Страхование предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
Страхование предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
Оглавление
Введение
1. Анализ специфики деятельности
государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
1.1 Деятельность в сфере военно-технического сотрудничества в
России в настоящее время
1.2 Классификация рисков в деятельности государственного
посредника в сфере военно-технического сотрудничества
1.3 Анализ проблемы страхования предпринимательских рисков в
деятельности государственного посредника в сфере военно-технического
сотрудничества
2. Создание системы страхования предпринимательских рисков в деятельности
государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества
2.2 Разработка структуры системы страхования предпринимательских
рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического
сотрудничества
2.3 Моделирование процесса страхования предпринимательских
рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического
сотрудничества
2.4 Алгоритм процесса организации страхования
предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере
военно-технического сотрудничества
2.5 Построение системы страхования предпринимательских рисков в
деятельности государственного посредника в сфере военно-технического
сотрудничества на примере ФГУП "Рособоронэкспорт"
2.6 Оценка эффективности системы страхования предпринимательских
рисков в деятельности государственного посредника в сфере военно-технического
сотрудничества на примере ФГУП "Рособоронэкспорт"
Заключение
Список
использованной литературы
Ключевыми тенденциями развития
мировой экономической системы на современном этапе являются непрерывный,
постоянно ускоряющийся инновационный процесс и расширяющаяся глобализация
рынков. К настоящему времени мирохозяйственные связи стали всеохватывающей
системой, включающей в себя не только обмен сырьем и готовой продукцией, но и
другие стадии воспроизводственного процесса, такие как НИОКР, производственная
специализация, кооперативные и другие формы взаимосвязей национальных хозяйств.
Поскольку торговля вооружением и
военной техникой является одной из наиболее прибыльных областей современных
международных экономических отношений, то их экспорт служит подтверждением
лидерства тех или иных стран в области развития высоких технологий, -
практически все великие державы являются одновременно и крупнейшими
экспортерами продукции военного назначения.
С переходом России к рыночным
методам хозяйствования доступ к мировому рынку наукоемкой продукции и
научно-технической информации стал обязательным условием полноценного
экономического роста страны. При этом наибольшее значение мирохозяйственные
связи имеют для так называемых "точек роста" современной экономики: наукоемких
отраслей промышленности, фундаментальной и прикладной науки, информационной
инфраструктуры, финансовой системы. Без подключения к мировому рынку развитие
"точек роста", а значит и всей национальной экономики, резко
замедляется. Основным инструментом при этом является инвестиционная
деятельность, обеспечивающая сосредоточение сил и средств на наиболее
экономически выгодных направлениях развития.
Деятельность любого
хозяйствующего субъекта, в том числе и ФГУП "Рособоронэкспорт", связана
с неожиданностями, как положительного, так - чаще - отрицательного характера,
степень возникновения которых зависит от способности системы управления этим
субъектом прогнозировать политическую и экономическую ситуацию (поведение
макросреды), правильно рассчитывать финансовую окупаемость проектов, грамотно
осуществлять планирование и контроль, выбирать партнеров для своей
деятельности, оперативно и должным образом реагировать на изменения рынка и
принимать эффективные управленческие решения. Однако предусмотреть все
неожиданности, сопутствующие хозяйственной деятельности в той или иной отрасли,
как правило, невозможно, а потому всегда существует риск убытков и неполучения
намеченной прибыли.
Одной из уникальных
отличительных особенностей деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт" является
то, что предприятие постоянно и очень тесно взаимодействует с макросредой,
одной из основных составляющих которой является макроэкономическая среда. Относительно
инвестиционной деятельности, макроэкономическая среда выступает своеобразным
фоном, на котором осуществляется реальная инвестиционная деятельность,
стимулируя или, наоборот, угнетая ее.
Макроэкономическая среда,
сложившаяся к настоящему времени в России, имеет особенности, связанные со
спецификой отечественного законодательства и относительно коротким периодом
рыночных отношений в экономике страны. И хотя в ходе трансформации
макроэкономической среды происходит адаптация к ней хозяйствующих субъектов,
как правило, всегда существует определенный дисбаланс макро - и микросреды.
Государственный посредник в
сфере военно-технического сотрудничества - ФГУП "Рособоронэкспорт" -
осуществляет свою деятельность исходя из анализа макроэкономической среды,
сложившейся на текущий момент, прогноза ее изменения, анализа инвестиционного
климата в стране, в регионах и отраслях оборонно-промышленного комплекса.
Исходя из этого, нетрудно
заметить, что в деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт", помимо присущих
большинству хозяйствующих субъектов рыночной экономики, присутствуют, также,
специфические риски, система страхования которых в той или иной форме будет
призвана снизить вероятность наступления нежелательных для него последствий.
Объектом исследования является
государственный посредник в сфере военно-технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами - ФГУП "Рособоронэкспорт".
Предметом исследования являются
экономические отношения (явления), происходящие в различных отраслях экономики
России, а именно:
отношения между страхователем (лицом,
имеющим спрос на страхование, т.е. потребность в страховой услуге и возможность
ее оплатить) и страховщиком (профессиональной страховой организацией,
зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и действующей на
основе рыночных принципов хозяйствования) до, в момент заключения, на
протяжении всего периода и по окончании действия договора добровольного
страхования имущественных интересов страхователя;
экономические отношения
государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества со всеми
субъектами этих отношений, прямо или косвенно оказывающими влияние на его
деятельность;
иные экономические отношения (явления),
связанные с двумя вышеперечисленными прямо или косвенно.
Целями дипломного исследования
являются изучение концептуальных основ, принципов и методологии формирования
системы управления рисками в деятельности государственного посредника в сфере
военно-технического сотрудничества, разработка системы страхования
предпринимательских рисков, присущих этой деятельности, а также оценка
эффективности данной системы по сравнению с традиционными методами управления
рисками.
Для достижения поставленных
целей в работе сформулированы следующие задачи:
Провести анализ специфики
деятельности государственного посредника в сфере военно-технического
сотрудничества, определить основные тенденции изменения макроэкономической
среды в современных условиях хозяйствования, оценить ее состав и структуру.
Провести анализ деятельности
ФГУП "Рособоронэкспорт" как объекта страхования и по его результатам
сформулировать основные виды предпринимательских рисков, присущих этой
деятельности и возможные направления эффективного управления ими.
Исследовать структурные модели
рисковых ситуаций, присущих деятельности государственного посредника в сфере
военно-технического сотрудничества, рассмотреть критерии группировки
предпринимательских рисков и разработать алгоритм процесса организации
страхования этих рисков.
Разработать систему страхования
предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере
военно-технического сотрудничества с учетом удовлетворения интересов как
государственного посредника, так и страховщика, принимающего на себя эти риски
при заключении договора страхования.
На основе системного подхода к
решению поставленных задач автором сформулированы практические рекомендации
органам управления государственного посредника в сфере военно-технического
сотрудничества по повышению эффективности управления предпринимательскими рисками,
присущими его деятельности, основанные на применении разработанной автором
системы страхования.
В качестве информационных
источников при написании работы были использованы: учебно-методические пособия
по страхованию предпринимательских рисков (), отечественные и иностранные
источники литературы (), диссертационная работа на соискание ученой степени
кандидата экономических наук на тему "Система корпоративного страхования
рисков производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия"
(), материалы всероссийских и региональных конференций и симпозиумов по
проблемам корпоративного страхования (), нормативно-правовые акты (),
журнальные статьи (), интернет-источники (), результаты практической трудовой
деятельности автора, в т. ч. результаты преддипломной практики.
При написании работы проводилась
детальная проработка материалов, касающихся современных методов страхования
корпоративных предпринимательских рисков, сквозь призму деятельности
государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества. Полученные
теоретические основы дорабатывались путем их внедрения на практике в компаниях
ЗАО "Промышленно-страховая компания", ФГУП "Рособоронэкспорт"
и других.
1. Анализ
специфики деятельности государственного посредника в сфере военно-технического
сотрудничества
Основной и, как нам
представляется, основополагающей специфической чертой деятельности
государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества является
его уникальный статус - единственного в этой отрасли субъекта, обладающего
правовым статусом. Остальные черты в совокупности также являются уникальными: инновационно-инвестиционное,
внешнеторговое, оборонное, федеральное государственное унитарное предприятие.
"Рособоронэкспорт" является структурой, объединяющей
оборонно-промышленный комплекс и экспорт продукции военного назначения (ПВН) в
единую систему военно-технического сотрудничества, и представляющей интересы
государства и его отдельных субъектов на мировом рынке ПВН.
Технология деятельности
государственного посредника в сфере военно-технического сотрудничества столь же
специфична, консервативна и адресна, как, например, технология деятельности
МИДа, Минобороны или Минфина. Но если деятельность последних затратна по
определению, военно-техническое сотрудничество (ВТС) отличает присутствие
экономической составляющей, связанной с необходимостью извлечения прибыли в
результате экспортных операций.
Таким образом, изначально
возникает естественное соперничество между внешнеполитическими и экономическими
составляющими на всех этапах деятельности государственного посредника, который
выступает в качестве особым образом организованной и функционирующей системы,
получившей от государства право на реализацию технологии подготовки и
осуществления ВТС с иностранными государствами.
Технологически деятельность
государственного посредника выражается в структурировании информации и создании
двусторонних договорных документов, которые приобретают свойства
самостоятельного информационного продукта. Особенность такой деятельности
заключается в необходимости обеспечения в интересах государства непрерывного
поддержания баланса внешнеполитических, военно-технических и коммерческих
интересов, упреждающего реагирования на изменение мирового рынка оружия.
В ходе выполнения целей,
определенных Уставом, Рособоронэкспорт постоянно испытывает на себе влияние
соперничества двух управленческих функций: осуществление экспортного контроля
при необходимости сохранения определенного уровня самостоятельности,
достаточного для результативного совершения внешнеторговых сделок.
В настоящее время, на пороге
осуществления военной реформы в России, на первое место встают следующие
основные задачи ВТС.
Через экспорт ВВТ, поставки технологий
- обеспечение самореализации военно-промышленного комплекса (ВПК), получение
средств на его частичное (а сегодня - все более полное) самофинансирование, в
том числе на финансирование военных НИОКР. В случае реализации ВВТ
непосредственно из вооруженных сил (ВС) возможно существенное укрепление
военного бюджета.
Через технологические связи
российского ВПК, отраслей высоких технологий с партнерами, в том числе из
наиболее развитых стран, - совершенствование собственных технологических
возможностей, включая разработку и производство продукции двойного назначения и
вооружений, а также выполнение конверсионных программ.
Повышение возможностей
политического, военно-политического, военного взаимодействия, в том числе
коалиционного, с партнерами - получателями российских вооружений, а также с
партнерами по совместным разработке и производству вооружений и продукции
высоких технологий. Важный аспект ВТС - повышение статуса России на
международной арене и в международных делах.
Однако эти основные (а также многие
другие, связанные с ними тем или иным образом) задачи не представляются нам
легко и быстро выполнимыми в силу ряда ограничений.
Во-первых, Западу удалось в
целом остановить российский коммерческий экспорт вооружений на определенном
уровне, в том числе на наиболее перспективных направлениях, таких как поставки
ракетных вооружений, зенитно-ракетных комплексов, специализированных радаров и т.д.,
поэтому говорить о возможном доминировании России на каких-либо сегментах рынка
ВВТ пока рано.
Причиной такому положению дел
явилась, на наш взгляд, запоздавшая реформа системы ВТС и слишком затянувшееся
в силу ряда объективных причин начало реформы российской армии в целом. Так,
после провала российского оружия в начале 90-х гг. (см. Рис.1), к середине 90-х
были достигнуты вполне обнадеживающие показатели, затем в 1996 г. был достигнут
пик, как считается, на уровне 3,0 - 3,4 млрд. долл. США. Уже 1997 г. был менее
успешным, что связывалось с проведенными в системе экспорта ВВТ изменениями, а
1998 г. и вовсе оказался провальным, когда объем экспорта российских вооружений
скатился к уровню 1996 г., а по некоторым сведениям даже до 1,6 - 1,9 млрд. долл.
в год, причем влияние всеобщего спада в экономике того периода вряд ли можно
считать оправданием. Подобные существенные колебания в отсутствие тенденций к
росту определенно дают возможности нашим конкурентам укреплять свое положение и
доминировать даже на тех сегментах рынка ВВТ, где Россия (СССР) издавна
считались "законодателями мод".
Рисунок 1. Динамика объема
экспорта российских вооружений и военной техники, в млрд. долл. США
Между тем, Указ Президента
Российской Федерации "О создании федерального государственного унитарного
предприятия "Рособоронэкспорт" был подписан лишь в конце 2000 г. Именно
это время можно принять за точку отсчета в систематизации военно-технического
сотрудничества России с иностранными государствами, укреплении всей вертикали,
управляющей процессом ВТС.
Не можем не остановиться на
вопросе "недоверия" потенциальных покупателей российских ВВТ и
партнеров по совместной деятельности к государственному посреднику в сфере
военно-технического сотрудничества, якобы в силу слабого профессионализма последнего
и "моральных" проблем, отчего у покупателей есть стремление "работать
без посредников", с непосредственными российскими производителями
вооружений. Нужно четко понимать, что главная цель таких "партнеров"
- не борьба за "чистоту" российского ВТС, а дезорганизация рынка
российского оружия, игра на понижение цен, поиск более коротких, дешевых и
нехлопотных путей к российским ВВТ и их секретам.
Во-вторых, несмотря на
непрекращающиеся действия по приведению соответствующих нормативных и
законодательных актов в соответствие с вышеуказанными целями, до сих пор
остаются неразрешенными многие проблемы функционирования предприятий и
организаций ВПК, в частности, законопроект "О правовом положении и
финансово-экономической деятельности военных организаций" все еще имеет
статус законопроекта, а не закона. Следовательно, остаются нормативно не
отработанными вопросы ответственности отдельных субъектов ВТС (организаций и
лиц) при возникновении спорных ситуаций, влекущих за собой негативные
последствия.
Практически ежедневная работа
государственного посредника, решающего ту или иную задачу по организации
экспорта, определенную его уставом, связана во многом с прохождением через
лабиринт нормативно-правовых актов, с которыми он сверяет границы своих
полномочий и возможные действия, обеспечивая очистку специфического
политизированного товара - продукции, работ и услуг военного (двойного,
смешанного) назначения - от политической составляющей и переводу его в разряд
товара купли-продажи.
В-третьих, в стране не существует
ни одной институциональной структуры по подготовке кадров для осуществления
деятельности в сфере ВТС, а значит при работе в имеющейся системе подбора
кадров еще долго будет существовать высокий риск принятия неэффективных
управленческих решений, и значит возникновения по этой причине неблагоприятных
последствий.
В-четвертых, ограниченность в
наборе клиентов - получателей российских вооружений на ближайшую перспективу. Это,
прежде всего, связано с особенностью внешнеполитического положения России, при
котором Запад имеет серьезные возможности для осуществления экономического и
политического давления на нее. Так, например, США уже неоднократно заявляли,
что Россия в случае продолжения военно-технического сотрудничества с Ираном (на
сегодняшний день, третьим по объему экспорта ВВТ партнером России после Китая и
Индии) понесет на западных рынках, прежде всего американских, потери на сумму
до 1,0 млрд. долл., в первую очередь по сотрудничеству в ракетно-космической
сфере.
В-пятых, не вполне
удовлетворительная для большинства предприятий российского ВПК специфика
нынешнего мирового рынка вооружений (его коммерческой части) - низкая емкость,
низкая экономическая отдача (многие западные фирмы работают здесь сегодня
"на вырост", чего не может делать Россия), повышенное внимание к
высокозатратным и не слишком прибыльным обслуживанию вооружений у покупателя,
поставкам запчастей, осуществлению модернизации, обучению персонала и т.д.
Кроме того, работа в этих
направлениях зачастую требует построений серьезных промышленных альянсов со
странами-импортерами, а это, в свою очередь, не всегда может совпадать с
текущими геополитическими интересами России.
В-шестых, отсутствие возможности
для снижения себестоимости отечественной ПВН за счет увеличения ее серийности в
результате поставок на экспорт. Наши партнеры все более "привередливы",
требуют удовлетворения своих специфических пожеланий, что налагает определенные
обязательства на разработчиков и производителей - и увеличивает себестоимость
экспортируемых вооружений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|