МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Страхование процентного риска

    Страхование процентного риска

    Содержание


    Введение

    I.Процентные риски

    II.Хеджирование процентного риска

    III.Методы снижения риска

    Заключение

    Список литературы

    Введение


    В настоящее время мировая экономика переживает существенные структурные изменения. Нестабильность на мировых фондовых, валютных и товарных рынках сильно влияет на деятельность всех субъектов экономики. Однако необходимо отметить, что наибольшую подверженность негативным влияниям экономической нестабильности имеют коммерческие банки, поскольку они являются основными субъектами валютного рынка и рынка капиталов. Последствиями такой уязвимости банков являются наблюдаемые в настоящее время процессы: сокращение объемов кредитования, рост процентных ставок по пока еще выдаваемым кредитам, сокращение числа сотрудников. Необходимо осознавать, что современная экономика не может существовать без банковской системы.

    Одним из основных путей оздоровления банковской системы является совершенствование системы управления банковскими рисками, что позволит банкам более качественно и сбалансировано аккумулировать и продавать риски, принимаемые от прочих экономических субъектов.

    Одним из рисков, с которыми приходится постоянно встречаться современному банку, наряду с кредитным риском и риском ликвидности, является процентный риск (риск процентной ставки). Работа по управлению последним представляет собой одно из стратегических направлений любого банка. Нередко от умения банка управлять риском процентной ставки зависит само его существование – даже если у банка вообще отсутствуют проблемы с возвратностью вложенных средств (коммерческих и межбанковских кредитов), что, конечно, маловероятно.

    В настоящее время органы банковского регулирования и коммерческие банки в странах с развитой финансовой системой рассматривают процентный риск как второй по важности (после кредитного риска) вне зависимости от размера капитала банка. Считается, что его влияние на капитал и прибыль банков возрастает.

    На практике в большинстве коммерческих банков процентному риску уделяется недостаточно внимания. Одна из основных причин этого нам видится в поверхностном понимании сущности процентного риска со стороны высшего руководства банков. Именно описанию сущности и видов процентного риска, как первому шагу управления им, будет посвящена моя работа.

    I.Процентные риски


    Прежде всего, необходимо сформулировать определение процентного риска. Существует много различных определений процентного риска. Рассмотрим наиболее популярные из них.

    Рэдхэд и Хъюс считают, что: «Процентный риск – риск потерь в результате изменения процентных ставок».

    Недостаток данного определения заключается в том, что в качестве последствия изменения ставок указываются потери, хотя, как было отмечено ранее, влияние риска может также выражаться в неполучении ожидаемого дохода.

    По мнению Н.И. Хохлова: «Процентный риск – это опасность возникновения потерь из-за неблагоприятного изменения процентных ставок на денежном рынке, которое находит внешнее выражение в падении процентной маржи, сведении ее к нулю или отрицательной величине, указывая одновременно на возможное негативное влияние на рыночную стоимость капитала».

    С нашей точки зрения, ограничение территории риска процентными ставками на денежном рынке, как это указано в определении Хохлова, ошибочно. Например, изменение ставки рефинансирования НацБанка также является проявлением процентного риска.

    «Процентный риск — риск возможного снижения чистого процентного дохода вследствие негативного непредвиденного изменения процентных ставок на рынке, чувствительности активов и обязательств к колебаниям рыночной конъюнктуры, последствием чего может стать снижение рыночной стоимости капитала кредитной организации», - указано в учебнике Лаврушина и Валенцевой.

    Данное определение наиболее близко к точному описанию процентного риска. Но снижение рыночной стоимости капитала как следствие кредитного риска требует дополнительного уточнения, что не позволяет использовать данное определение самостоятельно.

    В принципах управления процентным риском Базельского комитета (основными задачами Комитета являются внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования) дается следующее определение процентного риска: «Процентный риск – это подверженность финансового положения банка нежелательному изменению процентных ставок».

    У «базельского» варианта также есть существенный недостаток: сама по себе подверженность не является ключевым индикатором риска. Так, подверженность может быть велика, но если вероятность наступления неблагоприятных событий незначительна, то и связанный с ними «событиями» риск имеет умеренное значение. Другими словами, риск есть единство «подверженности» и «вероятности», а данное определение говорит только о «подверженности».

    В результате рассмотрения существующих в специализированной литературе и нормативных документах определения процентного риска в каждом из них были обнаружены существенные недостатки. В такой ситуации необходимо сформулировать собственное определение процентного риска: Процентный риски есть вероятность изменения финансового положения банка вследствие наступления непредвиденных событий, связанных с изменением внешних процентных ставок, а также внутренней конфигурацией финансовых инструментов банка.

    Проанализируем данное определение:

    ·                   Ключевым индикатором риска является финансовое положение банка, которое органично включает в себя все ранее упомянутые проявления процентного риска: снижение процентных доходов, рост процентных расходов, влияние на капитал банка и т.д.

    ·                   Дается развернутое определение факторов риска: внешние, рыночные, процентные ставки и внутренняя структура финансовых инструментов банка (процентные ставки по активам и пассивам, графики погашения, возможность пересмотра ставки и т.д.) что в очередной раз подчеркивает комплексность процентного риска и его присутствие как внутри банка, так и в окружающей среде.

    Процентный риск, поскольку является рыночным риском, относится к категории «риск-шансов», следовательно, может принести как улучшение, так и ухудшение финансового положения банка.

    Существует два противоположных взгляда на процентный риск: как угрозу, или источник прибыли. А, следовательно, два различных способа управления процентным риском:

    ·                   Хеджирование – снижение процентного риска с целью минимизации возможных убытков.

    ·                   Спекуляция – использование процентного риска как источника прибыли.

    Спекуляция есть агрессивная игра на процентных ставках, которая заключается в частой купле-продаже инструментов, подверженных процентному риску в зависимости от изменения рыночных процентных ставок. Необходимо отметить, что перечень инструментов, которые изменяют стоимость при изменении процентных ставок и могут быть легко приобретены и реализованы на рынке, невелик: векселя, облигации и производные финансовые инструменты (опционы, фьючерсы, форварды и процентные свопы).

    Банк изначально имеет существенную часть активов и пассивов, которые чувствительны к процентному риску (кредитный портфель, привлеченные средства клиентов и т.д.), их стоимость постоянно изменяется под воздействием процентного риска. Однако данные инструменты не предполагают возможность их реализации на рынке, к тому же их приобретение отнюдь не так просто. Действительно, например, для наращивания кредитного портфеля необходимо: провести маркетинговую кампанию, расширить филиальную сеть, предложить клиентам дополнительные услуги и т.д., клиентов нельзя «купить», как можно купить облигацию на бирже.

    Прибыль банка по таким инструментам формируется не как результат изменения рыночных ставок, а как разница ставок по привлекаемым и размещаемым ресурсам, т.е. процентная маржа. Банк устанавливает ставки по активным и пассивным операциям, чтобы обеспечить себе уровень процентной маржи, необходимый для покрытия неоперационных расходов, суммы налогов и достижения планируемой прибыли. Банк управляет процентной маржой.

    Процентный риск влияет на ставки, на процентные доходы и расходы по инструментам банка, а, следовательно, может снизить процентную маржу банка. Таким образом, «хеджирование», то есть снижение процентного риска с целью минимизации негативного влияния на маржу банка, является основной задачей банковского риск - менеджмента в отношении процентного риска.

    Основные формы процентного риска, которому подвержены банки, следующие:

    - риск установления новой цены, который возникает в связи с разницей сроков (для фиксированных процентных ставок) и установлением новой цены (для плавающих процентных ставок) банковских активов, пассивов и забалансовых позиций;

    - риск кривой доходности, который возникает в связи с изменениями наклона и формы кривой доходности;

    - базисный риск, который возникает в связи с несовершенной корреляцией заработанных и уплаченных по различным инструментам процентов;

    - вариантность, возникающая в связи с прямо выраженными или подразумеваемыми опционами, встроенными во многие банковские активы и пассивы и забалансовые портфели.

    Процентному риску банк может подвергаться как в роли заемщика, так и в роли кредитора.

    Процентный риск для кредитора возникает из-за возможного роста рыночной процентной ставки размещенным денежным ресурсам, что имеет следствием уменьшение процентного дохода от операции.

    Например, банк, давший кредит на 3 месяца, подвергается риску в связи с возможным повышением процентных ставок за период кредитования – тогда окажется, что банк “продешевил”, недополучив в итоге часть прибыли.

    Процентный риск для заемщика возникает вследствие возможного падения рыночной процентной ставки по привлеченным ресурсам, что влечет за собой повышение стоимости займа.

    Например, для банка, взявшего кредит на 3 месяца, последний рискует оказаться слишком дорогим, если за этот период произойдет снижение процентной ставки.

    Банки и другие финансовые учреждения, которые обладают значительными средствами, приносящими процентный доход, обычно в большей мере подвержены процентному риску. Если фирма взяла значительные кредиты, то неэффективное управление процентными рисками может привести фирму на грань банкротства.

    Факторы процентного риска.

    Факторы процентного риска можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние факторы к ним относятся:

    - нестабильность рыночной конъюнктуры в части процентного риска;

    - правовое регулирование процентного риска;

    - политические условия;

    - экономическая обстановка в стране;

    - конкуренция на рынке банковских услуг;

    - взаимоотношения с партнерами и клиентами;

    - международные события.

    К внутренним факторам процентного риска можно отнести:

    -отсутствие четкой стратегии банка в области управления процентным риском;

    - просчеты в управлении банковскими операциями, приводящие к созданию рисковых позиций (возникновение несбалансированности структуры и сроков погашения активов и пассивов, неверные прогнозы изменения кривой доходности и т.п.);

    -отсутствие разработанной программы хеджирования процентных рисков;

    - недостатки планирования и прогнозирования развития банка;

    -ошибки персонала при осуществлении операций.

    II.Хеджирование процентного риска


    Страхование рисков, основной прием снижения риска. Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность лиц, принимающих решения, принуждая их серьезнее относится к разработке и принятию решений, регулярно проводить защитные мероприятия в соответствии со страховыми контрактами. Правда, трудно использовать механизм страхования при освоении новой продукции или новых технологий, так как страховые компании не располагают в таких случаях достаточными данными для проведения расчетов.

    Страхование (хеджирование) означает действие по уменьшению или компенсации подверженности риску.

    Основная задача хеджирования - защита от неблагоприятных изменений процентных ставок. Более узкой задачей является получение прибыли вследствие благоприятных изменений процентных ставок. Решение о хеджировании риска принимается на уровне правления компанией.

    На данный момент хеджирование различными финансовыми инструментами является наиболее распространенным методом на Западе.

    Мы знаем, что риск имеет две стороны: благоприятную и неблагоприятную. В связи с этим необходимость в хеджировании возникает в двух случаях:

    - когда риск неблагоприятных изменений больше риска благоприятных изменений;

    - когда неблагоприятные изменения окажут сильное воздействие на доходы компании.

    Вместо хеджирования своих рисков компания может "играть" на будущих изменениях процентных ставок. С помощью спекулятивных займов и вложений она может получить более высокую прибыль в связи с изменением процентных ставок.

    Существует два основных метода хеджирования процентного риска. Это структурное хеджирование и рыночные инструменты.

    Структурное хеджирование представляет собой снижение или устранение процентных рисков с помощью приведения в соответствие процентных доходов активов компании с расходами по выплате процентов. Многие компании в одно и то же время делают вложения и берут займы на большие суммы. Такая политика чужда структурному хеджированию.

    Структурное хеджирование является самым простым и дешевым средством страхования процентных рисков путем благоразумных займов и кредитов на денежных рынках. Методы структурного хеджирования могут помочь компаниям с крупными займами снизить, но не устранить процентные риски.

    Методы хеджирования с помощью рыночных инструментов включают продукты денежного рынка (займы, фьючерсы, опционы и др.).

    Одним из наиболее распространенных методов нейтрализации процентных рисков является покупка и продажа финансовых фьючерсных контрактов и опционов.

    Фьючерс – контракт на покупку или продажу какого-либо финансового актива на срок по заранее установленной цене. Купить фьючерс - означает заключить контракт на покупку через некоторое время определенного количества актива по согласованной заранее цене, продать фьючерс – значит заключить срочный контракт на продажу актива.

    Опцион – право на покупку или продажу финансового актива. За это право уплачивается премия.

    Процентный опцион представляет собой финансовый инструмент, созданный и используемый как способ хеджирования процентных рисков и средство получения прибыли от изменения процентных ставок. Его держатель может решить, выполнять его или нет. И это очень выгодно для владельца опциона. Опцион защищает держателя от самого худшего варианта изменения процентной ставки и вместе с тем обеспечивает выигрыш от благоприятного изменения ставки на рынке. Главный недостаток опциона - его высокая стоимость.

    Но, вообще говоря, вследствие взаимосвязи цены актива и процентной ставки по нему защита от процентного риска может быть произведена путем купли-продажи и других производных финансовых инструментов (фьючерсов и опционов на ценные бумаги и валюту, валютных свопов, фьючерсов на индексы деловой активности и т. д.).

    Хеджирование можно условно разделить на два вида в зависимости от масштабов применения:

    1.      Микрохеджирование - хеджирование прибыли по отдельным требованиям и обязательствам либо определенной комбинации из них.

    2.      Макрохеджирование - хеджирование прибыли в целом либо чистого процентного дохода.

    Хеджирование любого вида (микро- и макро-) может быть произведено с использованием одних и тех же производных финансовых инструментов.

    Микрохеджировние - удобный способ защиты прибыли банка по отдельным крупным позициям и сделкам.

    Макрохеджирование - может быть использовано как вспомогательный метод для преодоления инерционности методов управления структурой обязательств и требований (метод GPA).

    В то же время есть определенное предубеждение против макрохеджирования как основного способа защиты совокупной прибыли или собственного капитала банка от риска процентной ставки. Фактически банк - хеджер, уплачивая спекулянту премию за переданный риск, расплачивается за собственную неспособность управлять структурой своих требований и обязательств, за неэффективность своей стратегии. Кроме того, структура обязательств и требований банка является заведомо более гибким инструментом защиты от риска по сравнению с производными финансовыми инструментами. И наконец, хеджирование несет в себе дополнительный набор рисков.

    Ниже сформулированы достоинства и недостатки хеджирования как метода контроля процентного риска.

    Достоинство:

    ·        низкая инерционность управления.

    Недостатки метода:

    ·        макрохеджирование (в отличии от микрохеджирования) в качестве основного метода -- принципиально менее эффективный способ, нежели ограничение риска;

    ·        привнесение дополнительных существенных рисков, трудно поддающихся оценке и вне сферы контроля банка;

    ·        сложность применения на долгосрочный период (вследствие низкой ликвидности долгосрочных производных финансовых инструментов).

    Основные принципы хеджирования.

    1.                 Эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск; она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е., соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.

    2.                 При принятии решения о хеджировании важно оценить величину потенциальных потерь, которые компания может понести в случае отказа от хеджа. Если потенциальные потери несущественны (например, мало влияют на доходы фирмы), выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление; в этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования.

    3.                 Как и любая другая финансовая деятельность, программа хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур.

    4.                 Эффективность хеджирования может быть оценена только в контексте (бессмысленно говорить о доходности операции хеджирования или об убытках по операции хеджирования в отрыве от основной деятельности на спот - рынке - рынок, на котором товары продаются за наличные и поставляются немедленно.)

    Что дает хеджирование.

    Несмотря на издержки, связанные с хеджированием, и многочисленные трудности, с которыми компания может встретиться при разработке и реализации стратегии хеджирования, его роль в обеспечении стабильного развития очень велика:

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.