МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лекции по БЖД

    Лекции по БЖД

    Лекции по БЖД

    БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.

    История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

    Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

    Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.

    Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

    Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

    Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

    Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа об условиях движения вольного воздуха”( устройство вентиляции).Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

    В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кипричев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

    Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

    Эрисман: “Руководство по гигиене”.

    В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

    Основные термины и определения.

    Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

    Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

    Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

    Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

    Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

    Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

    Признаки опасности.

    Угроза для жизни.

    Возможность нанесения ущерба здоровью.

    Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

    Источники формирования опасности.

    сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

    окружающая среда;

    явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

    В БЖД существуют 2 понятия:

    ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

    гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

    Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

    Принципы БЖД

    ориентирующая (общее направление поиска);

    организующая (организация рабочего дня);

    управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность);

    технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств).

    К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

    К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.

    К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

    К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

    Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Методы обеспечения БЖД:

    А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

    Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);

    В-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);

    Г-методы – комбинирование А,Б,В методов.

    Средства обеспечения БЖД:

    средства коллективной защиты (СКЗ);

    средства индивидуальной защиты (СИЗ).

    СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

    СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

    Аксиомы БЖД:

    Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

    Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

    Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

    Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

    Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

    Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

    Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

    Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

    Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

    Этапы решения конкретных задач безопасности:

    идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности;

    разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей;

    разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

    ТЕМА: Негативные воздействия в системе “Человек – Среда обитания”.

    Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”.

    Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей.

    Опасности:

    по происхождению:

    природные,

    техногенные,

    экологические,

    смешанные;

    по времени проявления:

    импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током ),

    кумулятивные (накапливающиеся , напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);

    по локализации:

    литосферные ( землетрясение, извержение вулканов);

    гидросферные;

    атмосферные (озоновые дыры);

    космические (солнечные циклы).

    Виды, источники и уровни негативных производственной и бытовой среды.

    Опасный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья (эл. Ток, ионизирующие излучения и т.д.).

    Вредный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

    Факторы:

    в зависимости от характера воздействия:

    активные (сами носители энергии);

    активно-пассивные (энергетическая причина тоже имеет место, напр., угол стола – человек может об него удариться);

    пассивные (действуют опосредствованно, напр., коррозия металлов, старение материалов).

    в зависимости от энергии, которой обладают факторы:

    физические (излучения, шумы);

    химические;

    биологические (хищники, паразиты);

    психофизиологические.

    Понятие “риск”. Определение риска.

    Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению к их возможному числу:  Лекции по БЖД

    Факторы риска. Классификация риска.

    Фактор (лат. – движущая сила) – существенное обстоятельство в каком-либо процессе или явлении.

    Фактор риска – фактор, не являющийся причиной реализации опасности, но увеличивающий вероятность её возникновения.

    Объект риска - то, что подвергается риску.

    Различают след виды рисков:

    индивидуальный,

    технический,

    экологический,

    социальный,

    экономический,

    другие.

    Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

    Ежегодно в США в аварии попадают около 50 млн. человек. Среднестатистическое число жертв около 50 тыс. человек.

    Население США 200 млн. человек, индивидуальный риск попасть в аварию 50 тыс./200 тыс.=2.5*10-4.

    Приемлемый индивидуальный риск – тот риск, с которым общество готово умереть. За рубежом он колеблется (10-5-10-6)для самых опасных объектов, для объектов не относящихся к категории опасных – (10-7-10-8).

    Социальный риск – риск для группы людей, зависимость между частотой реализации опасности и числом жертв.

    Социально-приемлемый риск – тот уровень социального риска, с которым общество готово умереть.

    ТЕМА: Человек как элемент среды обитания.

    Самой общей системой (высшего иерархического уровня) является система “Человек-Среда обитания”(Ч-СО).

    Наиболее важная подсистема, которую рассматривает БЖД является “Человек-Окружающая среда”(Ч-ОС).

    Далее – “Человек-Машина”(Ч-М);

    “Человек-Машина-Производственная среда” и т.д.

    Центральным элементом всех систем БЖД является человек, поэтому человек играет троякую роль:

    объект защиты,

    объект обеспечения безопасности,

    источник опасности.

    Высокая цена ошибки оператора – до 60% несчастных случаев происходит по вине человека.

    Система защиты. Человек как биологическое существо.

    Выделим основные системы защиты:

    системы покровных тканей (кожа, слизистая оболочка),

    иммунная система,

    система обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз(ис))

    система терморегуляции,

    система регуляции частоты сердечных сокращений,

    - кровяного давления.

    Когда возможности гомеостаза нарушены, т.е. когда характеристики человека не совпадают с характеристиками окружающей среды, то возможно:

    снижение работоспособности (тонуса, жизнедеятельности),

    развитие заболеваний,

    травматизм,

    смерть.

    Идентификация опасностей эрготических систем.

    Эргон означает работа.

    Эрготические системы человек создает в процессе труда для получения конечного результата. Об эрготических системах говорят когда нужно измерить нагрузки на человека..

    Эрготические системы могут быть подразделены в зависимости от целей которые достигаются в процесе труда:

    - на производственные ЭС;

    - транспортные ( перевозка людей и грузов);

    - информационные.

    По степени разделения функций между человеком и машиной ЭС подразделяются на:

    - энергетические;

    - управляющие;

    - информационные.

    Самый низший, первый уровень эрготических систем это связь энергетической и управляющей функции воздействующей на человека.

    Более высокий уровень ЭС, когда энергетическая функция действует на машину , а управляющая на человека.

    Высший уровень - уровень автоматизации, когда энергетическая , управляющая и информационная функции воздействуют на машину.

    Нагрузки на человека в ЭС.

    1. Физическая и мышечная работа. Виды:

    - динамическая работа больших групп мышц;

    - динамическая работа малых групп мышц;

    - статическая работа мышц. (Это ситуация, когда человек должен работать в определенной позе - атлетическая нагрузка).

    Физическая нагрузка измеряется по энергозатратам. Этот метод лег в основу классификации. В зависимости от затрат физический труд делится на: тяжелый, средней тяжести и легкий физ. труд.

    2. Умственная нагрузка, энергофизический труд.

    3. Стресс - общее напряжение организма.

    4. Неблагоприятные факторы окружающей Среды ( высокий уровень шума и д.р.)

    План вопросов:

    1. Определение идентификации опасностей.

    2. Идентификация опасных и вредных факторов.

    3. Методы выявления производственных опасностей.

    4. Квантификация опасностей.

    Идентификация - выявление совпадения чего-то с чем-нибудь.

    1. Идентификация опасности означает качественное определение опасности.

    2. Квантификация опасности , т.е. ее количественная оценка.

    3. Рассмотрение, анализ возможных мероприятий о снижении опасности - идентификация опасности.

    4. Выбор того или иного варианта.

    Существует два подхода идентификации опасностей: 1) ретроспективный и 2) прогностический подход.

    Ретроспективный подход основывается на прошлом.

    Идентификация опасных вредных факторов включает в себя : а) выявление фактора и его носителя; б) количественная оценка фактора и сравнение его с нормативными значениями .

    Рассмотрим систему человек - окружающая среда - машина:

    оборуд.

    факторы

    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.