МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Становление страхования как института гражданского права


    ГЛАВА 3. Становление и основные направления совершенствования страхования и страхового права в России


    3.1 Источники страхового права древней Руси и дореволюционной России


    Появление страхования и начало становления его в качестве гражданско-правового института на Руси связывают с памятником древнерусского права – «Русской правдой», которая дает интересные сведения о законодательстве Х-ХI вв. Особое значение имеют для нас нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной в случае убийства. Приведем некоторые из них:

    «Если кто убьют княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый. Если же убит простой человек, то округа платит 40 гривен» (ст.З) «Если убийство совершено не умышленно, а в ссоре или на пиру при людях, то убийца выплачивает виру , также с помощью округи» (ст.6).

    «Если кто откажется от уплаты дикой виры, тому округа не помогает в уплате за него самого, и он сам за себя тогда платит» (ст.8).

    В ст.6 и 8 «Русской правды» есть все элементы договора страхования гражданской ответственности, полагая, что при непреднамеренном убийстве дикая вира является результатом предварительного страхового договора и обязательна не для всех, а лишь для тех и в пользу тех, кто путем этого договора вступил в такое взаимное страховое общество [48. C. 111]. Приведенные нормы указывают на существование обязательного страхования, которое носило публичный характер. Роль держателя страхового фонда была передана округе. Страхование гражданской ответственности в столь ранний период встречается только на Руси. Можно смело говорить, что это наш вклад в развитие страхования.

    Аналогично древнему путевому страхованию было развито страхование у чумаков. «Обычаями чумацкой торговли устанавливалось, что если в пути у чумака падет вол, то на артельные деньги ему покупается другой» [48. C. 112]. Почти до конца XVII в. в России не существовало отечественных страховых организаций, равно как и не было страхования ни публичного, ни частного которое нашло бы какое-то отражение в нормативных актах или литературе. Потребность в страховании частично удовлетворялась путем пользования услугами иностранных страховых компаний, что влекло за собой значительный отток золота за границу для уплаты страховых премий.

    Желая прекратить это явление, правительство в 1786 издало закон, воспрещающий «... в чужие государства фабрики и дома отдавать на страх и тем вывозить золото во вред и убыток государственный» [48. C. 121]. Фактически, эту норму через 206 лет повторили в Законе РФ «О страховании» - п.4 ст.8.

    Развитие страхования в России может быть поделено на четыре периода: первый, с 1771 до 1827 г., охватывает собою такие предположения организации страхования, которые в дальнейшем серьезного развития не получили; второй, с 1827 по 1850 г. приблизительно, характеризуется действием акционерных обществ, располагавших монополией, установленной для них правительством с целью поддержки в первое время их существования; по окончании этого монопольного периода наступает третий, - свободной конкуренции и обособленной деятельности компаний и, наконец, с 1880 г. общества акционерные и на основах взаимности начинают существенно расти, и появляются тарифные соглашения, устанавливающие общие основания для выполнения страхования акционерными обществами.

    Первый опыт представлял собою по закону о вдовьей казне 1771 г. вид страхования жизни, но он развития не получил.

    При учреждении в 1776 г. Государственного Заемного Банка ему предоставлено было право «принимать на свой страх каменные дома и фабрики» и в том же году при заемном Банке учреждена страховая экспедиция; несколько позже, в 1797 г., при Государственном Ассигнационном Банке открыта была страховая контора для страхования товаров, но в общем операции всех этих учреждений были крайне незначительны. Дальнейшие опыты были еще менее успешны: устройство в 1798 и 1799 гг. в Москве и Петербурге при Камеральном Департаменте «Ассекуранц-Конторы» или «Фейер-Кадастра» для взаимного страхования от огня, не оставило никаких следов. Когда в 1800 г. был издан указ об учреждении страховой компании для кораблей и товаров, то желающих обратиться к этому предприятию не нашлось. Несколько позже составленный министром финансов в царствование Александра I Гурьевым, проект «Государственной страховой конторы» вовсе не получил осуществления. Все эти попытки привели к убеждению в том, что инициатива со стороны правительства не может иметь успеха и что желательно привлечение к этому делу частной инициативы; временно существовало предположение о совместной организации нового страхового учреждения правительством и частными лицами, но затем эта мысль была оставлена.

    Возникновение частного страхования в России обязано преимущественно энергии известного экономического деятеля России, барона Штиглица; потерпев неудачу в основании компании «С.-Петербургский Феникс», он в 1827 г. совместно с другими учредителями открывает на акционерных началах Первое Российское Страховое Общество для страхования от огня.

    Момент для учреждения этого предприятия был выбран очень удачно, так как потребность в страховании к этому времени была очень велика. Правительство со своей стороны, желая «...поддержать возникающее дело, предоставило общую монополию по страхованию в важнейших губерниях на двадцатилетний срок» [24. C. 67].

    В 1835 г. возникло на акционерных началах Второе Российское Общество страхования от огня, которое получило монополию на двенадцать лет в остальных сорока губерниях России. В том же 1835 г. по инициативе прусского подданного Шведерского вступило в деятельность первое акционерное общество страхования жизни в России, а именно: «Российское Общество застрахования капиталов и доходов», учрежденное в 1835 г. страхование жизни, распространившееся в это время в Западной Европе, в России не могло найти для себя особенно подходящих условий вследствие недостатка культурности, а также и некоторого предубеждения; господство крепостного права также являлось одним из крупных затруднений.

    Общество это получило привилегию на двадцать лет; деятельность его была построена на тех же основаниях, которые применялись в Германии, в Готском и Любекском обществах страхования жизни. В конце этого периода проявляются стремления к организации транспортного страхования (первоначально на Черном море) и в 1847 г. открывается компания «Надежда», занявшаяся страхованием транспортов. Этот период по финансовым результатам был выдающимся в отношении огневого страхования, которое приносило даже до 55% прибыли на основной капитал. Страховые общества в стремлении распространить свою деятельность в широких кругах общества избрали в состав правления лиц, занимавших особенно видное служебное и общественное положение; так, например, в роли директоров выступали такие лица, как граф Мордвинов, граф Бенкендорф, граф Строганов, граф Муравьев, князь Орлов и многие другие.

    В дальнейшем наступает период свободной конкуренции страховых предприятий. В это время, кроме возникающих акционерных, появляется много городских обществ взаимного страхования от огня, а с 1864 г. вступает в силу «Положение о взаимном обязательном земском страховании от огня».

    С восьмидесятых годов устанавливается постепенно тарифные соглашения страховых обществ, создающие в этом направлении общие основания для деятельности сначала в страховании от огня, а потом и в страховании жизни. Развитие экономической жизни России создает новые запросы на страхование, возникают новые русские страховые общества и выступают со своими операциями также и иностранные общества. В 1894 г. по отношению к страховым предприятиям установлен правительственный надзор и установлены общие правила отчетности. С 1906 г. открыто государственное страхование жизни.

     

    3.2 Этапы развития института страхования в России в период с 1917-1990 гг.


    Октябрьская революция не затронула непосредственно деятельности страховых учреждений, и они продолжали свое самостоятельное существование до весны 1918 г., когда был образован Совет по делам страхования на который был возложен контроль за их деятельностью.

    После Октябрьской революции страхование получило законодательное закрепление в следующих нормативных актах:

    • декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования.

    •декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» страховое дело было объявлено государственной монополией во, всех его видах.

    • утверждение ЦИК и СНК от 18 сентября 1925 г. «Положения о государственном страховании в СССР», где было записано, что страхование во всех его видах является государственной монополией СССР.

    Главным управлением государственного страхования в СССР (совместно с его органами в республиках, краях, областях, городах и районах) был Госстрах. До 1958 г. система Госстраха была жестко централизованной в масштабе СССР.

    С 1958 г. часть системы Госстраха передается в ведение министерств финансов союзных республик.

    С 1967 по 1991 г. система Госстраха была уже союзно-республиканской. Она возглавлялась Правлением Госстраха СССР, которое подчинялось Минфину СССР.

    В 1947 г. из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах) как самостоятельная хозрасчетная организация.

    Значительную роль в развитии страхового права сыграло постановление Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г. «О мерах по дальнейшему развитию Государственного страхования и повышению качества работы страховых органов». Ситуация резко изменилась в связи с легализацией предпринимательства в России, когда коммерческие, финансовые и хозяйственные риски сделались повседневной реальностью для десятков тысяч бизнесменов. Реальностью стала и практика страхования таких рисков.

    Начало реальной демонополизации страхового дела положил закон «О кооперации», принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. Этим законом предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество и другие имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения; определять условия, порядок и виды страхования.

    Однако уже с самого начала кооперативные организации не ограничились сферой, определенной законом, и стали проводить различные операции по имущественному, кредитному страхованию и страхованию жизни. Сейчас этих видов страхования очень много.

    Значительную роль в ускорении создания негосударственных страховых обществ сыграло утверждение Советом Министров СССР 19 июня 1990 г. Положения «Об акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью» и постановления «О мерах по демонополизации народного хозяйства» (16 августа 1990 г.). Последнее постановление прямо ориентировано на то, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования.

    В условиях демонополизации страхования на территории Российской Федерации создаются страховые организации с участием иностранного капитала (оффшорные страховые компании), а также аккредитуются представительства зарубежных страховых, перестраховочных и брокерских фирм.

     

    3.3 Страхование и страховое право в РФ после распада СССР


    В 1992 г. после распада СССР на базе Правления Госстраха был создан Росгосстрах. Указом Президента от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и открытого типа и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Каждое АСО и ТОО является юридическим лицом, т. е. имеет фирменное наименование, знак, печать, лицензию, устав и должно быть зарегистрировано органом местного самоуправления или Регистрационной палатой.

    К середине 1992г. в России было зарегистрировано около 800 страховых компаний, не считая их филиалов и отделений (только у АСКО их более 400). В 1992 г. на базе союзного Правления Указом Президента РФ «О государственном страховом надзоре» была образована Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). В ее компетенцию входил полный контроль за страховой деятельностью на территории РФ. До 1 марта 1996 г. на территории РФ страховые отношения регулировались Законом «О страховании», главой 14 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик и несколькими специальными законами, например, Законом «О медицинском страховании».

    Указанный Закон «О страховании», хотя и был по существу самым консервативным среди ряда мировых аналогов, но для российского страхового права это был шаг вперед, к развитию правового обеспечения рыночных отношений. Это была попытка охватить нормами права, возникшие и только формирующиеся отношения по страхованию. Надо сказать, что это была не самая удачная попытка. Закон устарел буквально через год-два после принятия. Возникла серьезная необходимость внесения поправок. Но предложенный Президенту проект изменений не был им одобрен. В этом проекте предлагалось упростить доступ иностранных страховщиков и их дочерних компаний на страховой рынок России, ввести обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и некоторые другие дополнения.

    Зато с 1 марта 1996 г. вступила в действие часть вторая нового Гражданского кодекса, глава 48 которого посвящена страхованию. В связи, с чем статьей 3 Федерального закона «О введении в действие части II ГК РФ» глава 14 Основ на территории РФ больше не применяется.

    Глава 48 существенно по-иному, чем Закон «О страховании», регулирует некоторые отношения, возникающие при страховании. Некоторые нормы ГК явились совершенно новыми для российского права. При этом часть норм ранее действовавших законов противоречит правилам главы 48 ГК. Эти законы применяются постольку, поскольку они не противоречат нормам указанной главы.

    Законодательно установлено определение страхования, которое представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц. Это достаточно обтекаемая формулировка, которая конкретизируется положениями 48 главы.

    Нововведением является ничтожность договоров страхования интересов, которые прямо запрещены ГК.

    Все условия, ничтожность которых прямо не установлена в нормах главы 48, признаются недействительными только в судебном порядке, а до судебного решения действуют. Нововведением следует считать правило абзаца второго п. 1 ст. 927 ГК, в котором установлено, что договор личного страхования является публичным. Это означает, прежде всего, что страховщик, имеющий лицензию на какой-либо из видов личного страхования, обязан заключать этот договор с любым, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК), «при наличии возможности» (п. 3 ст. 426 ГК).

    Другое важное условие публичных договоров, установленное ст. 426 ГК: страховщик «не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора...».

    Общие вопросы обязательного страхования в действовавшем законодательстве были отрегулированы недостаточно четко. Между тем в практике возник ряд вопросов, часть которых получила разрешение в главе 48 ГК. Одно из важных правил, которое действовало до 1 марта 1996 года: страховой полис, страховое свидетельство, страховой сертификат не являются договорами страхования! Это был не более чем один из документов, подтверждавших заключение договора (п. 3 ст. 16 Закона о страховании). Теперь же один из видов полисов прямо определен в новом ГК как договор страхования — это так называемый генеральный полис (п. 1 ст. 941). Важным вопросом, который до 1 марта 1996 года вставал перед участниками страховых отношений, следует считать вопрос об обязательности для них Правил страхования, так как правовое положение Правил страхования было определено в Законе о страховании не очень четко. 48 гл. ГК говорит о том, что Правила страхования физически должны быть неотъемлемой частью договора.

    Большинство из норм главы 48 Гражданского кодекса весьма существенны, как, например, сокращенный срок исковой давности в 2 года по договорам имущественного страхования, введенный ст. 966, и многие другие. Комментарий главы 48 ГК РФ не является целью данной работы, поэтому ограничим его обзор всем вышесказанным.

    Дальнейшее развитие страховых отношений привело к тому, что и в упомянутый выше Закон «О страховании» были внесены некоторые изменения, а именно:

    Федеральный закон от 31.12.1997 № 157 изменил название Закона «О страховании» на Закон «Об организации страхового дела в РФ» и исключил из него Главу II, содержавшую положения о договоре страхования;

    Федеральный закон от 20.11.1999 г. № 204 изменил положение иностранных страховщиков на рынке России, предъявив требования временного ценза работы в страховом бизнесе за рубежом и в России.

    Изменилось также и правовое положение Органа надзора за страховой деятельностью - Росстрахнадзор в 1998 г. был включен в состав Министерства финансов РФ в качестве департамента, тогда как раньше был самостоятельной федеральной службой, что определялось «Положением о федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью», утвержденным Постановлением Правительства РФ.

    Страховая деятельность регулируется с этого момента региональными инспекциями Росстрахнадзора. Их компетенция определена Приказом от 3 августа 1993 г. N 02-02/21 Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.

    Инспекция Росстрахнадзора входит в систему государственного страхового надзора и осуществляет в пределах установленной компетенции свою деятельность на соответствующей территории Российской Федерации. Инспекция Росстрахнадзора в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции.

    Инспекция Росстрахнадзора осуществляет свою деятельность под руководством Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Главной задачей Инспекции Росстрахнадзора является обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании всеми участниками страховых отношений на соответствующей территории Российской Федерации в целях эффективного развития рынка страховых услуг.

    В этом 2004 году вновь произошло выделение Росстрахнадзора в отдельную Федеральную службу страхового надзора, что должно положительно сказаться на результатах деятельности надзорного органа.

    Самым значительным правовым событием последних 2-х лет в сфере страхования стало принятие и введение в действие Федерального закона от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Этот шаг позволит России в будущем вступить в единое правовое пространство Европейского союза. Сам закон, по нашему мнению, не является на сегодняшний день исчерпывающим правовым регулятором созданных правоотношений. Он имеет пробелы и нечеткие формулировки, что отрицательно влияет на общественное мнение и мешает страховщикам в организации их работы. Во исполнение закона было создано несколько новых общественных организаций и фондов, таких как Российский союз автостраховщиков (РСА), Фонд «ЧАДЭ (человек-автомобиль-дорога-экология)». В задачу этих структур входит разработка изменений и дополнений в действующий закон № 40-ФЗ, организация работы с потерпевшими, страховщиками и государством. В ближайшем будущем планируется обязательное страхование жилья, ипотеки, противопожарное страхование. На наш взгляд, ценность этих проектов для общества должна быть соизмерима с возможностями населения нести соответствующую материальную нагрузку в размере годовых страховых премий по обязательному страхованию. В рамках сложившейся мировой практики страхования такой всеохватывающих подход вполне оправдан, однако материальное положение населения России должно скорректировать действия наших законодателей.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.