МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Страхование как фактор инновационного развития России

    Каждая отрасль обладает своими особенными характеристиками, параметрами, которые в значительной степени отражаются как на целевых установках процесса государственного регулирования, так и на выборе и степени активности использования определенных форм и инструментов. В нашем случае определение форм, инструментария государственного регулирования осуществляется применительно к страховой деятельности. Существенная специфика страхования как сферы предпринимательства, а также особенности российской практики, безусловно, накладывают свой отпечаток на содержание и формы государственного регулирования.

    Так, к примеру, в современных условиях среди методов государственного регулирования страховой деятельности все большее значение приобретают косвенные. Суть этих методов при всем их многообразии состоит в том, что государство различными способами экономического воздействия регулирует страховую деятельность. К таким методам, в частности, относятся: формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг; организация и защита добросовестной конкуренции на страховом рынке; создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки кадров в области страхования; регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом рынке; создание благоприятных условий для инвестирования страховщиками своих резервов и других средств; принятии законов и других нормативных актов в области страхования; контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов; регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг; контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов; наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.

    Кроме косвенных методов регулирования страховой деятельности, так же выделяют и прямые. Различие между прямым (административными) и косвенным (экономическими) методами государственного регулирования, состоит в том, что при использовании последнего воздействие оказывается на окружение, а не на объект регулирования, то есть воздействие оказывается опосредованное. Тем самым создаются благоприятные условия для развития какого-либо явления или наоборот — ограничивающие его действие. Иными словами, косвенные методы — это методы стимулирования. Например, налоговое регулирование. Прямые методы характеризуются большей степенью директивности. Прямое государственное воздействие осуществляется путем непосредственного "учреждения" определенного института, внедрения нормы, правила. Созданный таким образом институт по своему содержанию может быть экономическим явлением, хотя по форме реализации является правовым. В качестве такого образца может рассматриваться обязательное страхование. Вместе с тем, косвенные методы также могут быть основаны на административно-правовых актах. Таким образом, среди методов прямого государственного воздействия в отношении регулирования страховой деятельности можно выделить следующие:

    ♦   Государственное хозяйственное управление (экономическое администрирование).

    ♦   Административно-правовое регулирование (институциональное).

    ♦   Стратегическое и тактическое программирование и планирование.

    ♦   Регулирование финансовой деятельности (финансовое регулирование).

    Государственное хозяйственное управление, или экономическое администрирование является одним из экономических методов прямого государственного регулирования. В основном оно представляет собой непосредственное, самое активное участие государства в экономической жизни общества. В рамках этого метода государство через свои уполномоченные органы выступает участником хозяйственных процессов. Институциональное или административно-правовое регулирование состоит в установлении определенных условий функционирования хозяйствующих субъектов, "правил игры" на страховом рынке. Это так называемое государственное вмешательство, задающее правовые рамки для экономических агентов на специализированных рынках. Посредством стратегического и тактического программирования и планирования государство определяет траекторию развития как экономической системы в целом, так и отдельных подсистем. Это нежесткий метод контролирующего государственного регулирования развития отрасли. Особое место в государственном регулировании занимают вопросы финансовой деятельности страховых организаций. Выделение специального метода государственного регулирования финансовой деятельности вызвано особой ограниченностью предмета регулирования — финансовых аспектов деятельности хозяйствующих субъектов. Финансовым регулированием этот метод можно назвать только при наличии определенных допущений: спектр вопросов, подлежащих государственному регулированию, находится в рамках функционирования финансовой микросистемы страховой компании. Введение такого ограничения объясняется существованием иных финансовых аспектов, выходящих за пределы данного метода как способа регулирования. В частности, государственное финансирование, представляющее собой один из моментов непосредственного государственного участия. А также регулирование деятельности иных субъектов финансовых отношений — банков, инвестиционных компаний и т.д. Эти аспекты регулирования объединены в метод денежно-кредитного регулирования, составляющий вкупе с регулированием финансовой деятельности в части налогового регулирования косвенные методы регулирования.

    В отличие от прямых методов, методы косвенного государственного регулирования страхования опираются исключительно на финансово-экономические рычаги, определяют рыночные (межотраслевые), правила игры, управляют экономическими интересами хозяйствующих субъектов различных отраслей:

    ♦   Регулирование финансовой деятельности (в части налогового регулирования).

    ♦   Денежно-кредитное регулирование.

    Косвенные методы регулирования страховой деятельности реализуются только через использование экономических мер. В свою очередь, методы прямого воздействия предполагают применение как административного, так и экономического влияния. Однако это не означает, что прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора рыночных регуляторов. Косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Регулирование, в какой бы форме ни осуществлялось, не может быть реализовано без установления определенных ограничений — административных или экономических. Административно-правовое воздействие, или институциональное регулирование направлено, прежде всего, на установление и надзор за соблюдением правил поведения всех участников страхового рынка. Особенностью административного регулирования является то, что оно не связано с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации. Экономическое воздействие, объединяющее косвенные и прямые методы, основано на использовании инструментов денежно-кредитной политики, бюджетно-налоговой системы, прогнозирования, программирования, таможенной политики. Они характеризуются большей результативностью и эффективностью по сравнению с административными, так как мотивация возникает не извне, а непосредственно внутри хозяйственной деятельности.

    Но для более детального исследования механизма государственного регулирования страховой деятельности следует подробно остановиться на формах регулирования. Формы государственного регулирования страхования должны характеризоваться достаточной степенью детализации и в то же время обладать определенной комплексностью. В основе выделения самостоятельной формы государственного регулирования могут быть использованы критерии принадлежности формы к определенному субъекту регулирования, сфера регулирования, сфера деятельности и т.д. Поэтому к формам государственного регулирования страховой деятельности следует отнести:

    ♦   Страховой надзор;

    ♦   Лицензирование (квотирование);

    ♦   Обязательное страхование;

    ♦   Налогообложение;

    ♦   Контроль над платежеспособностью;

    ♦   Контроль над инвестиционной деятельностью;

    ♦   Контроль над ценообразованием;

    ♦   Государственное предпринимательство;

    ♦   Государственная контрактация;

    ♦   Государственное финансирование;

    ♦   Антимонопольное регулирование;

    ♦   Государственное программирование;

    ♦   Государственное планирование и прогнозирование;

    ♦    Регулирование ставки рефинансирования;

    ♦   Валютное регулирование.

    Формы, методы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности [11]

    Методы

    Формы

    Инструменты














    Прямое

    регулирование

    Государственное

    хозяйственное

    управление

    Государственное предпринимательство

    Государственная страховая организация, тендер, аккредитация, контракт

    Государственная контрактация

    Государственное финансирование

    Дотация, субсидия

    Антимонопольное регулирование

    Тариф, квота, ограничения

    Административно-

    правовое

    регулирование

    Страховой надзор

    Регистрация, лицензирование, нормативы, штрафы и т. д.

    Лицензирование

    Обязательное страхование

    Программирование

    и планирование

    Программирование

    Программы, перспективные и текущие индикативные планы

    Планирование и прогнозирование


    Регулирование

    финансовой

    деятельности

    Контроль над платежеспособностью


    Нормативы, лимиты, тарифы, налоги, ставки.

    Контроль над инвестиционной деятельностью.

    Контроль над ценообразованием

    Налогообложение

    Косвенное

    регулирование

    Денежно-

    кредитное

    регулирование

    Регулирование ставки рефинансирования

    Ставка процента

    Валютное регулирование

    Курс, котировки, паритет, аукцион



    Под страховым надзором подразумевается деятельность данного регулирующего субъекта в части собственно страховых операций, а именно соблюдение общегражданского и страхового законодательства, условий, правил страхования, кроме вопросов допуска к осуществлению страховой деятельности. Лицензирование, это форма контроля, включающая и специализированный контроль, и общий предпринимательский контроль, связанная с государственной регистрацией хозяйствующего субъекта. Обязательное страхование можно рассматривать и как государственную формализацию определенного вида страховой деятельности, и как обеспечение защиты особо опасных и социальных рисков. Такие формы государственного регулирования, как налогообложение, антимонопольное регулирование, государственное программирование и прогнозирование, валютное регулирование, существенной отраслевой специфики не имеют и, как правило, обладают самостоятельностью вследствие специфичности сферы регулирования. Неоспоримой особенностью обладают такие сферы, как инвестиционная деятельность, ценообразование. Они являются в основном прерогативой органов страхового надзора ввиду особой значимости для деятельности страховых организаций и для контрагентов, а также для регулирующих субъектов, а потому определены в отдельные формы государственного регулирования. Государственное предпринимательство не может рассматриваться изолированно от других форм регулирования, так как в основе заложено функционирование государственных субъектов хозяйствования. С одной стороны, обеспечивается гарантированная страховая защита особых рисков, с другой — оказывается стимулирующее воздействие на состояние страхового рынка. Государственная контрактация и государственное финансирование между собой связаны, но все, же это различные формы регулирования. Государственное финансирование может осуществляться через государственную контрактацию, но может представлять собой участие государства в убытках. Например, существует практика государственного погашения долгов (страховых обязательств) обанкротившихся страховых компаний. Кроме того, в рамках обязательного медицинского страхования государство обеспечивает страховую защиту определенных категорий граждан, что по существу означает "финансирование" (дотирование). В то время как контрактация означает заключение соглашения, одной из сторон которого является государство. Демонстрацией такой формы может служить любой договор страхования с государственной структурой (предполагается бюджетной).

    Таким образом, обладая самостоятельностью, каждая из перечисленных форм основана на использовании определенных инструментов, посредством которых и достигается комплексность формы государственного регулирования. Действие того или иного инструмента требует отдельного изучения, поскольку зависит от многих факторов, в том числе и от исторических, национальных, институциональных и прочих условий. Кроме того весьма специфичен и эффект от действия определенного инструмента или формы регулирования.


    2.2 Повышение уровня финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний


    Чтобы страховые компании могли являться полноправными участниками экономических отношений они должны удовлетворять требованиям финансовой устойчивости. Это проблема является еще более актуальной, если рассматривать страховые компании как фактор инновационного развития. Поскольку помощь инновационным предприятиям должны оказывать только финансово устойчивые компании с высоким уровнем платежеспособности, способные в любой ситуации ответить по своим обязательствам. Одной из главных причин, из-за которых страховой рынок развивается не так быстро как хотелось бы, и не занимает более весомое место в экономики страны, является недоверие к страховым компаниям со стороны страхователей и их низкая страховая активность и культура. Это обусловлено многими факторами, один из которых неэффективная экономическая политика некоторых страховых компаний, и невыполнение ими своих обязательств перед страхователями. Для решения этой проблемы необходимо повышать уровень финансовой устойчивости и платежеспособности страхователей. Финансовую устойчивость и платежеспособность страховых компаний, необходимо рассматривать, учитывая специфику их деятельности, поскольку экономические основы деятельности страховой организаций отличаются от других видов деятельности в условиях рынка. Отличия касаются, прежде всего, вопросов формирования финансового потенциала и поддержания финансовой устойчивости страховщика. Основные источники формирования финансового потенциала страховой компании:

    • оплаченный уставный капитал;

    • страховые взносы (премии) клиентов;

    • доходы от инвестиционной деятельности;

    Уставный капитал обеспечивает финансовую устойчивость компании на момент ее создания и на начальный период деятельности, когда объем поступлений страховых премий невелик. Минимальный размер уставного капитала определяется действующим законодательством и учредительными документами компании. Он может быть использован как для обеспечения уставной деятельности, так и для покрытия расходов по страховым выплатам в случае недостаточности страховых резервов и страховых поступлений. В соответствии со ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на проведение видов страхования иных, чем страхование жизни, должен составлять не менее 30 миллионов рублей, при проведении страхования жизни – не менее 60 миллионов рублей, при проведении исключительно перестрахования – не менее 120 миллионов рублей. Уставный капитал страховой компании – составная часть ее собственного капитала. Для определения роли собственного капитала страховой компании в обеспечении ее финансовой устойчивости рассмотрим структуру бухгалтерского баланса. В бухгалтерском балансе отражаются состояние средств предприятия и источники их формирования на конкретную дату: в активе – средства предприятия, в пассиве – источники их формирования. В состав активов включаются имущество страховой компании, в том числе основные средства, материальные ценности, денежные средства и затраты, отражаемые во втором разделе актива баланса, а также финансовые вложения. Анализ структуры активов позволяет выявить динамику развития страховой организации в целом. Прирост активов может свидетельствовать о росте деловой активности компании, однако только этого недостаточно, необходим более углубленный анализ с учетом структуры активов. Следует обратить внимание на величину дебиторской задолженности компании. Если анализ деятельности страховщика за несколько периодов (например, кварталов) показал, что дебиторская задолженность имеет тенденцию к росту, то это может свидетельствовать как о неудовлетворительном состоянии внутреннего контроля над расчетами (со страхователями и прочими дебиторами), так и об увеличении сбора премий. Если прирост активов обеспечивается именно за счет собранной премии, то можно сделать вывод, что деятельность компании эффективна. В активе баланса показываются и финансовые вложения страховщика — как краткосрочные, так и долгосрочные. При прочих положительных показателях его деятельности рост доли вложений можно рассматривать как фактор, обеспечивающий регулярный доход страховой компании (естественно, при условии эффективной инвестиционной политики). Оценивая структуру актива баланса страховщика, нельзя забывать о том, что помимо имущества и денежных средств в активе находятся и убытки. Следует также обратить внимание и на состав активов страховщика. В нестабильной экономической ситуации их стоимость может резко понизиться, поэтому при покупке полиса долгосрочного страхования страхователь заинтересован не только в надежности страховщика на настоящий момент, но и в прогнозах на будущее. Пассив баланса состоит из собственного и заемного капитала. Заемный капитал представляет собой обязательства страховой компании, которые включают: страховые резервы; кредиты банков; заемные средства; привлеченные средства; арендные обязательства; резервы предстоящих платежей и расходов; расчетные обязательства по перестраховочным операциям; прочая кредиторская задолженность. Страховая деятельность обусловливает наличие значительной доли заемных средств в структуре пассивов. Чем больше величина заемных средств, тем шире возможности для получения прибыли, но и тем выше степень риска от невыполнения обязательств перед кредиторами, к группе которых и относятся страхователи. Для оценки платежеспособности страховой компании величина собственного капитала должна превышать объем ее обязательств, т.е. собственный капитал должен быть больше заемного. Структуру собственного капитала можно представить следующим образом:

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.