Система социального страхования Российской Федерации
Система социального страхования Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические особенности
системы социального страхования РФ
1.1 Экономическая сущность, виды и
особенности социального страхования
1.2 Доходы и расходы ФСС
Глава 2. Анализ доходов и расходов
Фонда социального страхования
2.1
Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования
2.2 Анализ динамики и структуры
расходов Фонда социального страхования
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008
году
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная
экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим
звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели
социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и
соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального
страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются
затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в
трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения
неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его
влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы
обязательного государственного социального страхования, дающие возможность
значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение
надежной социальной защиты населения страны.
Создание
эффективного правового механизма социального страхования предполагает
реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен
строиться на исторической преемственности правового регулирования
социально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государства
не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных
(договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего
и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал,
принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальная
специфика форм и методов социального страхования обусловлена уровнем
социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими
особенностями. В этой связи, очевидно, что механическое копирование той или
иной модели социального страхования или их компиляция в российском
законодательстве не принесет ожидаемых результатов.
В России обязательное государственное социальное
страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
- пенсионным;
- обязательного медицинского страхования;
- социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои
особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам
формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты
бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое
расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По
экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся
к внебюджетным фондам.
Актуальность
данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом
защиты человека является социальное страхование. В период социально –
экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами
изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению
задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой
связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального
страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Обоснованная
система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной
справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Как показывает опыт
развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования и
социального обеспечения как базовых элементов социальной защиты трудящихся и
всего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает
национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения
реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.
Проблемы социальной
защиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеют
общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности.
От решения их зависит социальное воспроизводство населения,
социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования
общества, трансформация его в гражданское состояние.
Предметом исследования
данной курсовой работы являются система социального страхования РФ.
Объектом исследования
выбран Фонд социального страхования, являющийся специализированным
финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального
страхования Российской Федерации. Фонд финансирует выплату пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и
ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также
пособия на погребение умерших.
Основная цель работы заключается в исследовании системы социального
страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и все основные составляющие системы социального
страхования в России.
2. Определить роль и значение социального страхования
3. Проанализировать основные проблемы системы социального страхования и
возможные пути их устранения.
4. Провести анализ динамики доходов и расходов Фонда социального
страхования.
5. Выработать пути увеличения доходов и направления оптимизации расходов
Фонда социального страхования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
1.1 Экономическая
сущность, виды и особенности социального страхования
Поворот в истории развития
нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал
глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике.
Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически
неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми
принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики,
сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в
статье 7 Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая
провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека». [1, 6] В соответствии со ст.39
Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом. [1, 13]
Социальное
страхование — это
установленная, контролируемая и гарантированная государством система
обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт
государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также
других коллективных и частных страховых фондов. С другой стороны, социальное страхование
как финансовая категория — это система денежных отношений, связанных с
перераспределением национального дохода, что позволяет формировать и
расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членов
общества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но не
имеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам. [13, 47]
Государственное
социальное страхование находится в ведении органов законодательной и
исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную
часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему,
устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по
принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых
гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью
нуждаемости.
Государственное
социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из
обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций
из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их
семей. [22, 135]
Объектом социального
страхования является все население в целом или отдельные социальные группы,
выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного
социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами
и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального
страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями,
создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.
Субъектами
обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели),
страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане,
определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования.
Страхователи
- организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные
уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях,
установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового
обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и
органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными
законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать
страховые взносы. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для
обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию
при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица - граждане Российской
Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по
трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные
категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию
возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования. Существующая система обязательного социального
страхования в России включает в себя следующие виды:
−
пенсионное
страхование работающих от социальных рисков — старости, инвалидности и утраты кормильца; страховщиком
выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
−
страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое
как «социальное страхование»); страховщик — Фонд социального страхования
Российской Федерации;
−
социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и
профессиональных заболеваний; страховщик — Фонд социального страхования
Российской Федерации;
−
медицинское страхование; страховщики — федеральный и
региональные фонды обязательного медицинского страхования. [21, 42]
Система социального
страхования имеет свои особенности. Она финансируется за счет средств
внебюджетных фондов. Государство регулирует деятельность фондов социального
страхования, определяют их виды и финансирование этих фондов, для чего они
предназначаются и где применяются. Но главной особенностью социального
страхования является величина страховых рисков. Они носят массовый характер,
выражаются в больших масштабах и имеют существенные последствия.
Различают следующие виды
социальных страховых рисков:
−
необходимость получения медицинской помощи;
−
временная нетрудоспособность;
−
трудовое увечье и профессиональное заболевание;
−
материнство;
−
инвалидность;
−
наступление старости;
−
потеря кормильца;
−
признание безработным;
−
смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на
его иждивении.[19, 58]
Обязательное социальное
страхование — часть государственной системы социальной защиты населения,
осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения
материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них
обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему
создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер,
направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального
и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных
законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их
безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности,
болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления
старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного
лечения и наступления других установленных законодательством социальных
страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Социальное
страхование отличается от личного рядом признаков:
− оно обязательно для плательщиков
страховых взносов;
− страхование производится автоматически,
помимо воли и желания застрахованного;
− страхование связано с трудовыми
отношениями (работой по найму) и должно охватывать только трудящихся. Выплаты,
не связанные со стажем работы по найму, относятся к соцобеспечению. Главная
задача соцстраха - предоставить работнику средства для существования на то
время, на которое он лишается заработка;
− государство курирует фонд
социального страхования, т. к. гарантирует бесперебойное поступление в него
отчислений от учреждений и предприятий (в том числе государственных) и с
помощью законов определяет порядок страховых выплат.[25, 152]
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального
страхования с момента заключения с работником трудового договора;
2) у иных страхователей - с момента их регистрации
страховщиком;
3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;
4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования
с момента заключения трудового договора с работодателем.[4,10]
К
основным принципам обязательного социального страхования относятся:
−
устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на
основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
−
всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для
застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
−
государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от
социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному
социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
−
государственное регулирование системы обязательного социального
страхования;
−
паритетность участия представителей субъекта обязательного социального
страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
−
обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов
конкретных видов обязательного социального страхования;
−
ответственность за целевое использование средств обязательного
социального страхования;
−
обеспечение надзора и общественного контроля;
−
автономность финансовой системы обязательного социального страхования.[4,51]
Социальная
политика в развитых странах с рыночной и социально ориентированной экономикой в
качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социального
страхования. Ее роль и значение для социальной защиты населения являются
ключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социального
страхования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсы
для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь в
случаях наступления для них социальных рисков.
Формирование
современной системы социального страхования в России включает создание
государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков.
Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях
рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда
социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России
от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного
обеспечения в стране.
ПФР
обеспечивает:
−
аккумуляцию
страховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем;
−
контроль за
своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и
рациональным расходованием его средств;
−
международное
сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
−
проведение научно-исследовательской
работы в области государственного пенсионного страхования.
ПФР
может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и
нетрудоспособных граждан.
Средства
ПФР направляются на:
−
выплату
государственных пенсий;
−
выплату пособий
по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
−
оказание материальной
помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
−
обеспечение
деятельности ПФР.
В России
осуществляется постепенный переход от распределительной пенсионной системы к
накопительной, суть которой состоит в том, что каждый работник в течение
трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого
длительное время используются для инвестирования в экономику, а после
прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение.
Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату
пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам. [22,142]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|