МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характеристика сущности и особенностей функционирования исламских банков

    Характеристика сущности и особенностей функционирования исламских банков

    Характеристика сущности и особенностей функционирования исламских банков

    исламское банковское дело мудараба мушарака

    Исламское банковское дело как парадигма финансовой деятельности есть часть системы взглядов мусульман на принципы и механизмы организации хозяйственной жизни общества, охватываемых понятием «исламская экономика». В новейшее время исламское банковское дело исторически предшествовало появлению национальных исламских экономик, как хозяйственных комплексов, воспринявшим экономические технологии, которые предлагает ислам. Хотя наличие исламского банка или банков в той или иной стране само по себе, разумеется, не делает ее экономику исламской. Более того, как показывает опыт Ирана, Пакистана, Судана, даже всеобъемлющая экономическая исламизация де-юре на деле не гарантирует полного соответствия идеальной модели.

    В исламской модели банки выполняют ту же функцию, что и в традиционной. Банки необходимы обеим по одним и тем же причинам – для компенсации изъянов финансовых рынков: пространственной и временной неравномерности спроса на финансовые ресурсы и их предложения; неадекватности информации; трансакционных издержек, связанных с выявлением и приобретением желаемых активов; необходимости профессиональных навыков и наличия экономии от масштаба.

    Как известно, банки обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников. Если в части проведения платежей между хозяйствующими субъектами (а это практически всегда комиссионный бизнес) исламский банк по принципам своей работы вовсе не отличается от традиционного, в том, что касается функции финансового посредника, имеется фундаментальное расхождение. Выполняя эту роль, исламский банк точно так же аккумулирует те денежные ресурсы общества, которые в данный момент времени непосредственно не используются их распорядителями (в исламской терминологии), трансформируя созданные за их счет пассивы в источник финансов для экономических агентов, испытывающих дефицит ресурсов. За исполнение такой роли в рамках общественного разделения труда финансовый посредник должен иметь возможность возместить свои фактические затраты и заработать определенную прибыль как вознаграждение за проделанную работу.

    В обычной («западной») банковской системе деньги сначала заимствуются у одной группы экономических агентов, а затем ссужаются другой группе. Обе части «уравнения» предполагают ссудный процент: выплату – «слева», взимание – «справа». В исламской модели, исключающей процент (рибу), дело обстоит иначе и по обыкновению описывается термином «profit and loss sharing» («участие в прибыли и убытках», «солидарное разделение прибыли и убытков»), или PLS. В сущности, она восходит к докапиталистической форме финансирования деловых предприятий, основанной на партнерстве: для проведения операции ее инициатор-предприниматель получал кредит в обмен на предоставление кредитору права участия в ожидаемой прибыли. Естественно, финансирующая сторона не только имела право требования к дебитору, но и с необходимостью делила его риск и несла сопряженные убытки.

    В описанной схеме одна сторона, в сущности, выступает как агент, а другая – как принципал. В шариате такая форма контракта называется «мудараба». В Мекке она практиковалась еще в доисламский период, ею пользовался Мухаммед во время своей купеческой деятельности. Впоследствии пророк утвердил мударабу в качестве разрешенной формы контракта.

    Мудараба, таким образом, есть партнерство в прибыли. Ее суть состоит в следующем. Одна сторона (раб уль-маль – владелец денег, финансист) вносит в предприятие капитал, вклад второй стороны (мудариба – агента) – физический труд или управленческая деятельность, благодаря которым предприятие, собственно, и реализуется. Получаемая прибыль делится между сторонами в той пропорции, которую они заблаговременно установили формальным соглашением. В то же время, если предприятие терпит неудачу и оборачивается не прибылью, а убытками, финансовые потери ложатся только на раб уль-маля. Шариат полагает, таким образом, что потери, понесенные второй стороной и выражающиеся, соответственно, в безрезультатной затрате физической и нервной энергии и времени, не менее весомы, чем потерянные деньги. Иными словами, вероятные риски и убытки, так сказать, не смешиваются и остаются функцией конкретного ресурса: денег для финансиста и человеческой энергии – для предпринимателя.

    Это – фундамент мударабы. Она, однако, имеет и другие неотъемлемые свойства. Так, после вступления контракта в силу раб уль-маль не может вмешиваться в дела предприятия – ни в управление, ни в производство, ни в сбыт, ни в учет, хотя, естественно, он может проверять, как ведутся дела. На стадии согласования позиций сторон он может сформулировать любые условия, кажущиеся ему уместными, которым агент-предприниматель, в случае своего согласия, в дальнейшем обязан строго следовать. Хотя мудариб получает денежные средства не в качестве ссуды и потому, как мы говорили, не связан обязательствами в отношении потерь, возникающих вследствие объективных, рыночных факторов, он, однако, может быть привлечен к ответственности в случае, если доказана его прямая вина за их возникновение, скажем, в результате некомпетентных действий, халатности, злонамеренности и прочее. Далее, первоначально установленная пропорция распределения прибыли, равно как и другие условия, не подлежат изменению в течение срока действия контракта. Пересмотр тех или иных его положений, при обоюдном согласии сторон, требует расторжения договора и полноценного его перезаключения на новых условиях. Соответственно, распределение прибыли происходит не на календарной основе, а только по окончании действия контракта; на практике, впрочем, этот принцип не является препятствием заключению договора на срок, досрочному прекращению контракта по инициативе любой из сторон, подведению промежуточных финансовых итогов как бухгалтерской процедуре. Мудариб вправе внести в дело и свои собственные средства, «смешав» их, в порядке операционной процедуры, со средствами раб уль-маля. Если по ходу осуществления предприятия мудариб получает некий доход, то он вычитается из его доли прибыли, возникающей по итогам трансакции, или удерживается для покрытия убытков, когда таковые образуются.

    Реализуя стандартную функцию финансового посредника, исламские банки пользуются операционной моделью, разработанной на основе описанного контракта. Эту модель принято называть двусторонняя мудараба (см. ниже). Банк, аккумулируя средства вкладчиков, выступает в роли мудариба, заключая с ними соответствующий договор, обязуясь разместить эти средства в активы, должные принести доход, но не гарантируя получение дохода. Одновременно исламский банк действует как раб уль-маль, направляя клиентские деньги в различные операции, разрешенные шариатом. Естественно, эти операции вовсе не обязательно сами имеют форму мударабы.

    Как, если говорить более подробно, банковская система в исламской модели генерирует свои пассивы и активы?

    Известно, что одним из источников банковских пассивов является капитал. Обычно это довольно небольшая сумма в общем объеме пассивов, и порядок формирования уставного фонда в исламском банке не имеет специфических отличий.

    Обязательства исламского банка складываются из средств клиентов на текущих (до востребования) и инвестиционных счетах; как бы промежуточную нишу занимают сберегательные вклады. Первые два вида счетов структурируются либо как кард хасан, либо как амана. Кард хасан есть безвозмездная ссуда, выданная из добрых чувств, из сострадания, благорасположения. При создании ресурсной базы банка он является получателем кард хасан от вкладчика на условиях отсутствия какой-либо доходности, с одной стороны, и возможности распоряжаться полученными средствами, с другой, – в соответствии с особенностями данного типа контракта.

    Право распоряжения – важное свойство, отличающее кард хасан от другой формы передачи ресурсов – аманы. «Амана» буквально означает «вещь, отданная на хранение», а в практическом контексте составляет саму функцию или действие по ответственному хранению. Очевидно, что в данном случае под ответственным хранением понимается контракт, в рамках которого депозитарий выполняет приказы владельца о совершении неких действий с предметом хранения, удерживает плату за выполнение приказов и за счет владельца компенсирует сопряженные с выполнением поручения расходы, но не имеет права распоряжаться самим предметом.

    Различия между текущими и сберегательными счетами (вкладами) в исламском банке в основном те же, что и в банке традиционном.

    Однако политика исламского банка в отношении выплаты вознаграждения держателю счета, прежде всего сберегательного, имеет свою особенность. Она связана с тем, что в исламе должник, возвращая заем, не предполагающий участия в прибыли и убытках (в основном, это кард хасан), имеет право по своей доброй воле, ничем не обусловленной, кроме личного расположения к кредитору, присовокупить к номинальной сумме долга некую надбавку, размер которой не зависит ни от чего, кроме неких субъективных установок заемщика и его возможностей. Данный постулат фикха восходит к сунне пророка и имеет практическое применение в банковском деле.

    Банки предлагают различные сберегательные схемы, которые кроме своих финансовых условий отличаются и набором сопряженных мер поощрения клиента. Конечно, ортодоксальное толкование шариата исключает посулы вознаграждения. Но национальные особенности интерпретации фикха, исходящей от шариатских советов, потребности конкурентной борьбы подвигают банки – например, в Малайзии – на то, чтобы включать такие обещания в рекламные материалы и сами договоры банковского вклада. Вознаграждения могут иметь и почти символический вид, как в случае вкладов, рассчитанных на детей (например, часы с каким-нибудь популярным мультперсонажем и тому подобное). Это могут быть денежные призы, разыгрываемые в лотерею, – при том, что розыгрыши такого рода в более строгих исламских юрисдикциях, по крайней мере, не приветствуются. Наконец, банк выплачивает некоторые суммы без всякого розыгрыша, если это позволяет заработанная им прибыль; тогда это делается по принципу, близкому к тому, на котором построено определение доходности срочных депозитов.

    Что касается срочных вкладов (обычно именуемых инвестиционными), то они представляют собой мударабу в чистом виде, предстающую в своих вариациях. Некоторые авторы говорят о мударабе открытой и закрытой, то есть допускающей досрочное изъятие средств или, соответственно, не допускающей. Это, по-видимому, не вполне корректно, поскольку среди юристов существует мнение, что оригинальный контракт мударабы допускает выход из дела любой из сторон в любой момент времени. Мудараба может быть ограниченной и неограниченной, то есть клиент определяет, желает ли он, чтобы его средства вкладывались в какой-то конкретный вид или виды активов, или дает банку в этом вопросе карт-бланш. Мудараба также организуется как специальная и общая. Здесь от выбора клиента зависит, будут ли его деньги работать отдельно от средств других вкладчиков, или он позволяет банку включить их в совокупный пул срочных обязательств. Соответственно, прибыль будет рассчитываться исходя из данных обстоятельств. В пользу специальной мударабы – лучшая возможность контроля со стороны раб уль-маля и отсутствие связи с динамикой общей прибыли банка, которая может оказаться и отрицательной. Против данной разновидности контракта – возможное недополучение прибыли из-за недостаточной величины средств, инвестируемых через специальную мударабу.

    Для калькуляции доходности инвестиционных вкладов, банк, чаще всего, применяет унифицированную таблицу распределения прибыли между ним и клиентом, включаемую в стандартный пакет документов, выдаваемых вкладчику. Применяемые пропорции могут зависеть только от срока вклада без учета его величины. Например, у «Шамиль Бэнк (Исламик Бэнкерз)»* доля клиента колеблется от 66,67% для самых коротких, 7-дневных депозитов (и для бессрочных сберегательных вкладов), до 85% для базовых срочных вкладов на 1 год. При заключении договора об индивидуальном инвестиционном портфеле она доходит до 90%.

    Банки могут предложить клиенту или вложение полной суммы его вклада, или создание подобия резерва. В целом, они предпочитают именно второй путь, изымая 10% вклада для образования соответствующего фонда.

    Банки разрабатывают собственный алгоритм распределения прибыли. «Аль-Барака Бэнкинг Груп» предлагает вкладчику совместный инвестиционный счет и специальный инвестиционный счет. Доход банка, складывающийся из поступлений от капиталовложений и агентского вознаграждения, распределяется следующим образом. Одна часть его, сообразно согласованной пропорции, отходит клиенту; из этой суммы также удерживается агентское вознаграждение. Оставшаяся часть напрямую поступает на счета акционеров, так как банк использует для проведения операций и свой капитал, который сформирован за счет взносов владельцев. Полученные же от клиентов комиссионные зачисляются в совокупную прибыль банка, распределяемую по итогам года. Это – стандартная формула, применяемая для совместного счета. В случае специального счета имеются некоторые отличия, состоящие в том, что комиссионное вознаграждение есть не фиксированная величина, а некий процент от суммы инвестируемого капитала клиента, доход исчисляется не от прибыли, принесенной трансакцией, а как сумма прироста капитала (то есть разница между вложенной суммой и суммой, полученной от реализации актива).

    В «Бахрейн Исламик Бэнк» чистая прибыль рассчитывается по формуле ПРИБЫЛЬ = ПОСТУПЛЕНИЯ – ВСЕ РАСХОДЫ БАНКА – РЕЗЕРВ (как общая сумма резервов по различным типам счетов). Банк оставляет за собой 25% от полученной прибыли, оставшиеся 3/4 идут вкладчикам. Основа расчета прибыли отдельного клиента – минимальный помесячный остаток на счете, то есть та сумма, которой банк может воспользоваться для активных операций. Для калькуляции берется удельный вес конкретного типа счетов в общей массе инвестированных средств.

    Следует оговориться, что вопрос о распределении прибыли не столь тривиален и представляет собой еще один проблемный аспект деятельности исламских банков.

    Общепризнано, что работа исламского банка в определенном отношении напоминает работу рискового открытого совместного фонда. Однако это лишь внешнее сходство. Согласно дефиниции, принятой, скажем, в США., инвестиционная компания есть финансовая организация, продающая свой капитал, вкладывающая поступления от продажи с целью достижения сформулированных ею инвестиционных целей и распределяющая среди своих акционеров или пайщиков чистый доход и сумму чистого прироста капитала. Одним из видов инвестиционной компании является открытый, или совместный, фонд. Такой фонд выпускает свободно обращающиеся на рынке ценные бумаги, подлежащие погашению по предъявлении. Право собственности в фонде оформлено в виде его акций или паев, с которыми прямо соотносится пропорциональная часть чистых активов. В отношениях с инвестиционной компанией покупатели паев выступают в качестве акционеров, то есть владельцев некоторой части ее капитала, и как таковые имеют право на регулярное получение подробной информации о бизнесе и право голоса по существенным вопросам, скажем, изменения инвестиционной политики. Следовательно, они в силах влиять на стратегию компании.

    Исламский банк, можно сказать, тоже продает «паи» инвесторам-вкладчикам, «эмитируя» контракты на депозиты по форме мударабы, выплачивая доход. Так он формирует свои пассивы, но не капитал. Вкладчики исламского банка при снижении прибыльности его операций принимают на себя часть этих убытков, сообразно закрепленной в договоре вклада пропорции, и, таким образом, они мало отличаются от клиентов-акционеров совместного фонда с точки зрения ассоциированного риска. Однако, капиталом они не владеют, права голоса в делах не имеют и, если речь не идет об ограниченной мударабе, принуждены пассивно подстраиваться под инвестиционную политику банка. Надо сказать, что данное обстоятельство, на фоне практики западных совместных фондов, время от времени активизирует подспудную дискуссию о том, справедливо ли обходится исламский банк со своим вкладчиком, хотя очевидно, что действия последнего точно соответствуют принципу мударабы.

    Оттого, как с точки зрения фикха трактуются банком его обязательства до востребования – как амана или как кард хасан, – зависит выбор модели баланса. Этот, казалось бы, частный бухгалтерский аспект оказывает воздействие на многие существенные характеристики операций исламских банков. Одна модель – одноименная и однокоренная с общим принципом построения исламского банковского бизнеса: двусторонняя мудараба (two-tier mudharaba – буквально «двухслойная»). Это доминирующая модель, в которой активная и пассивная стороны баланса прямо коррелируют между собой. Она интерпретирует текущие и сберегательные счета как кард хасан, то есть их держатели «по умолчанию» дают согласие на размещение своих средств в рисковые проекты. Поэтому, банк имеет возможность свести в единый фонд, обеспечивающий активные операции банка, все клиентские средства, вне зависимости от их характеристики по срочности.

    Это одна «сторона» мударабы. На другой «стороне», банк выступает как раб уль-маль, финансируя, за счет аккумулированных вышеописанным способом ресурсов, активные операции. Поступления от них также суммируются и распределяются между банком и клиентами сообразно условиям заключенных ими соглашений. То есть прибыль вкладчика, есть часть общей прибыли банка.

    Другая модель была предложена в середине 80-х годов. Ее назвали two-window model, то есть двухсекционная модель. Ее суть состоит в том, что с точки зрения применения в активных операциях, пассивы как бы оказываются разделены на две части (секции, окна). В одной находятся вклады типа «амана», в другой – инвестиционные счета. Выбор секции оставлен клиенту, банку остается только принять этот выбор к сведению. Действуя как раб уль-маль банк вправе располагать лишь остатками, находящимися во второй («инвестиционной») секции. Только они создают прибыль банка. Средства в первой секции защищены 100-процентным резервированием и находятся в полном распоряжении вкладчика, но непродуктивны для него и малопродуктивны для банка в плане генерирования прибыли.

    Чтобы создавать прибыль, банк проводит активные операции. Шариат предлагает для этого несколько видов контрактов. Их можно разделить на две большие группы: построенные по принципу участия в прибыли и убытках (PLS) и основанные на долговом принципе.

    Контракты включает в себя описанную выше мударабу (отчасти) и мушараку («мушарака», или «ширк» от «ша-ра-ка» – «делить, разделять, быть партнером»; собственно, арабское «шарика» означает «коммерческая компания»). Мушарака есть партнерство, товарищество. Из этого следует, что, в отличие от мударабы, в мушараке две и более сторон вносят в дело свой капитал на условии распределения заработанной прибыли, при этом все стороны имеют право активного участия в реализуемом проекте и каждая из них рискует своим взносом. Мушарака, по самой своей сути, предполагает долгосрочность отношений сторон. Фикх, определяя компании как партнерства, выделяет три вида товариществ. Партнерство, основанное на трудовом участии, регулируется контрактом, по которому стороны договариваются выполнять работу (будь то торговая операция, строительство и проч.) совместными усилиями и разделить в оговоренной пропорции полученную прибыль. Партнерство, основанное на репутации, возникает тогда, когда стороны, согласно своей мере кредитоспособности, приобретают в долг товары для торговли ими с последующим распределением прибыли или убытка сообразно тому, какую часть обязательств они обеспечивали за счет гарантий или залога.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.