МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования

    (3) ДАРЕНИЕ

    С принятием нового Гражданского кодекса РФ оформление договора дарения теперь существенно отличается от принятой ранее формы. В ст. 574 ГК РФ установлена простая письменная форма договора дарения для дарения движимого имущества, к которому относятся ценные бумаги. Если ранее практически во всех случаях договор необходимо было заверить у нотариуса, то теперь этого не требуется. Договор дарения и/или передаточное распоряжение могут быть представлены как дарителем, так и одаряемым. В договоре дарения должно быть указано, какое количество ценных бумаг даритель передает одаряемому.

    Регистратору необходимо помнить, что:

    • договор дарения не может предусматривать передачу ценных бумаг после смерти дарителя — в этом случае действует право наследования;

    • договор дарения не может быть оформлен, если в качестве дарителя выступают малолетние граждане или лица, признанные недееспособными, если размер дара (пакета ценных бумаг) превышает 5 минимальных месячных заработных плат;

    • запрещается дарение между коммерческими организациями в случае, если рыночная стоимость пакета ценных бумаг превышает 5 минимальных месячных заработных плат;

    • если пакет ценных бумаг находится у лица в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, то для совершения сделки требуется согласие владельца данного пакета;

    • не допускается дарение ценных бумаг работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

    • не допускается дарение ценных бумаг государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

    • в договоре может быть предусмотрена отмена дарения, если даритель переживет одаряемого;

    существуют случаи, когда по решению суда может произойти отмена дарения.

    В соответствии со ст. 573 ГК РФ одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. Поскольку моментом передачи дара (переходом права собственности на именные ценные бумаги) будет являться момент внесения регистратором приходной записи на лицевой счет одаряемого и передачи сертификата ценной бумаги (для документарных выпусков), регистратор после зачисления ценных бумаг на лицевой счет одаряемого не должен принимать отказ от принятия дара и проводить операции в реестре.

    Следует иметь в виду, что дарение имущества сопровождается уплатой налога. Ставки налога варьируются в зависимости от суммы сделки. Следует также иметь в виду, что в соответствии с ГК РФ возможны случаи, когда даритель имеет право возвратить даримое, например если одаряемый совершил определенные действия против дарителя.

    (4) ПЕРЕХОД ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ

    НАСЛЕДОВАНИЯ

    При решении вопросов наследования ценных бумаг регистратор вносит изменения в реестр на основании следующих первичных документов:

    • свидетельство о праве на наследство, оформленное нотариально;

    • решения суда.

    Заявление или свидетельство о смерти не является основанием для внесения изменений в реестр.

    Однако иногда возникают случаи, когда требуются нестандартные действия регистратора. Это актуально, если:

    • у акционера отсутствует завещание и наследники;

    • наследники акционера не предъявили требования по ценным бумагам.

    В первом случае закон гласит, что имущество (ценные бумаги) переходят в собственность государства. Однако возникает проблема определения органа, который представляет интересы государства в данном случае. Задача этого органа — получить ценные бумаги, продать их, а деньги перечислить в бюджет. Поэтому в каждом конкретном случае следует принимать особое решение, приемлемое для данной ситуации, данного региона.

    Часто при наследовании появляются дробные акции. Например, нотариус выдает свидетельство 3 наследникам на 7 акций — в этой ситуации возможны следующие варианты:

    • выделение долей каждого наследника на основе их добровольного выражения воли;

    • выкуп обществом ценных бумаг для определения долей в целых числах;

    • фигурирование в реестре всех наследников как коллективных собственников.

    Если коллективная собственность сохраняется, то необходимо установить представителя данного коллективного акционера для реализации права голоса на собрании и получения дивидендов.

    Удержание налога на наследство не является обязанностью регистратора. Регистратор лишь может предоставлять наследнику информацию о налогах, которые уплачиваются при вступлении во владение ценными бумагами.

    (5) ПЕРЕХОД ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПРИ ВНЕСЕНИИ ИХ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

    Регистратор вносит записи о переходе прав на ценные бумаги при передаче их в оплату уставного капитала юридического лица на основании следующих документов:

    • передаточное распоряжение;

    • документ, в котором зафиксировано соглашение сторон о внесении ценных бумаг в оплату уставного капитала (протокол собрания учредителей, учредительный договор, решение собрания акционеров);

    • бланки сертификатов (акций), принадлежащих зарегистрированному лицу (в случае документарного выпуска);

    • если получатель ценных бумаг не имеет счета в системе ведения реестра, он должен открыть счет.

    (6) ПЕРЕХОД ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПО РЕШЕНИЮ СУДА

    Если переход прав на ценные бумаги совершается по решению, распоряжению или приказу суда (исполнительный лист) и регистратору представляются копии этих документов, то они должны быть заверены соответствующим судом, арбитражным судом или иным установленным действующим законодательством способом.

    При передаче прав на ценные бумаги по решению суда регистратор вносит записи в реестр на основании следующих документов:

    • решение суда, исполнительный лист;

    • передаточное распоряжение;

    • бланки сертификатов (акций), принадлежащих зарегистрированному лицу (в случае документарного выпуска);

    • если получатель ценных бумаг не имеет счета в системе ведения реестра, он должен открыть счет.

    (7) ПЕРЕХОД ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

    Документы, на основании которых регистратором вносятся записи в реестр при продаже акций в процессе приватизации, определены пунктом 13.6 Положения о продаже акций (Приложение ¹ 1 к Распоряжению ГКИ РФ от 4.11.92 ¹ 701 “Положение о продаже акций в процессе приватизации”) и пунктом 2 Указа Президента РФ от 27.10.93 г. ¹ 1769 “О мерах по обеспечению прав акционеров”.

    Требуемые документы:

    • протокол о результатах закрытой подписки;

    • протокол об итогах инвестиционного или коммерческого конкурса, или договора, заключенного с победителем по итогам конкурса, с подтверждением оплаты акций от фонда имущества;

    • протокол об итогах денежного аукциона, или договора, заключенного с победителем по итогам аукциона, с подтверждением оплаты акций от фонда имущества;

    • протокол об итогах специализированного денежного или чекового аукциона;

    • документ фонда имущества (или комитета по управлению имуществом) о внесении акций, находящихся в государственной собственности, в уставный капитал холдинговых компаний или других акционерных обществ;

    • передаточное распоряжение.

    Если получатель ценных бумаг не имеет счета в системе ведения реестра, он должен открыть счет. Во всех случаях регистратор вправе затребовать у соответствующего фонда имущества или эмитента предоставления заполненных анкет новых владельцев, получивших права на акции в процессе приватизации.

    (8) ПЕРЕХОД ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

    Изменения вносятся на основании следующих документов:

    копии свидетельства о государственной регистрации или решения регистрационной палаты о регистрации вновь образованного юридического лица и выписки из передаточного акта о передаче ценных бумаг вновь образованному юридическому лицу (при слиянии и изменении организационно-правовой формы);

    выписки из передаточного акта о передаче ценных бумаг юридическому лицу, к которому присоединяется другое юридическое лицо (при присоединении);

     копии свидетельства о регистрации (или свидетельств о регистрации) или решения регистрационной палаты о регистрации вновь образованного юридического лица (юридических лиц) и выписки из разделительного баланса, свидетельствующей о передаче ценных бумаг одному или нескольким вновь образованным юридическим лицам (при разделении и выделении).

    Если получатель ценных бумаг не имеет счета в системе ведения реестра, он должен открыть счет.


    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


    1. Дайте определения основных способов передачи прав собственности на ценные бумаги.

    2. Какой способ передачи прав собственности на ценные бумаги является основным?

    3. Какие особенности перехода прав собственности на ценные бумаги при дарении должен учитывать регистратор?


    12.2 ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ


    Принципы осуществления валютных операций в РФ, компетенция органов валютного регулирования и контроля, права и обязанности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению валютными ценностями, а также основания для наложения санкций за нарушение валютного законодательства определяются Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 года ¹ 3615-1, который на сегодняшний день является главным источником валютного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами ЦБ РФ, Министерства финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ.

    Законом определены основные понятия валютного регулирования, к примеру, такие, как “валюта Российской Федерации”, “ценные бумаги в валюте Российской Федерации”, “иностранная валюта”, “текущие валютные операции”, “валютные операции, связанные с движением капитала” и др.

    В соответствии с данным законом расчеты между резидентами по сделкам с ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. Операции же с ценными бумагами в иностранной валюте отнесены законом к “валютным операциям, связанным с движением капитала”. Это означает, что резидент, который решил продать (приобрести) ценные бумаги в иностранной валюте, должен иметь специальное разрешение (лицензию) ЦБ РФ (Письмо Государственного банка СССР от 24.05.91 ¹ 352).

    Аналогичным образом регулируется порядок приобретения (отчуждения) ценных бумаг в валюте Российской Федерации резидентами за иностранную валюту. В соответствии с требованиями ЦБ РФ резидент, решивший продать (приобрести) ценные бумаги российского эмитента за иностранную валюту, также должен иметь соответствующее разрешение ЦБ РФ.

    Определенными особенностями могут обладать сделки с ценными бумагами, где одной из сторон выступает банк-резидент. Такие сделки с участием кредитной организации регулируются, в частности, Федеральным законом от 3 февраля 1996 года ¹ 17-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”. Особенности валютного регулирования сделок с ценными бумагами определяются также видом лицензии на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации в соответствии с указанным законом.

    Сделки с ценными бумагами, совершенные в нарушение действующего валютного законодательства, являются недействительными, и все полученное по ним взыскивается в доход государства.

    Такое взыскание осуществляется в претензионно-исковом порядке. В таком же порядке подлежит взысканию в доход государства необоснованно приобретенное в результате незаконных действий.

    На протяжении 1996 года Центральным банком осуществлялась политика поэтапного снятия ограничений на допуск нерезидентов на рынки ГКО-ОФЗ. Целесообразно выделить следующие этапы:

    1-й этап

    До февраля 1996 года действовали ограничения на репатриацию иностранными участниками полученных на рынке ГКО-ОФЗ доходов, а максимальная доля облигаций, которые могли быть приобретены иностранными инвесторами, в общем объеме эмиссии каждого выпуска ограничивалась, как правило, 10°о. В этих условиях нерезиденты прибегали к использованию так называемых “серых схем” для осуществления операций с ГКО, которые предполагали, как правило, использование посредников-резидентов. Такой способ участия нерезидентов, в частности, не позволял эффективно контролировать долю их реального участия на рынке и своевременно анализировать возможные последствия операций нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ не только для самого этого рынка, но также и для рынка валюты.

    2-й этап

    Приказом Центрального банка 2 февраля 1996 г. был введен режим допуска иностранных инвесторов, в соответствии с которым они могли вкладывать средства в ГКО и ОФЗ-ПК с одновременным проведением иностранными инвесторами хеджирования операций по конвертации рублевых доходов (валютных свопов). Данный режим действовал до 15 сентября 1996 года. Им предусмаривалось, что покупка облигаций производится иностранными инвесторами через уполномоченных дилеров, заключивших с Банком России дополнительное соглашение к договору “О выполнении функций дилера на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций”. Представителями иностранных инвесторов в отношениях последних с уполномоченными дилерами при совершении операций с облигациями выступали уполномоченные банки — нерезиденты, список которых устанавливался приказом Банка России. Расчеты по сделкам нерезидентов осуществлялись через специальные рублевые счета в валюте Российской Федерации, открытые на имя уполномоченных банков — нерезидентов и иностранных инвесторов в банке-резиденте, выполняющем функции уполномоченного дилера.

    Основными характеристиками этого механизма участия нерезидентов являлись следующие:

    • нерезидент не был допущен к операциям на вторичном рынке и вследствие этого мог осуществлять лишь пассивную стратегию на рынке;

    •' список уполномоченных банков —нерезидентов устанавливался ЦБ;

    • ЦБ устанавливал максимальные лимиты операций каждого банка-нерезидента;

    ЦБ ограничивал доходность операций нерезидента, также был ограничен размер открытой позиции каждого уполномоченного банка по валютным свопам.

    3-й этап

    С 15 сентября 1996 г. приказом ЦБ был введен новый режим допуска нерезидентов, в соответствии с которым нерезиденты стали осуществлять операции через специальные рублевые счета “С” в крупнейших российских банках (уполномоченных банках), с которыми Центральный банк заключал соответствующие соглашения. Нерезиденты получили возможность переводить средства в рублях со счета “С” в расчетную систему ГКО-ОФЗ для проведения операций с этими ценными бумагами. Объемы репатриации средств нерезидентов за границу не ограничивались.

    Основные характеристики нового механизма:

    • сохранение минимального срока пребывания средств нерезидентов на рынке (3 месяца), устанавливаемого Центральным банком в целях предотвращения резкого оттока средств;

    • ограничение доходности операций посредством контроля за заключением нерезидентами форвардных контрактов с уполномоченными банками на конвертацию рублевых доходов в валюту (прямых срочных сделок), а также посредством установления минимального процентного соотношения между объемом прямой срочной сделки и объемом обратной срочной сделки, заключаемой Центральным банком с уполномоченным банком;

    • сохранение ограничения Минфином доли нерезидентов в конкретных выпусках;

    • существование ограничений, установленных ЦБ, на превышение обязательств российских банков по продаже и покупке иностранной валюты (открытой валютной позиции) в целях регулирования кредитно-денежной политики.

    Новые условия, облегчившие доступ нерезидентов на вторичный рынок и репатриацию средств нерезидентов за границу, имели своим результатом увеличение доли нерезидентов на рынке: в мае 1996 года их участие оценивалось ЦБ в 3—6%, к концу года их доля сильно возросла.


    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


    1. Какими законодательными актами регулируется осуществление валютных операций в РФ?

    2. Какие операции с ценными бумагами отнесены к валютным операциям, связанным с движением капитала?


    12.3  АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ


    Основным источником антимонопольного законодательства РФ является Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22.03.91 г. ¹ 948-1 (редакция от 25.05.95 г.). Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур разработано также “Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17и 18 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, утвержденное Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 года ¹ 145.

    Рассматривая сделки с ценными бумагами применительно к соблюдению участниками рынка ценных бумаг антимонопольного законодательства, особое внимание следует обратить на порядок приобретения акций в уставном капитале коммерческих организаций.

    Законом предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольных органов в случае, если в результате сделки приобретатель получит в совокупности с акциями, уже имеющимися в его распоряжении или в распоряжении группы лиц, право распоряжаться более чем 20% акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества. Здесь можно выделить следующие существенные моменты:

    1. Обязанность получения согласия антимонопольных органов возложена на приобретателя.

    2. Приобретаемые акции должны обладать правом голоса. При этом нельзя забывать о том, что и привилегированная акция, которая по общему правилу не является голосующей, при определенных условиях “приобретает” право голоса на общем собрании акционеров хозяйственного общества.

    3. Антимонопольное законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для получения права распоряжения голосующими акциями. Это может быть договор купли-продажи, договор комиссии, доверительного управления. Также право голоса может быть предусмотрено и договором о номинальном держателе, в соответствии с условиями которого номинальный держатель, не являясь собственником акций, получает право участвовать и по своему усмотрению голосовать на общем собрании акционеров хозяйственного общества.

    4. Антимонопольное законодательство оперирует понятием “группа лиц”.

    Данное понятие конкретизирует отношение “контролируемое общество” — “контролирующее общество”. Антимонопольные органы при проведении государственного контроля за сделками рассматривают и стороны по сделке, и организации (физических лиц) как контролирующие приобретателя, так и им контролируемые.

    При этом закон определяет, что контроль возникает у “группы лиц”, в том числе у юридического или физического лица, при наличии у такого юридического (физического) лица возможности прямо либо косвенно распоряжаться более 50 процентами голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал другого юридического лица. Контроль также имеет место, если лицо (юридическое или физическое) имеет право назначения более 50 °о состава исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) хозяйственного общества. Также о контроле речь может идти и при определенной степени участия одних и тех же физических лиц в исполнительных органах (советах директоров, наблюдательных советах) хозяйственных товариществ или обществ.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.