Охрана труда на производстве. Анализ условий труда телефонистки
Важным моментом организации труда
телефонистов является обеспечение нормального уровня интенсивности
электромагнитного поля (ЭМП). Мероприятия по обеспечению этого требования могут
быть следующие:
1. Все вновь приобретаемые ВДТ и ПЭВМ
должны иметь гигиенические сертификаты на соответствие требованиям СанПиН
2.2.2.542-96.
2. В случае высоких фоновых уровней
электрических и магнитных полей частоты 50 Гц следует: проверить наличие и
качество контура заземления; наличие и качество заземляющих шин к каждому
помещению, где установлены ВДТ (видеотерминалы); наличие качественно
выполненного заземления электророзеток для подключения ВДТ третьим проводом на
заземляющую шину.
3. После устранения недоработок
требуется выполнить повторные контрольные замеры напряженности ЭМП.
4. Необходимо провести обучение
телефонистов и телеграфистов по безопасным методам работы на ВДТ, режимам труда
и отдыха. Инструкцию по режимам труда и отдыха следует вывесить в производственных
помещениях и строго ее выполнять.
5. Всех телефонистов и телеграфистов,
работающих на ПЭВМ и ВДТ, необходимо включить в перечень профессий, подлежащих
предварительным и периодическим медосмотрам. Сроки периодических медосмотров –
1 раз в год (приказ МЗ РФ № 90 от 14.03.96).
Классы условий труда по показателям
напряженности трудового процесса представлены в приложении 1.
Расчет напряженности трудового
процесса телефонистки представлен в приложении 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важное значение имеет
изучение и оценка фактического состояния условий труда на основе данных замеров
фактических значений параметров факторов производственной среды, в которой
протекает трудовой процесс, так как от этого зависит эффективность мер по
созданию здоровых и безопасных условий труда.
Оценка напряженности труда работника
основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются
путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее
одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов
(стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения
неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы
(показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность
и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные,
монотонные, режимные нагрузки.
Научная организация труда
телефонистов и телеграфистов, работающих на видеотерминальных устройствах и
ПЭВМ, должна обеспечивать устойчивую их работоспособность, предупреждать
переутомление и сохранять здоровье.
Труд телефонистки является
напряженным 2 степени, так как 5 показателей относятся к классу 3.1., а 2
показателя – к классу 3.2.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Руководство Р
2.2. 755 – 99. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические критерии оценки и
классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов
производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
2.
Большой
экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой
экономики, 1999. – 1248 с.
3.
Генкин Б.М.
Экономика и социология труда. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа
НОРМА – ИНФРА-М), 2001. – 448 с.
4.
Зотов Б.И.,
Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. - М.: КолосС,
2003. – 432 с.
5.
Полежаев Е.Ф.,
Макушин В.Г. Основы физиологии и психологии труда. – М.: Высшая школа, 1974.
6.
Шкрабак В.С.,
Казлаускас Г.К. Охрана труда. - М.: Агропромиздат, 1989. – 480 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Классы условий труда по показателям
напряженности трудового процесса
Показатели напряженности трудового
процесса
|
Классы условий труда
|
Оптимальный
|
Допустимый
|
Вредный
|
Напряженность труда легкой степени
|
Напряженность труда средней степени
|
Напряженный труд
|
1 степени
|
2 степени
|
1
|
2
|
3.1
|
3.2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1. Интеллектуальные нагрузки
|
1.1. Содержание работы
|
Отсутствует необходимость принятия
решения
|
Решение простых задач по инструкции
|
Решение сложных задач с выбором по
известным алгоритмам (работа по серии инструкций)
|
Эвристическая (творческая) деятельность,
требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях)
|
1.2. Восприятие сигналов
(инфор-мации) и их оценка
|
Восприятие сигналов, но не
требуется коррекция действий
|
Восприятие сигналов с последующей
коррекцией действий и операций
|
Восприятие сигналов с последующим
сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значения-ми.
Заключительная оценка фактических значений параметров
|
Восприятие сигналов с последующей
комплексной оценкой связанных параметров. комплексная оценка всей производственной
деятельности
|
1.3. Распределение функций по степени
сложности задания
|
Обработка и выполнение задания
|
Обработка, выполнение задания и его
проверка
|
Обработка, выполнение и контроль за
выполнением задания
|
Контроль и предварительная работа
по распределению заданий другим лицам
|
1.4. Характер выполняемой работы
|
Работа по индивидуальному плану
|
Работа по установленному графику с
возможной его коррекцией по ходу деятельности
|
Работа в условиях дефицита времени
|
Работа в условиях дефицита времени
и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
|
2. Сенсорные нагрузки
|
2.1. Длительность сосредоточенного
наблюдения (в % от времени смены)
|
До 25
|
26 - 50
|
51 - 75
|
Более 75
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
2.2. Плотность сигналов (световых,
звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы
|
До 75
|
76 – 175
|
176 - 300
|
Более 300
|
2.3. Число производственных
объектов одновременного наблюдения
|
До 5
|
6 - 10
|
11 - 25
|
Более 25
|
2.4. Размер объекта различения (при
расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при
длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)
|
Более 5 мм – 100%
|
5 – 1,1 мм – более 50%; 1 – 0,3 мм
– до 50%; менее 0,3 мм – до 25%
|
1 – 0,3 мм – более 50%; менее 0,3
мм – 25 – 50 %
|
Менее 0,3 мм – более 50%
|
2.5. Работа с оптическими приборами
(микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени
смены)
|
До 25
|
26 - 50
|
51 - 75
|
Более 75
|
2.6. Наблюдение за экранами
видеотерминалов (часов в смену):
- при буквенно-цифровом типе
отображения информации
- при графическом типе отображения
информации
|
До 2
До 3
|
2 – 3
3 - 5
|
3 – 4
5 – 6
|
Более 4
Более 6
|
2.7. Нагрузка на слуховой
анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или
дифференцированных сигналов)
|
Разборчивость слов и сигналов от
100% до 90%. Помехи отсутствуют
|
Разбочивость слов и сигналов от 90%
до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м
|
Разборчивость слов и сигналов от
70% до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м
|
Разборчивость слов и сигналов менее
50;. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 км
|
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат
(суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)
|
До 16
|
16 - 20
|
20 - 25
|
Более 25
|
3. Эмоциональные нагрузки
|
3.1. Степень ответственности за
результат собственной деятельности. Значимость ошибки
|
Несет ответственность за выполнение
отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе
со стороны работника
|
Несет ответственность за функциональное
качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия
со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.)
|
Несет ответственность за функциональное
качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет
дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.)
|
Несет ответственность за
функциональное качество конечной работы, продукции, задания. Влечет за собой
повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может
возникнуть опасность для жизни
|
3.2. Степень риска для собственной
жизни
|
Исключена
|
|
|
Вероятна
|
3.3. Степень ответственности за
безопасность других лиц
|
Исключена
|
|
|
Возможна
|
4. Монотонность нагрузок
|
4.1. Число элементов (приемов),
необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся
операциях
|
Более 10
|
9 - 6
|
5 - 3
|
Менее 3
|
4.2. Продолжительность (в с)
выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций
|
Более 100
|
100 - 25
|
24 - 10
|
Менее 10
|
4.3. Время активных действий (в % к
продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом
производственного процесса
|
20 и более
|
19 - 10
|
9 - 5
|
4 и менее
|
4.4. Монотонность производственной
обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса (в % от времени
смены)
|
Менее 75
|
76 - 80
|
81 - 90
|
Более 90
|
5. Режим работы
|
5.1. Фактическая продолжительность
рабочего дня
|
6 – 7 ч
|
8 – 9 ч
|
10 – 12 ч
|
Более 12 ч
|
5.2. Сменность работы
|
Односменная работа (без ночной
смены)
|
Двухсменная работа (без ночной
смены)
|
Трехсменная работа (работа в ночную
смену)
|
Нерегулярная сменность с работой в
ночное время
|
5.3. Наличие регламентированных
перерывов и их продолжительность
|
Перерывы регламентированы
достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени
|
Перерывы регламентированы,
недостаточной продолжительности: от 3 до 7 рабочего времени
|
Перерывы не регламентированы и
недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени
|
Перерывы отсутствуют
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Протокол оценки условий труда по
показателям напряженности трудового процесса
Ф.И.О. Иванова Л. К.
Профессия: телефонистка
Производство: справочная служба
Краткое описание выполняемой работы:
Телефонистка должна правильно понять вопрос, как можно быстрее отыскать в
картотеке или вспомнить нужный номер телефона и чётко, без ошибок назвать его.
Чтобы дать справку, телефонистке высшего класса необходимо примерно 18 секунд.
Показатели напряженности трудового
процесса
|
Классы условий труда
|
1
|
2
|
3.1
|
3.2
|
3.3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Интеллектуальные нагрузки
|
1.1. Содержание работы
|
|
+
|
|
|
|
1.2. Восприятие сигналов
(информации) и их оценка
|
|
|
+
|
|
|
1.3. Распределение функций по степени
сложности задания
|
|
+
|
|
|
|
1.4. Характер выполняемой работы
|
|
+
|
|
|
|
2. Сенсорные нагрузки
|
2.1. Длительность сосредоточенного
наблюдения (в % от времени смены)
|
|
|
|
+
|
|
2.2. Плотность сигналов (световых,
звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы
|
|
|
+
|
|
|
2.3. Число производственных
объектов одновременного наблюдения
|
+
|
|
|
|
|
2.4. Размер объекта различения (при
расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при
длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены)
|
|
+
|
|
|
|
2.5. Работа с оптическими приборами
(микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (%
времени смены)
|
+
|
|
|
|
|
2.6. Наблюдение за экранами
видеотерминалов (часов в смену):
- при буквенно-цифровом типе
отображения информации
- при графическом типе отображения
информации
|
|
|
|
+
|
|
2.7. Нагрузка на слуховой
анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или
дифференцированных сигналов)
|
|
+
|
|
|
|
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат
(суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)
|
|
|
+
|
|
|
3. Эмоциональные нагрузки
|
3.1. Степень ответственности за
результат собственной деятельности. Значимость ошибки
|
|
+
|
|
|
|
3.2. Степень риска для собственной
жизни
|
+
|
|
|
|
|
3.3. Степень ответственности за
безопасность других лиц
|
+
|
|
|
|
|
4. Монотонность нагрузок
|
4.1. Число элементов (приемов),
необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся
операциях
|
|
+
|
|
|
|
|
4.2. Продолжительность (в с)
выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций
|
|
|
+
|
|
|
|
4.3. Время активных действий (в % к
продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом
производственного процесса
|
|
+
|
|
|
|
|
4.4. Монотонность производственной
обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса (в % от времени
смены)
|
+
|
|
|
|
|
|
5. Режим работы
|
5.1. Фактическая продолжительность
рабочего дня
|
|
+
|
|
|
|
|
5.2. Сменность работы
|
|
|
+
|
|
|
|
5.3. Наличие регламентированных
перерывов и их продолжительность
|
|
+
|
|
|
|
|
Количество показателей в каждом
классе
|
5
|
10
|
5
|
2
|
|
|
Общая оценка напряженности труда
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Труд телефонистки является
напряженным 2 степени, так как 5 показателей относятся к классу 3.1., а 2
показателя – к классу 3.2.
Страницы: 1, 2
|