Охрана труда и жизнедеятельности
Охрана труда и жизнедеятельности
Министерство
Образования Украины
Донецкий
государственный технический университет
Кафедра: Охраны труда
РЕФЕРАТ
на
тему:
Охрана труда и
жизнедеятельности
Выполнил: Бондаренко С. Ю.
Студент группы: УА 96в
Проверил: Прокопенко Б. В.
Донецк
2000 г.
1. Влияние жизнедеятельности человека на
окружающую среду................... 3
2. Основы физиологии, гигиены труда и
производственной санитарии....... 5
2.1. Воздух рабочей
зоны................................................................................ 8
2.2. Вентиляция
производственных помещений............................................ 11
2.3. Общие
санитарно-гигиенические требования к размещению предприятий, к производственным
и вспомогательным помещениям........................... 12
3. Основы техники безопасности..................................................................... 13
3.1. Общие
требования безопасности к технологическим процессам и оборудованию......................................................................................... 13
3.2. Безопасность
эксплуатации систем под давлением и криогенной техники 15
3.3.
Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека................................................................................................................. 16
4. Охрана труда в отрасли. Угольная
промышленность................................. 18
4.1. Профилактика
производственного травматизма.................................... 18
4.2. Минимальное
число несчастных случаев, достаточное для достоверного анализа травматизма............................................................................... 23
5. Запыленность атмосферы и профессиональные
заболевания.................. 24
6. Горючие и взрывчатые свойства пылевых
смесей..................................... 26
Для правильного понимания вопросов
безопасности жизнедеятельности необходимо данную проблему рассматривать в
единой системе «человек - производство - среда».
Все биологические системы могут существовать в
окружающей среде при условии биологического равновесия. Человек как
единственная биологическая система природы способен при взаимодействии с
природой регулировать и контролировать обмен
веществ между собой и природой.
Одним из важнейших элементов системы «человек
- производство - среда» является среда - окружающая нас природа. Если
рассматривать жизнь как способ существования белковых тел, то прекращение
обмена веществ с окружающей природой будет означать прекращение и жизни. Так,
человек не может прожить без воздуха
1,5-2 мин, без воды - несколько часов, без пищи - несколько дней.
Географическая оболочка Земли состоит из
атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы. Все эти среды, проникая одна в
другую, взаимодействуют друг с другом и создают наружный облик Земли. Главное
свойство географической оболочки Земли - это постоянный обмен веществом и энергией не только между компонентами оболочки,
но и между оболочкой и внешним миром (космосом).
Вода - это своеобразный минерал, который
обеспечивает существование живых организмов и развитие процессов
жизнедеятельности на Земле. Живые организмы в среднем содержат более 60% воды.
Потеря 10-20% воды живым организмом приводит к смерти.
Биосфера - сфера жизни. Академик Вернадский В.
И. считает, что биосфера - это часть оболочки планеты, на которой возникла и
существует жизнь. Биосфера имеет определенный состав атмосферы, осадочных пород,
почвы, гидросферы и живых существ. Биосфера включает все живое вещество
планеты: атмосферу высотой до 10-15 км, литосферу глубиной до 4,5 км и всю
водную оболочку Земли (до 11 км).
Таким образом, экологическая система
рассматривается как единый природный комплекс, в котором живая и неживая
материя связаны между собой обменом веществ и энергии. В биосфере постоянно под
воздействием солнечной энергии происходит кругооборот веществ и энергии. Такой
кругооборот (воды, циркуляция воздушных масс и т.д.) происходит под
воздействием физических факторов (разности давлений, температур и др.). Обмен
же веществ между живыми организмами и почвой (или водой) вызывается действием
биохимических факторов.
В первом случае кругооборот называется
геологическим, во втором - биологическим. Оба эти вида тесно связаны между
собой, однако биологический кругооборот веществ является грандиозной созидающей силой. Именно кругооборот веществ и превращение
энергии является основой динамического равновесия и устойчивости биосферы.
Основным источником энергии является Солнце.
Энергия солнечного излучения реализуется в биологическом кругообороте через
явление фотосинтеза растений, в ходе которого при восстановлении двуокиси углерода
образуются органические вещества и молекулярный кислород. Биосфера выступает
как гигантский аккумулятор и уникальный трансформатор лучистой энергии Солнца.
Основным источником природных ресурсов Земли является энергия Солнца, однако на
фотосинтез (моря, океаны, суша) используется только 0,5% суммарной солнечной
радиации, падающей на земную поверхность. Но даже при использовании такого малого
количества энергии растительность суши, морей и океанов усваивает, разлагает,
выделяет, запасает огромное количество веществ и энергии.
Человечество взаимодействует с природой,
является ее составной частью и неотделимо от природы. Это взаимодействие
выражается в процессе труда, куда человек вносит свой разум, науку, искусство.
В результате труда человек не только
приспосабливается к природной среде, но и пытается ее изменить. Воздействие
человека на природу на заре человеческого общества было не очень заметным, т.
к. природа самоочищалась и возобновляла биологические ресурсы. Быстрый рост
населения, бурное развитие производства, внедрение результатов научно-технических
достижений, стремление получить от природы какие-то временные выгоды наносят ей
долговременный ущерб, нарушая стабильность,
к которой стремится Природа.
Современное промышленное производство
загрязняет природу не только газообразными, жидкими и твердыми отходами, но и
тепловыми выбросами, электромагнитными полями, ультрафиолетовыми, инфракрасными,
световыми, ионизирующими излучениями, радиоактивными веществами, шумовым
излучением и другими физическими факторами. Такое недальновидное вторжение в
природную среду нарушает ее основной закон стабильного развития и
экологического равновесия и ставит человечество на грань катастрофы.
Загрязнения природной среды могут быть
естественными и искусственными. Естественное загрязнение обусловлено притоком
космической пыли и космическим излучением (внеземное загрязнение), извержением
вулканов, выветриванием горных пород, пыльными бурями, лесными пожарами и т.п.
(земное загрязнение). Однако природа обладает удивительной устойчивостью и
способностью к самоочищению от естественного
загрязнения.
Искусственное загрязнение - это воздействие
человека на природу - очень легко и за короткий период времени приводит к
коренным изменениям в природном балансе среды. Эта опасность еще осложняется
тем, что человек недостаточно осведомлен
о сложных взаимодействиях в природе и последствиях, которые могут произойти в
среде обитания в результате неразумного
воздействия человека. Назовем несколько примеров глобального загрязнения.
Человек в результате своей жизнедеятельности
неразумно расходует и уничтожает кислород воздуха (О2), подводя себя
и свои поколения к гибели. Свободный кислород, являясь в основном продуктом
жизнедеятельности, сам поддерживает жизнь на Земле.
Статьи расхода кислорода:
- для дыхания человека;
- для производственных нужд;
- на создание и сохранение озоносферы.
Физиологические потребности кислорода для
дыхания человека допускают снижение концентрации О2 не более чем на
1%. Но человек использует кислород как сырье в производственных процессах. При
сгорании 1т угля расходуется количество О2 равное 10 годовым
человеческим нормам.
С учетом интенсификации производственных
процессов в настоящее время можно предположить, что и расходование О2
резко возрастет. По подсчетам экспертов США большинство развитых стран (в том
числе и США) потребляют О2
больше, чем его выделяет растительный мир этой страны.
Кислород расходуется на создание и сохранение
озонового слоя, который защищает Землю от космической радиации. В связи с
разрушением озонового слоя (увеличение потребления О2, увеличение
выбросов фреонов, хлорфторуглеродов и других веществ) происходит истощение
озонового слоя и возникают проблемы «озоновых дыр» в атмосфере. С учетом роста
потребления кислорода на производственные нужды и невозможностью самой природой
восстановить его количество вполне реальна угроза концентрации О2 в
атмосфере ниже допустимого уровня, что может привести к катастрофе для
человечества.
Рассмотрим влияние жизнедеятельности человека
на изменение содержания диоксида углерода (СО2) в атмосфере. В связи
с увеличением выделения СО2 промышленностью и уменьшением
потребления СО2 живыми существами и растительностью (из-за
уменьшения площади лесов и т.д.) растет содержание СО2 в атмосфере,
что приводит к "парниковому эффекту".
Таким образом, глобальное, непродуманное
разрушение идет по двум основным направлениям:
- хищническое уничтожение флоры и фауны сопровождается резким снижением
потребления СО2 из атмосферы и уменьшением выделения О2 в атмосферу за счет сокращения процесса
фотосинтеза;
- неразумная жизнедеятельность человека привела к тому, что резко выросли выбросы СО2 в атмосферу.
Оно обусловливает повышение температуры,
увеличение остаточной радиации, изменение климата, т.е. вызовет нежелательные
последствия, которые сегодня человечество не может даже в полной мере оценить.
Для жизнедеятельности человека нужна пресная
вода, а ее запасы малы ( 3% от всей воды). Человек в процессе жизнедеятельности
загрязняет воду вредными веществами, микроорганизмами. Загрязненные воды
(промышленные, хозяйственно-бытовые, атмосферные или ливневые) называют
сточными. Сточные воды подлежат обязательной очистке механическими,
термическими, химическими, ионообменными, адсорбционными, электрохимическими,
биохимическими, физико-химическими и другими методами. Однако эффективность
этих методов очистки не превышает
95-96%.
Сброс загрязненных вод приводит к обеднению и
исчезновению Оз, содержащегося в воде, и к гибели животного и растительного
мира (морей, суши и т.д.). По данным Ж. Кусто за последние 20 лет интенсивность
жизни во всех морях земного шара снизилась не менее чем на 30%.
Такая неразумная деятельность человека ведет к
тому, что ресурсы биосферы, ресурсы питания будут не увеличиваться, а
сокращаться.
В настоящее время разрабатывается
приблизительно 100млрд. т. в год горных пород. Однако утилизируются в конечном
продукте приблизительно лишь 1% от веса используемых природных ресурсов, т. е.
99% природных ресурсов идут в отходы и губят природу. При этом объемы отходов
растут в 10 раз быстрее, чем увеличивается население. Сейчас на каждого жителя
планеты приходится ежедневно от 2 до 3 тонн твердых отходов. Отходы отравляют
растения, которые наносят вред животным, и эта пища попадает человеку.
В законе Украины «Об обеспечении санитарного и
эпидемического благополучия населения» дается следующее определение понятия
«санитарные нормы»:
Государственные санитарные нормы правила,
гигиенические нормативы - это обязательные для выполнения
нормативные документы, определяющие критерии безопасности и (или) безвредности
для человека факторов окружающей среды и требования по обеспечению оптимальных
или допустимых условий жизнедеятельности человека
Гигиеническая регламентация и государственная
регистрация осуществляется в целях ограничения интенсивности или длительности
действия таких факторов путем установления критериев их допустимого воздействия
на здоровье человека Использование в народном хозяйстве и быту любого опасного
фактора химической и биологической природы допустимо лишь при наличии
сертификата, удостоверяющего его государственную регистрацию, поэтому законом
предусмотрена обязательная государственная санитарно-гигиеническая экспертиза
Экспертизе подвергают проектную и другую документацию на строительство реконструкцию,
расширение предприятий, разработку техники и технологий а также продукцию,
полуфабрикаты, вещества материалы как для проектируемых производств, так и для
действующих. Предприятия учреждения, организации и граждане могут ввозить из-за
границы сырье, продукцию (изделия, оборудования, технологические линии и др.) и
реализовать или использовать их в Украине только при наличии данных относительно
безопасности для здоровья.
Работники предприятий, учреждений и
организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может
повлечь распространение инфекционных заболеваний, возникновение пищевых отравлений,
а также работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными или опасными
условиями труда должны проходить обязательные предварительные (до принятия на
работу) и периодические медицинские освидетельствования.
Работники предприятий, учреждений и
организаций, действия которых привели к нарушению санитарного законодательства,
невыполнению постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных
лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы несут дисциплинарную,
административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. При этом
предприятия, учреждения, организации и граждане, нарушившие санитарное законодательство,
что привело к возникновению заболеваний, отравлений, радиационных поражений,
длительной или временной потери трудоспособности, инвалидности или смерти
людей, обязаны возместить убытки пострадавшим и расходы на дополнительное
лечение.
Может быть наложен штраф в следующих размерах:
- на должностных лиц - от 6 до 12 минимальных заработных плат;
- на граждан - от 1 до 12 минимальных заработных плат;
- на предприятия и организации - от 25 до 100% выпущенной или
реализованной продукции.
Гигиена труда - раздел
профилактической медицины, который изучает влияние на организм человека
трудовой деятельности и производственной среды с целью разработки на этой
основе комплекса санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и
организационных мероприятий, направленных на создание здоровых условий труда и
повышение его производительности.
Предметом изучения гигиены труда являются:
- трудовые процессы и ответная физиологическая реакция организма
работников с целью разработки рациональных режимов труда и отдыха для различных
видов работ
- производственные процессы и возникающие при этом неблагоприятные
факторы производственной среды с целью гигиенической регламентации и разработки
оздоровительных мероприятий по улучшению условий труда,
- состояние здоровья работников, подвергающихся в условиях производства
воздействию вредных и опасных производственных факторов с целью разработки мер
профилактики патологических состояний.
По происхождению факторы производственной
сферы подразделяются на физические, химические, биологические и
психофизиологические (по ГОСТ 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные
факторы»).
К физическим факторам относятся движущиеся
части машин и механизмов, незащищенные подвижные элементы оборудования,
передвигающиеся изделия, заготовки, материалы и т.д.; запыленность и загазованность
воздуха рабочей зоны; температура поверхностей оборудования, материалов;
температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума; повышенный уровень
вибрации; повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенный уровень
ультразвука; ионизация воздуха; ионизирующие излучения; опасный уровень
напряжения электрической сети, замыкание которой может произойти через тело
человека; повышенный уровень статического электричества; повышенный уровень
электромагнитных излучений; повышенная напряженность магнитного поля;
недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; пониженная
контрастность; повышенный уровень ультрафиолетовой радиации; повышенный уровень
инфразвуковой радиации и др.
К химическим факторам относятся органические и
неорганические химические соединения в виде газа, пара, пыли, дыма, тумана,
жидкости. Химические факторы по характеру воздействия на организм человека
делятся на общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные,
мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию человека.
По пути проникновения в организм человека
химические факторы разделяются на вещества, действующие через органы дыхания,
пищеварительный тракт и кожный покров.
К биологическим факторам относятся
микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, спирохеты, простейшие и т. д.) и
продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные),
белковые препараты, витамины, аминокислоты.
К психофизиологическим факторам относятся
физические и нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки делятся на
статические и динамические, а нервно-психические перегрузки подразделяются на умственное
перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные
перегрузки.
Интенсивное или длительное воздействие
перечисленных факторов может привести к чрезмерному функциональному напряжению,
стать причиной профессиональных заболеваний.
Для изучения вредных факторов и их влияния на
организм работающих используют различные методы исследования: физические,
химические, физиологические, клинико-статистические и санитарно-статистические,
специальные экспериментальные.
На функциональное состояния работающих
оказывает влияние не только физические, химические и другие факторы, но и сам
трудовой процесс. Наиболее полно трудовой процесс может быть охарактеризован
физическим, нервно-эмоциональным и тепловым состоянием организма человека.
Физическая работа подразделяется на
статическую и динамическую. Статическая работа - это процесс поддержания мышц
без изменения длины мышечных волокон, при этом тело или его части не перемещаются
в пространстве.
Динамическая работа - это процесс сокращения
мышц, сопровождающийся изменением длины мышечных волокон и перемещением тела
или его частей, а также предметов труда в пространстве. При динамической работе
до 15 - 20 % энергии расходуется на перемещение, а остальная переходит в тепло;
при статической работе вся энергия переходит в тепло.
Умственный труд объединяет работы, связанные с
приемом и переработкой информации, требующие напряжения сенсорного аппарата,
памяти, внимания, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Мышечные
нагрузки при умственном труде незначительны. Все большее распространение
получает операторский труд (умственный), связанный с повышенными требованиями к
функциям памяти, внимания, скорости восприятия и переработки информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|