МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования

    • правила регистрации сделок;

    • порядок исполнения сделок;

    • правила, ограничивающие манипулирование ценами;

    • расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

    • регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;

    • список ценных бумаг, допущенных к торгам.

    О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

    • дата и время заключения сделки;

    • наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

    • государственный регистрационный номер ценных бумаг;

    • цена одной ценной бумаги;

    • количество ценных бумаг.

    В целях защиты инвесторов и создания условий равной конкуренции запрещается совмещение некоторых видов деятельности. Согласно ст. 18 закона, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются ФКЦБ.

    В числе основных функций, выполняемых ФКЦБ (см. также главу 10), большое значение имеет лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг. Лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг введено ст. 39 Закона “О рынке ценных бумаг”. Лицензированию подлежат все перечисленные выше виды профессиональной деятельности. Ее осуществляет ФКЦБ или другой орган на основании генеральной лицензии (лицензии на право лицензирования), выдаваемой ФКЦБ[22].

    В законе предусмотрено три вида лицензий:

    • профессионального участника рынка ценных бумаг;

    • на осуществление деятельности по ведению реестра; ' фондовой биржи.

    Лицензирующий орган контролирует деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг и может отозвать лицензию при нарушении законодательства РФ. Подробности относительно лицензирования разных видов деятельности приведены в соответствующих постановлениях ФКЦБ.


    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


    1. Перечислите разрешенные законодательством виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

    2. В чем различие между брокерской и дилерской деятельностью?

    3. В чем различие между депозитарной и клиринговой деятельностью?

    4. Кто относится к организаторам торговли на рынке ценных бумаг?

    5. Что понимается под системой ведения реестра?

    6. Дайте определение номинального держателя.

    7. Какие ограничения существуют в законодательстве на совмещение некоторых видов деятельности?


    ГЛАВА 15. ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ


    15.0  ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ


    Общие сведения о коллективном инвестировании были даны в главе 6. Здесь рассматривается российская специфика этого типа инвестирования.

    В соответствии с Комплексной программой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента РФ “Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров” ¹ 408 от 21 марта 1996 г., к коллективным инвесторам относятся:

    • паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные, а также закрытые срочные);

    • кредитные союзы;

    • акционерные инвестиционные фонды;

    • негосударственные пенсионные фонды.

    К началу 1997 г. в России существовало около 350 работающих специализированных инвестиционных фондов приватизации, функционировало около 40 инвестиционных фондов, созданных вне приватизационных программ. Быстрыми темпами развивалась индустрия негосударственных пенсионных фондов (около 800) и страховых компаний (около 2700 компаний), возникло около 130 кредитных союзов.

    В экономическом плане понятие “коллективное инвестирование” означает такую схему организации инвестиционного бизнеса, при которой средства, осознанно и целенаправленно вложенные мелким инвестором в определенное предприятие (фонд), аккумулируются в единый пул под управлением профессионального управляющего с целью их прибыльного последующего вложения.

    Форма коллективного инвестирования характеризуется одновременно следующими признаками:

    • привлечение средств путем размещения ценных бумаг или заключения договоров;

    • осуществление в качестве основной деятельности инвестирования привлеченных средств в ценные бумаги и иное имущество;

    • получение основной доли доходов в форме дивидендов, процентов и доходов от сделок, совершаемых с этим имуществом;

    • распределение доходов, полученных от инвестирования, между участниками коллективного инвестирования путем выплаты им дивидендов, процентов или иных выплат.

    С точки зрения операционной деятельности коллективные инвесторы имеют ряд характерных отличительных черт:

    • лица, предоставляющие свои денежные средства финансовому посреднику (управляющему), сами несут риски, связанные с инвестированием;

    • управляющий объединяет средства многих лиц (как физических, так и юридических), обезличивая отдельные взносы в едином денежном пуле и усредняя тем самым указанные риски для участников коллективной инвестиционной схемы;

    • в отличие от ряда традиционных форм инвестирования (банки, страховые компании, индивидуальные пенсионные счета и др.) схемы коллективного инвестирования не предполагают обещания заранее оговоренных фиксированных выплат;

    • инвестор, участвующий в коллективных инвестиционных схемах, осведомлен о направлениях инвестирования собранных средств и имеет в связи с этим возможность выбрать ту схему (форму) инвестирования, которая в наибольшей степени соответствует его инвестиционным предпочтениям.

    В России в настоящее время актуальность системы коллективного инвестирования вызвана, с одной стороны, заинтересованностью населения в надежном и прибыльном способе помещения своих доходов, с другой стороны — растущими потребностями российских предприятий во внешних негосударственных источниках финансирования.

    Именно коллективные инвесторы призваны стать ключевыми финансовыми посредниками: с одной стороны — выполнять задачи консолидации средств мелких инвесторов, обеспечения профессионального управления инвестициями, диверсификации риска, а с другой стороны — обеспечивать финансирование предприятий, позволяя широким массам инвесторов владеть ценными бумагами не напрямую, а опосредованно.

    Интерес населения к формам коллективного инвестирования и, в частности, к тем, которые намереваются вкладывать средства в корпоративные ценные бумаги, будет расти в зависимости от следующих факторов:

    • тенденция к макроэкономической стабилизации и низким темпам инфляционных процессов;

    • проведение Центральным банком политики “плавного и предсказуемого обменного курса рубля”;

    • общее снижение банковских процентных ставок;

    • все еще высокая, но претерпевающая общее снижение доходность государственных ценных бумаг;

    • несовершенство механизмов прямого инвестирования, влекущее непомерно высокие затраты на его осуществление.


    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


    1. Дайте юридическое и экономическое определения коллективного инвестирования.

    2. В чем состоят операционные особенности коллективного инвестирования?

    3. Какие факторы являются определяющими для перспектив развития коллективного инвестирования в России?


    15.1 АКЦИОНЕРНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ, ВКЛЮЧАЯ ЧЕКОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ


    Акционерные инвестиционные фонды регулируются Указом Президента “О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 7 октября 1992 года ¹ 1186. Этот указ устанавливает порядок создания инвестиционных фондов, включая чековые инвестиционные фонды. В нем предусматривается возможность создания как закрытых, так и открытых инвестиционных фондов. Деятельность инвестиционных фондов регулируется также рядом нормативных актов Министерства финансов и Госкомимущества РФ. При проведении массовой приватизации чековые фонды создавались в форме закрытых инвестиционных фондов, не имеющих прав и обязанностей осуществления выкупа своих акций.

    Фонды закрытого типа, как правило, не проводят активных операций с портфелем, поскольку над ними не довлеет обязательство выкупа акций перед акционерами. Для них также имеет гораздо меньшее значение текущая рыночная цена акций и оценка чистых активов (которая производится только один раз в квартал), поскольку акции фонда торгуются только в организованных торговых системах.

    Появление инвестиционных фондов закрытого типа исторически связано с выполнением задач мобилизации средств мелких инвесторов для финансирования тех или иных проектов (см. приложение). Чековые фонды приватизации тоже образовались как фонды целевой направленности и должны были выполнить следующие задачи:

    оказание помощи населению по инвестированию приватизационных чеков и обеспечение профессионального управления активами;

    создание новых институциональных инвесторов на российском рынке;

    создание в лице ЧИФов крупных акционеров приватизированных предприятий, способных противостоять администрации.

    С момента выхода положения о создании чековых инвестиционных фондов приватизации количество фондов неуклонно росло и в июле 1994 года достигло максимальной отметки — 662 фонда. В дальнейшем наметилась тенденция сокращения количества фондов. Причинами сокращения явились реорганизации фондов путем их слияния или присоединения, отзывы лицензий, трансформация фондов в иные структуры (акционерные общества, инвестиционные фонды, инвестиционные компании). В настоящее время в Российской Федерации функционируют 350 фондов.

    В настоящее время продолжается тенденция активного уменьшения количества фондов, связанная с их реорганизацией (слияние, поглощение), переоформлением, отзывом или приостановкой лицензий чековых инвестиционных фондов (в связи с нарушениями требований действующего законодательства) и трансформацией фондов в иные структуры.

    В ходе приватизации фонды превратились в крупных портфельных инвесторов, ими было аккумулировано 45 млн. приватизационных чеков, что составило 32% от их общего количества. По данным чековых аукционов, в среднем фонды стали владельцами порядка 10% акций приватизированных предприятий, выставленных на всероссийские аукционы.

    В рамках отрасли можно выделить два типа фондов по инвестиционной стратегии. Первая группа фондов стремится к достижению контроля над предприятиями, как правило, имеет своих представителей в совете директоров и активно участвует в управлении предприятиями, акциями которых владеют. Довольно часто такие фонды являются членами финансово-промышленных групп.

    Вторая группа фондов — портфельные инвесторы спекулятивной направленности. Их портфель характеризуется высокой скоростью обновления и соответственно более высокой долей высоколиквидных ценных бумаг, часть из них ориентирована на инвестиции в государственные ценные бумаги. Остальные фонды по их инвестиционной стратегии представляют собой комбинацию первой и второй групп.

    Основными проблемами для акционерных инвестиционных фондов являются:

    • устаревшая нормативная база;

    • проблема двойного налогообложения;

    • отсутствие жесткого государственного регулирования депозитариев инвестиционных фондов.

    Проблема совершенствования устаревшей нормативной базы акционерных инвестиционных фондов связана с назревшей необходимостью разработки нового законодательства, соответствующего задачам развития системы коллективного инвестирования с целью мобилизации отечественных сбережений.

    Акционерные инвестиционные фонды создавались на основе нормативной базы, адекватной периоду массовой чековой приватизации и состоянию фондового рынка в тот период. На деятельность акционерных инвестиционных фондов был наложен ряд жестких ограничений (запрет на привлечение заемных средств, запрет на вложения в производные ценные бумаги, векселя и т. д.).

    В настоящее время развитие рынка ценных бумаг вошло в качественно иную стадию: в целом была сформирована законодательная база рынка ценных бумаг (Гражданский кодекс, законы “О рынке ценных бумаг”, “Об акционерных обществах”), появились новые виды коллективных инвесторов, значительно возросла ликвидность российского рынка ценных бумаг. В этих условиях назрела необходимость приведения правовой базы, регламентирующей деятельность акционерных инвестиционных фондов, в соответствие с новыми задачами их деятельности как коллективных инвесторов и требованиями по повышению уровня защиты прав индивидуальных инвесторов.

    Суть проблемы двойного налогообложения состоит в том, что сначала чековые инвестиционные фонды платят налог на полученную ими прибыль на общих основаниях (ставка налога до 35% в зависимости от региона), а затем уже при распределении чистой прибыли в качестве дивидендов акционерам фонда последние также платят налог (для физических лиц — подоходный налог по соответствующим ставкам, для банков — 18%, для остальных юридических лиц — 15%). Таким образом, суммарные выплаты акционерных инвестиционных фондов от первоначально полученной прибыли составляют в среднем 47—50%. Бремя такой налоговой политики ложится прежде всего на акционеров фондов. Дискредитируется идея института коллективного инвестирования, состоящая в том, что инвестор, вкладывающий деньги через фонд, и инвестор, осуществляющий вклады самостоятельно, должны быть в равном положении относительно условий налогообложения.

    Существующая в настоящее время система депозитарного обслуживания акционерных инвестиционных фондов не отвечает требованиям эффективной системы коллективного инвестирования ввиду следующих проблем, связанных с деятельностью депозитариев акционерных инвестиционных фондов:

    • недостаточное государственное регулирование депозитариев акционерных инвестиционных фондов;

    • отсутствие контрольных функций депозитариев акционерных инвестиционных фондов.

    Для эффективной реализации принципов коллективного инвестирования необходимо создать систему специализированных депозитариев, в функции которой должен входить контроль за деятельностью акционерных фондов.

    Для решения вышеуказанных проблем особенно настоятельным становится принятие Закона “Об инвестиционных фондах”, реализующего следующие принципы коллективного инвестирования:

    усиление государственного контроля за деятельностью инвестиционных фондов;

    отделение управления активами от их хранения; повышение требований к раскрытию информации инвесторам; совершенствование системы отчетности.

    Не менее важным является принятие изменений к Закону “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, предусматривающих освобождение инвестиционных фондов от налога на прибыль и ликвидирующих тем самым двойное налогообложение.


    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


    1. Почему в последние годы происходит сокращение числа чековых инвестиционных фондов?

    2. Укажите основные проблемы, которые препятствуют дальнейшему развитию отрасли.


    15.2 ПАЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ: ПРАВОВАЯ БАЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ


    Появление паевых инвестиционных фондов (ПИФ) должно благоприятно воздействовать на развитие рынка ценных бумаг. Аккумулируя временно свободные денежные средства населения и институциональных инвесторов, паевые фонды в состоянии усилить инвестиционный спрос, стимулировать обращение ценных бумаг и, в конечном счете, обеспечить приток инвестиционных ресурсов в производство.

    Паевые (взаимные) фонды завоевали большую популярность в развитых зарубежных странах, а в последние годы стали наиболее динамично развивающимися финансовыми институтами.

    Социологические опросы, проведенные в России, показывают, что граждане готовы инвестировать в паевые фонды по крайней мере 3 млрд. из тех 30 млрд. долларов США, которые, .по оценкам специалистов, находятся сегодня у них на руках. При этом важно отметить, что подавляющая масса опрошенных (около 80%) в качестве основного мотива вложений свободных денежных средств в паевой фонд называет получение умеренного дохода при невысоком уровне риска.

    ПИФы регулируются Указом Президента “О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации” от 26 июля 1995 г. ¹ 765, устанавливающим основные принципы организации ПИФов, и нормативными актами ФКЦБ России.

    К настоящему моменту разработка правовой базы деятельности ПИФов практически закончена.

    Согласно российскому законодательству, ПИФ представляет собой совокупность имущества, переданного инвесторами (физическими и юридическими лицами) в доверительное управление управляющей компании в целях прироста этого имущества. ПИФ не является юридическим лицом. Инвестиционный пай — именная ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца предъявить управляющей компании требование о выкупе.

    Управляющая компания вправе создавать паевые фонды как открытого, так и интервального типа. Для каждого типа установлены определенные ограничения по составу и структуре инвестиционных активов и обязанности управляющей компании по срокам выкупа инвестиционных паев у их владельцев.

    Управляющая компания открытого паевого фонда обязана ежедневно выкупать инвестиционные паи по требованию их владельцев, поэтому его активы состоят из наиболее ликвидных ценных бумаг: государственных облигаций, акций и облигаций крупнейших российских предприятий, денежных средств и проч. В открытом фонде рыночная стоимость финансовых вложений фонда переоценивается на основе рыночных котировок ежедневно, и на начало каждого рабочего дня управляющая компания раскрывает информацию о стоимости чистых активов фонда, стоимости инвестиционного пая, цене выкупа и цене размещения паев.

    Управляющая компания интервального паевого фонда обязана обеспечить выкуп инвестиционных паев как минимум раз в год. Временной интервал, в течение которого компания производит прием заявок на приобретение и выкуп паев, не может составлять менее 14 рабочих дней. Частота и длительность интервалов приема заявок устанавливаются управляющим и указываются в правилах фонда. Несмотря на менее жесткие требования по выкупу паев, не менее 50% активов интервальных фондов должны удовлетворять требованиям ликвидности, которые установлены для активов открытых фондов.

    Учитывая, что для успешного развития индустрии паевых фондов важно достичь полного доверия инвесторов фонда к деятельности управляющего, ФКЦБ предъявляет высокие требования к управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов. Во-первых, размер собственного капитала управляющей компании должен составлять не менее 1 млрд. руб. Во-вторых, деятельность по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов является для компании исключительной и может совмещаться только с управлением активами негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и чековых инвестиционных фондов. Управляющая компания паевого фонда должна получить лицензию ФКЦБ на право осуществления деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов.

    Деятельность управляющей компании паевого фонда жестко ограничивается и контролируется. В частности, ей запрещено:

    • совершать сделки, нарушающие правила фонда и требования к составу и структуре его активов;

    • безвозмездно передавать имущество фонда;

    • привлекать заемные средства, подлежащие возврату за счет имущества фонда (исключение составляет случай недостаточности собственных средств для обеспечения выкупа паев, но совокупный объем задолженности строго ограничен);

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.