Роль Национальный банка в банковской системе Республики Беларусь
1. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать
системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и
определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998
г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и
всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании
беспрепятственно могли получить свои деньги.
2. В последние годы в республике достигнуты определенные
качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной
ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000
г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в
2002 г. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс
потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. – 34,8% (снижение более чем в 1,3
раза) /8, с.5/.
Таким образом, отметим, что в Республике Беларусь продолжается
дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом
национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой
политики.
В то же время курсовая политика Национального Банка Республики
Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и
одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.
Опережающие темпы кредитования в национальной валюте являются объективным
подтверждением ее укрепления и расширения использования в хозяйственном
процессе. За январь-июнь 2006 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте
составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же
период увеличились на 17,6%.
И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из
которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке
денежно-кредитной политики республики.
Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью
белорусского государства является обеспечение социально-экономической
стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на
повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика
должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или,
по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков».
Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных
структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса
СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и
которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной
Европы, не должны повториться в Беларуси /7, с.88/.
Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу
производственного комплекса экономики республики составляют
высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким
отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия
и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях
«дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов.
Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует
времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой
технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в
экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования,
поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию,
услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки
зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным
элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры
цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства.
Осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному
Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных
агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки
рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию
золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно,
еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой
политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси,
также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и
вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно
сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики,
многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом
социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при
определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической
направленности.
Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь
осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена
на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства
при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений./7, с.93/
3.2
Макроэкономические условия реализации
денежно-кредитной политики и развития банковского сектора
Проведение денежно-кредитной политики и развитие банковского
сектора во многом определяются эффективностью функционирования всех отраслей
экономики и социальной сферы, а также складывающимися макроэкономическими
условиями. Макроэкономическая ситуация в 2008 году характеризовалась
экономическим ростом, увеличением реальных денежных доходов и занятости
населения, объемов внешней торговли и инвестиций в основной капитал, профицитом
консолидированного бюджета и более высокой инфляцией (приложение 1).
Следует отметить, что начиная с сентября 2008 г. экономическая
конъюнктура ежемесячно ухудшалась. Это выразилось прежде всего в снижении
спроса на белорусские товары на внешнем рынке вследствие воздействия мирового
финансово-экономического кризиса. В IV квартале 2008 г. наблюдалось замедление
роста объемов производства и реализации продукции, что оказало негативное
влияние на экономическое положение ряда предприятий и ситуацию на валютном
рынке, обусловило рост неплатежей и запасов готовой продукции в промышленных
организациях.
Объем валового внутреннего продукта в 2008 году составил 128,8
трлн. рублей и увеличился (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года на 10
процентов при прогнозируемом росте на 8 - 9 процентов.
Энергоемкость ВВП снизилась на 8,4 процента (при прогнозе на 7 - 8
процентов).
Рост валового внутреннего продукта обеспечен расширением как
внутреннего, так и внешнего спроса, интенсивность которого была более высокой в
январе-августе 2008 г.
Объем розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) увеличился
по сравнению с 2007 годом на 20,5 процента (в 2007 году в сравнении с 2006
годом - на 15,3 процента), реализация платных услуг населению - на 13,9
процента (в 2007 году в сравнении с 2006 годом - на 11,5 процента). Сложившаяся
динамика оборота розничной торговли и платных услуг населению обусловлена
повышением потребительского спроса, чему способствовали рост реальных денежных
доходов и расширение банковского кредитования населения. Реальная заработная
плата и реальные денежные доходы населения приросли на 9,9 и 12,7 процента
соответственно.
Инвестиции в основной капитал в 2008 году (в сопоставимых ценах) к
уровню 2007 года увеличились на 23,1 процента (в 2007 году - на 16,2 процента).
Годовой объем инвестиций в основной капитал достиг 35,9 трлн. рублей. В
процентах к ВВП удельный вес инвестиций составил 27,9 процента (в 2007 году -
26,8 процента).
Наибольший объем капиталовложений, как и в предыдущем году,
обеспечили промышленность, жилищное строительство и сельское хозяйство, доля
которых в объеме инвестиций в основной капитал составила 27,7, 17,9 и 14,6
процента соответственно.
Основными источниками финансирования были собственные ресурсы
организаций, средства бюджета и кредиты банков, на долю которых приходилось
87,2 процента всех капиталовложений (в 2007 году - 85,7 процента).
Сохранилась тенденция к опережающему росту кредитов банков по
сравнению с темпами роста основных источников капитальных вложений.
По данным Национального статистического комитета, общий объем
использованных кредитных ресурсов (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года
увеличился на 30,6 процента (в 2007 году - на 23,9 процента), в том числе
кредитов отечественных банков - на 35,7 процента (в 2007 году - на 23,9
процента)./12,с. 3/
Объем промышленного производства в отчетном году возрос по
сравнению с 2007 годом на 10,8 процента. Производство потребительских товаров
увеличилось на 12,1 процента, в том числе продовольственных товаров - на 13,1
процента, непродовольственных - на 11,6 процента. Наиболее высокие темпы
прироста объемов выпуска промышленного производства наблюдались в топливной
промышленности (11,1 процента), машиностроении и металлообработке,
промышленности строительных материалов (10,2 процента в каждой отрасли), а
наиболее низкие - в легкой промышленности (0,7 процента).
Производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах)
по сравнению с 2007 годом увеличилось на 8,9 процента, в том числе в
сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - на
14 процентов, а в хозяйствах населения - на 0,7 процента.
Объем перевозок грузов организациями транспорта общего пользования
увеличился на 6,8 процента против 6,2 процента в 2007 году. При этом объем
грузооборота возрос на 5,2 процента (в 2007 году - на 5,5 процента), объем
пассажирооборота снизился на 10,6 процента (в 2007 году - на 1,6 процента).
Финансовое состояние организаций характеризовалось ростом реальных
объемов продаж и прибыли, увеличением рентабельности реализованной продукции и
продаж, снижением количества убыточных организаций.
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций
в текущих ценах составила 271,5 трлн. рублей и увеличилась на 33 процента при
росте средних цен в экономике (дефлятор ВВП) на 20,5 процента. Вследствие
негативного воздействия глобального финансово-экономического кризиса в декабре
по сравнению с августом объем продаж снизился на 13,9 процента, чистая прибыль
- на 78,8 процента, рентабельность реализованной продукции уменьшилась на 11,4
процентного пункта (до 6,6 процента), рентабельность продаж - на 4,6
процентного пункта (до 4 процентов).
Наблюдалась значительная дифференциация финансовых показателей
организаций различных отраслей экономики. В результате опережающего роста
прибыли от реализации продукции (155,7 процента) по сравнению с увеличением
себестоимости реализованной продукции (129,2 процента) рентабельность
реализованной продукции, работ, услуг увеличилась с 11,8 процента в 2007 году
до 14,2 процента в 2008 году, в том числе в промышленности - с 12,9 до 15,3
процента, строительстве - с 9,9 до 11,7 процента, сельском хозяйстве - с 0,8 до
8,4 процента, торговле и общественном питании - с 17,1 до 20,8 процента, на
транспорте - с 15,9 до 16 процентов. Снижение рентабельности отмечено в
электроэнергетике (на 1,8 процентного пункта), черной металлургии (на 1,5
процентного пункта), машиностроении и металлообработке (на 2,2 процентного
пункта), пищевой промышленности (на 4 процентных пункта), лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (на 1,4 процентного
пункта), связи (на 2,4 процентного пункта) и жилищно-коммунальном хозяйстве (на
0,6 процентного пункта).
Доля организаций, получивших чистый убыток, в их общем количестве
составила 4,8 процента против 6,3 процента в 2007 году, а доля нерентабельных -
14,7 и 19,9 процента соответственно.
Вследствие опережающего роста денежных средств на счетах
организаций (137,5 процента) по сравнению с ростом просроченной кредиторской
задолженности (123,1 процента) текущая платежеспособность повысилась с 156,9
процента на 1 января 2008 г. до 175,2 процента на 1 января 2009 г. Вместе с тем
произошло снижение текущей платежеспособности в организациях промышленности с
199,8 до 186 процентов./12, с.5/
Численность безработных, официально зарегистрированных в органах
государственной службы занятости, на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс.
человек и снизилась по сравнению с началом 2008 года на 6,8 тыс. человек (на
15,4 процента). Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8 процента от
экономически активного населения (на конец декабря 2007 г. - 1 процент). В
режиме вынужденной неполной занятости в 2008 году работало 140,9 тыс. человек,
или 4 процента среднемесячной численности (в 2007 году - 3,4 процента).
Численность занятых в экономике в отчетном году увеличилась по
сравнению с 2007 годом на 0,6 процента.
В республиканский бюджет поступило 49,05 трлн. рублей (105,7
процента годового плана, утвержденного Законом Республики Беларусь "О
бюджете Республики Беларусь на 2008 год"), в консолидированный - 65,66
трлн. рублей (105,2 процента годового плана).
В 2008 году общий уровень централизации финансовых ресурсов в
бюджете (без учета недоимки) увеличился до 51 процента (в 2007 году - 49,6
процента). При этом отношение недоимки к ВВП сократилось с 0,2 до 0,05
процента. Основным фактором роста уровня централизации финансовых ресурсов
явилось значительное увеличение поступлений налоговых доходов от
внешнеэкономической деятельности.
Расходы республиканского бюджета составили 48,13 трлн. рублей
(37,4 процента к ВВП и 96,7 процента годового плана), консолидированного
бюджета - 63,81 трлн. рублей (49,5 процента к ВВП и 95,5 процента годового
плана).
Расходы на социально-культурную сферу и социальную политику были
приоритетными в реализации бюджетно-налоговой политики. Объем средств,
направленных на финансирование социально-культурной сферы (здравоохранение,
физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации,
образование, социальная политика), составил 29,3 трлн. рублей, или 45,9
процента от всех расходов консолидированного бюджета (за 2007 год -
соответственно 24 трлн. рублей, или 50,4 процента). В отчетном году сохранилось
неравномерное расходование бюджетных средств по кварталам.
Консолидированный бюджет в 2008 году исполнен с профицитом,
составившим 1,4 процента к ВВП (1,85 трлн. рублей) при 0,4 процента к ВВП (0,42
трлн. рублей) по итогам работы за 2007 год.
На 1 января 2009 г. внутренний государственный долг составил 8,58
трлн. рублей и за отчетный год возрос на 2,45 трлн. рублей (на 40 процентов)
(приложение 1.3). Его прирост к ВВП (1,9 процента) не превысил параметр,
установленный Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь
на 2008 год" (3 процента к ВВП).
В структуре внутреннего государственного долга на 1 января 2009 г.
государственные ценные бумаги составили 5,4 трлн. рублей (62,9 процента от
общего объема). Объем кредитов, выданных под гарантии Правительства, на 1
января 2009 г. достиг 2,65 трлн. рублей и увеличился с начала года на 819,7
млрд. рублей, а его доля в общем объеме внутреннего государственного долга -
30,8 процента.
Депозиты Правительства на счетах, открытых в Национальном банке,
за 2008 год снизились на 166,6 млрд. рублей (на 2,9 процента) и на 1 января
2009 г. составили 5,67 трлн. рублей. При этом рублевые депозиты возросли на
1,34 трлн. рублей и достигли 1,61 трлн. рублей, а валютные депозиты уменьшились
на 1,5 трлн. рублей и составили 4,07 трлн. Рублей.
Прирост индекса потребительских цен в отчетном году составил 13,3
процента (декабрь к декабрю), в 2007 году - 12,1 процента, в 2006 году - 6,6
процента (приложение 1.5).
Ускорение инфляционных процессов было вызвано прежде всего
увеличением издержек производства, обусловленным ростом цен на импортируемые
сырье и материалы, в том числе энергоносители, металлы, прочую промежуточную
продукцию.
Инфляционным процессам также способствовали увеличение бюджетных
расходов и объема банковских кредитов физическим лицам, изменение конъюнктуры
на мировом рынке продовольствия в первом полугодии 2008 г.
Базовая инфляция (за исключением влияния изменения цен и тарифов
на товары и услуги, напрямую регулируемых государством, а также цен,
подверженных сезонным колебаниям) составила 11,8 процента (в 2007 году - 10,2
процента).
Прирост индекса цен на продовольственные товары, как и в 2007
году, достиг 15,9 процента. Преимущественно росли административно регулируемые
цены и цены, динамика которых зависит от ситуации на внешних рынках. Так,
существенно выросли цены на муку пшеничную (на 33 процента), крупу и бобовые
(на 28 процентов), макаронные изделия, молоко и молочные продукты (на 25,3
процента), а также мясо и мясные продукты (на 19,7 процента), хлеб и
хлебобулочные изделия (на 18,1 процента).
В 2008 году прирост индекса цен на непродовольственные товары
составил 6,8 процента (в 2007 году - 5,9 процента). В наибольшей степени
подорожали медикаменты (на 16,5 процента), моющие средства (на 15 процентов),
письменные принадлежности (на 13 процентов) и строительные материалы (на 11
процентов).
Насыщенность рынка, а также достижение большинством производителей
непродовольственных товаров предела конкурентоспособности по цене с импортными
товарами обусловили в целом более низкие темпы роста цен на них. Однако, как и
в случае с продовольственными товарами, среди непродовольственных товаров
наибольший рост цен отмечался на импортируемые товары.
Тарифы на услуги в отчетном году увеличились на 16,2 процента (в
2007 году - на 10,5 процента). Наиболее существенно выросли тарифы на услуги
автомобильного транспорта пригородного и международного сообщения (на 27,6
процента), жилищно-коммунального хозяйства (на 27,5 процента), а также на
санаторно-оздоровительные услуги (на 27,3 процента). Рост тарифов на данные
услуги во многом был связан с ростом издержек на их оказание и повышением
уровня возмещения затрат населением./12, 5/
Цены производителей промышленной продукции увеличились на 14,2
процента при 16,8 процента в 2007 году. При этом цены на средства производства
выросли на 10,6 процента, цены на промежуточные товары - на 14,5 процента, цены
на потребительские товары - на 15 процентов.
Отмечался рост важнейших макроэкономических показателей
банковского сектора в среднегодовом исчислении по отношению к ВВП:
пассивов (активов) банков - с 35,2 до 39,7 процента;
требований банков к экономике - с 25,8 до 29,1 процента;
нормативного капитала - с 5,77 до 5,82 процента;
уставных фондов - с 4,01 до 4,03 процента (приложение 1.6).
Пассивы банковского сектора (с учетом ликвидируемых банков) за
отчетный год возросли на 21,37 трлн. рублей, или на 51,3 процента (за 2007 год
- на 43,8 процента), и на 1 января 2009 г. составили 63,06 трлн. Рублей.
(Приложение 2) Основная их часть (77,2 процента) сформирована ОАО "АСБ
Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Банк" и
ОАО "Белинвестбанк", в уставных фондах которых доля государства
составляет более 50 процентов (далее - государственные банки).
Формирование пассивов банков обеспечивалось преимущественно резидентами,
удельный вес средств которых в приросте привлеченных средств банков за 2008 год
составил 72,8 процента, в объеме пассивов на 1 января 2009 г. - 69,2 процента
(на 1 января 2008 г. - 67,3 процента)./12, с.6/
3.2 Деятельность Национального банка в области проведения единой
денежно-кредитной политики государства
Главной задачей денежно-кредитной политики является создание
условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных
показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных
целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.