Основы БЖД
При
авариях на ХОО поражение людей химическими веществами происходит в основном
при вдыхании загрязненного воздуха (ингаляционно), при попадании АОХВ на кожу
(кожно-резорбтивное), при употреблении в пищу отравленных продуктов и воды
(пероральное). Степень и характер нарушений жизнедеятельности человека при
воздействии АОХВ зависит от его токсичности, концентрации в воздухе,
продолжительности воздействия, путей проникновения в организм.
Определяются
три уровня качественных нарушения состояния человека (токсические эффекты):
1.
Дискомфортные
состояния, при которых обнаруживаются начальные проявления токсического
действия (пороговые эффекты),
2.
Состояние
не позволяющие выполнять возложенные функции и обязанности (эффект выведения
из строя),
3. Состояния, приводящие к смертельному исходу (летальный
эффект). Дозы АОХВ, проникающие в организм и вызывающие токсический эффект называются
токсодозами. Различают соответственно пороговую, выводящую из строя и летальную
токсодозы (средние и абсолютные).
Средняя
пороговая ингаляционная токсодоза является критерием для определения внешних
границ зон ЧС. Границы зоны ЧС при прогнозируемой аварии на ХОО рассчитывается
на основе количества АОХВ, переходящего при аварии в первичное облако, рельефа
местности, планировки застройки и возможности образования вторичного облака.
7. Прогнозирование параметров
ЧС при пожарах
Пожар
- неконтролируемое горение, наносящее материальный ущерб. В пространстве, в
котором развивается пожар, выделяют три зоны:
1.
Горения,
2.
Теплового
воздействия (наблюдается деформация строительных конструкций),
3.
Задымления.
Различают
пожары внутренние (в помещениях) и открытые - на газовых и нефтяных
месторождениях, а также природные.
Основной
показатель опасности при пожаре - время, по истечении которого возникает
опасность для жизни людей (критическое время эвакуации). Различают критическое
время по показателям:
1. Температуры (опасная
для человека температура 60"С. это время очень
мало);
2.
Опасной
концентрации токсичных продуктов сгорания (скорость распространения продуктов
сгорания по коридорам около 30 м/мин).
3.
Потере
видимости (задымлению).
При
открытых пожарах главным фактором распространения пожара, учитываемым при прогнозировании
ЧС, является интенсивность лучистого теплообмена между факелом пламени и
облучаемым материалом.
8. Прогнозирование параметров
ЧС при взрывах.
Взрыв
- быстропротекающий процесс физического или химического превращения веществ,
сопровождающийся высвобождением большого количества энергии. Во взрывчатых
веществах энергия запасена в виде энергии химических связей. В результате
инициирующего воздействия (удара, нагрева) эта энергия выделяется в виде
тепловой и кинетической энергии продуктов взрывчатого превращения.
Взрывоопасными являются также газо- и -паровоздушные смеси и пылевоздушные
смеси. Взрывы обусловленные физическими процессами, связаны с изменением
состояния сжатых или сжиженных газов.
При
оценке поражающих факторов ЧС при взрывах главным является величина
избыточного давления на фронте и длительность фазы сжатия, а также высота
центра взрыва над поверхностью земли и расстояние до эпицентра (проекции
центра взрыва на поверхность земли).
9. Ликвидация последствий ЧС.
Ликвидация
ЧС осуществляется силами и средствами предприятий и организаций, органов
местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также
подразделений МЧС. Поисково-спасательная служба МЧС включает 9 региональных и
39 территориальных центров, объединяющих 122 поисково-спасательных отряда.
Ликвидация
ЧС предусматривает проведение спасательных и других неотложных работ (СДНР),
которые включают:
1.
Разведку
очага поражения;
2.
Локализацию
и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий,
3.
Вскрытие
заваленных сооружений, извлечение из завалов пострадавших;
4.
Оказание
пострадавшим медицинской помощи;
5.
Эвакуацию
населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопления,
радиационного поражения);
6.
Санитарную
обработку людей, обеззараживание транспорта;
7.
Неотложные
аварийно - восстановительные работы на промышленных объектах и
коммунально-энергетических сетях.
Тема 3. Анализ и предупреждение травматизма. Контроль и
управление безопасностью труда
1.
Контроль
и управление безопасностью труда.
2.
Причины
производственного травматизма.
3.
Методы
анализа производственного травматизма.
4.
Классификация
травматизма.
5.
Порядок
расследования несчастных случаев на производстве.
6.
Порядок
оформления и учета несчастных случаев на производстве.
7.
Социальное
страхование от несчастных случаев на производстве.
8.
Производственные
инструктажи.
1. Контроль и управление
безопасностью труда
Государственный
надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и требований охраны
труда на предприятиях независимо от формы собственности и подчиненности
осуществляет Федеральная инспекция труда при Федеральном агентстве труда
(Гострудинспекция) совместно с подведомственными ей государственными
инспекциями труда субъектов РФ и отраслевыми инспекциями. Свою деятельность
они осуществляют во взаимодействии с федеральными органами надзора
(Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор), органами
прокуратуры и другими органами исполнительной власти.
Общественный
контроль за безопасностью труда осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные
работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях
собственные инспекции.
Управление
безопасностью труда включает подготовку и реализацию мероприятий, направленных
на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в
процессе трудовой деятельности. Управление безопасностью труда на предприятии
выполняет руководитель, а в подразделениях (цехах, службах) - их руководители.
Координирует эту деятельность на предприятии инженер по охране труда.
2. Причины производственного
травматизма
Различают следующие причины
производственного травматизма:
1.
Технические
- несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования,
недостаточная механизация тяжелых работ, несовершенство предохранительных
устройств, систем сигнализации и блокировки, прочностные дефекты материалов.
2.
Организационные
- определяются уровнем организации труда. К ним относятся нарушение правил
эксплуатации оборудования, нарушение технологических режимов, недостатки в
обучении работников безопасным приемам и методам труда, отсутствие надзора за
опасными работами, использование механизмов и машин не по назначению.
3.
Санитарно-гигиенические
причины - повышенное содержание вредных веществ в воздухе рабочих зон,
недостаточное или нерациональное освещение, повышенные уровни шума, вибрации и
других физических полей и излучений, неблагоприятные метеорологические
условия.
4.
Психофизиологические
причины - физические и нервно-психические перегрузки работающих, и
развивающееся вследствие этого утомление. Утомление может развиваться также
вследствие монотонности труда, стрессовых ситуаций, перенапряжения зрительного
и слухового анализаторов. К травме может привести и несоответствие
анатомо-физиологических и психических особенностей организма человека характеру
выполняемой работы.
3. Вскрытие заваленных сооружений,
извлечение из завалов пострадавших;
Показатели
производственного травматизма изучают с помощью следующих методов:
1.
монографический
- заключается в детальном расследовании всех обстоятельств несчастного случая.
2.
эргономический
- заключается в комплексном изучении системы человек - машина -
производственная среда с учетом антропометрических данных человека.
3.
экономический
- основан на определении экономического ущерба от травматизма и предназначен
для оценки экономической эффективности затрат на разработку и внедрение
мероприятий по охране труда.
4.
статистический
метод - основан на анализе статистических данных не травматизму (акты формы Н-1
и статистическая отчетность предприятия пс. формам N 7-Т и 1 -Т).
С помощью статистического
метода изучается динамика производственного травматизма за ряд лет. При этом
используются несколько показателей: 1. Показатель частоты травматизма: Пч=1000
1/Р
где:
Т- число травм за отчетный период с потерей трудоспособности 1 день и более;
Р- среднесписочная
численность работающих за тот же период.
2. Показатель тяжести
травматизма характеризует среднюю продолжительность временной
нетрудоспособности: Пт=Д/Т,
где:
Д- число дней нетрудоспособности всех пострадавших за учетный период,
Т1-
общее число пострадавших за тот же период без учета смертельных и инвалидных
исходов.
4. Оказание пострадавшим
медицинской помощи;
Расследуются
и подлежат учету (как несчастные случаи на производстве) травмы, повлекшие за
собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую
утрату трудоспособности, либо его смерть, если они произошли:
1.
В течение
рабочего времени на территории предприятия или вне ее (включая установленные
перерывы, перед началом или по окончании работы, включая работу сверхурочную, в
выходные и праздничные дни.
2.
При
следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем
транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или
распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях.
3.
При
следовании к месту командировки и обратно.
4.
При
привлечении работника к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
5.
При
осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но
совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии
или несчастного случая.
Травма
считается непроизводственной, если получена на производстве, но пострадавший:
1 находился в состоянии алкогольного
или иного опьянения;
2 совершал противоправные, уголовно
наказуемые деяния;
3 выполнял работы в личных
целях без соответствующего разрешения работодателя;
4 участвовал в
спортивных играх во время обеденного или иного перерыва.
Расследованию
и учету как несчастный случай на производстве не подлежит смерть работника
вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная учреждением
здравоохранения и следственными органами.
Травмы
считаются непроизводственными, но связанными с производством, если получены:
1
при
следовании к месту работы на общественном транспорте.
2
при
следовании к месту и в процессе исполнения общественных обязанностей, связанных
с производством (например, участие в спортивных соревнованиях в составе
заводской команды).
3 при исполнении
обязанностей гражданского долга (помощь мили-
ции, донорство).
5. Порядок расследования
несчастных случаев на производстве.
Положение
о расследовании и учете несчастных случаев на производстве утверждено
постановлением Правительством РФ N 279 от 11.03.99.Оно устанавливает порядок
расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для всех
организаций, независимо от формы собственности, а также лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и
использующих наемный труд.
О
каждом несчастном случае очевидец или пострадавший извещает непосредственного
руководителя работ, который обязан:
1. немедленно организовать помощь пострадавшему и при
необходимости
доставить его в лечебное учреждение;
2. сообщить работодателю о
несчастном случае;
3.
принять
неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации;
4. сохранить до начала расследования обстановку на момент
происшествия
(если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к
аварии), в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать обстанов
ку в виде схемы или фотографии.
Для
расследования несчастного случая на производстве работодатель создает комиссию
в составе не менее 3 человек, включающую:
1.
специалиста
по охране труда;
2. представителя работодателя;
3.
представителя
профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Комиссию
возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии
утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий
за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав
комиссии не включается.
Травма,
полученная работником, направленным в другую организацию, расследует комиссия,
созданная работодателем, на производстве которого произошел несчастный случай.
При этом в состав комиссии включается представитель организации, направившей
работника.
Для
расследования группового, тяжелого и смертельного несчастного случая в
комиссию включается также государственный инспектор по охране труда,
представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного
самоуправления (по согласованию), а также представитель территориального
объединения профсоюзов. В этих случаях создает комиссию и утверждает ее состав
работодатель, а возглавляет государственный инспектор по охране труда.
По
требованию пострадавшего (в случае его смерти - его родственников) в расследовании
несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо.
Расследование
обстоятельств и причин несчастного случая производится комиссией в течение 3
дней, а для групповых, тяжелых и смертельных - в течение 15 дней.
В
процессе расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев, лиц,
допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает
необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от
пострадавшего. При расследовании по требованию комиссии работодатель за счет
собственных средств организации обязан обеспечить выполнение необходимых
исследований и других работ с привлечением для -этих целей специалистов и
экспертов.
6. Порядок оформления и учета
несчастных случаев на производстве.
Результаты
расследования несчастного случая отражаются в акте формы Н-1, в котором
формулируются причины, вызвавшие несчастный случай и намечаются мероприятия по
их устранению. Акты Н-1 оформляются в двух экземплярах, подписываются членами
комиссии и утверждаются работодателем. После утверждения первый экземпляр
направляется техническому инспектору профсоюза или иного представительного
органа на предприятии, второй вместе с другими материалами расследования
хранится у специалиста по охране труда. Для несчастного случая произошедшего с
работником, направленным из другой организации оформляется еще один экземпляр
акта Н-1, который направляется в эту организацию. Результаты расследования
групповых несчастных случаев оформляются актом Н-1 отдельно от каждого
пострадавшего.
Работодатель
обязан ежеквартально на основании актов Н-1 составлять отчет о пострадавших при
несчастных случаях по форме N 7-Т и направлять его в территориальное
статистическое управление
7. Социальное страхование от несчастных
случаев на производстве.
Федеральный
закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний" (Ы 125-ФЗ от 24.07.98)
устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного
социального страхования работников. Он определяет порядок возмещения ущерба,
причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по
трудовому договору.
В
законе установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности в связи
с несчастным случаем, на производстве или профессиональным заболеванием
работника должен быть равен его среднему заработку. Закон определяет
ежемесячные страховые выплаты, которые выплачиваются в течение всего периода
стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Закон определяет также
размер единовременной страховой выплаты, которая исчисляется в соответствии со
степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного
минимального размера оплаты труда.
8. Производственные
инструктажи.
Необходимым
условием допуска работника к исполнению профессиональных обязанностей является
обязательное прохождение производственного инструктажа. Инструктаж в
зависимости от исполняемой работы может быть вводный, первичный на рабочем
месте, повторный, внеплановый и целевой (текущий).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|