МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Страхование средств автотранспорта в РФ: современное состояние и перспективы развития

    Самая высокая по России убыточность (порядка 75-90%) наблюдается в Москве. Это связано с большой концентрацией автомобилей (300 автомобилей на 1 тыс. человек против 100-200 автомобилей в регионах) и, как следствие, высокой аварийностью: на 1 тыс. автомобилей в год приходится 100-130 ДТП, что превышает региональные показатели в 2-5 раз.

    Рентабельность добровольного автострахования существенно отличается в различных сегментах автопарка. В России финансовая привлекательность автомашины для страховщика растет при росте ее стоимости. Так, сегмент автомашин стоимостью свыше $30 тыс. является прибыльным для большинства крупных страховых компаний.

    Технический результат по данному сегменту может составлять до 5-7% от сборов.

    Сегмент автомобилей стоимостью $10-30 тыс., в зависимости от эффективности процессов андеррайтинга и урегулирования убытков и значимости «эффекта масштаба» (уменьшающего долю аллокаций бэк-офиса в тарифе), может обеспечить технический результат от -5% до 5%. По мнению экспертов, автомобили дешевле $10 тыс. зачастую являются нерентабельными для страховщика.

    Исходя из вышесказанного, ведущие страховые компании стремятся занять устойчивое положение именно в дорогих сегментах автопарка. Однако «премиальная» клиентура предъявляет повышенные требования к уровню сервиса (в том числе, ко времени, необходимому для общения со страховщиком и урегулирования убытков), брэнду и внешним атрибутам страховой компании. Большинство игроков в настоящее время не способны поддержать требуемое клиентами конкурентное предложение и могут укрепиться в «премиальном» сегменте только за счет снижения тарифов до уровня, когда различия между сегментами нивелируются.

    Поэтому компании, не имеющие возможности работать в прибыльных сегментах, пытаются разрешить проблему нерентабельности «массового» рынка в первую очередь за счет построения профессиональных процессов андеррайтинга и урегулирования убытков, а также позиционирования. Во-первых, они «отсекают» наиболее убыточные категории клиентов (например, молодых водителей, автомобили старше 10 лет, определенные марки автомашин) за счет запретительных тарифов и низкого (иногда нулевого) комиссионного вознаграждения агентам и брокерам.

    Во-вторых, страховщики пытаются оптимизировать бизнес-процесс урегулирования убытков с тем, чтобы снизить уровень мошенничества и долю удовлетворенных запросов о выплате убытков.

    В-третьих, некоторые страховщики начинают задумываться о позиционировании. Отдельные средние и малые игроки, используя свою экспертизу и накопленную статистику, пытаются найти емкие специфичные «ниши», убыточность в которых ниже, чем по сегменту автопарка в целом.

    В качестве параметров, по которым может осуществляться позиционирование, могут выступать возраст и стаж водителя, его социально-экономический статус и психографические характеристики и т.д.

    Вследствие относительно короткой (10-15 лет) истории российского рынка автострахования и, соответственно, скромного размера накопленной статистической информации, страховщики пока только начинают искать такие ниши, во многом используя интуитивный подход[17].



    2 Анализ рынка автострахования 2007-2009 гг.

     

    2.1 Анализ российского рынка страхования транспортных средств

    Автострахование – самый крупный сектор российского открытого рынка страхования. В 2009 г. автострахование обеспечило около 65% всех страховых сборов на открытом рынке – порядка $2,9 млрд. из $4,5 млрд. Для сравнения, в странах Центральной и Восточной Европы доля автострахования в общих страховых сборах не превышает 45-50%, Западной Европы и США – 10-20%.

    Последние 3-4 года автострахование обеспечивает порядка 80% всего прироста страховых премий в России. Из общего прироста реальных страховых сборов по сравнению с 2009 г. – $2,8 млрд. – на долю автострахования пришлось порядка $2,3 млрд.

    Это наиболее быстрорастущий вид страхования. С 2009 г. по 2010 г. его сборы выросли почти в 5 раз – с $0,6 млрд. до $2,9 млрд., что соответствует среднегодовому темпу прироста 123%. За этот же период реальные сборы по страхованию имущества в среднем росли на 21% в год, по страхованию жизни – на 48%, по прочим видам страхования – на 18%. Ключевую роль в быстром росте автострахования сыграло введение ОСАГО в 2003 г. Однако и без учета сборов по „автогражданке“ добровольное автострахование росло на 45-50% в год (см. рис.1).


    Источники: ВСС, ФССН, экспертные интервью, PPG

    Рисунок 1 - Темпы роста основных видов страхования в 2009-2010 гг.

    В ближайшие 5-6 лет рост рынка автострахования продолжится, хотя и более медленными темпами. Среднегодовой рост рынка может составить как минимум 17%, а общие сборы по автострахованию на конец этого периода могут достичь порядка $7,6 млрд.

    При этом основной движущей силой, обеспечивающей рост сборов по автострахованию до 2012 г., будет развитие добровольного автострахования. ОСАГО уже практически достигло «точки насыщения», т.к. на конец 2009 г., по различным оценкам, было застраховано порядка 80-90% автомобилей (и практически 100% автомобилей стоимостью свыше $10 тыс.). В 2005-2010 гг., как видно из рисунка 2, ожидается роста сборов по добровольному автострахованию в среднем на 26% в год, по ОСАГО – на 7% в год.

    Основные факторы, определяющие динамику автострахования, по мнению экспертов – доля застраховавшихся автомобилистов, а также рост и структура автопарка.

    В отличие от ОСАГО в отношении добровольного автострахования специалисты отмечают существенный потенциал увеличения доли застрахованных. Рост количества автомобилей и качественное улучшение автопарка окажут положительный эффект на развитие и добровольного автострахования, и ОСАГО.


    Источники: экспертные интервью, PPG

    Рисунок 2 - Динамика российского рынка

    автострахования в 2004-2010 гг.


    Средний страховой тариф по „каско“ в 2010 г. составит $810 против $710 в 2004 г., по ОСАГО – сохранится на уровне $65

    Доля автомобилей, застрахованных одновременно и по „каско“, и по ОСАГО, вырастет с 5-7% сегодня до 14-16% в 2010 г.

    Количество легковых автомобилей в течение последних 4-5 лет стабильно росло на 5-6% в год. Общая стоимость легкового парка по сравнению с количеством автомобилей росла опережающими темпами, на уровне 20-25% в год, и к началу 2005 г. составила порядка $100-120 млрд. при средней стоимости автомобиля порядка $4-5 тыс. Быстрый рост связан,

    во-первых, с постоянным увеличением цен на отечественные и импортные автомобили и, во-вторых, с существенным перераспределением структуры спроса в сторону более дорогих автомобилей и иномарок (см. рис.3).


    Источники: Федеральная служба государственной статистики

    Рисунок 3 - Динамика парка легковых автомобилей в 2004-2010 гг.


    При этом по уровню обеспеченности населения автотранспортом Россия по-прежнему существенно отстает от развитых стран: к 2010 г. на 1 тыс. жителей в России приходилось всего лишь 170-175 легковых автомобилей.

    В Западной Европе и США этот показатель находится на уровне 500-750. Учитывая совершенно иной масштаб расстояний в России по сравнению с Западной Европой, можно говорить об огромном неудовлетворенном спросе на автомобили (см. рис.4).


    Источники: Федеральная служба государственной статистики

    Рисунок 4 - Количество автомобилей на 1 тысячу человек населения


    При реализации макроэкономического прогноза, предусматривающего рост доходов населения на уровне 4-8% в год, тренд увеличения легкового авто-парка в ближайшие 5-6 лет, скорее всего, сохранится.

    К 2010 г. количество легковых автомобилей в России может достигнуть 34 млн. шт. (см. рис.5), и она сможет догнать по уровню обеспеченности автомобилями Латвию и Хорватию сегодня

    Если укрепление «страховой культуры» в России будет происходить такими же темпами, как и в других развивающихся странах, то уже к 2010 г. доля застрахованных автомобилей может составить не менее 14-16% против 5-7% в 2004 г.


    Источники: Федеральная служба государственной статистики

    Рисунок 5 - Динамика парка грузовых автомобилей

    России в 2004-2010 гг.

    Дополнительный импульс укреплению „страховой культуры“ и росту доли застрахованных в целом может обеспечить развитие института автокредитования.

    Таким образом, к 2010 г. доля «кредитных» автомобилей может возрасти до 45-50% от продаваемых новых автомобилей – как минимум 1-1,1 млн. машин в год (см. рис. 6)


    Источнки: РБК, Ernst&Young

    Рисунок 6 - Динамика доли новых автомобилей, приобретенных в кредит в 2004-2010 гг.


    Системные ошибки рынка автострахования, закладывавшиеся в период благоденствия, в 2009 году стали причинами кризиса на этом рынке.

    Ошибка первая – ориентация на вмененное страхование. Рост рынка автострахования был вызван бумом кредитования. При этом добровольный сегмент рынка автострахования практически не развивался. В результате рынок стал характеризоваться низким качеством сервиса, отсутствием специфических страховых продуктов, ориентированных на потребности отдельных категорий потребителей, низким уровень профессиональной подготовки сотрудников страховых компаний.

    Ошибка вторая – непозволительно близкий горизонт планирования. Значительная часть рыночных игроков решала исключительно краткосрочные задачи – привлечение как можно большего числа клиентов за счет демпинга и запредельных комиссий страховым посредникам. Тарифы сознательно устанавливались ниже статистически обоснованного уровня. Такая модель бизнеса близка к классическому варианту финансовой пирамиды, при котором выплаты старым клиентам осуществляются за счет взносов, полученных от новых, привлеченных низкой ценой полиса.

    Последствие первое – рынок автострахования в наибольшей степени пострадает от кризиса. По прогнозам «Эксперт РА» в результате резкого сжатия рынка кредитования, объем рынка автострахования в 2009 году по сравнению с 2008 годом упал на 25% или на 44 млрд. рублей. Те, кто страховал свои автомобили в рамках вмененного страхования, с выплатой кредитов откажутся от услуг страховых компаний. Справиться с падением взносов страховщики смогут только повернувшись лицом к клиенту, ориентируясь на более качественный добровольный спрос.

    Последствие второе – в 2009 году произошел целый ряд громких банкротств автостраховщиков. По оценке «Эксперт РА», под влиянием кризиса ситуация с демпингом на рынке автострахования изменилась в худшую сторону: большее количество участников рынка стали демпинговать. Девальвация рубля уже привела к существенному увеличению средней величины страховых выплат. «Эксперт РА» предупреждает: в текущей ситуации демпинг является однозначным признаком резкого снижения уровня ликвидности активов страховщика, ухудшения его финансового состояния.

    Последние три года именно автокаско играло роль локомотива развития российского страхования. Неслучайно сейчас, в разгар финансового кризиса, состояние именно этого вида страхования, как лакмусовая бумажка, показывает тенденции всего российского страхового рынка. По итогам 2008 года кризис еще не успел оказать существенного влияния на показатели рынка автокаско (см. рис. 7).



    Источник: «Эксперт РА»

    Рисунок 7 - Динамика взносов по страхованию автокаско


    По предварительным данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем рынка автокаско за 2008 год составил 176 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 15%. Реальные проблемы впереди: по прогнозу агентства, за текущий год российские страховщики соберут взносов на 25% меньше, чем за год предыдущий (без учета инфляции). Анализ рынка ОСАГО представлен на рисунке 8.

    Рост рынка автокаско напрямую зависит от объемов автокредитования – до финансового кризиса по кредитам покупалось около половины всех автомобилей. В настоящий момент банки значительно ужесточили условия выдачи кредитов на покупку машины, значительно повысили их стоимость. Кроме того, в результате финансового кризиса впервые за несколько лет упали реальные доходы населения. Как следствие существенно сократился спрос на покупку автомобилей, а вместе с ним и рынок автострахования.


    Источник: «Эксперт РА»

    Рисунок 8 - Динамика взносов по страхованию ОСАГО


    В условиях резкого падения рынка все проблемы, которые закладывались в годы «благоденствия», вышли наружу. Переживут эти трудности далеко не все. Корень зла – в непозволительно близком для страховщика горизонте планирования, который был характерен для многих участников российского страхового рынка в последние годы. Значительная часть рыночных игроков решала исключительно краткосрочные задачи – привлечение как можно большего числа клиентов за счет демпинга и запредельных комиссий страховым посредникам. Тарифы сознательно устанавливались ниже статистически обоснованного уровня. Такая модель бизнеса близка к классическому варианту финансовой пирамиды, при котором выплаты старым клиентам осуществляются за счет взносов, полученных от новых, привлеченных низкой ценой полиса. Сформированных страховых резервов при такой тарифной политике, как только темпы прироста взносов станут отрицательными, станет недостаточно для осуществления выплат, что неминуемо приведет к дефолту страховщика.

    Владельцы таких компаний, формулируя цели их развития и ставя задачи перед менеджментом, прекрасно понимали, что долго так работать они не смогут. Расчет строился на том, чтобы набрать значительный клиентский портфель и продаться «на пике» инвестору, обладающему значительными финансовыми ресурсами. Кризис разрушил эти планы – выгодно продаться сумели лишь единицы.

    Компании, наращивающие свои страховые портфели за счет демпинга, не справившись со своими обязательствами, будут вынуждены уйти с рынка. Резкое сжатие банковского канала продаж приведет к истощению положительных денежных потоков, поступающих в компанию. В таких условиях в наилучшем положении окажутся компании, имеющие высоко диверсифицированные страховые портфели, как по видам страхования, так и по каналам продаж.

    Важнейший вопрос для развития рынка – как будет развиваться ситуация с демпингом в автокаско. Девальвация рубля уже вызвала рост цен на запчасти и услуги станций технического обслуживания, увеличилась средняя величина страховых выплат. В этих условиях выросла нагрузка на страховые тарифы. Однако многие страховые компании, наоборот, пытаясь любыми способами получить положительные денежные потоки, снижают страховые тарифы. В подобной ситуации демпинг – равнозначен самоубийству и является однозначным признаком резкого снижения ликвидности страховщика, ухудшения его финансового состояния.

    Казалось бы, кризис должен был отрезвить любителей демпинга – ведь встает вопрос фактически о выживании компании. Однако, по свидетельству большинства участников рынка, под влиянием кризиса ситуация с демпингом на рынке автострахования изменилась в худшую сторону: большее количество участников рынка стали демпинговать. Это является однозначным свидетельством близкого краха многих страховщиков – в лучшем случае, они будут проданы за символические деньги более устойчивым игрокам рынка, в худшем – обанкротятся, оставив без страховой защиты сотни тысяч автовладельцев.

    Составной частью проблемы демпинга является и крайне болезненный вопрос величины комиссий посредников при продаже полисов автокаско. Увеличение комиссий без повышения тарифа - это тоже неоправданный демпинг. Компании, которые собираются выполнять обязательства перед своими клиентами, а не стремятся захватить рынок, набрав убыточный портфель, должны стараться сохранить или даже сократить размер комиссий.

    Финансовый кризис сыграл важную очистительную роль для рынка автокаско – страховщики, которые переживут его, выйдут из него укрепившимися, перешедшими на новый уровень развития. Кризисная ситуация должна способствовать формированию подходов к решению наиболее фундаментальных проблем рынка автокаско. Первое место среди них занимает фактическая вмененность значительной части формально добровольного автокаско. Большая часть продаж в период бурного роста рынка автокаско не была вызвана осознанием страхователями действительной потребности в страховой защите. Из-за этого покупка полиса во многих случаях воспринималась как неприятный «побор», необходимый для получения кредита на покупку автомобиля. В сочетании с относительно низкой страховой и финансовой грамотностью населения это приводило к тому, что в качестве единственного критерия выбора страховщика выступала цена, что делало бессмысленными усилия добросовестных компаний по развитию процесса урегулирования убытков – самого главного составного элемента услуги страхования.

    В результате рынок, основанный на вмененном страховании (при покупке автомобиля в кредит), стал характеризоваться низким качеством сервиса, отсутствием специфических страховых продуктов, ориентированных на потребности отдельных категорий потребителей, низким уровень профессиональной подготовки сотрудников страховых компаний. Решить все эти проблемы можно только повернувшись лицом к клиенту, ориентируясь на более качественный добровольный спрос. Страховщики должны создавать адекватные страховые продукты и грамотно их продвигать на рынке, формировать эффективные продающие сети, выстраивать тарифную политику в расчете не на сиюминутный результат, а на длительную перспективу. Необходимо сделать так, чтобы страхование воспринималось в качестве неотъемлемой части цивилизованного образа жизни. Только компании, которые смогут решить эти задачи, смогут успешно работать на рынке в долгосрочной перспективе.

    Важную роль в развитии рынка корпоративного страхования должны сыграть страховые брокеры. Взаимоотношения между страховщиками и страховыми брокерами строятся не на краткосрочной основе получения сиюминутной выгоды, как обычно бывает со страховыми агентами в розничном сегменте, а на базе длительного сотрудничества. Долгосрочность отношений повышает качество предлагаемых страховых продуктов как по стоимости, так и по наполненности услугами. Брокеры, часто обслуживающие клиентов и по другим видам страхования, заботясь о своей репутации, следят за уровнем финансовой устойчивости страховщиков-партнеров и стараются не предлагать услуги страховщиков, которые потенциально могут не исполнить своих обязательств.

    Таким образом, рынок автострахования является самым рискованным. Снижение объемов приобретения автомобилей напрямую снижает доходы компаний. При этом выплаты могут быть велики. Компании, в которых доля автострахования превышает 70%, попали в зону особого риска.

    Рынок автострахования охватывает медленная, но уверенная паника. Объем поступлений по каско за этот год снизился на 15-20%, по подсчетам экспертов. Компании пытаются экономить на выплатах, из-за чего оказываются вне закона. Лицензии уже отобрали у 33 компаний, которые работали в сфере автострахования, и, судя по всему, на этом репрессии не окончатся.

    Компании пытаются вкладывать деньги в рекламу, делая упор на снижение цен услуг страхования. При этом платить клиентам по обязательствам не всегда получается. Это приводит к судебным тяжбам, и, как результат, к ликвидации лицензии или банкротству.

    Приведем динамику сборов страховых компаний за 2005-2009 гг. (рисунок 9).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.