Экология и культура
Как уже мы отмечали, названные проблемы следует рассматривать как
противоречивые, неоднозначные, многогранные по своему существу. Решение любой
глобальной проблемы требует предсказания не только ближайших, но и отдаленных
последствий.
И если учитывать трудность сегодняшних дней – нестабильность в
политической и экономической сфере, опасная экологическая ситуация, все более
частое проявление девиантного поведения подростков, и т.д., то просто
необходимо не только финансировать воспитательные учреждения и организовывать
быт людей с учетом принципов гуманизма, но в первую очередь начать с
самовоспитания и самопознания.
2. Исследование экологических
представлений жителей индустриальных центров.
2.1.
Ход исследования.
Свою практическую
часть мы построили следующим образом:
1. Составили анкету, содержащую 10
вопросов по данной теме, которые не только проверяли уровень знаний у
исследуемых, но выявляли их направленность и установки.
Анкета
№
|
вопросы
|
да
|
нет
|
не знаю
|
1
|
Способна ли совокупная человеческая деятельность
коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести
к гибели человеческую цивилизацию?
|
5
|
5
|
5
|
2
|
Верно ли определение: «Глубинная экология – это путь,
индивидуальная практика, противопоставляющая себя господствующему
технократическому мировоззрению»?
|
5
|
5
|
5
|
3
|
Вы считаете, что современном мире преобладают
принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо больше чем раньше?
|
5
|
5
|
5
|
4
|
Итак, некоторые мыслители полагают, что технику
необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, возможно ли
это?
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Влияет ли развитие индустриализма на отчуждение
человека (общества, культуры) от природы?
|
5
|
5
|
5
|
6
|
Является ли техника продуктом культуры, а не
цивилизации?
|
5
|
5
|
5
|
7
|
Могут ли цивилизация и наука, без культуры, сами по
себе обеспечить духовного прогресса?
|
5
|
5
|
5
|
8
|
Верно ли, что цивилизация — это преобразованный
человеком мир материальных объектов?
|
5
|
5
|
5
|
9
|
Верно ли определение: «Культура — это внутреннее
достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности
или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его
духовной автономности»?
|
5
|
5
|
5
|
10
|
Экология это:
|
|
|
|
а)
|
учение о взаимоотношении организмов с окружающей
средой.
|
5
|
б)
|
отрасль биологии, которая изучала воздействие на
организм неорганической и биотической среды.
|
5
|
в)
|
наука, изучающая все сложные взаимосвязи и
взаимоотношения в природе.
|
5
|
г)
|
идея вторжения социального человека в экосистемы.
|
5
|
д)
|
изучает природную сущность человека, среду его
обитания, экологические факторы здоровья.
|
5
|
е)
|
система наблюдения, оценки, анализа и прогноза
состояния окружающей среды.
|
5
|
ж)
|
изучает природную сущность человека, среду его
обитания, экологические факторы здоровья
|
5
|
|
|
|
|
|
|
2.
Опросили
по составленной анкете 20 человек, из которых 10 в возрасте 20-25 человек – они
вошли в первую группу, и 10 в возрасте 25-30 – вторая группа. Пол и сфера
деятельности и образование также учитывались при анализе данных.
Таблица 1.
Ответы первой
группы.
да +
нет –
Не знаю /
№
|
Возраст
|
Пол
|
Образование
|
Профессия
|
Номер вопроса
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
20
|
ж
|
среднее техническое
|
оператор ПК
|
+
|
/
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
е
|
2
|
21
|
ж
|
высшее
педагогическое
|
менеджер по
продажам
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
/
|
-
|
+
|
+
|
е
|
3
|
22
|
м
|
высшее техническое
|
менеджер по
продажам
|
/
|
/
|
+
|
+
|
+
|
-
|
/
|
+
|
+
|
е
|
4
|
22
|
ж
|
среднее
гуманитарное
|
менеджер по
продажам
|
+
|
+
|
/
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
ж
|
5
|
23
|
м
|
среднее специальное
|
водитель
|
-
|
/
|
-
|
+
|
+
|
/
|
-
|
+
|
+
|
е
|
6
|
23
|
м
|
среднее техническое
|
водитель-экспедитор
|
+
|
/
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
/
|
ж
|
7
|
24
|
м
|
высшее
культурологическое
|
менеджер по
продажам
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
е
|
8
|
24
|
ж
|
высшее экономическое
|
бухгалтер-кассир
|
+
|
-
|
-
|
/
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
ж
|
9
|
24
|
ж
|
высшее
экономическое
|
администратор зала
|
/
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
а
|
10
|
24
|
м
|
высшее
экономическое
|
администратор зала
|
+
|
/
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
/
|
в
|
Таблица 2.
Ответы второй
группы
№
|
Возраст
|
Пол
|
Образование
|
Профессия
|
Номер вопроса
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
25
|
м
|
среднее специальное
|
охранник
|
-
|
/
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
е
|
2
|
25
|
ж
|
высшее
экономическое
|
менеджер по
продажам
|
+
|
/
|
+
|
-
|
+
|
/
|
-
|
+
|
+
|
в
|
3
|
26
|
ж
|
высшее техническое
|
оператор ПК
|
+
|
/
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
/
|
е
|
4
|
27
|
ж
|
высшее гуманитарное
|
менеджер по
продажам
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
/
|
+
|
ж
|
5
|
27
|
ж
|
высшее
психологическое
|
менеджер по
продажам
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
е
|
6
|
29
|
м
|
среднее техническое
|
водитель
|
+
|
/
|
-
|
+
|
+
|
/
|
/
|
+
|
/
|
е
|
7
|
29
|
ж
|
высшее
экономическое
|
бухгалтер
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
/
|
-
|
+
|
+
|
е
|
8
|
29
|
ж
|
высшее
психологическое
|
менеджер по
персоналу
|
+
|
+
|
+
|
/
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
е
|
9
|
30
|
м
|
незак. высшее
техническое
|
охранник
|
-
|
+
|
/
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
ж
|
10
|
30
|
м
|
среднее специальное
|
охранник
|
/
|
/
|
-
|
+
|
+
|
/
|
-
|
+
|
+
|
е
|
Значительная
группа респондентов отметила, что экология это система наблюдения, оценки,
анализа и прогноза состояния окружающей среды – 60%. Остальные разделились:
25% считают, что
экология изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические
факторы здоровья, 10% - экология – наука, изучающая все сложные взаимосвязи и
взаимоотношения в природе; и 5% - учение о взаимоотношении организмов с
окружающей средой.
Часть вопросов,
на наш взгляд, выявляют отношение человека к экологии:
1. Способна ли
совокупная человеческая деятельность коренным образом подорвать природное
равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию?
3. Вы считаете,
что современном мире преобладают принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо
больше чем раньше?
4. Итак,
некоторые мыслители полагают, что технику необходимо гуманизировать, сделать
сообразной природе и человеку, возможно ли это?
5. Влияет ли
развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы?
Мы разделили
ответы на эти вопросы на две группы: в первую вошли ответы с негативной
окраской, Их процент составил большую часть – 28,75%
Во вторую группу
вошли вопросы с положительной установкой – 11,4%
Представим
полученные результаты в графическом изображении.
Рис. 1.
Отношение к
экологии первой группы.
Рис 2.
Отношение к
экологии второй группы
Примечательно,
что все респонденты считают, что развитие индустриализма на отчуждение человека
(общества, культуры) от природы.
Вопросы:
Верно ли
определение: «Глубинная экология – это путь, индивидуальная практика,
противопоставляющая себя господствующему технократическому мировоззрению»?
Является ли
техника продуктом культуры, а не цивилизации?
Могут ли
цивилизация и наука, без культуры, сами по себе обеспечить духовного прогресса?
Верно ли, что
цивилизация — это преобразованный человеком мир материальных объектов?
Верно ли
определение: «Культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его
духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от
окружающего социального мира или его духовной автономности»?
Экология это:
Выявляют на наш
взгляд уровень осведомленности респондентов о понятиях культуры и экологии.
Мы заметили, что
возрастные категории не влияли на ответы, а вот образование и профессия, как
нам кажется, играют свою роль в формировании экологических представлений.
Проанализировав
полученные ответы, мы пришли к выводу, что одним из важных признаков трансформации
мировоззренческих установок членов общества является, с моей точки зрения,
совокупность доминирующих у населения экологических представлений. Именно эти
представления характеризуют отношение людей к “природе” либо как к чуждой
(возможно, враждебной) внешней среде (негативные ценностные установки), либо
как к источнику средств существования (утилитарные установки), или как к среде
обитания, нуждающейся в заботе и соохранении (этические установки), а, может
быть, и как к Миру (эстетические установки).
Реальная возможность дегуманизации человека, ограбления природных
ресурсов, разрушения природной среды и, наконец, гибель человечества в огне
ядерной катастрофы - все это вместе вызывает настоятельную необходимость
пересмотра "технократической парадигмы".
Именно с таким прогнозом мы подошли к данной теме. Однако изучив
специальную литературу, вникнув в поставленный вопрос мы пришли к выводу:
единственной альтернативой технократическому вызову может стать
"гуманистическая парадигма", объявляющая человека высшей ценностью на
земле и решающая проблемы "человек и мир", "человек и
природа", "человек и общество", "человек и человек" на
основе общечеловеческих ценностей.
1.
Воронков
Н.А. Экология: общая социальная, прикладная. – М., 1999, с.- 20.
2.
Гиренок
Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 1987
3.
Глобальные
проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
4.
Кохановский
В.П. и др. Философия для средних специальных учебных заведений: Учебное пособие
- Ростов н/Д: Феникс,2000. – гл.15.
5.
Кошелева
В. Экология и нравственность // Общественные науки и современность. - 1993. -
№1 - С. 159-160
6.
Личность.
Внутренний мар и самореализация. Г.С. Сухобская. СПб., 1996г., с.147-151.
7.
Моисеев
Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и
современность. - 1992. - №5
8.
Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме
коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26
9.
Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и
развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4.
С. 4, 10
10.
Основы
экологии и охрана природы. Учебное пособие для профессиональных учебных
заведений. – Самара: Самар. Дом печати,1995. – с. 5-9.
11.
Розин
В.М. Введение в культурологию - М.: Международная педагогическая академия,
1994.
12.
Соколов Э.М.,
Ветров В.В., Панферова И.В. Региональная система обеспечения безопасности
жизнедеятельности населения // Экология и промышленность России, 1998 г.
С.43-44
13.
Франкл В.
Человек впоисках смысла. – М., 1990.
14.
Фромм Э. Психоанализ
и этика - М.: Республика, 1993.
Страницы: 1, 2, 3
|