МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию развития кредитования в Калужском отделении № 8608 Сбербанка России

    - «стандартная» - используется при предоставлении крупных сумм кредита. Как правило, от потенциальных заемщиков при применении такой методики требуется обеспечение и обязательное документальное подтверждение доходов;

    - «экспресс-методика» - используется при предоставлении небольших сумм кредита. Основой такой методики, как правило, является система бального скоринга оценки кредитоспособности клиента в зависимости от различных характеристик потенциального клиента (пол, возраст, профессия и т. д.).

    Зарубежный опыт потребительского кредитования показывает, что основными составляющими кредитного анализа при управлении кредитным риском в потребительском кредитовании являются:

    - анализ платежеспособности;

    - анализ вероятности погашения кредитов, на основе оценки кредитоспособности заемщика посредством модели кредитного скоринга – оценки вероятности погашения клиентом кредита;

    - проверка клиентов по различным информационным источникам (наличие отрицательной или положительной кредитной истории, достоверности предоставленной информации о себе и т. д.).

    Таким образом, в международной банковской практике на основе составляющих кредитного анализа заемщика – физического лица разработано несколько методов управления кредитным риском в процессе потребительского кредитования, важное среди которых занимает кредитный скоринг.

    Калужское ОСБ № 8608 как и многие другие российские банки уже использует данный метод управления кредитным риском при предоставлении потребительских кредитов.

    Мировая банковская практика свидетельствует о том, что за рубежом такой способ проверки клиентов в итоге сформировал целую индустрию сбора, хранения и использования для этих целей необходимой банкам информации, получаемой в основном от бюро кредитных историй.

    В настоящее время большинству банков, в том числе Калужского ОСБ № 8608, осуществляющих потребительское кредитование в России, необходимо учитывать особенности современной отечественной практики кредитования. Так, полноценное использование модели скоринга в условиях нашей страны сопряжено с рядом трудностей. Неоднозначно можно оценить скоринг с точки зрения контроля рисков. Это связано с тем, что набор характеристик в анкете и их относительный вес в объеме кредитного риска должен определяться в зависимости от анализа практики кредитования населения, экономических условий жизни и национальных особенностей. В российской банковской практике пока не накоплена достаточно статистическая база, используя которую можно разрабатывать достоверные модели кредитования. Модели скоринга также не позволяют определить некоторые заведомо ложные данные в анкете.

    В соответствии с законом «О кредитных историях» российские банки должны предоставлять информацию о заемщиках в бюро кредитных историй. Информационная база о заемщиках позволит уменьшить затраты банков, связанные с оформлением кредитов, и может быть использована для формирования статистической базы оценки рисков. На 01.01.08 г. в России зарегистрировано 30 кредитных бюро. Однако практика показала, что для эффективного функционирования кредитных бюро необходимо решение вопросов:

    1. взаимодействие банков с Центральным каталогом кредитных историй;

    2. создание единой системы хранения и предоставления сведений о должниках с целью повышения качества информации;

    3. обеспечение надежности и защиты информации кредитных бюро от возможных несанкционированных действий копирования, передачи распространения данной информации о заемщиках не уполномоченными лицами.

    Если бы такая схема была реализована, любой банк, в том числе Калужский ОСБ № 8608, заключивший соглашение с кредитным бюро, посылал бы туда запросы, а оно само разыскивало бы и получало информацию о заемщиках из другого бюро и направляло бы и получало ее в банк.

    Также для применения модели скоринга, позволяющего управлять кредитными рисками в процессе потребительского кредитования в банках должна существовать оптимальная организационная структура, обеспечивающая управление механизмом потребительского кредитования. Пример такого структурного подразделения банка с учетом специфики развития потребительского кредитования представлен в таблице 15.


    Таблица 15

    Подразделения банка, осуществляющие потребительское кредитование, и их функции

    Название структурного подразделения

    Функции подразделения

    Отдел кредитования

    -прием заявок на кредит;

    - сбор документов;

    - визуальная оценка;

    - расчет платежеспособности заемщика;

    - оформление документов по ссуде

    Отдел авторизации

    - проверка информации по информационным источникам;

    - проверка по телефону места работы и места жительства клиента;

    - проверка соответствия параметров оформляемой сделки нормативным требованиям банка;

    - принятие решения о предоставлении кредита при сумме кредита до Sa

    Кредитный комитет

    - принятие решения о предоставлении кредита при сумме кредита свыше Sk

    Отдел финансового контроля

    - проверка соответствия параметров оформляемой сделки нормативным требованиям банка при сумме кредита свыше Sf

    Отдел последующего контроля

    - проверка соответствия параметров оформленных кредитов требованиям нормативных документов банка;

    - проверка правильности оформления документов по выданным кредитам;

    - анализ качества работы отдела авторизации и кредитного отдела;

    Отдел урегулирования рисков по потребительским кредитам

    - создание, внедрение и сопровождение модели скоринга;

    - управление кредитными рисками в потребительском кредитовании


    Центральное место в данной структуре занимает отдел авторизации банка – подразделение, за отвечающее за принятие решения о предоставлении кредитов на небольшие суммы, то есть кредитов, как правило, оформленных по «экспресс-методике».

    Таким образом, для эффективного применения в Калужском ОСБ № 8608 модели кредитного скоринга, необходимо структурное преобразование в Банке, в частности, создание отделов авторизации, финансового контроля, последующего контроля, урегулирования рисков по потребительским кредитам. Создание данных отделов в Калужском ОСБ № 8608 позволит грамотно управлять механизмом потребительского кредитования.

    В области кредитования физических лиц в Калужском ОСБ № 8608, а также в российском банковском рынке в целом с проблемой роста задолженности связана проблема взыскания просроченной задолженности. Использование международного опыта, подтверждающего эффективность взыскания проблемной задолженности коллекторскими агентствами, привело к созданию в России аналогичных учреждений. Взыскание долгов является непрофильной деятельностью для банка, поэтому обращение к услугам специализированных агентств обеспечивает им более эффективное и менее затратное проведение такой работы. Механизм взыскания просроченных долгов этих учреждениями, способов и этапов взаимодействия банков с ними должен быть четко регламентирован. Коллекторские агентства в настоящее время функционируют в рамках действующего законодательства, которое не обеспечивает полноту правовой базы для эффективного развития учреждений. Законодательством не закреплены параметры, которым должны соответствовать коллекторские агентства; порядок ведения их реестра; порядок передачи информации о гражданах в эти агентства; виды и способы мер воздействия, которые могут применяться агентствами при возврате долгов. На основании вышеизложенного следует ускорить принятие Закона РФ «О коллекторских услугах и коллекторских агентствах», что будет способствовать активизации и стабильности кредитных отношений участников потребительского кредитования;

    Калужское ОСБ № 8608 является «новичком» российского потребительского рынка. Для продвижения Банка своих розничных продуктов есть два пути решения: реклама и выстраивание долгосрочных отношений с клиентами. Эффект проведения дорогостоящих реклам не всегда оправдывает расходы. В связи с этим Калужское ОСБ № 8608 проводит политику выстраивания долгосрочных отношений со своими заемщиками. В частности, Банк продвигает среди постоянных клиентов кредитные карты, что позволяет привязать заемщиков к Банку, причем не только в целях размещения кредитных ресурсов, но и для оказания клиенту иных розничных банковских услуг. Это является весьма разумным подходом для решения проблемы развития программы потребительского кредитования в Калужском ОСБ № 8608.

    Однако потребительское кредитование характеризуется довольно высокими затратами, связанными с организацией и проведением кредитных операций, а также с возможностями прироста вкладов населения и с нерациональной структурой привлеченных пассивов, в Калужском ОСБ № 8608, как и во многих других российских банках, существует проблема относительной нехватки ресурсов для развития программы потребительского кредитования.

    Для решения данной проблемы Банку необходимо активизировать депозитную политику. Реализация этой задачи возможна при использовании следующих способов привлечения ресурсов: развитии Банком России инструментов рефинансирования; размещении коммерческими банками собственных облигаций на рынке ценных бумаг; секьюритизации и рефинансирования кредитного портфеля.

    На сегодняшний день по-прежнему остается нерешенной проблема эффективного регулирования рынка потребительского кредитования. Современный российский рынок потребительского кредитования характеризуется высокими процентными ставками одновременно, следовательно, высокой доходностью активов банков, но в тоже время и высоким кредитным риском при заключении сделок. Ставки по потребительском кредитовании в России достигают 50-60% годовых, тогда как ставки при корпоративном кредитовании составляют в среднем 12-14% годовых. Учитывая тот факт, что главная цель любого коммерческого банка – получение прибыли, а также, что банк предоставляет ссуду своих вкладчиков, перед которыми он отвечает за своевременность их возврата и выплату процентов, банки просто опасаются предоставлять кредиты под низкие проценты. Ведь ему приходится учитывать риск невозврата, который в конечном итоге несет заемщик в виде высоких процентов. На рынке потребительского кредитования в настоящее время существует высокая конкуренция, и для сохранения своих потенциальных клиентов банк имеет всего лишь 2-3 дня, а иногда и до 15-30 минут, чтобы принять решение о кредитовании. Таким образом, возникает проблема эффективного регулирования рынка, связанная с недостаточностью законодательной базы РФ.

    Проведя анализ кредитов, предоставляемых физическим лицам Калужского ОСБ № 8608, и рассмотрев данную проблему на рынке потребительского кредитования, можно сделать следующий вывод. С целью решения своей стратегической задачи – занять лидирующие позиции на рынке розничных услуг, Калужское ОСБ № 8608 применяет невысокие ставки по потребительским кредитам по отношению к среднестатистическим по России. Возможно, это проводится Банком с целью поддержания конкуренции и привлечения клиентов – физических лиц, тем более что Калужское ОСБ № 8608 только в последние 3 года начал активно развивать потребительское кредитование.

    Для решения проблемы необоснованно высокой стоимости потребительских кредитов в 2005 г. Федеральной антимонопольной службой РФ и ЦБ РФ были приняты «Рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов». Кроме того уже в 2006 – 2007 гг. Банком России были приняты дополнительные действия:

    а) 12.12.06 г. было принято Указание №1759-У, вступившее в силу с 01.07.07г., дополняющее Положение Банка России от 26.03.04г. №254-п «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». В данном Указании четко регламентируется, что все ссуды, выданные с 01.07.07г., можно включать в портфель однородных ссуд только при условии доведения до клиента информации об эффективной процентной ставке. В Указании также приводится формула для расчета эффективной процентной ставки. Учитывая, что банки, активно занимающиеся потребительским кредитованием, не могут позволить себе индивидуально оценивать каждый кредит, кредитным организациям приходится выполнять данное предписание. Вместе с Указанием №1759-У ЦБ РФ выпустило Письмо №175-Т «Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам», где приводятся примеры расчета эффективной процентной ставки, в том числе и для кредитных карт.

    б) ЦБ РФ выпустило письмо 78-Т от 01.06.07г. где четко указано какие виды комиссий и неплатежей должны включаться в расчет эффективной процентной ставки.

    Например, банк может ее мелким шрифтом где-нибудь в середине текста договора. В итоге, учитывая, что договор предоставляется клиенту лишь в момент его подписания, заемщик фактически не успевает ознакомиться с эффективной процентной ставкой банка.

    В Закон РФ «О потребительском кредите» необходимо внести следующие дополнения:

    - эффективная процентная ставка должна быть указана в кредитном договоре шрифтом не меньшим, чем любое из существенных условий (срок, сумма и т. д.);

    - эффективная процентная ставка должна доводится до потребителя не только в момент подписания договора кредитования, но и в рекламе потребительских кредитов и в момент консультации клиента о потребительском кредите.

    Введение данных дополнений в закон РФ «О потребительском кредите» позволит повысить доверие населения к коммерческим банкам.

    В 2005-2007 гг. Калужское ОСБ № 8608 начал активно развивать программу ипотечного кредитования. Данный вид кредитования характеризуется большим риском как для кредитора так и для заемщика. Увеличение банковского кредитного риска является основным фактором, препятствующему массовому распространению программ ипотечного жилищного кредитования с высоким показателем LTV – показателем, использующимся в мировой практике ипотечного кредитования, отражающем отношение между основной суммой кредита и оценочной стоимостью заложенного имущества, являющегося его обеспечением. По общемировым стандартам величина LTV находится на уровне 75-80%. Широкое распространение кредитных программ с высоким уровнем LTV имеет важное экономическое и социальное значение. Для банков внедрение новых кредитных продуктов позволяет получить следующие преимущества:

    - расширение круга заемщиков ипотечных кредитов;

    - увеличение базы потенциальных клиентов банка, отношения с которыми строятся на долгосрочной основе;

    - распределение кредитного риска между банком и страховой компанией;

    - увеличений объемов ипотечного кредитования.

    Однако при проведении ипотечного кредитования с высоким уровнем LTV до 90-100% может сложиться ситуация, когда средств, полученных от продажи заложенного имущества, окажется недостаточно для покрытия всех требований и убытков залогодержателя, то есть произойдет реализация риска недостаточности обеспечения ипотечного кредита.

    Заключение договора страхования кредитного риска может защитить имущественные интересы и обеспечить гарантии исполнения требований и возмещения расходов кредитора в случае неплатежеспособности заемщика при проведении ипотечного кредитования с повышенным уровнем LTV.

    Следующий актуальный вопрос в области кредитования физических лиц в Калужском ОСБ № 8608, требующий решения - неравномерное обеспечение доступа населения к услугам Банка. Известно, что 60 млн. (40%) россиян лишены постоянного доступа к банковским услугам. Люди, живущие на отдаленных территориях России, до сих пор получают на банковские продукты на лошадиных повозках или через вагоны железной дороги.

    На сегодняшний день определяющим условием развития банковских кредитных услуг для населения страны по-прежнему является расширение филиальной сети Банка в регионах.

    Несмотря на положительную динамику, Россия по-прежнему отстает от США и европейских государств по количеству банковских офисов на душу населения. На каждые сто тысяч россиян пока приходится всего 14 банковских отделений (на начало прошлого года их было 11). Это в 5-6 раз меньше, чем в развитых странах, и в 3-4 раза меньше, чем в динамично развивающихся государствах Центральной и Восточной Европы. С другой стороны, с учетом нашей географии обеспечить банковскими услугами большинство граждан Российской Федерации – очень непростая задача. Условия в России несравнимы со странами, где проживание компактное. В нашей стране около две трети территории сопряжена с немалыми трудностями. И в первую очередь – с отсутствием стимулов, отсутствием экономической эффективности. Основным сдерживающим фактором развития банковских сетей является низкий уровень доходов населения большинства регионов, что влияет на доходность, а следовательно, и на финансовую устойчивость подразделений Банка, открываемых в отделенных регионах.

    Нужно признать, что за последние нескольколет в решении этого вопроса произошли существенные позитивные изменения: совершенствуется нормативная база, направленная на создание благоприятных условий по развитию банковской филиальной сети. Так Центральным Банком РФ были приняты нормативные документы, существенно упростившие кредитным организациям создание новых банковских структур, в том числе так называемых операционных офисов. Позитивный вклад в этот процесс, безусловно внесло создание и совершенствование системы страхования вкладов.

    А также существенную поддержку в решении вопроса равномерного обеспечения населения кредитными услугами Банка могут оказать местные органы власти, способные предоставить Банку в аренду на льготных условиях подходящие помещения. В этом заинтересованы все и Калужское ОСБ № 8608, снижающий затраты на расширение региональной сети, и местные органы государственного управления, получающие совместную финансовую инфраструктуру для развития региональной экономики, и население российских регионов, получающее доступ к банковским услугам.

    Кредитная политика Калужского ОСБ № 8608 в последние два года стала направляться на активное развитие ипотечного и потребительского кредитования, а также автокредитования. В связи с этим в Калужском ОСБ № 8608 предстоит решение вопроса предоставления новой услуги на рынок и обеспечения ее платежеспособным спросом, что чаще всего бывает достаточно сложным в российских условиях рынка банковского кредитования. В этой связи думается, что основной акцент Банку стоит делать на внедрении инноваций и усовершенствований в отношении части банковского продукта или услуги. Более того, применительно к российскому гражданину такой подход был бы целесообразен, поскольку пока уровень развития отечественной банковской системы не настолько высок, чтобы клиент мог осознать степень внедренных банком инноваций в отношении какой-либо услуги в целом. Уровень доверия к банковским услугам в России пока, несмотря на постепенное улучшение ситуации, достаточно низок, поэтому решившись на массовые инновации, Банка (особенно его филиалы) рискует получить убытки.

    Именно поэтому все упомянутые виды продуктов в Калужском ОСБ № 8608, особенности их внедрения и функционирования нуждаются в своевременном мониторинге и установлении уровня целесообразности их внедрения. Главное здесь для Банка то, что прежде чем пытаться вводить какие-либо инновации в условиях российских реалий и специфичности развития отечественного банковского сектора, необходимо «прощупать почву» перед началом подобных экспериментов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.