Совершенствование деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт на примере ОАО "МДМ Банк"
Установка банкоматов с функцией
Cash-In в крупных торговых центрах города (3 штуки) при затратах около
800 000 рублей за 1 банкомат позволит клиентам гасить кредит там, где ему удобно,
не заезжая в банк, что увеличит конкурентоспособность кредитных карт. Кроме того,
с помощью данных устройств клиенты смогут пополнять счета, обналичивать денежные
средства, оплачивать услуги, не посещая офисы банка, а это принесет дополнительную
прибыль банка и повысить лояльность клиентов по отношению к банку в целом. При этом,
предлагается ставить банкоматы в торговые центры, где большая проходимость людей.
За 1 полугодие 2008 года норма прибыли по аналогичным банкоматам банка составила
порядка 120 тысяч рублей в месяц. Соответственно, срок окупаемости банкоматов составит
6-7 месяцев.
Проведение акций продвижения
позволит совместить рекламные мероприятия, связанные с продвижением кредитных карточных
продуктов с консультациями. Типичная предлагаемая акция – раздача листовок «МДМ-мишкой»
на улицах города. Стоимость работы промоутера: 1 час – 150 рублей, стоимость 1 листовки
– 0,3 р. Предполагается, что акции будут проводиться в выходные дни, во время, когда
по улицам города прогуливается много народа. План раздачи за день –700 листовок.
Время работы = 3 часа.
Таким образом, за месяц промоутер
будет работать 9 раз по 3 часа, то есть 27 часов. Оплата его труда составит 4050
рублей. За месяц планируется раздать 6300 листовок общей стоимостью 1890 рублей.
Таким образом, общие затраты в этом направлении составят около 6000 рублей в месяц,
а эффект будет значительно масштабнее. Как показывает практика банка около 18% клиентов
банка, получивших кредиты в ОАО «МДМ Банк», получали аналогичные листовки по кредитам
банка, благодаря которым и обратились в банк для получения кредита. Следовательно,
по прогнозам аналитиков, предполагаемое количество клиентов, которые обратятся в
банк после получения листовки составит:
6 300 * 18% = 1134 человека.
Поскольку средняя сумма кредита
составляет порядка 60 000 рублей, при этом около 8% клиентов (91 человек) предпочитают
рассчитываться по карте, а не обналичивать денежные средства, то доходы за год составят:
(60 000 * 91 * 7% + 91 * 60
000) + (60 000 * 1043 * 35% + 1043 * 60 000) = 90 325 200 рублей. За месяц: 7 527
100 при общих затратах около 6 000 рублей
Остальные предлагаемые методы,
такие как постоянное совершенствование кредитных карточных продуктов, разработка
новых продуктов, поддержка программного обеспечения не несут в себе дополнительных
затрат (поскольку в банке созданы и функционируют соответствующие подразделения).
Но указанные выше меры существенно
повысят конкурентоспособность кредитных карт банка, поскольку использование продуктов
именно ОАО «МДМ Банк» было бы наиболее удобным для клиента в случае реализации данных
мероприятий.
Таким образом, предлагаемый
проект требует привлечения денежный средств порядка 2 836 000 рублей.
Ожидаемые доходы от реализации
проекта составят 62 957 100 рублей.
Срок окупаемости проекта –
менее 1 месяца.
Кроме количественных показателей,
важны также качественные показатели результатов, полученных от реализации проекта.
Качественные результаты в данном случае:
-
повышения условий
комфорта для клиента при обслуживании за счет системы оповещения, уменьшения очередей
и увеличения скорости обслуживания;
-
возможность вносить
платежи за кредит не только в банке, но и в некоторых торговых центрах города (посредством
банкоматов);
-
для постоянных клиентов
– дополнительная возможность получения кредитной карты по почте, когда нет необходимости
являться в банк для оформления кредита;
-
возможность бесплатного
получения именной кредитной карты;
-
возможность обслужиться
в некоторых офисах банка до 21.00.
Указанные выше качественные
и количественные показатели существенно повышают привлекательность как кредитных
карточных продуктов ОАО «МДМ Банк», так и банка в целом.
Кроме того, важным моментом
при проведении оценки программы повышения конкурентоспособности кредитных карточных
продуктов является ее непрерывность. Поскольку только в этом случае существует реальная
возможность корректировки запланированных действий, а также своевременное проведение
мероприятий по устранению угроз со стороны внешней и внутренней среды. Также следует
учесть, что только при проведении непрерывной оценки будет достигаться реальная
экономия финансовых и других видов средств ОАО «МДМ Банк».
В заключение следует отметить,
что по итогам проведения анализа рынка Новосибирска были выявлены основные направления
программы повышения конкурентоспособности кредитных карточных продуктов для ОАО
«МДМ Банк». Также были разработаны этапы разработки и реализации программы, и проведена
оценка эффективности всего проекта с использованием количественных и качественных
показателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская
конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков
и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное
положение на рынке кредитов и банковских услуг.
ОАО «МДМ
Банк» - является одним из прогрессивных банков в России и занимает лидирующие позиции
среди частных банков. Планы стратегического развития Банка направлены на то, чтобы
не только сохранить достигнутые позиции, но и добиться качественного повышения стандартов
обслуживания, увеличить доходность и продолжить согласованный и поступательный рост
бизнеса по всем направлениям.
Суть основной
стратегии ОАО «МДМ Банк» – создание универсального банка, который развивается во
всех областях как корпоративного, так и розничного бизнеса, представлен практически
на всей территории России и опирается в развитии бизнеса на собственную филиальную
сеть, являющуюся его основным конкурентным преимуществом.
Современные
коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во
всех рыночных секторах.
Для того,
чтобы успешно «продавать» свои продукты банк должен обеспечить им соответствующий
уровень конкурентоспособности, который сделал бы их востребованными на рынке банковских
услуг.
Анализ
деятельности ОАО «МДМ Банк» позволил выявить основные тенденции развития банка должны
существенно повлиять на его финансовую устойчивость и платежеспособность.
Одним
из ключевых факторов успешного функционирования ОАО «МДМ Банк» на рынке банковских
услуг является успешная реализация программы разработки и продвижения карточных
продуктов.
ОАО «МДМ Банк» выпускает карты трех платежных систем:
Visa international;
MasterCard Worldwide;
российской платежной системы «Золотая Корона».
В период 2008 – начале 2009
гг. наблюдается тенденция резкого уменьшения выпуска кредитных карт (с 60% до 35%)
в 2008 при росте выпуска дебетовых карт (с 40% до 65%). Данная динамика связана
с политикой снижения рисков на фоне экономического кризиса в стране. Но уже в 2009
году наблюдается постепенное выравнивание ситуации. Доля кредитных карт увеличивается
с 35% до 41% при одновременном некотором снижении доли дебетовых карт с 65% до 59%.
На основе анализа динамики
деятельности ОАО «МДМ Банк» на рынке пластиковых карт были определены основные пути
возможного повышения конкурентоспособности карточных продуктов ОАО «МДМ Банк».
Указанные пути классифицированы
на методы ценовой конкуренции, к основным из которых отнесены:
1) упрощенная система подачи документов для
клиентов, имеющих положительную кредитную историю;
2) выдача постоянным клиентам с высоким кредитным
рейтингом бесплатных именных карт;
3) проведение переговоров с ФГУП «Почта России»
о снижении комиссии за перечисление с заемщиков и компенсировать снижение комиссии
за счет увеличение объема привлеченных клиентов;
4) проведение почтовых рассылок кредитных
карт для клиентов ОАО «МДМ Банк» с положительной кредитной историей.
К методам неценовой конкуренции
отнесены следующие пути повышения конкурентоспособности кредитных карточных продуктов
ОАО «МДМ Банк»:
-
увеличение скорости
обслуживания клиентов;
-
поддержание высокого
уровня своевременности осуществления операций;
-
увеличения времени
доступа клиента в банк - часы работы банка (в данный момент время работы наиболее
популярных офисов банка увеличено на 1 час – до 21.00);
-
качество консультирования
(глубина, активный или пассивный характер);
-
личностная сторона
отношений с банком;
-
увеличение количества
банкоматов с функцией Cash-In (прием денежных средств для гашения кредитов);
-
постоянная модификация,
совершенствование существующих кредитных карточных продуктов, а также разработка
новых кредитных карточных продуктов в соответствии с условиями и требованиями рынка;
-
разработка и постоянная
корректировка концепции продаж кредитных карточных продуктов в соответствии с изменяющимися
рыночными условиями;
-
разработка речевых
модулей для кредитных экспертов, способствующих повышению привлекательности кредитных
карточных продуктов при консультировании клиентов;
-
проведение акций продвижения
продуктов;
-
реклама в средствах
массовой информации, размещение информационных стоек, информационных плакатов в
учреждениях, являющихся корпоративными клиентами банка;
-
проведение почтовых
рассылок с рекламными буклетами, коммерческими предложениями, поздравлениями клиентов
с праздниками;
-
разработка совместных
программ с различными организациями, предоставляющими товары и услуги населению
(такими, как авиакомпании, крупные ритейлеры, туристические компании и пр.).
Реализация
данных направлений развития позволит сохранить устойчивость банка, упрочить лидирующие
позиции в банковской сфере страны.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
(ред. от 15.02.2010) "О банках и банковской деятельности" // "Российская
газета". – 10.02.1996. – N 27.
2. "Положение об эмиссии банковских
карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (утв. ЦБ
РФ 24.12.2004 N 266-П) (ред. от 23.09.2008) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2005
N 6431) // "Вестник Банка России". – 30.03.2005. – N 17.
3. Ахмедова А. Кредит недоверия подходит к концу // Коммерсант,
2007. - № 28. – с. 4.
4. Балабанов А.И., Боровкова Вик.А., Боровкова
Вал.А., Гончарук О.В., Крамарев А.М., Мурашова С.В., Пирогова О.Е. Банки и банковское
дело: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
5. Банковская система в условиях кризиса.
Аналитическая записка Департамента консалтинга РБК // RBC-Daily, 2009.
- № 1. – С. 11.
6. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н,
Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,
2008. – 592 с.
7. Банковское дело : учебник / под ред. Г.
Г. Коробовой. — изд. с изм. — М.: Экономией., 2006.
8. Банковское дело: Учебник / под ред. О.И.
Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 602 с.
9.
Беллис С. Деньги не
пластик // Эксперт, 2006. - № 4. – с. 8.
10. Быстров Л.В., Воронин А.С., Гамольский
А.Ю. и др. Пластиковые карты (5-е изд., перераб. и доп.). - "БДЦ-пресс",
2005. – 624 с.
11. Воронцова Е. Назад, к конвертам // Газета
«Новые известия», 2009. - № 21. – С. 6.
12. Глушкова Н.Б. М.: Академический проект;
Альма Матер, 2005. - 432 с.
13. Дементьева К. Рынок карт живет на одну
зарплату. Рост эмиссии обеспечили зарплатные проекты // Электронная версия газеты
«Коммерсант» www.kommersant.ru от 20.05.2009 г.
14. Егоров А. Пластмассовый бизнес // Эксперт Волга», 2009. - №4-5 (138)/9. с. 21.
15. Иванов Н.В. Управление карточным бизнесом
в коммерческом банке. М.: Издательство «БДЦ-Пресс», 2009. – 131 с.
16. Ивантер А. Карточный бизнес в России.
// «Эксперт». – 2009. – №18 (559). С. 26.
17. Калистратов Н.В., Кузнецов В.А., Пухов
А.В. Банковский розничный бизнес. М.: Издательство «БДЦ-Пресс», 2007. – 203 с.
18. Ковалева Е. Процесс вытеснения кредитными
картами обычных потребительских кредитов набирает обороты // Журнал «Деньги». – 2009. – № 22(677). –С. 18.
19. Копытин В.Ю. Технология проведения расчетно-кассовых
операций с использованием банковских карт в России // Расчеты и операционная работа
в коммерческом банке. – 2006. - №12. – с. 9.
20. Лаштун Е. Пластиковые карты на пути к
россиянам // Деньги,2009. – № 2. с. 16.
21. Лебедев С. Владельцы пластиковых карт
– кто они? // Деньги и кредит, 2009. - № 2. – с. 19.
22. Маренков Н.Л. Банковский маркетинг: учеб.
пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 272 с.
23. Межрегиональная ассоциация руководителей
предприятий. Корпоративный бюллетень (2002-2010, г. Новосибирск).
24. Межрегиональная ассоциация руководителей
предприятий. Основные итоги социально-экономического развития Новосибирской области
за 2000-2009 гг. Новосибирск 2010 г.
25. Нестерова Т.Н. Банковский менеджмент.
Учебное пособие. – М.: Инфра-М., 2008. – 94с.
26. Официальный сайт платежной системы «Union Card» // www.ncc-uc.ru
27. Официальный сайт платежной системы «Золотая
Корона» // www.korona.net
28. Официальный сайт платежной системы «Сберкарт»
// www.sbercard.ru
29. Официальный сайт Центрального Банка Российской
Федерации // www.cbr.ru
30. Официальный сайт ОАО «МДМ Банк». – [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: www.mdm.ru
31. Паника на российском рынке банковских
карт закончилась // Финансовые известия, 2009. - № 10.
32. Перспективы рынка кредитных карт // «Банковское
дело». – 2007. – № 6. С. 32-33.
33. Попова Г.С. Анализ финансового состояния
коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 271с.
34. Рейтинг РБК. – [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: www.rbc.ru
35. Рынок кредитных карт - перспективы развития
// "Банковское дело в Москве". – 2006. – № 3. – С. 33-35.
36. Семенова Р.А. Банковское дело и валютные
операции: Учебное пособие / Новосибирск: НГАВТ, 2009. – 151 с.
37. Смирнов Е. Расчеты и операционная работа
в коммерческом банке. // «Банковское дело». – 2008. – № 10. – С. 7.
38. Суранов С. Карты, деньги, два пути //
Экономика и жизнь, 2008. - № 34 (9248), - c. 32.
39. Трушина Н. Кредитные карты в 2009 году:
выгодно или нет? // [Электронный ресурс] - www.klerk.ru от 09 февраля 2009.
40. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки.
– М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2009. – 144 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рейтинг банков по количеству
пластиковых карт в обращении на 01 января 2010 года
№
|
Банк
|
Количество пластиковых карт в обращении
на 1 января 2009 года (шт.)
|
в т.ч. платёжной системы Visa (шт.)
|
в т.ч. платёжной системы MasterCard
(шт.)
|
в т.ч. платёжной системы Union Card
(шт.)
|
в т.ч. платёжной системы STB (шт.)
|
в т.ч. платёжной системы NCC (шт.)
|
в т.ч. платёжной системы Сберкарт (шт.)
|
в т.ч прочих платёжных систем (шт.)
|
1
|
Сбербанк
|
30 438 932
|
11 469 784
|
15 773 330
|
0
|
0
|
0
|
3 195 818
|
0
|
2
|
Альфа-Банк
|
5 127 983
|
4 402 789
|
725 190
|
0
|
0
|
0
|
0
|
4
|
3
|
ВТБ 24
|
3 918 471
|
3 774 373
|
144 074
|
0
|
0
|
0
|
0
|
24
|
4
|
Уралсиб
|
3 817 873
|
1 670 610
|
746 630
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1 269 720
|
5
|
Росбанк
|
3 709 939
|
1 708 086
|
1 949 918
|
0
|
0
|
0
|
0
|
51 935
|
6
|
Транскредитбанк
|
2 785 301
|
2 227 765
|
557 536
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
7
|
Балтийский Банк
|
1 565 153
|
1 238 511
|
326 642
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
8
|
Райффайзенбанк
|
1 451 144
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
9
|
МДМ Банк
|
1 423 064
|
478 083
|
11 208
|
126 418
|
0
|
0
|
0
|
807 355
|
10*
|
Возрождение
|
1 292 104
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10
|
Мастер-Банк
|
1 059 460
|
412 464
|
376 567
|
-
|
-
|
-
|
-
|
654
|
11
|
Собинбанк
|
873 159
|
632 084
|
240 777
|
0
|
0
|
0
|
0
|
298
|
12
|
ОТП Банк
|
750 122
|
454 113
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
296 009
|
13
|
АК Барс
|
695 694
|
260 548
|
168 323
|
119 650
|
32 817
|
0
|
0
|
114 356
|
14
|
Промсвязьбанк
|
623 500
|
436 450
|
187 050
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
15
|
Финсервис
|
596 517
|
429 042
|
167 475
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
16
|
Банк Санкт-Петербург
|
588 500
|
381 970
|
59 108
|
0
|
0
|
0
|
0
|
147 422
|
17
|
Юниаструм Банк
|
560 646
|
559 513
|
1 133
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
18
|
Петрокоммерц
|
555 799
|
516 762
|
39 001
|
0
|
0
|
0
|
0
|
36
|
19
|
УБРР
|
555 435
|
493 985
|
37 426
|
24 024
|
0
|
0
|
0
|
0
|
20
|
Ренессанс Кредит
|
549 816
|
53 715
|
496 101
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
21
|
СКБ-Банк
|
535 200
|
465 000
|
0
|
70 200
|
0
|
0
|
0
|
0
|
22
|
Юникредит Банк
|
494 932
|
444 732
|
50 200
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
23
|
Девон-Кредит
|
421 122
|
276 161
|
0
|
144 961
|
0
|
0
|
0
|
0
|
24
|
Запсибкомбанк
|
420 050
|
316 052
|
103 998
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
25
|
Связь-Банк
|
411 242
|
392 471
|
18 771
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
26
|
Челиндбанк
|
332 362
|
332 362
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
27
|
Севергазбанк
|
317 903
|
317 525
|
378
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
28
|
Кредит Европа Банк
|
306 566
|
141 213
|
100 416
|
-
|
-
|
-
|
-
|
64 887
|
29
|
Бинбанк
|
286 361
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
30
|
Левобережный
|
272 335
|
0
|
150
|
0
|
0
|
0
|
0
|
272 185
|
31
|
Татфондбанк
|
261 102
|
205 406
|
47 278
|
0
|
0
|
0
|
0
|
8 418
|
32
|
Русь-Банк
|
251 628
|
87 112
|
164 516
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
33
|
Авангард
|
247 676
|
119 174
|
128 502
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
34
|
Номос-Банк
|
231 742
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
35
|
Всероссийский банк развития регионов
|
205 849
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
36
|
МБРР
|
205 281
|
140 313
|
64 968
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
37
|
Инвестиционный Городской Банк
|
199 551
|
199 534
|
17
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
38
|
Газбанк
|
195 215
|
16 471
|
56
|
0
|
0
|
178 682
|
0
|
6
|
|
|
39
|
Примсоцбанк
|
191 064
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
191 064
|
|
|
40
|
БСЖВ
|
188 204
|
181 265
|
6 939
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
41
|
ИнвестКапиталБанк
|
168 199
|
5 724
|
162 475
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
42
|
Росевробанк
|
158 710
|
142 237
|
16 300
|
0
|
0
|
0
|
0
|
173
|
|
|
43
|
Стройкредит
|
138 696
|
138 696
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
44
|
Пробизнесбанк
|
125 629
|
60 512
|
65 059
|
0
|
0
|
0
|
0
|
58
|
|
|
45
|
Центр-Инвест
|
124 527
|
24 922
|
99 605
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
46
|
Кредитный Агропромбанк
|
115 721
|
106 385
|
9 336
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
47
|
Автовазбанк
|
106 077
|
4 425
|
8
|
0
|
0
|
101 644
|
0
|
0
|
|
|
48
|
Азиатско-Тихоокеанский банк
|
100 000
|
100 000
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
49
|
Московский Кредитный Банк
|
97 538
|
77 773
|
19 765
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
|
|
50
|
СДМ-Банк
|
94 780
|
66 047
|
28 564
|
0
|
0
|
0
|
0
|
169
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|