Совершенствование управления активами в кредитной организации (на примере ОАО "ОТП Банк")
Далее проследим динамику прочих
активных операций (операций с иностранной валютой, операций в хозяйственной
деятельности, прочие операции) по данным таблицы 17.
Таблица 17 – Динамика прочих активных
операций ОАО «ОТП Банк» за 2007-2009 годы, тыс. р.
Показатель
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
Темп роста, %
|
Изменение
|
2008г. к 2007г
|
2009г.
к 2008г
|
абсолютное, тыс. р.
|
%
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1. Доходы, полученные от операций с иностранной валютой
|
120130,0
|
424309,0
|
1301076,0
|
353,2
|
306,6
|
1180946,0
|
1083,1
|
2. Доходы от переоценки счетов в иностранной валюте
|
-94152,0
|
33141,0
|
-839888,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3. Штрафы, пени, неустойки, полученные
|
3033,3
|
5878,0
|
10200,0
|
193,8
|
173,5
|
7166,7
|
336,3
|
4. Дивиденды, полученные за участие в хозяйственной
деятельности
|
-
|
15015,0
|
-
|
100,0
|
-
|
-
|
-
|
5. Другие полученные доходы
|
68416,0
|
19940,0
|
99636,0
|
29,1
|
499,7
|
31220,0
|
145,6
|
Итого по разделу
|
974273
|
498283
|
571024
|
51,14
|
114,6
|
-403243
|
58,6
|
Анализ динамики прочих активных
операций выявил следующие изменения: общая величина доходов, полученных от
прочих активных операций отмечена: снижением к 2008г. в сравнении с 2007 г. на 475990
тыс. р. (темп роста – 51,1%); увеличением к 2009г. в сравнении с предшествующим
периодом на 72741 тыс. р. (темп роста – 114,6%). За анализируемый период
наблюдается отрицательная динамика, таким образом, снижение составило 403249
тыс. р. (темп роста – 58,6%). Это произошло за счет увеличения доходов от
переоценки счетов в иностранной валюте (темп роста за анализируемый период – 100,0%.
В структуре доходов, полученных от
реализации активных операций, произошли следующие изменения: величина доходов,
полученных от операций с иностранной валютой, отмечена положительной динамикой
к 2008г. в сравнении с предыдущим периодом на 304179 тыс. р. (темп роста – 353,2%).
Сравнение 2009г с аналогичным периодом прошлого года выявило положительную
динамику: рост показателя на 876767 тыс. р. (темп роста – 306,6%). За
анализируемый период произошло увеличение на 1180946 тыс. р. (темп роста – 1083,1%);
величина доходов от переоценки счетов в иностранной валюте отмечена отрицательной
динамикой к 2008г в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижение на 127293
тыс. р.; к 2009г. в сравнении с предшествующим периодом – снижение на 873029
тыс. р.; величина полученных штрафов, пеней, неустоек отмечена положительной
динамикой на протяжении всего анализируемого периода, таким образом, к 2008г. в
сравнении с предыдущим периодом – увеличение на 2844,7 тыс. р. (темп роста –
193,8%). К 2009г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 4322 тыс.
р. (темп роста – 173,5%). За анализируемый период произошел рост показателя на
7166,7 тыс. р. (темп роста – 336,3%); величина других полученных от активных
операций доходов, отмечена положительной динамикой к 2008г. – увеличение на 15015
тыс. р. (теп роста – 100,0%). Наибольший удельный вес в общей величине прочих
активных операций занимала величина прочих полученных доходов: в 2007 году –
12,3%; в 2008 году – 61,0%; в 2009 году – 53,5%.
В деятельности коммерческого банка
выявлены положительные моменты:
- нормальный уровень финансовой
устойчивости;
- стремление банка сохранять свое
финансовое положение;
- повышение финансовой устойчивости к
концу анализируемого периода, и отсутствие проблем с текущей ликвидностью
Банка;
- высокий уровень обеспеченности и
защищенности банковских операций при неблагоприятном изменении конъюнктуры
рынка и накоплении банковских рисков;
- повышение уровня устойчивости банка
за счет обеспеченности стержневым (основным) капиталом собственных средств
брутто, используемых в составе производительных и иммобилизованных активов,
кроме того, это свидетельствует о повышении платежеспособности Банка;
- увеличение степени покрытия
собственным капиталом средств клиентов;
- повышение степени обеспеченности
деятельности банка собственным капиталом для покрытия возможных убытков;
- повышение защищенности капитала
банка от риска и инфляции за счет вложений средств в недвижимость и ценности;
- повышение способности банка
обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к активам банка;
- снижение степени зависимости от
заемных средств, то есть банк использует потенциал роста по валюте баланса;
- сбалансированность активов и
пассивов Банка сроком свыше одного года;
- банк наращивает общую
обеспеченность ликвидными средствами на единицу привлеченных;
- по анализируемым статьям актива
наблюдается положительная динамика;
- увеличение расчетных счетов
юридических лиц;
- увеличение величины платежных
поручений;
- увеличение доходности по кассовым
операциям;
- увеличение величины доходности по
расчетно-кассовым операциям;
- увеличение величины доходов,
полученных от операций с иностранной валютой;
- увеличение величины платежных
поручений;
Так же проведенный анализ позволил
выявить следующие недостатки в финансово-хозяйственной деятельности
коммерческого банка:
- в управлении активными и пассивными
операциями по срокам, объемам привлечения и размещения ресурсов;
- снижение уровня защищенности
вкладчиков банковским капиталом;
- банк не способен исполнять
обязательства до востребования;
- снижение уровня иммобилизации
банковского капитала в инвестициях в другие юридические лица;
- недостаточный уровень основного
капитала;
- снижение возможности банка вернуть
привлеченные средства в случае невозврата кредитов;
- недостаточная обеспеченность
основных доходных активов банка крупными обязательствами;
- снижение степени зависимости от
заемных средств, то есть банк использует потенциал роста по валюте баланса;
- неспособность Банка в течение 30
дней с анализируемой даты исполнить обязательства до востребования и сроком до
30 дней;
- низкая доля свободных
(неиммобилизованных) собственных средств, размещенных в активных операциях,
которыми могут быть покрыты привлеченные средства;
- снижение доли кредитов в иностранной
валюте в общей величине кредитов, выдаваемых банком;
- снижение числа клиентов;
- снижение по рублевым счетам;
- снижение доходности по расчетным
операциям;
- снижение доходности по прочим
операциям.
3. Разработка мероприятий,
направленных на совершенствование активов коммерческого банка
3.1 Работа с проблемными кредитами и пути
улучшения методов кредитного обслуживания населения
Практически решение проблемы
управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий.
Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право
проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления
проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность
прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при
наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика.
Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под
постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит.
Существует базовый «набор сигналов», индикаторов, характеризующих появление
некачественного, «проблемного» кредита. В отношении стратегии «спасения»
кредитов не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый
«проблемный» кредит по-своему уникален. Поэтому представляет интерес обобщить
приемы, применяемые в банковской практике. Наиболее широко распространены
следующие подходы. Во-первых, в процессе контроля за соблюдением условий
исполнения обязательств заемщиками, «тревожные» сигналы систематизируются по двум
группам: 1) имеющие признаки организованного (нефинансового) и 2)
экономического (финансового) характера. Это позволяет выработать обоснованную и
эффективную реакцию на них. Во-вторых, разрабатывают план мероприятий, который
будет способствовать улучшению качества предоставленного кредита. В-третьих,
принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по
конкретному кредиту.
К организационным признакам можно
отнести:
— необоснованные задержки в получении
от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном
договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления
отчетности;
— нежелание заемщика дать детальное
разъяснение финансовой отчетности. В этом случае кредитному специалисту
необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет
ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;
— резкие изменения в планах
деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;
— радикальные изменения в составе
руководителей предприятия-заемщика;
— неблагоприятные тенденции развития
рынка, на котором осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность
заемщик;
— частое изменение юридического
адреса, места нахождения, номеров телефонов и т.д.;
— длительное отсутствие контактов с
руководством и сотрудниками предприятия;
— просьбы отсрочить выплаты по ранее
пролонгированным ссудам.
Экономические (финансовые) признаки
«проблемности» кредита. Финансовые признаки проблемности кредита проявляются
при анализе финансовой отчетности заемщика и его бухгалтерской отчетности
непосредственно в процессе проведения проверок на предприятии заемщика (данные
проверки проводит кредитный специалист в период действия кредитного договора).
В механизме возвратности кредита этот этап представляется наиболее
ответственным. Экономические (финансовые) признаки проявляются в ухудшении
показателей, полученных в результате анализа ликвидности, платежеспособности,
структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности.
Независимо от того, являются ли
признаки «проблемности» кредита финансовыми или нефинансовыми, ответственный
кредитный специалист должен предпринять следующие меры, которые позволят
разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:
— провести полный анализ финансового
обеспечения кредита заемщика и составить заключение;
— собрать полную информацию о том, в
каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;
— ежедневно контролировать
поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного отсутствия
поступлений средств на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;
— проверить правильность юридического
оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению
возврата кредита;
— изучить возможность получения
обеспечения в случае, если кредит не обеспечен.
В случае признания кредита
«проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат
кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две
основные группы:
1. Мероприятия по организационной,
финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению
кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком, в том числе:
— разработка программы изменения
структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату ссудной
задолженности и выплате процентов, изменение форм кредитования и т.д.);
— работа с руководством заемщика по
выявлению проблем и поиску их решений;
— назначение управляющих,
консультантов и кураторов для работы с предприятием от имени банка;
— расширение кредита, выдача
дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;
— увеличение собственного капитала
компании за счет владельцев или других сторон;
— получение дополнительной
документации и гарантий и др.
2. Мероприятия, непосредственной
целью которых является возврат кредита в кратчайшие возможные сроки:
— реализация обеспечения;
— продажа долга заемщика третьей
стороне;
— обращение к Гарантам и Поручителям;
— принятие мер правового характера;
— оформление документов о банкротстве
и др.
Можно выделить четыре основных
способа разрешения конфликта «Заемщик — Банк» с помощью этой группы
мероприятий.
Первое, что возможно предпринять в
данной ситуации, — это пересмотреть условия действующего кредитного договора,
например, изменить процентную ставку и сроки платежей. В пользу пересмотра
условий соглашения свидетельствует относительно положительная рентабельность
предприятия заемщика, а также то, что он является постоянным клиентом банка. Второй
способ — расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом
статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Тем самым банк
признает, что трудности заемщика временны, а дальнейшее сотрудничество —
выгодно. Третьим способом, связанным с прерыванием действующего кредитного
договора, является продажа части активов заемщика для погашения долга. Решение
о продаже части активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает
перед банком только залогом.
Наиболее радикальный, четвертый,
способ — ликвидация залога. При его реализации взаимоотношения между банком и
клиентом, как правило, полностью прерываются. Чтобы приведенные схемы действий
с «проблемными» кредитами были успешно реализованы на практике, нужно наладить
систему учета, анализа, а также управления кредитным риском.
Единственное условие, которое должно
быть соблюдено банком-кредитором, — это предварительное обращение со своим
письменным требованием к основному должнику. Отказ последнего от его
удовлетворения дают кредитору право обратиться непосредственно к поручителю.
Важным является также положение о том, что поручительство прекращается по
истечении указанного в договоре срока окончания поручительства. Если же
договором такой срок не предусмотрен, он считается равным одному году со дня
наступления срока исполнения должником основного обязательства.
В рамках первого мероприятия
предлагается внедрение системы определения кредитоспособности заемщиков с
использованием современных скоринговых и макроэкономических подходов.
EGAR Technology предлагает
высокотехнологичное решение EGAR E4 Banking (физические лица) по сквозной
автоматизации операций банка в области кредитования физических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
Функционально система полностью
покрывает операции фронт- и бэк-офисов кредитной организации, включая модули по
обработке кредитной заявки, скорингу, учету кредитных договоров, управлению
резервом и задолженностью, управленческому учету для продуктов, резервов и
групп рисков, а также бухгалтерскому учету в стандартах РФ (на основании
инструкций ЦБ: 39-П, 54-П, 205-П, 254-П).
Системой формируются четкие критерии
определения кредитоспособности заемщиков с использованием современных
скоринговых и макроэкономических подходов.
К числу поддерживаемых типов
продуктов относятся: целевой кредит, кредит на неотложные нужды, кредиты под
залог покупаемого имущества (авто- и ипотека) и возобновляемые кредитные линии
(кредитные карточки, овердрафт).
Предлагаемое решение обеспечивает:
- эффективную масштабируемость
бизнеса (тысячи точек продаж);
- быстроту его развертывания (1-4
месяца);
- производительность обработки
(миллионы клиентских счетов);
- легкость обновления и поддержки
(централизованное хранилище данных);
- быстрое подключение разнообразных
каналов продаж;
- скоринг физических лиц с учетом
макроэкономических данных по локальному рынку кредитования и параметров
кредитных продуктов – как для новых рынков, так и с использованием кредитных
историй;
- минимальное время для принятия
решения о кредитовании о оформления сделки.
Технологическая платформа EGAR E4
Banking реализована в стандартах J2EE c использованием преимуществ
SOA-архитектуры. Решение построено на концепции тонкого клиента и
централизованного хранилища данных и обладает широкими интеграционными
возможностями. Масштабирование системы достигается простым наращиванием
централизованных серверных ресурсов без изменения состава ПО в точках
развертывания при минимальном участии IT-специалистов.
Ключевыми элементами решения при
организации и автоматизации бизнес-процессов кредитования физических лиц и
индивидуальных предпринимателей являются (таблица 18).
Таблица 18 - Элементы решения при
организации и автоматизации бизнес-процессов кредитования физических лиц и
индивидуальных предпринимателей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|