|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость распространения пламени по поверхности зеркала бензина при обычных условиях составляет 10-15 м/сек. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов бензинов в воздухе производственных помещений - 100 мг/м3 [ГОСТ 12.1.005-88]. Автомобильные бензины являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу опасности [ГОСТ 12.1.007-76]. Обладают наркотическим действием, раздражают верхние дыхательные пути, слизистую оболочку глаз и кожу человека. Постоянный контакт с бензином может вызвать острые воспаления и хронические экземы. Дизельное топливо (ГОСТ 305-82 Топливо дизельное) представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3 % (по объему). Основные характеристики дизельного топлива | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Наименование, параметры |
Параметр |
Источник информации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. 1.1. 1.2. |
Наименование веществ Химическое Торговое |
Дизельное топливо (летнее и зимнее) |
ГОСТ 305-82 с изм.% 1-5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. 2.1. 2.2. |
Формула Эмпирическая Структурная |
Средние и тяжелые фракции нефтепереработки |
ГОСТ 305-82 с изм.% 1-5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. 3.1. 3.2. |
Состав, %мас. Основной продукт Примеси -содержание серы |
Смесь различных пара финовых и нафтеновых углеводородов до 0,5 |
ГОСТ 122.1005-88 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. 4.1. 4.2. 4.3. |
Общие данные Молекулярный вес -летнее -зимнее Температура кипения, оС (при давлении 101 кПА) -летнее -зимнее Плотность при 20оС, кг/м3 -летнее -зимнее |
203,6 172,3 246 209 860 840 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. 5.1. 5.2. |
Данные о взрывоопасности Температура вспышки,оС -летнее -зимнее Температура самовоспламенения, оС -летнее -зимнее Нижний предел взрываемости, %об. -летнее -зимнее |
40 35 300 310 0,5 0,6 |
ГОСТ 305-82 с изм.1-5 ГОСТ 12.1.005-88 А.Н.Баратов, А.Н.Корольченко «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. 6.1. 6.2. |
Данные о токсической опасности ПДК в воздухе рабочей зоны, мг/м3
ПДК в атмосферном воздухе, мг/м3- максимально-разовая ( по углеводородам С12-19) |
300 1 |
ГОСТ 12.305-82 ГОСТ 12.1005-88 Сборник «Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.3. 6.4. |
Летальная токсодоза LCt30.мг/кг Пороговая токсодоза HCt30.мг/л |
не определялась 38-49 |
«Вредные вещества в промышленности» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Реакционная способность |
Горюч |
«Вредные вещества в промышленности» т.1. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Запах |
Специфический |
- - - |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Коррозийное воздействие |
Не имеет |
- - - |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
Меры предосторожности |
Максимальная герметизация оборудования, индивидуальные средства защиты |
«Вредные вещества в промышленности» т.1. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
Информация о воздействии на людей |
Раздражает слизистую Оболочку и кожу человека, пары вызывают заболевания дыхательных путей |
- - - |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
Средства защиты |
Противогазы марки А, шланговые, респиратор «Астра-2» |
- - - |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
Методы перевода вещества в безвредное состояние |
Смывание водой с использование моющих средств |
- - - |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
Меры первой помощи пострадавшим от воздействия веществами |
Удалить пострадавшего из загрязненной зоны, свежий воздух, при необходимости искусственное дыхание |
|
Дизельное топливо является малотоксичным веществом и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-го классу опасности [ГОСТ 12.1.007-76]. Оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку и кожу человека.
Оценка риска
На АЗС, имеющих герметичное оборудование, вероятность подземных утечек топлива минимальна. Количество проливов у топливораздаточных колонок и на площадке слива топлива оценивается до 100 г/т бензина и 50 г/т дизельного топлива [Беляев, 2000].
Наиболее часто к ЧС(Н) на АЗС и АЗК приводит разгерметизация резервуаров (табл. 1), а наибольшую частоту вторичных СЧ имеют сценарии, связанные с образованием зоны взрывоопасных концентраций и сгорания облака ТВС в пределах концентраций самовоспламенения в дефлаграционном режиме (табл.2).
№ п/п
Инициирующее событие
Значение частоты (1/год)
1
Разгерметизация резервуара хранения нефтепродукта
1,1 х 10-4
2
Разгерметизация автоцистерны топливозаправщика на территории АЗС
5,0 х 10-6
3
Разгерметизация ж/д цистерны на территории сливной эстакады
5,0 х 10-6
4
Перелив нефтепродукта при заполнении резервуара
5,0 х 10-6
5.
Перелив нефтепродукта из горловины бензобака автомобилей из-за отказа автоматики
5,0 х 10-5
Таблица 2. Вероятность развития возможных аварий на АЗС
Сценарий развития аварии
Вероятность
Образование зоны токсического поражения
0.7039
Сгорание облака ТВС в дефлаграционном режиме
0.1689
Безопасное рассеивание
0.0292
Горение пролива вытекшей среды
0.0287
Сгорание облака ТВС в детонационном режиме
0.0119
В случае аварийного разлива ЛВЖ и образования паро-воздушного облака вероятность дальнейших событий будет в значительной мере определяться направлением перемещения облака ТВС по территории производства и за его пределы, что в свою очередь в значительной мере определяется господствующей розой ветров в районе размещения площадки объекта.
Социальные последствия для персонала и населения
Проведем расчет индивидуального риска для человека находящегося возле топливно-раздаточной колонки. Расстояние от автоцистерны до ТРК – 20 метров.
Выполним оценку вероятности развития аварии по формуле:
Q(Ai) = QавxQ(Ai)ст,
где Q(Ai) – статистическая вероятность развития аварии по i-й ветви логической схемы, по таблице 3.7.;
- Qав – вероятность разгерметизации автоцистерны и выброса горючего вещества в течении года исходя из статистических данных об авариях.
Вероятность сгорания паровоздушой смеси в открытом пространстве с образованием
волны избыточного давления:
Qс.д. = 5х10-6 х 0,0119 = 5,95х10-8 год-1.
Вероятность образования «огненного шара»:
Qо.ш. = 5х10-6 х 0,1689 = 8,4х10-7 год-1.
Вероятность воспламенения пролива:
Qв.п. = 5х10-6 х 0,0287 = 1,4х10-7 год-1.
Вероятности развития аварии в остальных случаях принимаем равными 0.
Определяем значения поражающих факторов с помощью методов, приведенных в приложениях В,Д,Е, (ГОСТ 12.3.047-98).
Согласно расчетам, избыточное давление Δр, импульс i волны давления, интенсивность теплового излучения от «огненного шара», qо.ш. и время его существования ts, интенсивность теплового излучения от пожара пролива qп бензина на расстоянии 20 метров составят:
Δр = 25,9 кПа, I = 74,38 Па*с, qо.ш = 103,4 кВт/м2, ts = 11,95 с., qп = 1,005 кВт/м2
Для приведенных значений поражающих факторов по формулам (ГОСТ 12.3.047-98) определяем значения «пробит» - функции Рr, которые соответственно составляют:
Prс.д. =1,709; Prо.ш. =7,24; Prп = -9,255.
Для указанных значений «пробит» - функции условная вероятность поражения человека поражающими факторами равна:
Qпс.д. = 0; Qпо.ш. = 0,985; Qпп = 0;
n
По формуле R = Σ Qпj х Q(Ai), определяем индивидуальный риск:
i=1
R = 5,95х10-8 х 0 + 8,4х10-7 х 0,985 + 1,4х10-7 х 0 = 8,27 х 10-7 год-1.
Расчет социального риска при проливе бензина из автоцистерны.
Согласно расчетам проведенным при определении индивидуального риска, вероятности сгорания воздушной смеси с образованием волны давления, образования «огненного шара», и воспламенения пролива соответственно составляют:
Qс.д. = 5х10-6 х 0,0119 = 5,95х10-8 год-1.
Qо.ш. = 5х10-6 х 0,1689 = 8,4х10-7 год-1.
Qв.п. = 5х10-6 х 0,0287 = 1,4х10-7 год-1.
Вероятности развития аварии по остальным вариантам принимают равными 0.
В соответствии с приложениями В, Д, Е рассчитываем значения поражающих факторов, соответствующих рассматриваемым вариантам логической схемы, и значения условных вероятностей поражения человека на различных расстояниях от аварийного резервуара.
Выбираем расстояния от 5 до 35 м через каждые 5 метров.
Вычисленные значения Qп наносим на графики.
Производим разделение территории на зоны поражения с помощью графиков и формулы
k
Ni = Σ Qni x nj
J = 1
Социальный риск определяем по формуле:
l
S = Σ Q(Ai)
i = 1
где l – число ветвей логической схемы, для которых Ni > No (No – ожидаемо число погибших людей, для которых оценивается социальный риск. Принимаем No = 5)
S = 8,4х10-7
Территория АЗС относится к категории В – значительного риска, необходимы меры и контроль безопасности;
Рисунок. Диаграмма летальных потерь при вторичных ЧС на АЗС.
При количественной оценки показателей риска были приняты следующие предпосылки: количество людей, находящихся на объекте в момент аварии принималось по максимальному показателю (30 чел.); в качестве критерия опасного теплового воздействия на границе зоны для людей тепловые нагрузки, превышающие 1.4 кВт/м2; показатели социального риска определялись на основе расчета летального исхода. На основе исходных данных, характеристик полей поражающих факторов и критериев поражения человека построена F/М-диаграмма, характеризующая социальный риск и масштабы последствий вторичных ЧС(Н) на основании данных расчетов.
Оценка количества опасных веществ, способных участвовать в аварии.
В основу количественной оценки опасных веществ были положены следующие предпосылки и допущения:
Каждый технологический блок (элемент) объекта рассматривается как отдельная физическая система.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.