МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы наркомании в России

    Проблемы наркомании в России

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

    Сибирский Федеральный Университет

    Институт естественных и гуманитарных наук

    Экономический факультет

     

     

     

     

     

     

     

    РЕФЕРАТ

    по предмету: Социальной безопасности России

    на тему: Проблемы наркомании в России

     

     

     

     

     

     

     

    Выполнила: студентка группы э-28,

    Чернова Т.А.

    Проверил:

    Содержание:

    1.Немного истории

    2.Расширение потребления наркотиков в России

    3.Проблема наркомании в России: позиция наркозависимых и их родственников:

    а) Клинико-психологическая характеристика наркозависимых и их родственников в России;

    б) Социологическая картина в России. Пристрастная оценка доступности и эффективности лечения.

    4.Проблема наркомании в России: статистические данные:

    а) Цифры;

    б) Динамика роста

    1.Немного истории


    В России проблема наркотиков пока еще числится явлением чужеродным и нерусским. И говоря о проблеме наркотиков, хотелось бы вспомнить об алкоголе. Считается, что наш народ имет порок - бесшабашное, безудержное пьянство. Общее убеждение в этой "традиции русского пьянства" укрепилось как "доказанный" исторический факт. Однако эта удобная "пьяная" версия нашей истории плохо вяжется со множеством обстоятельств и факторов, в первую очередь, с каноническими традициями Православия. Позиция Церкви здесь четко выражена словом апостола Павла: "Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд" (Ефес. Y,18).

    Известно, что в Древней Руси пьянства не было: ее население не выращивало виноград, и вино для Причастного Таинства завозилось из Византии. Проблема же пьянства возникла много позже, во времена появления польского термина "водка". Сохранилась история церковного "Собора о кабаках" (1652 г.), на котором Святейший патриарх Никон выступил против внедренной еще царем Иваном IV (Грозным) государственной монополии на право кабацкой торговли "хлебным вином", то есть против спаивания православного населения с упованием на легкое пополнение царской казны. Как социальная язва, русское пьянство возникло совсем недавно: одновременно с "развитием капитализма" и явлением "призрака коммунизма" - во второй половине XIX в. и начале XX в. Это проявлялось, прежде всего, в окраинных бедных кварталах Санкт-Петербурга. Число подзаборных трактирных пропойц и сезонных рабочих, приезжих крестьян, бездомных и нищих росло так стремительно, как умножается сегодня число наркоманов в городских лабиринтах.

    В сословном русском обществе говорили о пьянстве, как о нищем бунтарстве, форме народного нигилизма, проявлении безбожия, преступности и т. п. Именно в эту пору газетные хроники, пьесы, романы, лубочные карикатуры и нравоучительные рассказы положили начало истории обязательной и беспредельной "традиции" русского пьянства. Однако не все знают, что была и другая история этой проблемы. Русское общество сопротивлялось пьянству сознательно и зрело. Появились организации и движения в духе нравственного воспитания благотворительности, православные братства и общества в поддержку традиций благочестия и народной трезвости. Членство в этих движениях порой исчислялось десятками тысяч; строились храмы, приюты, больницы и библиотеки. Так, Александро-Невское братство трезвости лишь в Петербургском своем отделении, имевшем около 70 тыс. членов, построило Воскресенскую церковь, здание церковной школы, приют и многое другое. Немалые суммы для этих строительств жертвовал и император Николай II. И все это давало свои результаты. К 1913 г. уровень пьянства заметно убавился.

    Учреждение запретов в отношении наркотиков совпало с явлением бездуховности, свойственным XX в.. Оно именуется греческим термином "апостасия", что означает - отступничество от исповедания Веры, религиозно-нравственного образа жизни и Закона Божия. Это слово как нельзя лучше отражает сущность нашей потребительской и безбожной цивилизации. Тысячу лет из истории государства этот запрет был единственным. Каких-то специальных законов или указов о наркотиках в нашей истории не было вплоть до XX в.

    О пристрастии к наркотикам в Российском государстве нет каких-либо важных свидетельств ни в летописях, ни в сказаниях. Но это вовсе не означает, что наши предки наркосодержащих растений не знали. Известны традиционные направления русского экспорта. Наряду с медом, пушниной, льном и прочим шла торговля пенькой, конопляным маслом, джутом, канатами - продуктами весьма наркогенной культуры из семейства Cannabis, т.е. конопли. Наиболее яркой оказалась судьба мака. То, что сказано русским народом о маке, никогда не являлось наркоманским жаргоном.

    Дурманными свойствами этих привычных растений русское население не очень-то интересовалось. Гашиш и кальян, как и древние старцы в чалмах с сотней жен, постоянно курящие опиум, почему-то тоже не оказались предметом влияния и подражания в русском народе. Конечно, бывали отдельные случаи самодурства помещиков, дегустировавших эти вещества. Но каких-либо конкретных свидетельств зависимости или пристрастий история нам не оставила. Во врачебной практике, особенно во время военных действий, конечно же, не обходились без наркотиков (опиума и его производных). Но способы их применения всецело зависели от условий, а также талантов врачей и аптекарей. Приготовлялись все виды настоя: опий с водкою и отвары из стенок коробочек мака, опий высушенный, мази и капли. При этом аромат конопляных полей и мак не оставили в нашей истории следов наркотизма. Даже в мучениях или болезнях врачебное применение наркотиков имело меру и границы полезного смысла и осознанное отношение. И сегодня об этом необходимо помнить.

    Тысячу лет в сознании народа не появлялось и тени намека на увлечение отравой. В самом сознании православного человека содержался вполне сформированный иммунитет. Сегодня, как никогда ранее, очень многим необходимы вместо поиска наслаждений и комфорта эти знания и мудрость, эта "прививка от наркомании".

    Употребление наркотиков (как и когда-то алкоголя) стало фактически повсеместной проблемой. Возможно через какое-то время будут говорить, что и наркомания - наше "исконное утешение". Видимо, кто-то, как и прежде, заинтересован изъять из истории следы того мира, в котором столетиями охранялась и строилась жизнь православного человека. Однако накануне крушения Российской империи в сознании русского общества наркомания воспринималась как что-то скандальное, экзотическое. В "высшем свете" полушепотом обсуждалось пристрастие к наркотикам князя Ф.Ф. Юсупова. В большей степени наклонность к наркотикам проявлялась в бандитских притонах. Свидетельства о наркоманах-одиночках или мальеньких группах мы находим в литературе тех лет: повести "Молох" Куприна, "Роман с кокаином" Агеева, рассказ Булгакова "Морфий". Кокаин и морфий появились в богемно-эзотерических салонах авангардистов - как атрибутика эпатажной революционности новых искусств. Традиционное православное мировоззрение русского народа не позволяло наркомании в России превратиться в общественно значимую проблему.

    После 1917 г., когда государство Российское, а точнее - тысячелетний, глубинный, казавшийся нерушимым фундамент православного государства, дал страшную трещину, влияние этого единственного сдерживающего фактора было сведено к нулю. Без православного понимания в России проблема наркотиков неразрешима - это необходимо признать очевидным. Именно в Церкви, в православных традициях и в нашей истории хранится спасительный компас, путеводитель, а лучше сказать - свеча надежды в мире ожесточившемся, падшем, где наркомания лишь знаменует физическое и духовное разложение, дегенерацию и распад.

    2.Расширение потребления наркотиков в России


    Потребление наркотиков в СССР начало расширяться в конце 1970-х гг. В основном, наркотики распространялись среди молодежи, находившейся под влиянием течения хиппи. В дальнейшем в России, как и в других развитых странах, потребление психоактивных наркотиков распространилось на более широкие слои молодежи, но в отличие от стран Запада, процесс распространения наркотиков в России проходил намного медленнее, прежде всего из-за жесткого контроля со стороны государства.

    Спрос на наркотики заметно вырос во второй половине 1980-х гг., особенно в европейских республиках бывшего Советского Союза. Количество наркоманов, зарегистрированных Министерством здравоохранения СССР, почти удвоилось за период 1984-1990 гг., и возросло с 35 тыс. 254 до 67 тыс. 622.

    В Российской Федерации темпы роста слегка превышали средние по СССР.

    В 1984 году было зарегистрировано 14 тыс. 324 наркоманов, к 1990 году их количество возросло до 28 тыс. 312 (увеличение на 97,7 %).

    С началом перестройки постоянное или эпизодическое потребление наркотиков стало распространенным среди членов множества неформальных молодежных групп: панков, неохиппи, фанатов "попсы" и "тяжелого металла", а также так называемых стиляг, подражавших стилю рок-н-ролла 1950-х гг. Все они использовали различные наркотики для того, чтобы подчеркнуть свое родство с аналогичными молодежными течениями Запада, которым они подражали.

    Наркотики становились все более и более доступными молодежи, на российский рынок во все возрастающем объеме выбрасывались новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.

    В России до середины мая 2004 года всех больных наркоманией отправляли в тюрьмы точно так же, как сбытчиков и распространителей наркотиков. Потом появилось Постановление правительства № 231, которое изменило Уголовный кодекс: люди, заболевшие наркоманией, больше преступниками не считались. Было даже введено новое понятие разрешенной дозы - средние разовые дозы (СРД) наркотических и психотропных веществ. Разрешенными считались десять доз. Если человек их держал для себя, не занимаясь сбытом или распространением наркотиков, он мог подвергнуться административной ответственности. Ответственность же уголовная наступала тогда, когда доз было, например, одиннадцать. Этот закон просуществовал всего год.  В 2005 СРД отменили.

    На данный момент медико-реабилитационная инфраструктура в стране отсутствует. В наличии всего около 2 тысяч разного вида наркологических центров, диспансеров и кабинетов. Эффективность добровольного лечения наркоманов лишь 7-15 %. И только в очень хорошей клинике эта цифра может достигать 25 %. Опрос врачей наркологов показал, что из них 48% - против принудительного лечения наркоманов и лишь 24% - за.

    3.Проблема наркомании в России: позиция наркозависимых и их родственников


    Традиция такова, что подавляющее большинство государственных решений в сфере антинаркотической политики в России принимается без учета мнения одной из заинтересованных сторон - больных наркоманией и их родственников. Видимо, это происходит в силу консервативных патерналистских установок общества, считающего, что точка зрения больных является второстепенной и, к тому же, пристрастной.

    Другого мнения придерживаются сами наркозависимые, их родители и их сообщество. Многие процедуры и принципы в сфере наркологии, антинаркотической работы рассматриваются ими как дискриминационные, несправедливые, негуманные и нерезультативные. Иногда вся работа по борьбе с наркотрафиком, по профилактике употребления психоактивных веществ, по лечению и реабилитации пациентов видится ими как имитация.

    Всех лиц, употребляющих наркотические вещества, позволительно разделить на две группы: тех, кто является больным наркоманией, т.е. у кого уже сформирована патологическая зависимости от наркотика, и тех, кто является лишь потребителем без признаков наличия наркологического заболевания. Данная несомненно научная дифференциация, к сожалению, не находит своего отражения в общественном сознании. Подавляющее большинство россиян относит к наркоманам практически всех людей, кто употребляет с различной регулярностью наркотики, не задумываясь о том, что по отношению к употребляющим алкоголь их позиция более гибкая, если не сказать инверсная.

    Не вызывает сомнений, что позиция наркозависимых в отношении проблем наркомании пристрастная и субъективная. Однако она не менее субъективна, чем позиция врачей, правоохранительных органов, власти и общества в целом. Именно по линии наркоманы (их родственники) - общество столкновение интересов проявляется в наибольшей степени.

    а) Клинико-психологическая характеристика наркозависимых и их родственников в России


    Для того, чтобы понять суть и мотивацию оценок наркозависимыми и их родственниками проблемы наркомании необходимо знать их психологические особенности. Интересы этой группы людей проистекают из их миропонимания, мироощущения, а также из некоторых психологических и психопатологических основ личностных смыслов.

    Не вызывает сомнений тот факт, что любое поведение, характеризующееся признаками зависимости, имеет не внешнее, а внутреннее происхождение. Индивид становится зависимым от чего-либо или кого-либо не в силу давления или принуждения извне, а благодаря готовности подчиняться, в определенном смысле «страсти быть во власти другого», жажды чтобы им руководили и вели по жизни. Полизависимость - типичная и основополагающая характеристика. Справедливости ради, следует признать, что внешние факторы играют определенную роль в формировании зависимого поведения. Но они являются условиями, а не причинами становления зависимостей.

    В этом отношении и химические зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания, никотинизм) как и несубстанциональные (гемблинг, интернет-зависимость), и сексуальные девиации, и зависимость от пищи, и фанатизм как проявление зависимости от идеи и ее проповедников имеют сходные корни. Все они базируются на индивидуально-личностных качествах человека. То есть можно с высокой вероятностью предполагать, что зависимая личность, сформированная в процессе социализации, сама даже без внешнего инициирования способна легко найти себе в окружающем мире «подходящий» объект или субъект зависимости. Ведь соблазнить (прельстить, привлечь) можно только того, в ком уже созрело искушение. Соблазном обозначается нечто влекущее. А, как известно, влечение - это внутреннее состояние, заставляющее действовать определенным предвзятым образом.

    Подавляющее большинство специалистов, изучающих наркоманию, алкоголизм, никотинизм и иные формы зависимого поведения сходятся во мнении о том, что в основе подобного поведения лежат доболезненные (предпатологические) личностные особенности, в силу которых у индивида и сформировалась зависимость. Однако, список значимых личностных особенностей настолько широк (а иногда и противоречив), что затруднительно выделение сущностных характеристик подростка, склонного к зависимому поведению.

    Наиболее часто упоминается такая характеристика как инфантильность или психический инфантилизм. Считается, что именно эта особенность наиболее часто лежит в основе формирования зависимого поведения. Во-первых, потому что именно в детстве и юности (а инфантильность и означает - детскость) преимущественно возникают зависимости, во-вторых, потому что гармоничный взрослый человек стремится к независимости и свободе.

    В рамках оценки проблемы наркомании также следует учитывать тот факт, что наркозависимые анализируют ее, опираясь на собственные инфантильные паттерны осмысления действительности. Это подразумевает то, что любая проблема рассматривается в черно-белом максималистском свете. Все, что делает государство и общество в сфере антинаркотической политики, подвергается критике с позиции доминирующей инфантильности, т.е. непосредственности восприятия, максимальной открытости, острой восприимчивости к несправедливости и с повышенным уровнем эмоционального реагирования. Вследствие этого, наркозависимых можно назвать самыми въедливыми незаформализованными критиками всех антинаркотических мероприятий.

    Помимо инфантильности (но и внутри нее) наркозависимых отличает повышенный уровень внушаемости, что также может объяснить их ответы в рамках социологического исследования. Под внушаемостью понимается легкость усвоения человеком внешних по отношению к нему побуждений, стремлений, желаний, установок, оценок, форм и стилей поведения, повышенная восприимчивость к психическому воздействию со стороны другого лица (лиц) без критического осмысления реальности и стремления противостоять этому воздействию. Считается, что при этом многое из происходящего принимается на веру, глубоко не анализируется и не подвергается пристрастному осмыслению. В.М.Бехтерев писал, что внушение входит в сознание человека не с «парадного входа, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа - критику.

    Наркозависимая личность оказывается некритичной, часто легковерной, податливой групповому воздействию, авторитарному управлению. Такой человек вырабатывает стереотип поведения не в соответствии с убеждениями и разъяснениями окружающих, не исходя из собственных рациональных суждений и умозаключений, а в обход их. Как показали результаты социологического исследования, мнение группы наркозависимых характеризовалось большей консолидированностью и единообразием, чем мнения иных групп. Из этого следует, что оно носит, как правило, внушенный групповой характер. Лишь по некоторым аспектам проблемы наркомании были выявлены принципиальные расхождения внутри группы наркозависимьгх.

    Наши (Менделевич В.Д., Хусаинова И.Р., 2001) исследования 24 наркозависимых мужчин разного возраста (выборка 1 - от 27 до 30 лет, выборка 2 - от 18 до 22 лет) позволили выявить иные типичные личностные качества наркоманов с повышенным уровнем внушаемости. На основании использования 16-ти факторного опросника изучения личности Р.Кеттелла с оценкой интеллектуальных (В, М, Q), эмоционально-волевых (С, G, I, О, Q, Q3,Q4) и коммуникативных особенностей (А, Н, Е, N, Q2, L) были получены следующие результаты (таблицы 1 и 2).


    Таблица 1

    Средние показатели 16-ти факторного опросника по первой выборке

    A

    B

    C

    E

    F

    G

    H

    I

    L

    M

    N

    O

    Q1

    Q2

    Q3

    Q4

    M

    4,8

    5,2

    4,3

    4,2

    7,0

    4,8

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.