Управление банком в рыночных условиях
Однако, несмотря на перечисленные выше мероприятия,
банковский сектор все еще остается небольшим по размеру и недостаточно
развитым. На конец 2001 г. общий объем активов банковской системы КР составлял
5,1 миллиарда сомов (около 7 процентов от ВВП). Отношение депозитов к ВВП
составило около 4 процентов.
Наряду с восстановлением рентабельности в 2002 г.
существует несколько факторов, которые ограничивают возможности банков по
использованию своего потенциала получения прибыли в полном масштабе. В
настоящее время банки вкладывают около 40 процентов своих активов в
краткосрочные ценные бумаги и держат на корреспондентских счетах в зарубежных банках,
что дает невысокую доходность, которая к тому же сокращается. Из-за отсутствия
доверия к банковской системе привлечение средств банкам обходится дорого: банки
вынуждены платить «надбавку за доверие» в форме относительно высоких, хотя и
снижающихся процентных ставок по депозитам. Кроме того, остаются высокими
затраты банков. Из-за отсутствия прозрачности финансовой отчетности
ссудозаемщиков и трудностей в отторжении залогового обеспечения
кредитование является сложным и рискованным, поскольку банки несут большие
расходы по проверке ссудозаемщиков, отслеживанию кредитного риска и возврату
долгов.
Среднее отношение затрат к доходу банков на конец 2001
г. составило примерно 77 процентов. Хотя это и высокий показатель, но он имеет
тенденцию к сокращению. Также, ухудшившееся с 1998 г. качество активов
продолжает сохраняться, классифицированные кредиты составляют в настоящий
момент 11,5 процента всех кредитов. Причиной тому является неправильная оценка
банками рисков, низкая культура управления кредитным портфелем, недостаточное
качество менеджмента, отсутствие должной системы внутреннего контроля и аудита.
В целом малые размеры банковского сектора в
Кыргызской Республике и наличие недостатков в работе коммерческих банков не
способствуют привлечению депозитов, направлению кредитных ресурсов на
эффективные проекты и предоставлению платежных услуг, а также снижают доверие
со стороны населения. Иными словами, до сих пор банковской системой не
достигнут тот необходимый уровень финансового проникновения, который позволил
бы охарактеризовать банковскую систему страны как стабильного, надежного и
эффективного финансового посредника в мобилизации и распределении денежных
ресурсов.
Несмотря на то, что НБКР проделал значительную работу
по укреплению и совершенствованию функции банковского надзора, проблемы еще
сохраняются, особенно в том, что касается обеспечения соблюдения коммерческими
банками нормативных положений, регулирующих банковскую деятельность. Требуется
дальнейшее укрепление надзора и повышение эффективности выполнения надзорных
положений. В этих целях НБКР и Правительство подготовили и представили в
Жогорку Кенеш пакет законопроектов, которые будут способствовать эффективному
осуществлению надзорных функций соответствующими органами.
Определенного прогресса удалось добиться в деле
выявления проблем на ранней стадии. Но во многих случаях, когда Управление
банковского надзора (УБН) применяло санкции, банки не выполняли соответствующие
решения и предписания надзора и/или суды пересматривали эти решения в пользу
банков. Совершенствование судебной системы позволит обеспечить эффективное
применение предусмотренных законодательством санкций банковского надзора
В настоящее время в Кыргызской Республике отсутствуют
основные предпосылки для введения системы страхования (защиты) депозитов,
которые, как известно, включают стабильную и здоровую банковскую систему,
сильный общественный и банковский надзор, а также обеспечение выполнения
требований регулирующих органов и положений контрактов. Особое значение имеет
наличие в целом здоровой банковской системы и органов банковского надзора,
имеющих возможность эффективно и своевременно ограничить риски, с которыми
может столкнуться система страхования. Надзорный орган должен иметь возможность
предварительно отбирать банки для участия в системе страхования, чтобы
убедиться в том, что они выполняют пруденциальные требования.
В случае внедрения системы страхования депозитов до
выполнения этих условий возникнут недопустимо высокие риски как для банковской
системы, так и для государства. В создании такой системы должны быть
заинтересованы прежде всего сами коммерческие банки, так как тщательно
разработанная и совместимая со стимулами система страхования депозитов будет
способствовать восстановлению доверия к банковской системе и развитию
посреднической функции банков на основе привлечения большего объема депозитов.
На данный момент значительные экономические издержки
имеются в связи с отсутствием прозрачности в реальном секторе, особенно в плане
доверия потенциальных инвесторов и общественности к банкам и отечественным
предприятиям. Недостаточная степень транспарентности и раскрытия информации
остается одним из основных сдерживающих моментов для развития и
совершенствования финансового посредничества в Кыргызской Республике.
Лишь небольшое число банков и корпораций проходит
эффективную аудиторскую проверку, осуществляемую либо надежными отечественными
аудиторами, либо известными международными аудиторами. В результате, проблемы
банков зачастую остаются незамеченными аудиторами. Существующие в настоящее
время в республике аудиторские компании не всегда проводят аудит в соответствии
со стандартами, как это определено Законом «Об аудиторской деятельности», хотя
сами кыргызские стандарты соответствуют международным.
Платежная система обеспечивает хозяйствующим субъектам
и населению своевременное проведение всех видов безналичных платежей и
расчетов, а также расчетов наличными денежными средствами, проводимых через
банки. Сроки прохождения платежей на сегодняшний день установлены минимально
возможные с учетом необходимости обработки и проведения платежей на бумажной
основе.
В настоящее время значительная доля платежей населения
проводится по внутрибанковским платежным системам коммерческих банков с
разветвленной филиальной сетью. Вместе с тем, рынок регулярных платежей и
выплат остается не охваченным единой платежной системой в целом по республике.
Проведение этих видов платежей осуществляется по стихийно сложившимся
внутрикорпоративным платежным системам в организациях, предоставляющих
регулярные услуги. Доступ к платежным услугам неравномерен в центре и в
областях. Выплаты заработной платы, пенсий, пособий и поступления в бюджет
осуществляются, как правило, наличными денежными средствами, что связано с
высокими финансовыми и временными затратами в целом для государства.
Банковская система развивается в окружении других
финансовых рынков, таких как рынок капитала, страховой и пенсионный сектора,
которые в настоящее время невелики по размерам и не имеют системного значения.
Таким образом, необходимы значительные усилия для
того, чтобы банковская система успешно и своевременно выполнила цели и
задачи, определенные Комплексной основой развития Кыргызской Республики.
Реализация основных мер, предусмотренных настоящей Стратегией реформирования
банковской системы, направленных на решение имеющихся проблем позволит
восстановить доверие общества к банкам и финансовой инфраструктуре и повысить
уровень финансового посредничества
Стратегии реформирования банковской системы.
Целью проводимых стратегических
реформ в банковской системе Кыргызской Республики является достижение
стабильности банковской системы и повышение уровня финансового посредничества
банков. Данная цель сформулирована в соответствии с Комплексной основой развития
Кыргызской Республики до 2010 г. (КОР) и является неотъемлемой частью (проекта)
Национальной Стратегии Сокращения Бедности Кыргызской Республики. Для
реализации банковских реформ определены следующие задачи: усиление мер по
мобилизации денежных ресурсов, повышение доверия населения к банковской
системе, защита вкладчиков, повышение эффективности платежной системы, создание
возможностей для доступа широких слоев населения к необходимым и современным
банковским услугам. Успешное решение
этих задач является одним из важных и необходимых условий экономического
роста страны как основы сокращения бедности и повышения уровня жизни народа
Кыргызстана.
Ответственными за реализацию Стратегии должны
выступать Правительство Кыргызской Республики, Национальный Банк Кыргызской
Республики, органы, занимающиеся реструктуризацией финансово-кредитных
учреждений, а также коммерческие банки, , неправительственные организации и
объединения, участвующие в микрофинансировании, консалтинговые и аудиторские
компании. Реформирование банковской системы предполагает, в первую очередь,
обеспечение выполнения стандартов и принципов корпоративного управления в
банках, повышение ответственности должностных лиц банков, укрепление
банковского надзора; усовершенствование деятельности и/или приватизацию
государственных банков; повышение эффективности деятельности Агентства по
реорганизации банков и реструктуризации долгов (DEBRA); укрепление основ
бухгалтерского учета и аудита; а также модернизацию платежной системы.
Стратегия дальнейших реформ в банковском секторе
Кыргызской Республики состоит из нижеследующих основных направлений, которые
содержат меры по повышению уровня финансового проникновения, совершенствованию
правовой и судебной системы, укреплению общественного и банковского надзора с
указанием ответственных исполнителей/координаторов.
Посреднические функции частных банков
– Для развития эффективной посреднической функции
частных банков требуются решительные шаги в трех областях. Во-первых,
необходимо повысить стимулы использования эффективных методов кредитования,
обеспечивающих своевременный возврат активов в полном объеме. Во-вторых,
необходимо восстановить доверие к банковской системе для того, чтобы банки
могли направлять все большие объемы сбережений на кредитование частного
сектора. В-третьих, необходимо повысить прозрачность структуры собственности и
внедрить в практику принципы корпоративного управления.
Восстановление доверия к банковской системе.
– В целях укрепления доверия населения к банковской
системе коммерческие банки и НБКР будут приложены усилия по улучшению
управления рисками, соблюдению критериев надлежащего (адекватного) капитала и
соответствия качества кредитов. Будут предприняты шаги по разработке системы
страхования депозитов, спроектированной в соответствии с лучшей мировой
практикой, и постепенному ее внедрению при выполнении следующих предварительных
условий: создание стабильной и здоровой банковской системы, усиление
общественного и банковского надзора, определенность в отношении судебной системы,
а также обеспечение выполнения требований регулирующих органов и положений
контрактов.
– НБКР, коммерческие банки и Ассоциации банков с
целью предоставления общественности информации о банковских услугах и
пропагандирования использования банковских продуктов в качестве сберегательных
инструментов проведут информационную кампанию и обследование в отношении
использования банковских услуг. НБКР будет вести работу по информированию
общественности относительно реализации реформы банковской системы, что в
частности, будет выражаться в раскрытии и разъяснении информации о
разрабатываемых и принятых НБКР нормативных правовых актах, проводимых
мероприятиях и их результатах.
– Реформа судебной системы позволит обеспечить
эффективное применение предусмотренных законодательством требований по защите
банков, как основных кредиторов и санкций банковского надзора.
– После того, как НБКР и Правительством будут
обеспечены необходимые предпосылки НБКР представит в Жогорку Кенеш Закон о
страховании /защите депозитов.
Корпоративное управление.
– Необходимой
мерой и требованием реформ банковского сектора является внедрение принципов
корпоративного управления и усиление ответственности руководителей банков.
Принятие Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской
Республики «О банках и банковской деятельности» является одним из главных
условий выполнения данного пункта стратегии.
– Для подтверждения транспарентности банковской
системы НБКР продолжит работу по отслеживанию объединений, товариществ и взаимных
инвестиций между акционерами и вкладчиками и по предоставлению коммерческими
банками информации о существующих взаимных инвестициях. Структура
собственности, включая конечных владельцев, будет доводиться коммерческими
банками до сведения общественности в годовых отчетах в соответствии с
Международными стандартами финансовой отчетности. НБКР намерен
усовершенствовать нормативную базу, способствующую осуществлению
консолидированного надзора за банковскими холдингами и группами, вплоть до
разработки соответствующего законодательства.
– В рамках совершенствования банковского законодательства и
внедрения консолидированного надзора может быть рассмотрен вопрос об изменении
ограничений по участию нефинансовых юридических лиц в капитале банка.
Повышение эффективности регулирования
– НБКР продолжит политику по дальнейшему постепенному
увеличению требований к минимальному размеру капитала (собственных средств) для
укрепления позиции банков по капиталу и для обеспечения заинтересованности
банков в повышении эффективности деятельности на основе более высоких
показателей эффективности использования капитала. Критерии для определения
уровней и сроков увеличения размера капитала будут прозрачными и применяться
одинаково ко всем банкам.
– Будет усовершенствована нормативная база по
регулированию коммерческих банков в части управления рисками - операционным,
риском процентной ставки, рыночным риском и др.
– В целях мониторинга и перекрестной проверки методов
управления рисками в банках и дальнейшего усовершенствования структуры
периодических регулятивных отчетов, Управление банковского надзора будет
использовать и развивать методы анализа, аналогичные стресс-тестированию,
продолжая работу для поддержания системы внешнего надзора.
– НБКР принял постановление, согласно которому
коммерческие банки должны в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете»
разработать учетные политики, основанные на Международных стандартах
финансовой отчетности (МСФО). Для оказания помощи коммерческим банкам в
ведении организации бухгалтерского учета в соответствии с МСФО НБКР будет
оказывать постоянное содействие и разработает практическое руководство по
применению МСФО в коммерческих банках.
– В рамках совершенствования банковского
законодательства будут рассмотрены вопросы совершенствования правил
регулирования юридических отношений между коммерческими банками и клиентами;
правовой защиты сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей от имени
НБКР; обмена конфиденциальной информацией с другими государственными
органами, осуществляющими надзор за финансовым сектором, и с внешними
аудиторами на взаимной основе; а также полномочий надзорного органа назначать,
утверждать назначение и требовать замены внешних аудиторов и предоставления
специальных надзорных отчетов.
– НБКР продолжит работу по обеспечению достаточного
уровня профессионализма и квалификации сотрудников банковского надзора и
юридического отдела.
– В рамках проводимой денежно-кредитной политики НБКР
и Правительство будут способствовать развитию и углублению финансовых,
валютных рынков и рынка страховых услуг. Минфин и НБКР разработают
стратегию управления внешним долгом страны, которая будет доведена до
общественности.
Платежная система
– Целями развития платежной системы являются повышение
эффективности и прозрачности платежных операций, увеличение доли безналичных
расчетов, увеличение скорости прохождения платежей, создание в Кыргызской Республике эффективной системы безналичных расчетов
через счета в коммерческих банках. До конца 2002 года Правительством и НБКР
будет принята Государственная программа мероприятий на 2003-2005 годы по внедрению системы безналичных платежей и
по созданию инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение
платежей в Кыргызской Республике.
– В целях повышения эффективности, сокращения сроков
проведения платежей и увеличения объемов безналичных расчетов в экономике
планируется осуществить переход к системе электронных платежей, основанной на
нормативно-правовой базе, обеспечивающей безопасное функционирование платежной
системы. Необходимо создать механизмы резервирования и аварийного
восстановления работы платежных систем, заключить договора и соглашения по
распределению ответственности между участниками электронных платежей.
– Будет разработан детальный план мероприятий по
постепенному переходу и принятию международных стандартов в платежной системе
Кыргызской Республики в отношении идентификационных кодов банков, нумерации
счетов, форматов платежей для обеспечения прозрачности при проведении платежей
и расчетов.
– Развитие платежной системы предусматривает
построение современной архитектуры (ставшей классической в большинстве стран
мира) эффективно действующей платежной системы, состоящей из трех основных
компонентов:
– Системы валовых расчетов в
режиме реального времени (СВРВ) для проведения крупных и срочных платежей путем
перевода средств по корреспондентским счетам участников, открытым в
Национальном банке.
– Система будет обеспечивать
расчеты по сделкам на финансовых рынках: с ценными бумагами по принципу «поставка
против платежа» (DVP), в иностранной валюте (PVP),
быстрые и окончательные расчеты по сделкам на межбанковском кредитном рынке, а
также гарантировать проведение окончательных расчетов по другим внутренним
платежным системам.
Пакетной клиринговой системы – система клиринговых
расчетов по обработке некрупных, мелких, розничных и регулярных платежей в
пакетном режиме. Централизованно
используемая система межбанковского пакетного клиринга обеспечит создание
конкурентоспособной розничной банковской среды, позволяющей работодателям
выбрать свой обслуживающий банк, и предоставляющей физическим лицам право
выбора обслуживающего банка, через который они будут получать заработную плату,
пенсии, пособия и оплачивать свои счета.
–
Система расчетов
пластиковыми картами для проведения мелких розничных клиентских платежей будет
предназначена для обработки операций по
дебетовым и кредитовым карточкам. Для
обеспечения справедливых и равноправных условий доступа для всех участников
национальный процессинговый центр системы должен находится в совместном
владении между коммерческими банками и другими учреждениями, имеющими лицензии
на право привлечения депозитов.
–
Система
будет обеспечивать управление находящимися в совместном пользовании банкоматами
и терминалами в торговых точках и станет провайдером услуг для лиц, не имеющих
банковские счета, и потенциально будет оказывать услуги сервисного бюро для
корпораций и предприятий по сбору регулярных платежей. Для целей управления
рисками окончательный расчет по ежедневным операциям будет отражаться по
корреспондентским счетам участников в НБКР. НБКР будет регулировать работу
системы для обеспечения операционной безопасности, надежности и защиты
интересов граждан при получении доступа к платежным услугам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|