МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Состояние банковской системы Российской Федерации в кризисный и посткризисный периоды экономики

    С одной стороны, власти могут рассчитывать на высокую устойчивость банковского сектора к финансовым потрясениям; госбанки находятся под контролем властей и могут выполнять национальные задачи; растет сопротивление экспансии иностранных банков; Банк России подвергается минимальным кредитным рискам, а двухъярусная система рефинансирования стабильно работает.

    С другой стороны, неравные условия деятельности банков с государственным участием и частных банков приводят к снижению или даже исчезновению конкуренции и замедлению развития финансовых инноваций. Кроме того, эффективность использования государственными организациями средств бюджета может быть поставлена под сомнение.

    Несмотря на многочисленные побочные эффекты от деятельности госбанков, в ближайшей перспективе принципиально изменить структуру собственности в банковском секторе не представляется возможным. Директивные органы должны выделить ключевую группу банков, считающихся системообразующими, установить для них более высокие стандарты регулирования и надзора. Необходимо также определить степень ответственности руководства, акционеров и кредиторов за факты неплатежесносо6ности.

    Роль и место региональных банков в модернизации банковского сектора также не стоит недооценивать. Темпы прироста активов региональных банков (15,9%) в 2009 году были выше, чем у банковского сектора в целом (5%). В результате доля региональных банков в совокупных активах по состоянию на 01.01.2010 составила 14,1% (против 12,8% на 01.01.2009).

    Региональные банки хорошо позиционированы для адаптации к новым условиям работы из-за более тесных отношений с клиентами. Это позволяет им получать и более высокие комиссионные доходы. Региональные банки способны демонстрировать более высокую эффективность и социальную ответственность в регионах, чем филиалы федеральных банков. Однако в существующих условиях они вынуждены поддерживать повышенный уровень ликвидности, что снижает их конкурентоспособность. Следует предоставить субъектам Федерации больше свободы в использовании механизмов поддержки местных банков.

    Решить задачу модернизации банковского сектора невозможно без привлечения иностранных инвестиций, и, в этом контексте, роль банков с иностранным участием в капитале нельзя переоценить. Необходимо регулировать деятельность таких банков так, чтобы приток их инвестиций был направлен на расширение денежного предложения в реальном секторе.

    Расширение кредитования экономики российскими банками возможно следующими методами:

    1)                Системы гарантии кредитов

    Гарантии могут быть предоставлены Гарантийными фондами, Гарантийными программами и Гарантийными обществами, государство должно выступать в качестве поручителя последней инстанции, выполняя, по сути, функцию перестрахования. Государственные фонды-поручители могли бы быть объединены в рамках единого государственного (национального) гарантийного фонда, активы которого формируются за счет части средств Фонда национального благосостояния.

    2)                Деятельность национальных банков развития

    В настоящее время в мире функционирует около 750 институтов развития, преимущественно банков. Это означает, что добиваться оптимальных пропорций в экономике только рыночными методами зачастую недостаточно продуктивно. Особенно эффективны, полезны банки развития в условиях восстановления, переустройства и модернизации экономики, когда необходима концентрация ресурсов для решения ключевых задач.

    Функции банков развития могут выполнять различные финансовые институты: финансовые корпорации, индустриальные банки, отраслевые и многоотраслевые корпорации промышленного развития, банки и фонды промышленного и сельскохозяйственного развития, специальные кредитные учреждения, финансирующие мелких и средних предпринимателей.

    3)                Микрофинансирование

    Оно решает две важнейшие задачи: во-первых, помогает развивать малый бизнес, приучая предпринимателей работать с заемными средствами и формировать кредитную историю, а во-вторых, содействует преодолению бедности и безработицы. Это тенденция мирового развития. В нашей стране происходит только становление микрофинансовых отношений. Например, в Бразилии портфель микрофинансовых организаций составляет 40 млрд. долларов, а в России - 22–25 млрд. рублей, то есть всего 700 млн. долларов.

    Расширение взаимоотношений банков с реальной экономикой во многом определяется качеством банковской работы, а именно:

    1)                Улучшение практики корпоративного управления и риск-менеджмента

    Снизить риски банковского бизнеса позволят институциональные улучшения - организованный рынок межбанковского кредитования, консолидация кредитных бюро, развитие синдицированного кредитования.

    2)                Географическая и (или) ценовая недоступность финансовых услуг, усугубляя различия в уровне образования, жилья, медицинских услуг, консервирует отсталость целых регионов страны

    России необходима разветвленнаяфинансовая инфраструктура, охватывающая всю страну, как для обеспечения социальных гарантий, так и для содействия социальному развитию - вертикальной мобильности, формированию среднего класса, реализации предпринимательских способностей россиян.

    Наибольший потенциал по повышению доступности финансовых услуг связан не с увеличением числа требующих высоких затрат полноценных банковских офисов, а с развитием дистанционных механизмов: мобильный и интернет-банкинг, технологии почтовой связи, работа через розничных агентов, выпуск платежных карт, активизация сотрудничества банков с почтовыми службами, небанковскими финансовыми институтами.

    3)                Создание равных условий для ведения банковского бизнеса всем кредитным организациям обеспечивается, прежде всего, антимонопольным регулированием на федеральном и региональном уровнях

    При этом целесообразно уделять достаточное внимание выравниванию условий конкуренции для региональных малых и средних банков. Благодаря их активности решаются две важные задачи: снимаются ограничения по заимствованию для малых предприятий, а также повышается обеспеченность регионов банковскими услугами.

    4)                В 27 странах Европейского Союза функционирует более 740 схем по внесудебному разрешению споров. Лидером по использованию таких схем является финансовый сектор.

    Российские банки (в т.ч. региональные) заинтересованы в создании института банковского омбудсмена, так как этот инструмент разрешения споров может существенно сократить издержки кредитных организаций на ведение дел в судах.

    Таким образом, деятельность банков в России в посткризисный период должна основываться не только на рыночных, но и директивно регулируемых условиях организации общественного производства. Для преодоления негативных последствий кризиса необходимо расширить кредитование реального сектора экономики и модернизировать банковскую систему. Представляется правильным выделить две группы макроэкономических факторов, под влиянием которых эта система находится: внешние переменные: темпы роста мирового ВВП и основных мировых экономик; уровень мировых цен на сырье, который определяет объем финансовых поступлений в бюджет; объем внешних капитальных операций, определяющий потенциальный; приток в Россию внешних инвестиций (прямых и портфельных) и займов; внутренние факторы, то есть непосредственно российская экономическая политика: темпами роста тарифов естественных монополий; размерами государственных расходов. Хотя проблемы реального сектора российской экономики не всегда могут быть устранены только дополнительными вливаниями банковского капитала, для ускоренного возврата экономики к докризисному уровню объем кредитования уже в 2011–2012 годах должен увеличиваться не менее чем на 20–30% ежегодно.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В последние годы отечественная банковская система демонстрировала устойчивую положительную динамику. В плане количественного роста ее активы выросли. С точки зрения повышения качества работы - банковский сектор России, наконец, начал выполнять функцию финансового посредника между капиталоизбыточными и капиталонедостаточными секторами хозяйства.

    Вместе с тем на фоне экономического роста в стране динамика банковского сектора представляется явно недостаточной.

    Несмотря на заметный рост кредитных портфелей российских банков, потребности предприятий в получении кредитов все еще удовлетворены незначительно. В особом дефиците длинные инвестиционные кредиты, четверть рынка которых обеспечено прямыми трансграничными кредитами иностранных банков. Но эти кредиты доступны ограниченному кругу российских предприятий, в основном крупным экспортерам и естественным монополиям. Большинство средних и малых предприятий испытывают в привлечении кредитных ресурсов серьезные затруднения.

    Банковская система России продолжает нести серьезные системные риски, порождаемые неразвитой системой рефинансирования. Несмотря на недавний кризис, Центральный Банк ограничился разовым сокращением нормативов обязательных резервов.

    Достаточно высокими остаются кредитные риски. Предприятия, имеющие доступ к кредитному рынку, обладают возможностью пролонгации и рефинансирования своих ссуд, что маскирует истинную кредитоспособность заемщиков и, следовательно, качество кредитных портфелей банков. В случае же резкого торможения роста экономики и сворачивания кредитного бума вполне вероятен масштабный кризис «плохих» долгов.

    Уровень концентрации капитала и эффективности деятельности российских банков в значительной степени отстает от зарубежных. Недостаточно высоки квалификация кадров и качество управления.

    Структура российского банковского сектора остается переходной и до конца не сформированной: имеются кластеры явно маргинальной специализации, базовая модель бизнеса которых не имеет серьезной перспективы развития и перспективные кластеры, спрос на услуги которых со стороны экономики явно не покрывается нынешним предложением.

    Российский банковский сектор отличается низким уровнем капитализации, составляющей в целом размер капитала крупного банка экономически развитой страны. В силу низкой эффективности и рискованности вложений он не обладает инвестиционной привлекательностью.

    Рост конкурентоспособности российского банковского сектора сдерживают законодательные ограничения (отмененные в ряде экономически развитых стран), которые не позволяют российским банкам привлекать так называемые «длинные» деньги страховых и пенсионных фондов.

    Выявленные проблемы предопределяют выбор главного направления развития банковского сектора России - количественный и качественный рост, усиление концентрации капитала и на этой основе повышение уровня эффективности банковской деятельности. Однако для этого требуется разработка и реализация стратегии, позволяющей максимально адаптировать российскую банковскую систему к современным мирохозяйственным тенденциям и состоянию мировой финансовой системы. В качестве такой стратегии можно рассматривать федеральную программу «Национальная банковская система России 2010 – 2020».


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1)           Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. - М.: Юрайт-Издат, 2006.

    2)           Голубев Н.К. Текущее состояние и основные тенденции в развитии отечественной банковской системы // Финансы и кредит, 2007, №14.

    3)           Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для студентов вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010.

    4)           Дубинчин А.М. Некоторые аспекты правового регулирования заемно-кредитных отношений в современных условиях. - М.: Хозяйство и право, 2008.

    5)           Камаев В.Д. Экономическая теория. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007.

    6)           Коробов, Ю.И. Портфель делового человека. Банковский портфель. - М.: СОМИНТЭК, 2006.

    7)           Лунтовский Г.И. Банковский сектор России: совершенствование условий банковской деятельности. - М.: Деньги и кредит, 2009.

    8)           Малкина М.Ю., Иванова А.Ю. Анализ особенностей развития банковской системы России в современной институциональной среде // Финансы и кредит, 2010, №28.

    9)           Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2006.

    10)      Петров А.Е. Банки и финансы: информационно-аналитический бюллетень // ИА Мобиле, 2011, №1.

    11)      Платонова В. Банковское дело: стратегическое руководство. - М.: Консалтбанкир, 2008.

    12)      Поляков В.П. Основы денежного обращения и кредита. - М.: Инфра-М., 2007.

    13)      Саркисянц А.Г. Банковская система России и направления ее реформирования // Финансы, 2010, №2.

    14)      Тавасиев А.М. Банковское дело. Управление и технологии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

    15)      Тютюнник А.В. Банковское дело. - СПб: Финансы и статистика, 2006.


    ПРИЛОЖЕНИЯ


    Приложение 1


    Рейтинговая шкала банков по РДФС

    Банки помещаются в один из 4 классов: А, Б, В, Г. Каждый класс имеет по три подкласса, обозначаемые цифрами 3, 2, 1. В соответствии с оценкой динамики изменения внутренних и внешних показателей могут добавляться знаки плюс или минус, которые указывают на тенденции в изменении рейтинга.

    А – высоко стабильные (инвестиционный уровень)

    ·                     А3 – стабильность не вызывает сомнений, вне зависимости от внешних условий и сроков

    ·                     А2 – стабильность не вызывает сомнений, может измениться только при резком ухудшении макроэкономической ситуации

    ·                     А1 – стабильность не вызывает сомнений, сроки обеспечения платежеспособности зависят от макроэкономической ситуации

    Б – стабильные (нижний инвестиционный уровень)

    ·                     Б3 – стабильность обеспечена, сроки обеспечения платежеспособности зависят от внешних условий

    ·                     Б2 – стабильность обеспечена, сроки обеспечения платежеспособности могут отличаться для коротких и длинных обязательств

    ·                     Б1 – стабильность обеспечена при благоприятных внешних условиях

    В – менее стабильные (спекулятивный, не инвестиционный уровень)

    ·                     В3 – стабильность зависит от внешних условий, возможно ухудшение

    ·                     В2 – стабильность зависит от внешних условий, может ухудшиться в ближайшей перспективе

    ·                     В1 – стабильность зависит от внешних условий, может резко ухудшиться в ближайшей перспективе, необходима внешняя поддержка

    Г – проблемные

    ·                     Г3 – стабильность проблематична, необходима внешняя поддержка

    ·                     Г2 – стабильность вызывает большие сомнения

    ·                     Г1 – стабильность не обеспечена. Необходимо брать в долг и начинать сначала.


    Приложение 2


    Организационный план реализации Программы «Национальная банковская система России 2010 – 2020»

    №№

    Разделы Программы

    1

    Раздел I. Необходимость ускоренного развития Национальной банковской системы России.

    2

    Раздел II. Основные показатели развития банковской системы России на период до 2010-2020 гг. (количественный и качественный аспект).

    2.1.Экономический рост

    2.2.Необходимые темпы роста банковской системы на перспективу.

    2.3.Форсированный сценарий

    2.4. Государственная политика развития банковской системы.

    2.5. Рефинансирование банков

    2.6. Капитализация банковской системы.

    2.7. Вклады населения

    3

    Раздел III. Повышение эффективности управления банковской системой (в краткосрочной и долгосрочной перспективе).

    3.1.Расширение банковских услуг в регионах.

    3.2. Совершенствование банковского надзора

    3.3. Улучшение качества управления в банках.

    3.4. Формы организации банковской системы России

    3.5. Включение иностранного капитала в деятельность российских банков.

    4

    Раздел IV. Расширение кредитования. Национальные проекты.

    4.1. Защита прав банков как кредиторов.

    4.2. Ипотечное кредитование.

    4.3. Образовательные кредиты.

    4.4. Кредитование агропромышленного комплекса.

    4.5. Кредитование малого и микробизнеса.

    5

    Раздел V. План действий по реализации Программы «Национальная банковская система России 2010 - 2020».

    5.1.Направить Программу «Национальная банковская система России 2010 - 2020», одобренную Съездом АРБ в Государственную Думу РФ, Совет Федерации СФ РФ, Правительство РФ, Администрацию Президента РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ, МЭРТ.

    Предложить указанным органам власти обсудить с участием представителей банковского сообщества выводы, содержащиеся в Программе.

    5.2.Добиваться включения основных выводов и предложений Программы в проекты законов, постановления Правительства и решения министерств и ведомств (Перечень важнейших законодательных и нормативных актов, которые должны быть приняты в целях реализации Программы, см. в Приложении 4).

    5.3. Рекомендовать Совету и Аппарату АРБ, банковским объединениям, союзам, ассоциациям выносить на обсуждение Съездов, конференций и круглых столов вопросы, отражающие процесс реализации Программы.

    Предлагать СМИ постоянно освещать ход реализации Программы.

    5.4. Считать целесообразным уточнять положения Программы ежегодно на последующие 15 лет (5+10). Таким образом, будет обеспечиваться разработка непрерывной Программы на 15 лет (2007, 2021; 2008, 2022 и т.д.) и усилен контроль за выполнением принятых ранее программных решений.

    Поручить Совету АРБ разработать и утвердить соответствующие положения, регулирующие всю эту работу.



    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.