МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Охрана труда по Российскому трудовому праву

    Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в статью 217 Трудового кодекса РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми “организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда". Наверняка законодатель, вводя в Трудовой кодекс требование об обязательной аккредитации, руководствовался благими целями, а именно – не допустить к работам в сфере охраны труда недобросовестных лиц, т.к. результаты этой деятельности, прежде всего, должны обеспечивать безопасность жизни и здоровья работников.

    Но на сегодняшний день, по прошествии трех лет после введения требования об обязательной аккредитации, и при отсутствия документов, регламентирующих порядок этой аккредитацию, у нас есть пока только негативные последствия.

    Вот вполне реальный пример: малое предприятие ввиду отсутствия в штате инженера по охране труда заключило договор со сторонней организацией на выполнение работ по осуществлению функций службы охраны труда. А по результатам проверки инспектором по труду оно же получает предписание с формулировкой: “заключать гражданско-правовой договор только с аккредитованной организацией. Ст.217 ТК РФ”, и это несмотря на то, что подрядная организация на протяжении уже нескольких лет специализируется только на оказании услуг в сфере охраны труда./3/

    Зачастую и сами руководители малых предприятий, пройдя в установленном порядке обучение по охране труда и зная основные требования трудового законодательства, после нескольких попыток привлечь аккредитованную организацию и отсеяв все предложения, ввиду не соответствия статуса подрядчиков, теряют всякое желание воспользоваться услугами сторонних организаций.

    Стоит обратить внимание, что по смыслу статьи 217 ТК РФ аккредитация требуется только в отношении организаций, для физических лиц, в т.ч. имеющих статус индивидуальных предпринимателей, необходимость в аккредитации отсутствует.

    На практике же многие организации, особенно те, которые имеют аккредитацию в системе ССОТ, пользуясь непониманием работодателя с легкостью “избавляются” от своих конкурентов в лице частнопрактикующих специалистов и индивидуальных предпринимателей, делая заявления о том, что «мол, они не аккредитованы и с ними сотрудничать не рекомендуем». А кто как не инженеры по охране труда, в т.ч. оформленные индивидуальными предпринимателями, сегодня могут оказывать услуги по охране труда на профессионально качественном уровне по доступным расценкам, особенно в глубинке?

    На аккредитации организаций в системе ССОТ следует остановиться отдельно. В качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий могут быть аккредитованы только организации, а возможности аккредитации индивидуальных предпринимателей в данной системе сертификации нет в принципе. Основной причиной этих ограничений, со слов представителей и Центрального органа ССОТ и научно - методического центра сертификации работ по охране труда, является необходимость в заслоне от предпринимателей, ввиду того, что они не в состоянии качественно выполнять работу по сертификации.

    Кроме того, сегодня организации, аккредитованные в системе ССОТ, негласно взяли на себя роль аттестующих организаций. Четкого определения аттестующих организаций в нормативных документах нет, а по содержанию нового порядка аттестации рабочих мест по условиям труда (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007г. №569) под аттестующей организацией следует понимать организацию, привлекаемую для аттестации рабочих мест по условиям труда. Каких либо дополнительных требований к аттестующей организации не предъявлено. Это означает, что на сегодняшний день в роли аттестующей организации может выступать любая организация заключившая договор на выполнение работы по аттестации рабочих мест с другой заинтересованной организацией, а свобода договора гарантирована Гражданским кодексом РФ, и является следствие согласованной воли двух сторон. Дополнительным требованием к аттестующей организации может явиться наличие у нее испытательной лаборатории, в случае если договором предусмотрено выполнение лабораторных исследований вредных производственных факторов для целей аттестации рабочих мест. Испытательная лаборатория действительно должна быть аккредитована, но совсем не обязательно в системе ССОТ, главное, что бы область ее аккредитации содержала все те вредные производственные факторы, которые необходимо исследовать в соответствии с заключенным договором.

    Стоит отметить, что выбор фирмы, имеющей аттестат аккредитации испытательной лаборатории в Системе сертификации работ по охране труда в организациях целесообразен только в случае, если в организации принято решение вывести предприятие на процедуру сертификации именно в этой системе. В этом случае будет применена схема сертификации без проведения контрольных измерений и оценок ранее выполненной работы по аттестации рабочих мест. Но в последнее время многие организации все чаще делают свой выбор в пользу других систем сертификации в области охраны труда, в которых центральное место уделяется внедрению системы управления охраной труда и оценкам профессиональных рисков. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ внес изменения в ст.212 Трудового кодекса РФ - если раньше работодатель был обязан обеспечить “сертификацию работ по охране труда в организации“, то теперь “сертификацию организации работ по охране труда”. Т.е. допускается сертифицироваться по любой из существующих систем сертификации в области охраны труда.

    Подводя итоги, следует еще раз обратить внимание на острую необходимость в срочной разработке и принятии документов, определяющих перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации. И конечно в этих документах ни коим образом не должны быть ущемлены права индивидуальных предпринимателей, которые вполне обоснованно смогли бы стать основной силой, занявшей рынок услуг в сфере охраны труда и особенно на периферии. А сфера услуг по охране труда – это удел малого бизнеса и это уже свершившийся факт.

    К сожалению, никто не знает, сколько еще времени потребуется на воплощение в реальность положений рассматриваемой статьи трудового кодекса. На сегодняшний день только в «Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 октября 2008 года N 586) на 2010г предусмотрено создание системы аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области обучения и проверки знаний требований охраны труда. По решению вопроса аккредитации организаций оказывающих другие услуги в сфере охраны труда планы не озвучены.

    А пока хочется надеяться, что специалисты по охране труда начнут объективно воспринимать как законодательство, так и права и полномочия всех участников рынка услуг по охране труда, а учебные центры прекратят имеющиеся факты дезинформирования.

    В настоящее время на сайте Минздравсоцразвития РФ был опубликован проект приказа «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Как и следовало ожидать, систему аккредитации планируется построить по схеме очень напоминающую систему ССОТ. Система предусматривает и длительную процедуру аккредитации (90 дней с подачи заявления вызовет необходимость дополнительно и возможно материального участия заявителя в сокращении этого срока) и периодические проверки, связанные с дополнительными затратами и приемом проверяющих сроком до 1 месяца. Необоснованно завышенные требования предъявлены к самим организациям, оказывающим эти услуги. Так, для получения права стать аттестующей организацией необходимо будет иметь не менее 10 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, не менее 3 лет стажа практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда; испытательную лабораторию; нежилое помещение. Очевидно, что с рынка уйдут многие, кто не уложится в эти рамки, а стоимость аттестации закономерно вырастет. Организации, осуществляющей функции службы охраны труда работодателя, необходимо будет также иметь нежилое помещение и не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и не менее 3 лет стажа практической работы в должности специалиста по охране труда. Естественно, что руководителю малого предприятия из района услуги такой фирмы будут просто недоступны, т.к. создание таких аккредитованных организаций в глубинке практически невозможно, а выездные услуги будут достаточно дороги, да и осуществляться они будут разово в выездном режиме, что, несомненно, не лучшим образом повлияет на их качество.

    И все же очень хотелось бы, чтобы развитие системы аккредитации в сфере охраны труда привело не только к повышению их качества, но и к широкому развитию этой сферы услуг, а не преследовало интересы конкретной группы лиц.


    2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда


    Рассматривая данный вопрос, остановимся на том, какими бывают условия труда, как организовать проведение медицинских осмотров, предоставлять дополнительные отпуска, производить выдачу молока и лечебно-профилактического питания и средств индивидуальной защиты.

    Прежде чем исполнять нормы трудового законодательства о гарантиях и льготах, работодателю следует понять, считаются ли вредными и (или) опасными условия труда на предприятии.

    Понятие «условия труда» объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Согласно части 3 статьи 209 Трудового кодекса вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию, а опасным — производственный фактор, воздействие которого может привести к травме (ч. 4 ст. 209 ТК РФ).

    Подробная классификация условий труда дана в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, утвержденном Главным государственным санитарным врачом России 29.07.2005 № Р 2.2.2006-05. По степени вредности и опасности условия труда подразделяются на четыре класса:

    - оптимальные (1-й класс);

    - допустимые (2-й класс);

    - вредные (3-й класс);

    - опасные (4-й класс).

    При оптимальных условиях труда здоровье работника сохраняется, его работоспособность поддерживается на высоком уровне.

    Допустимые условия труда позволяют работнику восстанавливать возможные изменения функционального состояния организма во время установленного отдыха или к началу следующей смены. При этом они не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомства.

    Вредные условия труда оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство. Условно их разделяют на четыре степени вредности.

    - 1-я степень 3-го класса (3.1) — возникают функциональные изменения организма, которые восстанавливаются, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) отдыхе от работы;/47/

    - 2-я степень 3-го класса (3.2) — возникают стойкие функциональные изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям с временной утратой трудоспособности;

    - 3-я степень 3-го класса (3.3) — развиваются профессиональные болезни легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) во время трудовой деятельности;

    - 4-я степень 3-го класса (3.4) — могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), возрастает число хронических заболеваний./47/

    Опасные условия труда создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных заболеваний, зачастую в тяжелых формах.

    Наименование должностей (профессий) работников, которым положены компенсации и льготы, указанные в штатном расписании и трудовом договоре, должны совпадать с их наименованием в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Например, в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367. Такое требование содержит часть 2 статьи 57 Трудового кодекса.

    Работодатель должен организовывать проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) и психиатрических освидетельствований в случаях, определенных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Обязательные медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).

    Трудовое законодательство о медицинских осмотрах

    Предварительный медосмотр проводят, чтобы определить, насколько состояние здоровья кандидата соответствует его будущей работе. Кроме того, в целях предупреждения профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, периодически (лица в возрасте до 21 года — ежегодно) проходят обязательные медицинские осмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).

    Порядок проведения медосмотров и перечень оснований для их назначения установлены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 (далее - приказ № 83).

    Медицинские противопоказания при допуске к работе с вредными факторами, состав специалистов и объем лабораторных исследований, необходимых при проведении медосмотров, можно найти в приказе Минздравмедпрома от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

    Частоту проведения периодических медосмотров определяют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, но не реже чем один раз в два года (п. 3.3 приложения № 3 к приказу № 83).

    Трудовое законодательство о психиатрическом освидетельствовании работников

    Обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет должны проходить работники, деятельность которых связана с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, а также работающие в условиях повышенной опасности (ч. 5 ст. 213 ТК РФ). Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов работ и деятельности, связанных с источником повышенной опасности, утвержден постановлением Совета Министров от 28.04.93 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования определен постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

    Как организовать медосмотр?

    В приложении № 3 к приказу № 83 утвержден алгоритм действий работодателя по организации медосмотров.

    Первое действие заключается в том, что работодатель заключает договор с медицинским учреждением. Проводить предварительные и периодические медосмотры могут только медицинские учреждения, которые имеют лицензию на этот вид деятельности. Чтобы проводить медосмотр работников, отработавших во вредных и (или) опасных условиях труда в течение пяти и более лет, медицинское учреждение должно иметь лицензию, в которой перечислены работы и услуги по экспертизе профпригодности и по экспертизе связи заболеваний с профессией. Об этом говорится в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.06.2006 № 01-15397/06.

    Следующим этапом будет являться издание работодателем приказа о сроках проведения периодических медосмотров.

    Затем работодатель составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. В нем указывается перечень работ и вредных или опасных производственных факторов, которые оказывают воздействие на работников.

    В последствии работодатель согласовывает поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, и сроки их проведения с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

    За два месяца до даты осмотра работодатель направляет согласованный список в медицинское учреждение.

    Последним этапом медицинское учреждение составляет календарный план проведения медосмотров, который утверждается медицинским учреждением и работодателем совместно.

    Для прохождения предварительного медицинского осмотра претендент на вакантное место должен иметь паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) решение врачебной психиатрической комиссии. Кроме того, проходящий медосмотр должен предъявить в медицинском учреждении направление. Направление выдает работодатель. В нем указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, выполнять которые предстоит кандидату в работники. В аналогичном порядке заполняют направление и при прохождении работниками периодических медицинских осмотров.

    Дополнительный отпуск.

    Работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

    Минимальная продолжительность такого отпуска для каждой профессии или вида вредной работы установлена в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 (далее - Список). Она составляет от 6 до 36 рабочих дней в зависимости от условий работы. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска определяют на основании результатов аттестации рабочих мест. Полный дополнительный отпуск предоставляют лицам, проработавшим в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев на основании пункта 8 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Инструкция), утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20.

    Работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, отпуск должен предоставляться ежегодно (ч. 4 ст. 124 ТК РФ).

    Дополнительный отпуск предоставляется одновременно с ежегодным отпуском (п. 8 Инструкции). Отзывать таких сотрудников из отпуска запрещено (ч. 3 ст. 125 ТК РФ).

    Дополнительный оплачиваемый отпуск сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, нельзя заменять денежной компенсацией. Исключением является выплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении (ч. 3 ст. 126 ТК РФ).

    Стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск

    В стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск, включают только фактически отработанное время во вредных или опасных условиях труда (ч. 3 ст. 121 ТК РФ). Поскольку порядок исчисления стажа работы для ежегодного основного оплачиваемого отпуска и порядок исчисления стажа работы дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда отличаются, рабочие годы, за которые предоставляются эти отпуска, как правило, не совпадают. Стаж работы, дающий право на отпуск, исчисляется отдельно по ежегодному основному оплачиваемому отпуску и дополнительному (п. 9 Инструкции).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.