7386

    7042

    8097

    8524

    изменение в %

    35,4

    17,9

    -4,7

    9,6

    15,4

    Депозиты резидентов в банковской системе, млрд. тенге

    5409

    6473

    6123

    7070

    7459

    изменение в %

    39,0

    19,7

    -5,4

    9,2

    15,2

    Кредиты банков экономике, млрд. тенге

    7460

    7644

    7539

    8092

    8296

    изменение в %

    2,8

    2,5

    -1,4

    5,9

    8,4

    Уровень монетизации экономики, %

    39,0

    46,2

    45,9

    46,5

    46,5




    Заключение


    Денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

    Денежно-кредитное регулирование нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

    Цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

    Методы денежно-кредитного регулирования –кредитное регулирование, процентное регулирование, управление государственным долгом, валютное регулирование.

    Инструменты денежно-кредитного регулирования - официальные процентные ставки, норма обязательных резервов, валютная интервенция, операции на открытом рынке, кредиты банкам, прямые количественные ограничения.

    Национальный Банк Казахстана – центральный банк страны и является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

    Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:

    1.  Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.

    2.  Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

    3.  Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

    Однако, следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:

    1. Циклическая ассиметрия, то есть если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки станут вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.

    Эта циклическая ассиметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

    2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляция, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

    3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

    Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики ЦБ на внутригосударственную деловую активность.

    В современной экономике широко используются кредитные отношения. Поэтому знание теоретических основ кредита является необходимым условием для рационального использования ссуд в качестве инструмента, позволяющего обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах.

    Кредитная система расширяет масштабы денежного накопления, позволяет осуществить переход денежных средств из одной отрасли в другую и поэтому способствует росту эффективности производства.

    Роль и значение кредитной системы характеризуются рядом показателей: общий объем кредитных вложений, доля банковских ссуд в формировании основного и оборотного капитала предприятий и организаций, совокупный платежный оборот и др.

    Ситуация на финансовом рынке страны в 2010 году будет постепенно улучшаться, однако резкого роста кредитной активности банков не произойдет ввиду сохранения экономических и финансовых рисков.

    В целом, дальнейшее развитие экономики Республики Казахстан будет зависеть от многих факторов, влияние которых в настоящее время однозначно оценить практически не возможно, а контроль над ними со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан достаточно затруднителен.

    В условиях сохранения нестабильности и неопределенности на мировых и внутреннем рынках Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать основные направления денежно-кредитной политики на один год – на 2010 год. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период.




    Список использованной литературы

    1.Закон РК от 30 марта 1995 г. №2155 «О национальном Банке Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями)

    2.ТаттимбетоваЖ.К. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине: Денжно-кредитное регулирование экономики, Караганда 2009г.

    3.www.nationalbank.kz – официальный сайт Национального банка

    4.Правила о минимальных резервных требованиях, Утверждены Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2006 года №38

    5.http://www.afn.kz/

    6.Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.02.2006 г.)

    7.Постановление Правления Агенства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 г. №358 «Инструкция о нормативных значенияхи методике расчетов пруденциальных нормативов для БВУ»

    8.Правила об условиях и минимальных требованиях к порядку предоставления информации поставщиками информации, о порядке оформления согласия субъектов кредитных историй на предоставление информации о них в кредитные бюро, оформления согласия на выдачу кредитного отчета и об условиях и порядке предоставления кредитного отчета от 21 августа 2004 года N 250

    9.Абрамова М., Александрова Л. «Финансы, денежное обращение и кредит» - М., 1996

    10.Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 1998год

    11.Борисова Е.И. Финансирование и кредитование инвестиций / УПП – Караганада 2004

    12.«Деньги Кредит Банки» /под ред. Конакбаева А.Г.: Учебное пособие.-Караганда,2007.-223с

    13.Есекина Б. Финансовые механизмы обеспечения устойчивости национальной экономики. //Финансы Казахстана. – 2004. – N5

    14.Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система Казахстана.- Астана, 2008 г.

    15.Журнал «Банки Казахстана»

    16.Жуков В. Политика Национального банка по развитию системы безналичных платежей для физических лиц. //Банки Казахстана. – 2005.

    17.Ковалев В.В. Финансы: учебник. / Под ред. В.В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006

    18.Исина С. Переход от корпоративного кредитования к розничному. //Мир финансов №11, 2006г.

    19.Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово- кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 1994.

    20.Лапуст М.Г. Современный финансово-кредитный словарь. / Под. общ. ред. М.Г. Лапуста, П.С. Никольского – 2-е изд. доп.– М.: ИНФРА, 2002,

    21.Мельников В.Д. Основы финансов.- Алматы, 2007

    22.Сейткасимов Г.С. Банковская система Казахстана. – Алматы, 2008

    23.Сейткасимов Г. С Банковское дело.- Алматы, 2007

    24.Гарбузов, А.К. Финансово-кредитный словарь, том II. Москва, Финансы и статистика, 1986 г.

    25.Лаврушина, О.И. Организация и планирование кредита. Москва, Финансы и статистика, 1991 г.

    26.Долан Э. Дж. Кэмпбелл Р. Дж. «Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика» - Москва – Ленинград, 1991


     


    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.