Социальные аспекты медицинского страхования в Российской Федерации
Заключение
договора ДМС позволяет потенциальному клиенту лечебно-профилактического
учреждения смягчить тяжесть разовых (нередко довольно высоких) затрат на оплату
медицинской помощи. Кроме того, договор ДМС обычно предусматривает контроль
страховщиком качества оказываемых застрахованному медицинских услуг, их
соответствия перечню, гарантированному программой добровольного медицинского
страхования.
Указанные
моменты создают преимущества получения медицинской помощи и услуг через
институт страхования.
По мере
развития общества страховые отношения в медицинском страховании отношения
получили гражданско-правовое закрепление, что в свою очередь позволило
регулировать их правовыми методами.
Рис. 1.4
Схема организации страховых правоотношений в добровольном страховании: А – прямое
страхование без участия посредника. Б – прямое страхование, опосредованное
участием страхового посредника. В-перестрахование. Г – сострахование
Следует
отметить, что в рамках программы добровольного медицинского страхования
застрахованный пациент может получать не только медицинские, но и иные услуги:
частью 5 ст. 1 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации» №1499–1 от 28.06.1991 г. в качестве задачи этого вида
медицинского страхования определено обеспечение получения застрахованными
гражданами дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ
ОМС.
Иными
словами, договором может быть предусмотрено пользование пациентом палатой
повышенной комфортности, получение улучшенного питания, сопутствующих услуг и
т.п.
Отношения
добровольного медицинского страхования регулируются договором, форма которого
установлена Постановлением Правительства РФ №41 от 23.01.1992 г.
Страховая
программа определяет объём медицинских услуг, оказываемых застрахованному
гражданину, и является неотъемлемым приложением к договору добровольного
медицинского страхования.
Существует
две системы взаимодействия страховой компании и медицинского учреждения.
Первая, наиболее часто используемая – когда страховая компания оплачивает счета
клиники за оказанные услуги. В этом случае весь риск расходов лежит на
страховой компании. Второй способ – перечисление взноса на счет клиники. В этом
случае риск возможных затрат лежит на ней – если вам окажут медицинскую помощь
на сумму, превышающую страховой взнос, больнице придется оказывать вам услуги
бесплатно. В первом случае страховая компания может более жестко подходить к
отбору необходимых медицинских процедур, во втором – к концу срока страхования
более жесткой в этом отношении может быть поликлиника. В любом случае, у
страховщика лучше поинтересоваться, как строятся его взаимоотношения с
медицинским учреждением.
2.
Оценка социальной роли медицинского страхования в Свердловской области за
период 2003–2007 гг.
2.1 Динамика развития обязательного медицинского страхования
в Свердловской области за период 2003–2007 гг.
Рассмотренная
в первой главе модель обязательного медицинского страхования оказалась
эффективной для решения главных задач советской медицины в первые десятилетия
ее существования. Тут борьба с заразными болезнями, помощь жертвам военных
действий и массовая профилактика рахита и авитаминозов. Однако впоследствии
эффективность советской модели здравоохранения стала быстро падать. Сейчас бесплатная
медицина осталась разве что в поликлиниках, функция которых свелась, по сути, к
выдаче больничных листов.
Обеспечение конституционного
права личности на охрану общественного здоровья и обеспечение доступности
медицинской помощи достаточного объема и качества явилось важной задачей
государства при переходе к рыночной экономике. В этих условиях внедрение
системы обязательного медицинского страхования, изначально определенной как
бюджетно-страховой, должно было сыграть значительную роль в предоставлении
жителям России, как и Уральского Федерального округа, бесплатной медицинской
помощи. Однако, вместо использования при построении системы обязательного
медицинского страхования принципов истинной страховой системы, в настоящее
время в основе нее лежит сложное сочетание отдельных элементов медицинского
страхования и монопольного государственного здравоохранения.
Общие затраты
на здравоохранение складываются из следующих компонентов: бюджет
здравоохранения (федеральный и субъектов федерации); средства ОМС; средства,
полученные за платные медицинские услуги; расходы населения на лекарства [без
учета стоимости биологически активных добавок (БАД) и средств личной гигиены];
нелегитимные платежи населения (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Финансирование
здравоохранения Свердловской области в млн. руб.
Статья расходов, млн. руб.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
ВВП-16 750
|
ВВП-18720
|
ВВП-24380
|
Государственные расходы
|
Федеральный бюджет
|
46
|
72
|
128
|
Бюджет Свердловской
области
|
242
|
280
|
410
|
ФОМС
|
192
|
174 (154)
|
185
|
Итого
|
|
480
|
526
|
723
|
% ВВП
|
|
2,9
|
2,8
|
2,9
|
Расходы населения
|
Платные медицинские
услуги
|
86
|
95
|
110
|
Приобретение
медикаментов
|
100
|
120
|
130
|
Нелигитимные платежи
|
4
|
5
|
5
|
Итого
|
|
190
|
220
|
245
|
Общие расходы
|
|
670
|
746
|
968
|
%ВВП
|
|
4
|
4
|
4
|
Расходы на душу
населения
|
|
4700
|
5200
|
6800
|
В этой связи
наглядным результатом функционирования медицинского страхования служит
демографическая и медицинская статистика. В начале ХХ столетия средняя
продолжительность жизни была низкой (практически в два раза меньше, чем
сегодня), трудящиеся подвергались высокому риску инфекционных и
профессиональных заболеваний, ограниченным оставался доступ к медицинскому
обслуживанию.
По состоянию
на 1 января 2006 года в области проживает 4 479 296 человек постоянного
населения. За январь – декабрь 2005 года в области было зарегистрировано 31 645
родившихся и 68 673 умерших человека. Естественная убыль составила 37 028
человек.
Против 2003 г.,
число родившихся увеличилось на 2 младенца (0,006%), а число умерших
уменьшилось на 1 388 человек (2,0%). Естественная убыль уменьшилась на 1390
человек (3,6%).
На каждую
1000 жителей области пришлось 9,1 рождений и 19,8 смертей (в 2003 г.
соответственно 8,9 и 19,8).
Относительные
показатели смертности населения в январе – декабре 2004 года остались такими
же, как и в 2003 году.
В целом по
области уровень смертности превышает рождаемость в 2,2 раза, в том числе в
городских поселениях – в 2 и в сельской местности – в 2,9 раза.
Из общего
числа умерших 36 238 чел. – мужчины (52,8%) и 32 435 – женщины (47,2%).
Таблица 2.2. Основные
причины смертности населения области в 2005 г.
Наименование болезней
|
Структура (в %)
|
Болезни системы
кровообращения
|
62,2
|
Онкологические
заболевания
|
11,5
|
Неестественные причины
|
10,4
|
Неустановленные причины
|
5,3
|
Болезни органов
пищеварения
|
3,7
|
Инфекционные и
паразитарные болезни
|
1,4
|
Другие заболевания
|
2,3
|
За январь –
декабрь 2005 г. было зарегистрировано 377 случаев смерти детей первого
года жизни или 12,0 на 1000 родившихся (в 2003 г. – 13,6%).
Из общего
числа умерших детей 51,7% умерли от состояний, возникающих в перинатальный
период; 18,8% – от врожденных аномалий; 4,5% – от гриппа, ОРЗ, пневмоний.
Уровень общей
заболеваемости (болезненности) в Свердловской области, по сравнению с
предыдущим годом, увеличился на 5,5% и составил 1326,3 на 1000 населения (2003
год – 1257,3 на 1000 населения). При этом рост показателя особенно выражен у
взрослых, он увеличился на 6,7% и составил 1138,4 на 1000 населения (2003 год –
1066,0). В возрастной группе детей до 14 лет этот показатель увеличился на 4,6%
и составил 2270,7 на 1000 соответствующего населения (2003–2169,3 на 1000
населения). В подростковой группе уровень болезненности изменился незначительно
– 1747,4 на 1000 населения (2003–1713,9 на 1000).
Уровень
первичной заболеваемости также увеличился на 2,8% и составил 767,7 случаев на
1000 населения (2003 – 746,9 на 1000). В возрастных группах картина следующая:
у взрослых показатель первичной заболеваемости увеличился на 2,3% – 549,9
случаев на 1000 населения (2003 год – 537,3 на 1000), у детей увеличение
показателя более значительное, почти 7% – 1894,3 случаев на 1000 населения
(2003 год – 1770,6). У подростков, напротив, наблюдается некоторое снижение (на
2,5%) уровня первичной заболеваемости: с 1196,5 случаев до 1166,1 случаев на
1000 населения.
В структуре
распространенности всех заболеваний в Свердловской области изменений
практически не произошло.
Таблица 2.3. Структура
распространенности заболеваний в 2005 году
Болезни органов дыхания
|
28,1%
|
Болезни системы
кровообращения
|
13,6%
|
Травмы и отравления
|
7,3%
|
Болезни костно-мышечной
системы
|
7,3%
|
Болезни глаза и его
придаточного аппарата
|
6,6%.
|
Заболеваемость
с временной утратой трудоспособности в 2004 году продолжала снижаться: в
случаях на 100 работающих – на 13,8% и составила 50,2 (в 2003 г. – 58,2
случаев); в днях на 100 работающих – на 11,6% и составила 667 (в 2003 г. –
754,9 дней). (Расчет показателей производился на численность населения,
занятого в экономике в 2003 г.)
Вместе с тем,
показатель средней продолжительности одного случая временной нетрудоспособности
вырос на 0,3 дня в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом и составил 13,3
дня (в 2003 г. – 13,0).
Ухудшение
здоровья нации происходит на фоне постоянно снижающихся и исходно недостаточных
государственных затрат на здравоохранение и медицинское страхование (рис. 2.1).
Рис. 2.1
Динамика государственного финансирования здравоохранения в реальном выражении,
смертность населения Свердловской области и затраты на обязательное медицинское
страхование
Доступ к
медицинскому обслуживанию открыт для большинства населения и составляет предмет
забот специализированных государственных и страховых организаций.
В результате произошел разрыв между декларируемыми и реальными экономическими
условими получения медицинской помощи. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной
мере переносится на самих граждан и работодателей. Расходы населения на
лекарственные средства и медицинские услуги устойчиво растут высокими темпами.
Таблица 2.4. Анализ динамики финансового обеспечения
здравоохранения в расчете на одного жителя Свердловской области 2001–2007 гг.
и качественных показателей состояния здоровья населения в 2001–2007 гг.
|
Цепные темпы роста
|
Темп роста за 2001–2007 гг.
|
2001
|
2003
|
2005
|
2007
|
Расходы системы ОМС
|
124.6
|
107,5
|
120,1
|
126,2
|
177,5
|
Поступления из
бюджетной системы РФ на финансирование здравоохранения
|
121.3
|
110,2
|
93,0
|
112,5
|
146,0
|
Всего финансовых
ресурсов здравоохранения
|
122,2
|
109,3
|
101,8
|
114,6
|
156,4
|
Продолжительность жизни
|
99,1
|
101,5
|
-
|
99,7
|
99,0
|
Уровень заболеваемости
|
103,6
|
98,6
|
-
|
|
108,2
|
Уровень смертности
|
104,3
|
101,9
|
-
|
105,8
|
114,9
|
Уровень младенческой
смертности
|
90,7
|
95,6
|
-
|
100,2
|
88,8
|
Уровень смертности
населения в трудоспособном возрасте
|
108,1
|
102,3
|
-
|
97,1
|
122,3
|
Общая сумма расходов на
здравоохранение, к ВВП
|
96,5
|
107,1
|
100,0
|
105
|
90,9
|
Из таблицы
2.4. видно, что результаты анализа эффективности здравоохранения
свидетельствуют о том, что доля расходов ВВП на данную сферу снизилась за 5 лет
на 9,1%. С учетом незначительного колебания этого показателя можно утверждать,
что он «замер» на отметке 3%.
Однако
расходы в здравоохранении на одного жителя характеризуются положительной
динамикой: в среднем растут на 12% в год, в том числе за счет социального
страхования – на 15%, бюджетного финансирования – на 11%. В то же время следует
отметить замедление темпов роста в 2005 г., но затем их постепенное
увеличение в 2007 г.
Недостаточное
финансирование медицины на протяжении нескольких десятилетий не могло не
отразиться на состоянии здоровья россиян. За анализируемый период
продолжительность жизни снизилась на 1%. Причем российская оценка ожидаемой
продолжительности жизни (65 лет) выше, чем по методике ВОЗ (1961). В стране
растет заболеваемость и смертность (кроме младенческой), причем темп роста
смертности трудоспособного населения опережает рост общей смертности.
Нарастание платности медицинской помощи
усиливается, несмотря на рост государственного финансирования в последние годы
(рис. 2.2).
а) Динамика
собираемости средств ОМС
б) Динамика государственных и частных расходов на
здравоохранение в Российской Федерации в 2004–2007 гг.
Рис. 2.2 Динамика собираемости средств
ОМС(а) и государственных и частных расходов на здравоохранение в Российской
Федерации (2004–2007 гг.) (б)
Происходит нерегулируемое замещение
государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской
помощи. В наибольшей мере от этого страдают малообеспеченные слои населения.
Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении
качественной медицинской помощи.
Проблема усугубляется тем, что подходы к
финансированию государственных гарантий оказания медицинской помощи населению
не позволяют четко определить зависимость оплаты и качества помощи, которая
должна бесплатно предоставляться гражданам. Ссылки на недостаточность
государственного финансирования здравоохранения и на неисполнимость
декларативных правил бесплатного медицинского обеспечения используются
медицинскими работниками и руководителями здравоохранения в качестве оправдания
снижения качества медицинских услуг и предоставление за плату услуг, которые
реально должны быть оказаны для граждан бесплатно. Поэтому без конкретизации
государственных гарантий медицинской помощи, разграничения медицинской помощи
на бесплатные и платные медицинские услуги уже нельзя рассчитывать на то, что
проблему разрыва между гарантиями и их финансовым обеспечением можно решить
лишь путем увеличения размеров государственного финансирования здравоохранения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|