Глобализация и проблемы духовной безопасности России
Глобализация и проблемы духовной безопасности России
Глобализация и проблемы духовной безопасности России
Иоанн, Архиепископ Белгородский и Старооскольский, о.
Родос
I. «Новый Вавилон»?
Одиннадцатая
глава Книги Бытия повествует нам о строительстве Вавилонской башни, когда «на
всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11:1), когда люди начали строить
город и башню высотою до небес, чтобы сделать себе имя (Быт.11:4). Но сказал
Господь: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и
не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их,
так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей
земле; и они перестали строить город и башню» (Быт. 11:6- 8).
Как
известно, на Востоке быть людьми одного языка нередко означало – входить в
единую империю, т.е. иметь единое глобальное пространство, политическое,
экономическое, социальное, религиозное. Религиозный смысл рассказа о
Вавилонской башне понятен всем: люди захотели обойтись без Бога и создать
мировую цивилизацию «с башней до небес» во имя свое. В древности башня была
частью храмового здания. Ее строительство означало принятие человечеством новой
религии, основанной на гордыне и противостоянии Богу.
С
тех пор человечеством время от времени обладают сверхидеи объединения и
строительства некоего универсального мира. Стремительные изменения, охватившие
мир в конце ХХ века, и попытки осмысления происходящего, поиск некоего знака
перемен, определение лика и имени времени привели к появлению устойчивой
дефиниции новой веры, которую назвали – Глобализация.
Известны
различные формы глобализации:
1.
«Мировоззренческая глобализация» предполагает объединение человечества в рамках
общего вселенского проекта, основа которого – в выработке человечеством
универсального мировоззрения, «вселенской соборной формулы» единства, способной
объединить все нации и народы, населяющие планету. Несомненно, что
«мировоззренческая глобализация» имеет библейские корни – чаяния наступления
эры всеобщего благоденствия и мира, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и
барс будет лежать вместе с козленком; и теленок и молодой лев, и вол будет
вместе, и малое дитя будет водить их». (Ис. 11:6)
2.
«Имперская глобализация». Ярким примером этого типа глобализации является
историческое развитие Римской империи, когда посредством военной силы,
экономического превосходства и искусной политики завоевывались народы,
государства и территории. Однако, «имперская глобализация» не разрушала
традиционное религиозное представление и верование, культуру и обычаи
завоеванных народов, напротив, Рим впитывал в себя все их достижения и помещал
в своем Пантеоне их богов.
3.
«Христианская глобализация». Отличительной особенностью этой глобализации
является попытка построения и обустройства универсального пространства
спасения, что особенно ярко проявилось в первом тысячелетии по Рождестве
Христовом, когда существовала единая, не разделенная на Западную и Восточную,
Церковь, у которой были общие святые. Формулу христианской глобализации «вывел»
блаженный Августин, провозгласив, что должно быть «единство в главном, свобода
во второстепенном и во всем любовь». Однако, после великого раскола, начиная с
XI века, возникают две цивилизационные модели – западноевропейская и
византийская.
Западноевропейская
цивилизационная модель постепенно отказывается от идей универсального
пространства спасения, и главной тенденцией западной культуры становится
гуманистическая эмансипация человека, происходит безумное расходование духовной
энергии, накопленной в предыдущие тысячелетия. Запад принимает секулярную
систему политического мироустройства, опираясь на развитие правовых структур и
начавшуюся индустриализацию производства, что, в конце концов, приводит к
созданию нового мира, колониального по своей сути. Мир объединяется через
колонизацию, создаются трансконтинентальные империи, но при всем при этом мир
остается многополярным.
Византийская
модель цивилизации имеет в себе свой, оригинальный алгоритм строительства
универсального мира. Ярким примером тому является создание Российской Империи,
которая благодаря своему духовному стержню – Православию – смогла осуществить
свой «глобальный проект», включив в единое социальное пространство
разнообразные религиозно-культурные общности и народы посредством просвещения и
инкультурации, а не колонизации, как это было на Западе.
4.
«Исламская глобализация». Мусульманская схема универсализации мира, развившаяся
прежде всего в Азии и Африке, а затем пришедшая и в Европу, включала в себя как
«имперскую глобализацию» (трансконтинентальная и многонациональная Оттоманская
империя), так и новые проекты строительства универсального мира (пан-исламизм,
пан-туркизм).
5.
«Идеологическая глобализация». ХХ век явил на свет новый тип глобализации,
отличительной чертой которой являлся тотальный контроль за сознанием миллионов
людей. Противостояние коммунизма и капитализма во всех сферах деятельности
человека характеризовалось доминирующим положением политики над экономикой,
когда идеология определяла приоритетные сферы развития науки (например,
соревнование в освоении космического пространства), форм государственности,
культуры и социальной жизни. Трансконтинентальная и многонациональная
идеологическая глобализация в своем коммунистическом варианте походила больше
на «имперскую глобализацию», однако, ее отличительной чертой являлось
жесточайшее преследование религии, в которой «отцы идеологической глобализации»
видели своего конкурента.
С
православной точки зрения, можно было бы приветствовать лишь такую
глобализацию, которая бы объединяла мир на основе Божией Истины для служения Ей
и для сопротивления силам зла. В этом смысле, необходимо вспомнить послание
старца Филофея из Псково-Елеазарова монастыря (XVI в.), обращенного к Великому
Князю Василию III и дьяку Мунехину, где говорилось о Москве – Третьем Риме и о
невозможности существования Четвертого Рима. По мысли старца, Четвертый Рим не
может быть из-за апостасийного развития человечества, которое духовно истощится
и из-за своей внутренней исчерпанности не сможет иметь Четвертого Рима как
Вселенский полюс притяжения для единения человечества. Процесс построения
универсального мира, с точки зрения православной, может иметь лишь одну цель –
совместный духовный рост и служение Богу и просвещение народов, еще не
познавших Истину и живущих «во тьме». Современные процессы глобализации,
создание нового мирового порядка по своим целям прямо противоположны идеям
Третьего Рима, так как в основе своей имеют материалистическую идеологию сродни
той, которая была выражена в устах сатаны, искушавшего Христа в пустыне.
II. Новая цивилизация
Мы
являемся свидетелями рождения нового мира. Сегодня стало очевидным, что в XXI
веке мир вступил в эру построения информационного общества, для которого
характерно создание единого глобального мирового информационного пространства.
Многие аналитики утверждают, что в ближайшие два десятилетия человечество
изменится до неузнаваемости. Главные направления и особенности развития
глобального, т.е. в масштабах всей планеты, информационного общества определены
постиндустриальными государствами в принятой ими в Японии в июле 2000 г.
Окинавской хартии.
Если
вспомнить исторический путь развития человечества, до сих пор были известны две
волны глобальных перемен – переход от кочевой жизни к оседлости и земледелию,
так называемая «аграрная эра» (интересно, что в эту эру возникает и
распространяется ислам), и промышленная революция, приведшая к новому способу
производства – «индустриальная эра» (возникает и распространяется
протестантизм).
«Информационная
эра» наступает в процессе тихой информационной революции, т.к. не вызывает
каких-либо социальных катастроф. Однако, при этом стремительно меняются
ценности нравственности и культуры, которые были базовыми для предыдущих эпох.
В духовной сфере это приводит к появлению новых религиозных движений, которые
могли появиться только в «информационную эру» (например, виртуальные
религиозные сообщества» в глобальной сети Интернет и т.п.). В социальной сфере,
как утверждают аналитики, постепенно произойдет смена социального неравенства
интеллектуальным, что приведет к интеллектуальной эксплуатации одних людей
другими.
Всеобъемлющая
глобализация стирает грань между внутренней и внешней средой деятельности
человечества. Ее развитие предполагает исчезновение межцивилизационных различий
через унификацию народов. А это означает, что глобализация покушается на
государство, суверенитет, национально-экономические системы, национальные
администрации, автономии конфессий, связанные в той или иной степени с
политико-социальной, культурной или хозяйственной идентичностью.
Глобализация
предполагает некую однолинейную схему развития, когда миру уготована некая
столбовая дорога, по которой вслед за лидирующими образцовыми странами должно
идти к своему процветанию все человечество. Однако, если вспомнить таких
всемирно признанных авторитетов, как А.Тойнби, К.Леви-Стросс, О.Шпенглер,
Питирим Сорокин, К.Ясперс, то следует заметить, что все они видели угрозу
человечеству в губительных последствиях гегемонии одного типа цивилизации. Эту
же мысль можно найти у Н.Я. Данилевского, который в противовес теоретикам
глобализации, опираясь на свою теорию культурно-исторических типов, открыл
закон «о непередаваемости цивилизации».
Глобализация
– это не только новый мировой порядок, но и изменение господствовавшего на
протяжении многих столетий мировоззрения, новое прочтение целей развития
человечества.
Стратегия
глобализации предполагает:
1.
Достижение определенной формы унификации мира.
2.
Установление глобального контроля над движением мировых ресурсов и мировых
доходов и соответствующее его перераспределение,
3.
Постепенную «капитализацию» ресурсов цивилизации, целью которой является
установление глобального контроля над правом собственности,
4.
Утверждение новых правил деловой этики, нравственных постулатов и духовных начал
новой цивилизации.
Глобализация
– новое мироустройство, которое постепенно пытается замещать
национально-государственные модели Ойкумены союзом геоэкономических моделей,
подчиняющихся единому мировому центру.
III. Духовная безопасность России
Вступление
в информационную эру и создание глобального информационного пространства
воспринимается как появление новой империи. Ответом на данный глобальный
мировой процесс служит все нарастающий поиск путей альтернативного развития
человечества. Самой мощной и легко принимаемой идеей, противостоящей
глобалистской информационной эре, является так называемая археизация, т.е.
возвращение человечества к «истокам», где нет места прогрессу. Как правило,
археизация, противопоставляя себя глобализации, обретает форму так называемых
фундаменталистских движений, что постепенно трансформируется в религиозный
экстремизм. Таким образом, процессы глобализации могут провоцировать появление
угроз национальной безопасности государства.
Как
известно, национальная государственная и конституционная безопасность, в целом,
характеризуется степенью защищенности личности, общества и государства.
Она
может создаваться тремя путями:
1.
прямой защитой от конкретных внешних и внутренних угроз;
2.
упреждающей нейтрализацией источников опасности;
3.
развитием механизмов самосохранения и саморегулирования непосредственно у самих
защищаемых.
В
Концепции национальной безопасности Российской Федерации заявлено, что
«обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя
также защиту… духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм
общественной жизни…, формирование государственной политики в области духовного
и нравственного воспитания населения, а также включает в себя противодействие
негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».
Проблема духовной безопасности в сегодняшнем мире выдвигается на первый план в
жизни личности, общественных институтов, государства, человечества и мира в
целом.
Для
решения проблем, связанных с угрозами духовной безопасности России, государство
в порядке справедливости и самосохранения должно опираться на традиционно
созидательные религии, т.е. на такие, которые внесли и вносят заметный и
устойчивый созидательный вклад в историю, традиции и культуру, язык и
самосознание народов и государства в целом. Созидательная традиционность –
многофакторное явление, в котором продолжительность деятельности религиозного
объединения во времени не является обуславливающей. Например, некоторые
очевидно деструктивные демонические культы обнаруживают себя на территории
России с древнейших эпох, имеют своих последователей и тайную духовную
преемственность. Однако, такие религиозные объединения не способны внести
устойчивый вклад в историю, традицию, культуру, язык и самосознание российских народностей
и государства. Более того, именно в среде таких культов зарождаются
человеконенавистнические идеи, внешне призывающие к возрождению неоязычества
как средства противостояния глобализации.В доктрине информационной безопасности
Российской Федерации в разделе «В сфере духовной жизни» указываются основные
направления обеспечения духовной безопасности. Это прежде всего: выработка
цивилизационных форм и способов общественного контроля за формированием в
обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны,
воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу,
формирование правовых и организационных механизмов обеспечения организационных
прав и свобод граждан, повышение их правовой культуры.
Духовная
безопасность предполагает сохранение фундаментальных нравственных ценностей и
традиций, воспитание способностей эффективно преодолевать любые внешние угрозы,
исходя из своих национальных интересов.
Если
учесть, что конструирование глобального мира имеет совершенно определенные цели:
в сфере экономической – максимальное использование возможностей мировой
периферии, в сфере духовной – привитие стандартов нового мирового порядка для
захвата духовной власти во вселенском масштабе, то участие традиционных
религиозных объединений в решении проблем духовной безопасности России
представляется необходимым и полезным. Например, без развития просветительской
деятельности Русской Православной Церкви невозможно возродить
духовно-нравственный уровень людей, их осознание призвания, долга и обязанностей
в этом мире. Сегодня в России идут два противоположных процесса: с одной
стороны, нравственное разложение народа, с другой – процесс образования из
аморфной человеческой массы нравственного народного ядра. Для формирования
такого ядра необходимо включение через систему образования, через средства
массовой информации просветительских программ, способных дать традиционные
основы и ценности православного восприятия мира.
Известный
ученый Клодт Леви-Стросс писал: «Трудно представить себе, как одна цивилизация
могла бы воспользоваться образом жизни другой, кроме как отказаться быть самой
собой. На деле попытки такого переустройства могут привести лишь к двум
результатам. Либо дезорганизация и крах одной системы – или оригинальный
синтез, который ведет, однако, к возникновению третьей системы, не сводимой к
двум другим». Для того, чтобы остановить нарастание катастрофических тенденций
в построении нового мирового порядка, необходимо найти противовес
глобализаторскому пути, проповедующему однополярный, однолинейный мир.
Поддержка Российским государством просветительской деятельности Русской
Православной Церкви во многом обеспечит духовную безопасность отдельного
гражданина, семьи, общества и государства в целом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fnimb.org
|