Правовые основы охраны труда в Российской Федерации
При
инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем
присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что
такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ч. 3 ст. 360 ТК
РФ; п. 2 ст. 12 Конвенции МОТ № 81). Иными словами, законодатель позволяет должностным
лицам органов федеральной инспекции труда устанавливать степень соответствия
положения дел у конкретного работодателя требованиям закона, используя элемент
внезапности проверки.
Действия
и решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в судебном
порядке. В любом случае обращение за защитой нарушенных прав должно
осуществляться в суды общей юрисдикции, а не в арбитражные суды.
Согласно
п. I ст. 19 Конвенции МОТ №81 инспекторы труда или местные инспекционные бюро
должны представлять центральному органу инспекционной службы периодические
доклады общего характера о результатах своей деятельности. Эти доклады должны
составляться согласно предписаниям центрального органа и представляться по
крайней мере так часто, как этого требует центральный орган, но не реже одного
раза в год.
Таким
образом, правовое государство устанавливает виды и меры юридической
ответственности за нарушение законодательства. На усиление ответственности за
нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно
связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный надзор и
контроль, а также общественный контроль. Тем самым надзор и контроль является
составной частью механизма защиты трудовых прав действующего законодательства.
Заключение
В дипломной работе было
сказано, что охрана труда представляет собой систему законодательных актов,
социально – экономических, организационных, технических и лечебно –
профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение
здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Из истории развития
законодательства необходимо сказать о том, что российская правовая база
регулирования трудовых отношений в сфере охраны труда прошла длительный путь
становления, начиная с первого Кодекса законов о труде, принятого в 1922 г. и в настоящее время продолжает совершенствоваться путем внесения изменений и дополнений в ТК
РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты сферы труда.
Законодательство
Российской Федерации на современном этапе сформировало большой по объему массив
нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасных условий и
охраны труда. Также решение конкретных проблем улучшения условий труда и охраны
здоровья работающего населения достигается в процессе осуществления
государством таких важнейших функций, как формирование государственной политики
в области охраны труда; государственное управление охраной труда; создание
нормативно-правовой базы. В том числе и государственных нормативных требований
охраны труда, направленных на охрану труда работников; обеспечение реализации
этих актов; государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями
требований охраны труда.
Рассмотрение вопросов об
особенностях охраны труда лиц гражданского персонала показало, что действующее
законодательство РФ в этой области весьма разнообразно: можно назвать как
различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства
РФ, так и многочисленные нормативные правовые акты соответствующих федеральных
органов исполнительной власти. Действие всех этих актов затрагивает права и
законные интересы значительной категории граждан, работающих по трудовому
договору и относящихся к лицам гражданского персонала.
В ст. 349 Трудового
кодекса РФ законодательно закреплена правовая основа для установления
особенностей регулирования труда гражданского персонала лишь относительно тех
лиц, которые работают по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил РФ и
федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ
предусмотрена военная служба.
В то же время, как
показано в настоящей работе, круг лиц гражданского персонала значительно шире,
поскольку он охватывает всех тех граждан, которые заключают трудовой договор о
работе в федеральных органах исполнительной власти, выполняющих задачи в
области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.
Кроме того, особенности
регулирования труда таких работников не ограничиваются особыми условиями оплаты
труда и установлением дополнительных льгот и преимуществ. Проведенный в
настоящей работе анализ соответствующих нормативных правовых актов о
регулировании труда лиц гражданского персонала позволил выявить особенности в
регулировании и иных условий труда, данной категории работников. Однако нет
четкой системы в построении таких актов, многие их положения нередко
противоречивы и не всегда соответствуют новейшему законодательству РФ.
Так, до сих пор
продолжается действие некоторых актов, фактически утративших силу. Это
касается, прежде всего, актов министерств и ведомств РФ, упраздненных при
совершенствовании государственного управления в области безопасности Российской
Федерации, изменении структуры федеральных органов исполнительной власти.
Однако соответствующие изменения и дополнения в ряд актов, принятых ранее
такими министерствами и ведомствами РФ, до сих пор так и не внесены.
Таким образом,
рассмотрение вопросов об особенностях регулирования труда лиц гражданского
персонала показало, что действующее законодательство РФ в этой области весьма
разнообразно: можно назвать как различные федеральные законы, указы Президента
РФ и постановления Правительства РФ, так и многочисленные нормативные правовые
акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Действие всех
этих актов затрагивает права и законные интересы значительной категории
граждан, работающих по трудовому договору и относящихся к лицам гражданского
персонала
Что касаемо охраны труда
персонала военных организаций, правовое государство устанавливает виды и меры
юридической ответственности за нарушение законодательства. На усиление
ответственности за нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения
и непосредственно связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный
надзор и контроль, а также общественный контроль. Тем самым надзор и контроль является
составной частью механизма защиты трудовых прав действующего законодательства.
На основе проведенного в
работе анализа можно внести предложение о необходимых соответствующих
изменениях и дополнениях в статью 210 после слова «организация» дополнить
словами «мониторинга состояния условий труда». Так же в часть вторую статью 219
слово «Размеры» заменить словами «Минимальные размеры». В статье 356 абзац
девятнадцатый изложить в следующей редакции: «осуществляет надзор и контроль за
реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному
социальному страхованию несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной
нетрудоспособности за счет средств работодателей».
Список нормативных актов и литературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации
(с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Трудовой кодекс Российской
Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями и
дополнениями)//Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3014
3. Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256
4.Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»// Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
5.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний»// «Российская газета» от 12 августа 1998 г. N 153-154
6.Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»// «Парламентская газета» от 30 ноября 2002 г. N 229
7.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// «Российская газета»
от 11 марта 2004 г. N 48, от 12 марта 2004 г. N 50
8.Приказ Министерства
здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. N 83 «Об
утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ,
при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские
осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)»//
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2004 г. Регистрационный N 6015
9.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
РФ от 16 декабря 2008 г. N 728 «О выполнении Плана мероприятий по реализации в
2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской
Федерации от 14 февраля 2008 г. N 170-р.
10.Приказ Министерства
здравоохранения социального развития РФ от 23 октября 2008 г. N 586.//Приказ опубликован
в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2009 г., N 1
11.Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 февраля 2005 г. N 160
«Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на
производстве»//Приказ опубликован в «Российской газете» от 14 апреля 2005 г. N 76, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 18 апреля 2005 г. N 16, в журнале «Здравоохранение», 2005 г., N 8
12.Постановление Правительства РФ
от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда»// Собрание
законодательства Российской Федерации от 29 мая 2000 г., N 22, ст. 2314
13.Постановление Правительства РФ
от 15 июля 1999 г. N 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых
связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует
обязательного проведения профилактических прививок»//Собрание законодательства
Российской Федерации от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3766
14.Постановление Минтруда РФ от 24
октября 2002 г. N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для
расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об
особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных
отраслях и организация»// «Российская газета» от 18 декабря 2002 г. N 237
15.Постановление Минтруда РФ от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в
организациях» // Бюллетень Министерства социального развития РФ. 2001. №2.
16.Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65»О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных
органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и
обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории
Северо-Кавказского региона Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями)//
«Российская газета» от 13 февраля 2004 г. N 28
Комментарии к нормативным актам
1.Гуcев
А.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
2.Борисов А.Н. Административные
правонарушения. - «Новая правовая культура», 2005 г.
3. Буянова М.О., Гусов К.Н.,
Захаров М.Л. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - «Проспект»,
2009 г.
Исторические источники:
1. Основы законодательства
Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. Текст Основ законодательства опубликован в «Российской газете» от 1 сентября 1993 г., в Ведомостях съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации от 2 сентября 1993 г., N 35.
Международные акты:
1.Конвенция Международной
Организации Труда N 81 «об инспекции труда в промышленности и торговле»// Текст
Конвенции опубликован в сборнике «Конвенции и рекомендации, принятые
Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I
Учебная и научная литература:
1.Колобова С.В. Трудовое право
России: Учебное пособие для вузов. – Юстицинформ, 2005 г.
2.Лушникова М.В. Курс права
социального обеспечения. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008 г.
3.Шептулина Н.Н. Новое
законодательство об охране труда. - «Юстицинформ», 2007 г.
4.Голенко Е.Н. Комплектование гражданским персоналом //
Военное право: Учебник / Под. ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004 г.
5.Ковалев В.И. Все о труде гражданского персонала Вооруженных
Сил Российской Федерации: Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». -
М.: «За права военнослужащих», 2008 г.
6.Болдырев В.А., Сысоев В.А. Трудовое право России: Учебник
для вузов.- М.: Норма., 2006 г.
7.Скачкова Г.С. Регулирование труда лиц гражданского
персонала федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации,
выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и
безопасности государства: науч.-практ. пособие. - Волтерс Клувер, 2005 г.
Периодическая печать:
1. «Журнал российского права», 2004,
N 6
2. Защита трудовых прав и интересов работников (В.В.
Коробченко, «Журнал российского права», N 12, декабрь 2002 г.)
3. Журнал «Кадровик»// Журнал
зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. от 22 декабря 2002 г.
4. Практический журнал для руководителей и юристов «Законодательство»,
2009, N 3
Приложение
N 1
к Программе
действий по улучшению
условий
и охраны труда на 2008 - 2010 годы,
утв.
приказом
Министерства здравоохранения
и
социального развития РФ
от
23 октября 2008 г. N 586
Целевые
показатели Программы:
┌───────────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│Наименование
показателей │2007* │2008 │2009 │2010
│
├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Количество погибших в
результате │4583 │4350 │4150 │3900 │
│несчастных случаев на
производстве со │ │ │ │ │
│смертельным исходом
(человек) │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Количество
застрахованных, пострадавших│85012 │84000 │80000 │75000
│
│в результате
несчастных случаев на │ │ │ │
│
│производстве с
утратой трудоспособности│ │ │ │
│
│на 1 рабочий день и
более (человек) │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Удельный вес
работников, занятых в │24,9 │24,5 │23,5 │21,0
│
│условиях, не
отвечающих │ │ │ │
│
│санитарно-гигиеническим
нормам (%) │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Удельный вес женщин,
занятых в │15,9 │15,8 │15,5 │14,0 │
│условиях, не
отвечающих │ │ │ │
│
│санитарно-гигиеническим
нормам (%) │ │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Доля промышленных
предприятий с │60,82 │58,5 │56,0 │53,0 │
│неудовлетворительными
условиями труда │ │ │ │ │
│(%)
│ │ │ │ │
├───────────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|