МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Совершенствование деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт на примере ОАО "МДМ Банк"


    Таблица 2.10 – Оценка финансового состояния ОАО «МДМ Банк»

     

    04.12.2008

    03.12.2008

    01.05.2009

    Агентство

    Moody’s

    Fitch

    RusRaiting

    Рейтинг

    Ba3 (Positive)

    B+ (Positive)

    BBB- (Stable)


    После объединения на сегодняшний день МДМ Банк имеет одни из самых высоких для российских частных банков кредитные рейтинги международных агентств Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch.

    Для дальнейшего успешного развития ОАО «МДМ Банк» должен четко придерживаться выбранной стратегии и целей развития.


    2.3 Анализ динамики выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк»


    ОАО «МДМ Банк» выпускает карты трех платежных систем: Visa international; MasterCard Worldwide российской платежной системы «Золотая Корона».

    В рамках платежных систем банк выпускает следующие типы карт:

    1) в рамках платежной системы Visa international: Visa Electron;Visa Classic; Visa Gold; Visa Business; Visa Platinum; Visa Infinite; Visa Classic, Platinum, Business (с нанесением индивидуального дизайна).

    2) в рамках платежной системы MasterCard Worldwide: MasterCard Maestro; MasterCard Standart; MasterCard Gold; MasterCard Unembossed.

    3) в рамках платежной системы «Золотая Корона» выпускаются чиповые карты трех дизайнов.

    По типам продукта пластиковые карты ОАО «МДМ Банк» делятся на:

    - дебетовые:

    а) индивидуальные персонифицированные;

    б) пенсионные неперсонифицированные;

    в) зарплатные;

    - кредитные:

    - индивидуальные персонифицированные;

    - неперсонифицированнные.

    До 2006 года карты для банка выпускали и обслуживали:

    - Славянский банк, г. Москва (карты платежной системы Visa international);

    - Балтийский банк, г. Санкт-Петербург (карты платежной системы MasterCard).

    С 2006 года Банк самостоятельно выпускает и обслуживает свои карты.

    Динамика выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк» представлена в табл. 2.11. и рис. 2.12.


    Таблица 2.11 – Динамика выпуска пластиковых карт ОАО«МДМ Банк» с 2007–2009 гг

    Показатель

    На 01.01.2008

    На 01.01.2009

    На 01.01.2010

    Выпущено пластиковых карт, в тыс. шт.

    604,9

    322,2

    426,2



    Рисунок 2.12 – Динамика выпуска пластиковых карт ОАО «МДМ Банк» с 2007–2009 гг.


    Соотношения по типам платежных систем в 2009 году составили: 71% Visa; 22% - MasterCard; 7% - «Золотая Корона» в 2009 году представлено на рис. 2.13.


    Рисунок 2.13. Соотношение платежных систем в выпущенных картах ОАО «МДМ Банк» в 2009 г.


    Соотношение дебетовых и кредитных карт за период 2007 – 2009 гг. существенно изменилось (табл. 2.12 и на рис. 2.14). Если в 2007 году основную долю составляли кредитные карты, то в 2008-2009 гг. упор сместился на дебетовые.



    Таблица 2.12 – Соотношение кредитных и дебетовых карт в ОАО «МДМ Банк»

    Показатель

    На 01.01.2008

    На 01.01.2009

    На 01.01.2010

    Выпущено пластиковых карт, в тыс. шт.

    604,9

    322,2

    426,2

    Кредитных карт

    365,2

    113,2

    173,8

    Дебетовых карт

    239,7

    209

    272,4


    Рисунок 2.14 – Соотношение кредитных и дебетовых карт в ОАО «МДМ Банк» за период 2007 – 2009 гг.


    Процентное соотношение представлено на рисунках 2.15 – 2.17.


    Рисунок 2.15 – Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2007 г.


    В 2007 году объем выпуска кредитных карт на 20,8% превышал объем выпуска кредитных карт.



    Рисунок 2.16 – Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2008 г.


    В 2008 году объем выпуска кредитных карт увеличился на 4,47%; на 29,74% превышал объем выпуска кредитных карт.


    Рисунок 2.17 – Соотношение выпуска дебетовых и кредитных карт в ОАО «МДМ Банк» в 2009 г.


    В 2008 году объем выпуска кредитных карт снизился на 5,65%; на 19,09% превышал объем выпуска кредитных карт.

    Таким образом, наблюдается тенденция резкого уменьшения выпуска кредитных карт (с 60% до 35%) в 2008 при росте выпуска дебетовых карт (с 40% до 65%). Данная динамика связана с политикой снижения рисков на фоне экономического кризиса в стране. Но уже в 2009 году наблюдается постепенное выравнивание ситуации. Доля кредитных карт увеличивается с 35% до 41% при одновременном некотором снижении доли дебетовых карт с 65% до 59%.

    3 Пути совершенствования деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт


    3.1 Динамика кредитных операций с использованием пластиковых карт в России

     

    По данным Центрального Банка Российской Федерации, в настоящее время на руках у россиян находится почти четырнадцать миллионов «кредиток». По прогнозам экспертов, карточное кредитование станет приоритетным для российских банков и вытеснит потребительское.

    Российский рынок кредитных карт относительно невелик. Несмотря на это, он демонстрирует впечатляющие темпы роста. За 2009 г. количество кредитных карт увеличилось до 13,9 млн. штук.

    На темпы роста пластикового рынка России заметно повлиял лидер этой отрасли - «Русский стандарт». Этот банк в 2009 году существенно сократил выдачу карт, что сказалось на годовых результатах всего сегмента. Примечательно, что без учета данных этого банка, рост рынка составляет 60% против 38,4% с ним.

    Рост «кредитного» пластика обусловлен почтовой рассылкой. В 2008 году она сформировала три четверти «пластикового» кредитного портфеля банков.

    Развитие кредитных карт и карт лояльности со всевозможными бонусами начиная с 2010 года, по прогнозам экспертов, продолжится. Данный факт обусловлен стабилизацией экономической ситуации в стране. Например, разрабатываются партнерские бонусные программы с торговыми сетями, авиаперевозчиками, или даже возврат части потраченных по карте средств.

    Недавно держателей пластиковых карт стали страховать еще и от утраты документов.

    Именно карточное кредитование, по прогнозам аналитиков, станет приоритетным для российских банков и со временем вытеснит потребительское кредитование. Для банков этот продукт оказывается более доходным, поскольку снижаются операционные издержки.

    По результатам исследования на данный момент среди жителей города Москвы в возрасте от 18 до 60 лет обладателями кредитной карты являются 18,1% (или 940 тысяч человек). Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard. Примерно треть владельцев кредитных карт приобрели их в текущем году и чуть менее половины – за последние 1-2 года. Респонденты чаще всего отмечали, что банком-эмитентом их кредитной карты являются: Альфа-банк, Банк Москвы, МДМ банк и Ситибанк. Максимальный ожидаемый спрос на кредитные карты составляет в Москве 8,5% или 440 тысяч единиц. 1,1% респондентов указали, что уже имеют как минимум одну кредитную карту, а 7,4% отметили, что кредитной карты на данный момент у них нет.

    Опросы показывают, что каждый четвертый россиянин пользовался кредитами за последний год для приобретения различных товаров. На погашение кредита треть заемщиков (36%) тратят до 10% своего среднемесячного дохода, 14% заемщиков на погашение долга тратят до 15% дохода, еще 14% опрошенных ежемесячно отдают банку в счет погашения кредита до 25% своего дохода (рисунок 3.1).


    Рисунок 3.1 – Доля дохода заемщиков на выплаты кредитов


    По данным исследования, проведенного по заказу международной платежной системы MasterCard, владельцы кредитных карт тратят в месяц на покупки около 8,5 тысяч рублей, в то время как обладатели обычных дебетовых карт без кредитного лимита – около 6,5 тысяч рублей.

    Две трети держателей карт тратят по ним от 100 до 1000 долларов в месяц. При этом в кредит совершаются, прежде всего, крупные покупки – на сумму свыше 100 долларов. Чаще всего платежи по картам совершаются в супермаркетах (73%), а также в магазинах электроники и бытовой техники (23%), магазинах одежды и обуви (21%), кафе и ресторанах (13%), на автозаправках (7%). Результаты исследования говорят о больших перспективах развития кредитных карт.

    По оценкам экспертов, рынок кредитных карт будет расти за счет следующих ресурсов:

    – активное развитие кобрендинговых проектов с торговыми сетями, выходящими в крупные российские города;

    – расширение целевой аудитории за счет привлечения средних по уровню дохода слоев населения и потенциальных банковских клиентов;

    – формирование относительно новых продуктов – мультифункциональных карт, совмещающих свойства дебетовых и кредитных;

    – увеличение льготного периода, рост кредитного лимита.

    Однако если за критерии оценки рынка принять не темпы роста объемов выпуска карт, и не объемы оборота по сравнению с европейскими странами, картина выглядит менее оптимистично. По данным Центробанка РФ, кредитные карты выпускают лишь 40 банков.

    Доля платежей в торгово-сервисной сети в общем количестве транзакций по кредитной карте в России – 32%. Для сравнения:в Великобритании – 98%, в Германии – 93%, в Испании – 80%, в Египте – 62%, во Франции – 57%, в Румынии – 11%, на Украине – 3%.

    Детальный анализ ситуации показывает, что в России сложились далеко не все условия для стремительного развития рынка кредитных карт. Среди основных проблем специалисты выделяют:

    – экономическую – невыгодность беспроцентного кредитования, обусловленную российской спецификой рынка;

    – слабое развитие банковской инфраструктуры;

    – отсутствие одного из центральных и очень важных звеньев западного кредитного рынка – кредитных бюро;

    – юридические проблемы взаимодействия с должниками;

    – болезнь роста: когда при введении нового канала продаж или нового карточного продукта возникает нехватка внутренних ресурсов для его обслуживания и, соответственно, страдает качество услуг;

    – проблемы маркетинга и рекламы.

    Далеко не каждый банк готов предложить своим клиентам кредитные карты – «бум кредитных карт» в России (если таковым можно назвать 6% в общем объеме «пластика» и 4% населения страны) – заслуга мегаполисов, где и уровень жизни выше, чем в целом по стране, и более развита инфраструктура. Однако успехи в продвижении кредиток в десятке крупных городов не стоит переносить на всю страну.

    Среди владельцев кредиток наибольшей известностью пользуются Альфа-Банк (98,6%), Банк Москвы (92,9%), Ситибанк (81,4%), Уралсиб (51,4%) и БинБанк (47,1%). Среди потенциальных потребителей – Сбербанк и Альфа-Банк (по 100%). Сравнение долей респондентов, указавших, что пользовались услугами банка, и тех, кто оценил качество их работы как лучшее, вывело на первый план Альфа-Банк и Райффайзенбанк. Реальные и потенциальные пользователи кредиток чаще остальных опрошенных отмечают, что лучшее качество обслуживания клиентов в Банке Москвы и Альфа-Банке. Потенциальные потребители кредиток предпочитают качество обслуживания в Райффайзенбанке, Внешторгбанке 24 и Ситибанке. Для тех же, кто не кредитными картами, лучшим остается Сбербанк, впрочем, 46% просто затруднились с ответом.

    Сегмент кредитных карт, в отличие от других видов потребительского кредитования, в начале сложного по всем прогнозам 2010 года выглядит прилично. Прежде всего, это связано с особенностями самого продукта. Потребителям, привыкшим пользоваться зарплатным «пластиком», кредитные организации практически всегда предлагают дополнительно оформить заем с возможностью начисления суммы прямо на имеющуюся карту. Для банков подобная политика оправданна, ведь если предприятие ведет зарплатный проект через банк, то вся информация о заемщике уже есть у кредитной организации.

    В условиях кризиса банки были вынуждены снизить объемы выдаваемых кредитов, в некоторых случаях до полной приостановки программ кредитования. Однако из всех кредитных розничных продуктов кредитные карты пострадали в меньшей степени. Это обусловлено тем, что сейчас банки заинтересованы в выдаче более «коротких» ссуд, так как самим кредитным организациям трудно найти «длинные» источники финансирования. Кредитные карты, если говорить об основном сроке кредитования, короче потребительских кредитов, схожих с ними по уровню процентных ставок. В 2010 году кредитные карты, возможно, будут основным направлением розничного кредитования банков.

    Разумеется, это не означает, что в данном виде банковских продуктов все так уж хорошо. Кризис ликвидности отразился на всех сегментах банковской деятельности, в том числе и на кредитных картах. Прежде всего, ужесточились требования к документам, подтверждающим доходы заемщиков: если раньше банки принимали справки о среднемесячном доходе с места работы по форме банка, то сейчас многие требуют справок только по форме 2-НДФЛ. Кроме того, некоторые банки ужесточили условия расчета лимита овердрафта, в результате чего уменьшилась средняя сумма одобренных кредитных средств.

    В первую очередь, банки стали более серьезно подходить к анализу платежеспособности заемщиков, поскольку в текущей ситуации им необходимо быть еще более уверенными в качестве кредитного портфеля. Другими словами, даже в этом относительно сбалансированном в текущих кризисных условиях сегменте будет происходить снижение темпов выдачи займа. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, как точно отмечают аналитики, ужесточением требований к потенциальному заемщику, своего рода «заградительными мерами» согласно антикризисным планам самих банков. Во-вторых, снижением спроса со стороны потенциальных заемщиков, также не желающих рисковать в ситуации растущей безработицы или возможного резкого падения доходов [29].

    Несколько лет назад, в период становления кредитно-пластикового бизнеса в России, реальная ставка кредитования с учетом всех комиссий составляла до 60%, а то и выше. Сегодня же абсолютно реально приобрести кредитный «пластик» стоимостью в два-три раза дешевле. До кризиса политика снижения ставок была связана с такими факторами, как конкуренция на рынке «пластикового» кредитования, появление новых программ и сервисов, а также повышение уровня финансовой грамотности клиентов. Однако кризис уже внес изменения и в планы развития этого банковского продукта.

    Изменения на рынке кредитных карт будут продолжаться, и они будут следовать за рынком. Спад потребительской способности проявится в уменьшении оборотов, снижении скорости погашения кредита, росте рисков невозврата и, в целом, в уменьшении количества клиентов.

    Будут ужесточаться и требования к заемщикам. Кредиты будут выдаваться преимущественно клиентам с высокой платежеспособностью и хорошей кредитной историей. Изменятся продукты и лимиты кредитования, а в целом рынок будет двигаться в сторону повышения ставок.

    К слову, некоторые кредитные организации уже повысили процентные ставки именно по «пластиковым» займам.

    На сегодняшний день тарифы по пластиковым кредитам варьируются в зависимости от валюты счета, вида карты, размера ежемесячного дохода и еще целого ряда критериев. Например, в Промсвязьбанке и «НОМОС Банке» ставка по счету в рублях составляет 24% годовых, в долларах США и евро 21-22%. В банке «ВТБ24» процентная ставка по карточному кредиту в рублях в случае документального подтверждения ежемесячного дохода на сумму от 30 тысяч рублей составляет также 24% годовых. Если же ежемесячный доход меньше, то ставка по кредиту в рублях будет уже 28% годовых.

    Не секрет, что особой популярностью кредитки пользуются в сезон отпусков и праздников, поскольку все мы предпочитаем в случае непредвиденных ситуаций и трат всегда оставаться при деньгах.

    Сейчас достаточно сложно прогнозировать ситуацию, которая будет складываться в 2011 году в «пластиковом» кредитовании частных лиц. Однако многие эксперты соглашаются, что все банки, которые продолжат выпускать кредитные карты, будут исповедовать политику взвешенного отношения к потенциальным клиентам.

    Одними из основополагающих моментов, способствующих получению кредитной карты, будут являться чистота кредитной истории, открытость клиента перед банком. Стратегии в развитии бизнеса кредитных карт каждый банк будет выбирать самостоятельно, исходя из собственного положения в рамках общей финансовой ситуации и тенденций рынка кредитных карт, в том числе относительно процентных ставок и комиссий. Однако в целом могу предположить, что крупные, финансово-устойчивые банки, заявляющие о том, что программы по выпуску кредитных карт являются для них одним из приоритетных направлений в развитии розничного бизнеса, также продолжат эксплуатировать данное направление. Темпы развития можно будет обсуждать по факту, так как рост бизнеса, также как и по другим продуктам, будет зависеть от очень многих факторов.

    С наступлением финансового кризиса более осторожное поведение демонстрируют и заемщики. В октябре-ноябре 2008 года мы наблюдали некоторый спад: объем операций по картам, а также количество заявок на получение кредиток несколько снизились. При этом в период кризиса увеличилось количество клиентов, желающих снизить кредитный лимит.

    До кризиса количество подобных заявлений было на уровне 1%, теперь–порядка 5%.

    Между тем кредитные организации продолжают развивать пластик и делать его более клиентоориентированным. Банки и торговые компании объединили усилия в битве за клиента в рамках кобрендинговых проектов, что только усилило привлекательность и популярность кредиток. Это не просто карты, украшенные логотипами платежной системы, банка и компании-партнера – их держателям предоставляются скидки или иной приятный бонус. А как подтверждают опросы, 59% европейцев, включая россиян, хотели бы пользоваться именно теми банковскими картами, которые предусматривают бонусы.

    Например, «Промсвязьбанк» разработал совместную программу с авиакомпанией «Трансаэро». Оформив кредитную карту, клиент получает возможность накопить бонусные баллы, чтобы затем обменять их на бесплатный полет или повышение в классе обслуживания в компании «Трансаэро». У «ВТБ24» есть предложение для активных пользователей мобильной связи: кредитная карта «Мобильный бонус 10%», которая позволяет возвращать деньги, потраченные на связь. Оформляя карту, клиент получает за ее использование денежный бонус до 4000 рублей в год. Не забыли банки и про прекрасный пол. Например, карта Visa Classic от «Альфа-банка» и журнала Cosmopolitan дает возможность получать скидки и подарки, совершая покупки в магазинах и бутиках, посещая салоны красоты и фитнес-центры.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.