Роль Национальный банка в банковской системе Республики Беларусь
p>В соответствии с законодательством Республики Беларусь в области денежного обращения им устанавливается:- порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение; - правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей; - правила осуществления эмиссионно-кассовых операций; - правила определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения. В области кредитных отношений он устанавливает: - объем кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком; - систему рефинансирования банков; - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования); - процентные ставки по кредитам Национального банка (ставку рефинансирования Национального банка). Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Национальным банком. /9, с. 11/ Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным видам своих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц. В области валютного регулирования Национальный банк: - устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; - создает золотовалютные резервы и управляет ими; - регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; - устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте; - устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях; - устанавливает порядок и условия открытия, ведения и режим счетов в драгоценных металлах резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также резидентов в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь; - устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь; - устанавливает порядок осуществления операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами; - устанавливает правила биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными металлами, а также порядок лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; - устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей; - устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных инструкций в иностранной валюте; - контролирует осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций; - устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за пределы Республики Беларусь драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций; - определяет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации; - определяет меры ответственности, применяемые к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям за нарушение валютного законодательства; - выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь; - осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь./9,с. 12/ Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею. Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства. Главными целями Национального банка в области регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею являются поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и кредиторов.Он определяет правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки степени надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации. Для осуществления регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям. Проверки деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций проводятся представителями Национального банка или по его поручению - аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка на проведение аудита. Национальный банк вправе потребовать от банка и небанковской кредитно-финансовой организации сертификации внешней аудиторской организацией (аудитором) годового и любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторского заключения в полном объеме. Аудиторская проверка банка и небанковской кредитно-финансовой организации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация (аудитор) обязана составить заключение аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности банка или небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении обязательных нормативов, установленных Национальным банком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые законодательством Республики Беларусь и уставом банка или небанковской кредитно-финансовой организации. При проведении проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального банка, а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые Национальным банком, вправе: - проверять счета и другие документы банка и небанковской кредитно-финансовой организации; - потребовать от администрации и работников банка и небанковской кредитно-финансовой организации представления информации по любому вопросу, относящемуся к деятельности банка и небанковской кредитно-финансовой организации и осуществляемым ими операциям. В целях выполнения надзорных функций Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка и небанковской кредитно-финансовой организации в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей) банка или небанковской кредитно-финансовой организации. Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Порядок проведения проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций устанавливается Национальным банком. Национальный банк и Правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь./9, с. 12/ Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, действующие на территории Республики Беларусь, представляют в Национальный банк в определяемом им порядке, а республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в согласованном с ним порядке финансовую и экономическую информацию и документацию, необходимые Национальному банку для выполнения его функций. Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами. Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления./11, с.11/ Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Национальный банк обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями деятельности Национального банка, его уставом и иным законодательством Республики Беларусь./11, с.6/ Размер уставного фонда Национального банка определяется Уставом Национального банка. Он также создает резервный и иные фонды, предназначенные для обеспечения его деятельности. Порядок создания и использования резервного и иных фондов устанавливается Уставом Национального банка. Национальный банк и его обособленные подразделения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов и пошлин (включая гербовые и таможенные). Прибыль Национального банка образуется в результате осуществления им деятельности в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Он передает в доход республиканского бюджета часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а остальную часть прибыли использует на создание резервного и иных фондов Национального банка. Правительство Республики Беларусь предоставляет Национальному банку долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг в сумме, необходимой для покрытия убытков Национального банка, понесенных в результате его деятельности и отраженных в его годовом балансе. Погашение долговых обязательств производится в последующем за счет прибыли Национального банка. Для Национального банка устанавливается ежегодный отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно. Национальный банк ежегодно до 15 апреля представляет Президенту Республики Беларусь годовой отчет о своей работе, утвержденный Правлением Национального банка, с аудиторским заключением. Годовой отчет Национального банка включает: - отчет об исполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год; - годовой баланс, отчет о прибыли и убытках Национального банка. Годовой отчет Национального банка после его утверждения Президентом Республики Беларусь публикуется в официальных республиканских средствах массовой информации./9,с.16/ Аудиторская проверка деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь. Национальный банк не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением случаев, когда Национальный банк принимает на себя такие обязательства. А также в соответствии с законодательством Республики Беларусь может участвовать в деятельности международных банковских фондов, союзов и ассоциаций. Национальный банк представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики Республики Беларусь, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Взаимоотношения между Национальным банком и кредитными организациями иностранных государств устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, а также межбанковскими соглашениями. Для выполнения своих функций Национальный банк может открывать представительства в иностранных государствах. Имеет право на удовлетворение своих требований по кредиту и получение процентов по нему при наступлении срока платежа путем бесспорного списания денежных средств с корреспондентского счета соответствующего банка на основании распоряжения Национального банка. Может выступать кредитором последней инстанции, оказывая кредитную помощь банкам сроком до одного года без соответствующего обеспечения в целях поддержания их ликвидности, если такая мера помощи необходима для устойчивого функционирования банковской системы Республики Беларусь. Он вправе осуществлять покупку, продажу, мену, хранение иностранной валюты и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь./6,с. 52/ Для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов осуществляет следующие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями: · открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами; · покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, драгоценных камней, а также их залог. При осуществлении денежно-кредитного регулирования Нацбанк выпускает (эмитирует) ценные бумаги, определяет технические требования к их изготовлению, а также совершает операции с ценными бумагами. Выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение. Он вправе осуществлять хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и физических и юридических лиц в установленном им порядке./7,с 12/ Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь. Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Структурные подразделения и организации Национального банка действуют на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка. Он также имеет право по согласованию с Президентом Республики Беларусь создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности./7,с 14/ Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Правление Национального банка состоит из Председателя и десяти членов. Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом. Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях. На членов Правления Национального банка распространяются ограничения, установленные частью третьей статьи 68 настоящего Кодекса. Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Председатель Правления Национального банка руководит деятельностью Правления Национального банка, а также представляет Национальный банк как центральный банк Республики Беларусь. Полномочия Председателя Правления Национального банка определяются Уставом Национального банка./10,с.10/
3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь
3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью
общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную
природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста
социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также
связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы
экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение
активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса.
/7, с.86/ Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность
денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить
баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения
различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
В условиях экономики переходного периода проблемы определения
направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики
особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического
регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская
система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим
потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура,
сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в
значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как
социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности,
эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов
регулирования экономических процессов.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на
неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное
достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и
девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того,
что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором
не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе
национальной валюты.
Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение
данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|