МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Системный анализ и управление кредитами

    p> 6.6. Если кредиты предоставляются для сезонных нужд, для поддержки производства товарно-материальных ценностей, то они рассматриваются как самоликвидирующиеся, так как товарные ценности могут быть конвертированы в дебиторские счета и наличность, таким образом ликвидируя кредит. Этот тип кредита напрямую связан с определением факторов риска в текущих активах заемщика (таких как наличные, дебиторские счета и товарные запасы) и, следовательно, с суммой рабочего капитала, необходимой для обращения товар деньги. Такие кредиты обычно предоставляются на срок более 90 дней. Когда кредит не погашен в срок, проблемы очевидны. Тем не менее, существуют и такие факторы, как продолжительность обращения товар - деньги и сезонный характер бизнеса, который может задержать погашение кредита. При таких обстоятельствах, продление кредита, как правило, не считается слабой стороной кредита.

    6.7. Риск непогашения кредита зависит от срока кредита. Чем дольше у заемщика находятся денежные средства банка, тем больше риск непогашения кредита или возникновения отрицательных явлений. Возврат долгосрочных кредитов (продолжительностью более 1 года) связан с финансовым положением и ориентацией на будущий поток денежной наличности. Неясные перспективы являются слабой стороной кредита, но тем не менее еще нет необходимости подвергать кредит классификации. Однако, неудача в генерации достаточного потока денежной наличности является в большинстве случаев четко выраженным недостатком, который подвергает риску ликвидацию задолженности, и заслуживает классификации.

    6.8. Значительное отклонение от первоначального источника погашения является достаточной причиной классификации так же, как и неконкретные условия погашения или просрочка кредита. Неспособность генерирования достаточного потока денежной наличности для ликвидации задолженности тоже является основанием для классификации. Однако не все просроченные кредиты могут быть подвергнуты классификации. Кредит может быть просрочен, но в то же время он имеет обеспечение наличностью или векселями, которые еще не были ликвидированы. Тем не менее, желание и способность заемщика выполнить свои обязательства согласно договору остается первичным критерием оценки риска кредита. Это подразумевает, что заемщик должен иметь доходы или ликвидные активы достаточные для уплаты процентов по кредиту и сокращения или ликвидации самого кредита в соответствии с договоренностью в разумные и предсказуемые сроки.

    6.9. Данные рекомендации охватывают лишь необходимый минимум требований и критериев классификации кредитного портфеля, так как невозможно предусмотреть каждую конкретную ситуацию. Банки могут самостоятельно, основываясь на данных рекомендациях, вводить собственные дополнительные факторы оценки кредитов.


    Утверждена постановлением Правления

    Национального банка

    Кыргызской Республики от 26 апреля 1996 года N 16/9

    ИНСТРУКЦИЯ по работе с кредитами

    Введение

    Настоящая Инструкция, разработанная Национальным банком Кыргызской
    Республики (в дальнейшем - НБКР), адресована работникам коммерческих банков и иных кредитных учреждений, ответственным за разработку, претворение в жизнь и регулирование кредитной политики. Целью данной
    Инструкции является оказание содействия при выполнении ими своих функциональных обязанностей, связанных с кредитными операциями. В настоящем документе освещаются основные моменты работы с кредитами и порядок ее проведения, обеспечивающий, в случае выполнения всех пунктов настоящей Инструкции, достаточную степень защиты банков от потерь, связанных с кредитованием.

    Кредитные операции являются одними из основополагающих в деятельности банка, и их значение в обеспечении доходности трудно переоценить. Таким образом, правильное и своевременное проведение различных мероприятий, связанных с кредитными операциями, играет значительную роль в об- щей работе банка. Рекомендации, приведенные в настоящем документе, должны быть полностью использованы во внутренних документах банка, регулирующих его кредитную политику.

    Проведение кредитных операций банка регулируется экономическими нормативами, установленными НБКР, а также различными нормативными документами, в частности, инструкциями "Об ограничениях кредитования", "О проведении операций с инсайдерами", "О проведении операций с аффилированными компаниями" и др.

    Общеизвестно, что благоразумная банковская практика по предоставлению кредитов включает в себя необходимость наличия кредитной политики банка, которая должна быть оформлена в виде внутренних нормативных документов и утверждена Советом банка. В данных документах должны быть отражены все основные положения касающиеся выдачи кредитов - типы и цели кредитов, задачи кредитной политики банка, разделение ответственности и полномочий работников банка в области кредитования, политика в отношении анализа и классификации кредитного портфеля, а также соответствующих отчислений в резерв, меры, принимаемые в случае возникновения проблемных кредитов и так далее.

    Банки, не имеющие подобных документов, практически неминуемо будут сталкиваться с проблемами качества активов.

    Банк должен определить для себя типы кредитных операций, производимых им. Это должно быть отражено во внутренних документах, определяющих кредитную политику банка. Банк может производить как все виды кредитования, так и выбрать для себя какие-либо приоритетные виды, сообразуясь со своими возможностями, желаниями и опытом.

    Кроме этого, банк должен оговорить в своих внутренних нормативных документах политику оценки кредитов. Необходимы также документы, обуславливающие расчет процентной ставки по кредитам, порядок работы с текущими, проблемными и невозвратными кредитами, порядок создания и использования резерва на покрытие потенциальных потерь, а также полномочия и обязанности работников банка, связанных с работой по кредитам.

    Помимо существующих экономических нормативов, банк, основываясь на глубоком анализе своей деятельности и исходя из своих целей и принципов, может разработать собственные нормативные коэффициенты, обуславливающие долевое разделение кредитного портфеля банка, с тем, чтобы избежать возможного риска концентрации и расширить сферы кредитования. Так, например, банк может оговорить в своих внутренних документах лимиты и приоритетный порядок кредитования определенных отраслей либо клиентов, а также различные меры стимулирования и ограничения.

    Банку также необходимо отразить в своих документах иерархическое распределение степени, полноты и области ответственности работников банка, принимающих решения о выдаче кредитов с указанием всех полномочий, обязанностей, а также лимитов сумм, которые уполномочен выдавать каждый уровень этой градации с учетом требований Инструкции НБКР "Об ограничениях кредитования". Во внутренних документах банка должно быть определено распределение полномочий на утверждение кредита, примерно таким образом:
    N ¦Ф.И.О. сотрудника¦ Должность ¦
    Предельная сумма
    ---+-----------------+----------------------------+-------------------

    ¦I уровень: ¦

    ¦
    1 ¦Иванов М.И. ¦экономист кредитного отдела, ¦до ____________ сом
    2 ¦Асанова Е.В. ¦ведущий экономист кредитного ¦

    ¦ ¦отдела

    ¦

    ¦II уровень: ¦

    ¦
    1 ¦Цой Э.Р. ¦начальник кредитного отдела ¦до
    ____________ сом
    2 ¦Штромбергер Д.Л.¦управляющий Ленинпольского ¦

    ¦ ¦филиала

    ¦
    ...¦... ¦...

    ¦...

    ¦___ уровень: ¦

    ¦

    ¦Кредитный комитет¦
    ¦до суммы, превышение

    ¦ ¦

    ¦которой нарушит К1
    ----------------------------------------------------------------------

    Помимо этого, банк должен детально оговорить порядок кредитования, отразив в своих документах все стадии, начиная с момента подачи заявки на получение кредита. В нормативных документах банка должны приводиться также все виды и формы внутренней отчетности, разработанные банком по работе, связанной с кредитованием.

    Кроме этого, особенно важно отразить во внутренних документах банка все мероприятия и процедуры, обеспечивающие должный уровень последующего контроля на каждой из нижеприведенных стадий работы с кредитами.

    Наличие четкой и детальной кредитной политики банка способствует ведению правильной работы с кредитами и обеспечивает прибыльность работы банка.

    Банк обязан регулярно пересматривать свою кредитную политику, и достаточно гибко реагировать на изменения, происходящие в экономике республики. Очень важно, чтобы во внутренних документах банка были четко определены все процедуры и условия кредитования, а также обстоятельства, при которых они могут изменяться.

    1. Предварительная работа с кредитом

    1.1. Рассмотрение заявки на кредит

    Для того, чтобы свести к минимуму возможные в дальнейшем проблемы, работу с кредитами необходимо начинать с момента принятия от заемщика заявки на получение кредита. Примерная форма этой заявки приведена в приложении 1 к настоящей Инструкции. В каждом банке должен иметься определенный порядок рассмотрения заявки на получение кредита, а также ряд требований, предъявляемых к лицу, обратившемуся за кредитом. Лица, занимающиеся рассмотрением заявок на получение кредита, должны, как минимум, выполнить следующие действия: а) изучение потенциального заемщика с привлечением максимально полной информации как о нем самом, так и о той отрасли экономики, в которой он намеревается использовать полученные средства. При изучении следует учитывать, пользовался ли заемщик кредитами в прошлом, каким образом осуществлялся возврат, его дисциплинированность, степень ответственности, готовность выполнять свои обязательства. Также следует принимать во внимание его репутацию как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане, имеет смысл запросить информацию о нем в других кредитных учреждениях, если ему предоставлялись кредиты ранее.
    Рассматривается также срок и опыт работы заемщика в данной отрасли, его успехи и достижения; б) проведение беседы с заемщиком (если заемщик - юридическое лицо, то с руководителями предприятия), в ходе которой следует составить первоначальный психологический портрет заемщика, определить его компетентность и профессиональную подготовленность. В ходе беседы не следует стремиться выяснить сразу все аспекты деятельности заемщика, а сконцентрировать внимание на базовых вопросах, представляющих интерес в свете возможной выдачи кредита; в) запрос у заемщика документов, позволяющих более полно оценить его состояние, это:

    - заявка на получение кредита с указанием цели, требуемой суммы, срока и условий, на которых будет получен кредит;

    - учредительные документы (нотариально заверенные копии);

    - финансовый отчет с отметкой налоговых органов, включающий баланс и отчет о прибылях и убытках на конец предыдущего года, а также на последнюю отчетную дату;

    - справка из статорганов о регистрации;

    - справка из налоговых органов по месту регистрации об отсутствии задолженности;

    - бизнес-план, включающий в себя экономическое обоснование использования получаемых средств, описание продуктов или услуг, оплачиваемых получаемыми средствами, план производства, отраслевой и рыночные прогнозы
    (описание рынка, цен), источники, сроки и план мероприятий по погашению кредита, и т.п.;

    - заполненная типовая анкета (примерная форма такой анкеты приводится в приложении 2), в которой заемщик (руководитель предприятия в случае юридического лица) должен указать основные сведения о себе и о руководимом им предприятии;

    - нотариально заверенные карточки с образцами подписей лиц, имеющих право первой и второй подписи;

    - примерный прогноз движения средств заемщика. Примерная форма подобного прогноза приведена в приложении 6;

    - опись имущества с указанием стоимости, либо иные гарантии, которые могут быть предоставлены заемщиком в виде обеспечения кредита;

    - прочие документы, которые банк сочтет необходимым затребовать у заемщика (контракты, договора, рекомендательные письма и т.п.).

    В случае, если обеспечением получаемого кредита служит чья-либо гарантия, следует провести работу по изучению гаранта, его профессиональной репутации, платежеспособности, ответственности и готовности выполнять свои обязательства.

    Все вышеуказанные действия работников, изучавших заемщика, должны производиться на основании внутренних документов банка, определяющих должностные полномочия и функциональные обязанности данных сотрудников.

    Все заявки на получение кредитов в банке, представленные на рассмотрение, должны регистрироваться в журнале учета, независимо от принятого по заявке решения. Примерная форма журнала учета приведена в приложении 3.

    После выполнения заемщиком всех вышеуказанных требований, лица, изучавшие заемщика (как правило, это должны быть работники банка, входящие в первый уровень иерархической градации лиц, ответственных за выдачу кредитов), должны на основании полученной информации составить заключение, в котором необходимо обосновать целесообразность предоставления или непредоставления заемщику кредита и указать все причины и мотивы этого.
    Примерная форма заключения приведена в приложении 4.

    Если сумма, указанная в заявке, не превышает сумму, которую уполномочены выдавать сотрудники, входящие в первый уровень, это заключение визируется и в случае положительного решения - подшивается в кредитное дело заемщика и кредит выдается. В случае отказа, заключение, подписанное работниками, изучавшими заемщика, и содержащее все причины и мотивы отказа, выдается под расписку на руки заемщику. Если заемщик не может прийти в банк, заключение посылается по почте с уведомлением. В этом случае заемщик должен быть уведомлен об отказе по телефону в течение дня и запись об этом должна быть занесена в журнал учета заявок. Копия заключения архивируется в установленном порядке. В случае отказа заемщик имеет право апеллировать к Кредитному Комитету банка. Если Кредитный
    Комитет сочтет отказ обоснованным, то заключение подписывается председателем (заместителем) Комитета и кредит не выдается. Если же Комитет сочтет отказ необоснованным, то на заключении ставится соответствующая резолюция и кредит выдается под ответственность Комитета. При этом ответственность за выдачу кредита с исполнителей первого уровня снимается.

    В случае, если сумма, указанная в заявке, превышает сумму, которую уполномочены выдавать работники первого уровня, то заключение с рекомендацией выдачи, подписанное работниками первого уровня, представляется на рассмотрение работников банка, входящих в тот уровень, в чью прерогативу входит решать вопрос о предоставлении кредитов на такую сумму.
    На основании этой рекомендации работники данного уполномоченного уровня должны окончательно решить вопрос о выдаче этого кредита. При необходимости работники этого уровня могут отправить заключение на доработку, или затребовать какие-либо дополнительные сведения о заемщике, либо провести какое-то собственное изучение заемщика, включая проведение с ним дополнительных бесед.

    После этого решение вопроса о выдаче или отказе в выдаче данного кредита данному заемщику производится в следующем порядке:

    - если в заключении первого уровня было рекомендовано выдать кредит, и работники уполномоченного уровня согласны с этим, то они подписывают заключение, представленное им, и кредит выдается заемщику. В этом случае ответственность за выдачу данного кредита несут работники обоих уровней;

    - если в заключении первого уровня было рекомендовано выдать кредит заемщику, а работники уполномоченного уровня не согласны с этой рекомендацией, то ими ставится отрицательная резолюция на заключении первого уровня, с указанием причин и мотивов, и эта справка выдается под расписку несостоявшемуся заемщику. Копия заключения, завизированная работниками уполномоченного уровня, архивируется в установленном порядке.
    Заемщик может обратиться к Кредитному Комитету банка с апелляцией данного решения.

    Работники каждого уровня могут, в зависимости от ситуации (например, на основании проверки прогноза движения средств, представленного заемщиком), изменять условия, оговоренные в заявке клиента - снижать
    (увеличивать) сумму кредита, сокращать (продлевать) сроки и т.п. Если клиент согласен с подобными изменениями, то факт изменения первоначальных условий должен быть отмечен (с указанием всех причин этих изменений) в журнале учета заявок и в кредитном деле заемщика в случае выдачи кредита.

    В случае, если вопрос о выдаче кредита заемщику решается положительно, то из полученных от него документов формируется кредитное дело данного заемщика, в которое в дальнейшем должны подшиваться все документы, касающиеся, как данного кредита, так и всех последующих кредитов, если таковые будут выдаваться ему в будущем.

    В кредитном деле заемщика должен вестись учет всех встреч, бесед и телефонных переговоров с заемщиком, заключений по проверкам, указываться краткое содержание и результаты переговоров, а также вся переписка, связанная с данным кредитом. Примерная форма учета приведена в приложении
    5.

    Рекомендуется также регламентировать работу с кредитами. Банку следует установить фиксированные сроки работы с заявками, изучения документов, уведомления клиентов об отказе и т.д. Выполнение этих сроков должно отслеживаться органом, осуществляющим внутренний контроль в банке, по журналу учета полученных заявок и прочим внутренним документам банка.

    Так, например, наиболее целесообразно было бы установить следующие сроки: рассмотрение заявлений на получение кредита должно производиться в течение одного-двух дней с момента их поступления; анализ документов и вынесение решения - как правило, в течение двух недель с момента представления (при необходимости может быть продлено до двух месяцев уполномоченным уровнем, что должно быть подтверждено документально); уведомление об отказе должно производиться не позднее следующего дня с момента принятия решения; контакты с заемщиком должны производиться, как правило, не реже одного раза в неделю; проверка с выездом к клиенту по мере необходимости, но желательно не реже одного раза в месяц и т.д.

    1.2. Заключение кредитного соглашения

    После того, как банком было решено предоставить заемщику кредит, необходимо заключить с заемщиком кредитное соглашение. В каждом банке целесообразно иметь свою типовую форму кредитного договора, однако в каждом конкретном случае банк может вводить дополнительные условия, которых может не быть в типовой форме. При заключении кредитного соглашения следует оговорить все условия, на которых выдается и будет погашаться кредит, для того, чтобы в дальнейшем избежать возможных проблем с возвратностью. В кредитном договоре указывается сумма, срок, форма выдачи кредита, условия, на которых он выдается, обеспечение (если таковое имеется), порядок и источники погашения. Составляя график планового погашения кредита и процентов по нему, целесообразно ориентироваться по представленному заемщиком (и обязательно проверенному банком) прогнозу движения средств. Даты плановых выплат разумнее соотнести с прогнозируемыми датами наличия достаточного количества средств у заемщика.
    При этом не обязательно прибегать к стереотипному порядку, когда между плановыми выплатами соблюдаются равные промежутки времени.

    Особенно важно предусмотреть в договоре периодическое предоставление заемщиком финансовой отчетности во время пользования заемными средствами, на основании которой банк будет отслеживать соответствие деятельности заемщика с представленными бизнес-планом, прогнозом движения средств и предполагаемым графиком погашения кредита. Также целесообразно оговорить в договоре все санкции и меры, которые будут предприниматься в случае просрочки плановых выплат по кредиту или его невозврате. Кроме этого, в договоре следует указать приоритетный порядок погашения просроченной задолженности (какую часть задолженности погашать в первую очередь - основную сумму или начисленные проценты, либо долевое распределение их погашения). Кроме этого, следует совместно с заемщиком разработать и утвердить предполагаемый график погашения задолженности с детальным описанием порядка и сроков погашения. Этот график следует приложить к кредитному соглашению. При необходимости договор может быть составлен на нескольких языках.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.