Проблемы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте: стратегия, социальная ответственность
Проблемы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте: стратегия, социальная ответственность
Проблемы управления безопасностью движения на
железнодорожном транспорте: стратегия, социальная ответственность и защита
корпоративных интересов
Н.С. Тараканова.
В
настоящее время в промышленном комплексе Российской Федерации происходят
структурные сдвиги за счет более быстрого роста отраслей, производящих конечную
продукцию. В соответствии с перспективным вариантом развития экономики, по
оценкам Минэкономразвития, этот комплекс отраслей в 2009 г. обеспечит более 37%
общего прироста промышленности.
Динамично
будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос.
Высокий прирост прогнозируется в производстве пищевых продуктов (124%),
текстильном и швейном производстве (134%), издательской и полиграфической
деятельности (122%). Темпы роста производства продукции машиностроения также
сохранятся на высоком уровне. Наиболее заметно будут развиваться производство
электрооборудования (129%), производство машин и оборудования (119%).
Для
ОАО «РЖД» и всего железнодорожного транспорта структурные изменения в
промышленности определяют необходимость, приоритетные направления и темпы
развития транспортного комплекса.
В
соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной
системы России (2002–2010 годы)» и Стратегией развития железнодорожного
транспорта до 2030 года железнодорожный транспорт развивается в направлении
интеграции транспорта России в европейскую и мировую транспортные системы с
учетом национальных интересов. Повышение уровня безопасности транспортной
деятельности осуществляется в этой связи на основе комплекса мер по снижению
негативного влияния транспорта на окружающую среду, повышению уровня
транспортной доступности для хозяйствующих субъектов и населения, улучшению
качества транспортного обслуживания в части своевременности перевозок грузов и
обеспечения их сохранности, повышения скорости и комфортности перевозок
пассажиров.
Продолжающийся
прирост грузооборота транспортной системы страны определяет необходимость
поддержания высокого уровня обеспечения безопасности движения, что, в свою
очередь, требует и соответствующих финансовых вложений.
Анализ
причин нарушений безопасности движения показывает, что их значительное
количество обусловлено недостаточно высоким уровнем профессионализма и низкой
технологической дисциплиной персонала, непосредственно участвующего в
перевозочном процессе. Это связано в том числе и с тем, что на рынке
транспортных услуг помимо ОАО «РЖД» с каждым годом увеличивается количество
независимых участников перевозочного процесса, деятельность которых нуждается в
системной интеграции и стандартизации, т. к. существенно влияет на безопасность
движения поездов.
Соответственно,
это требует дальнейшего совершенствования подходов к организации работ по
обеспечению безопасности движения как в ОАО «РЖД», в процессе реализации
стратегической программы Компании, так и в других организациях – участниках
перевозочного процесса.
Повышение
безопасности движения поездов является приоритетным направлением развития
железнодорожного транспорта России и ОАО «Российские железные дороги» как
владельца инфраструктуры и значительной части подвижного состава. В отрасли и
компании многое делалось и делается для поддержания должного уровня надежности
технических средств и безопасности движения поездов.
Уровень
эксплуатационной безопасности, существующий на железнодорожном транспорте
России, является самым высоким по сравнению с другими видами отечественного
транспорта. Это не только свидетельствует об эффективности усилий в данной
сфере, но и предъявляет особые требования к обоснованности изменений в данной
системе.
Следует
отметить, что за годы существования ОАО «РЖД» наблюдается положительная
динамика большинства показателей безопасности движения. Уменьшается число
крушений и сходов поездов, как грузовых, так и пассажирских, а также количество
погибших в этих происшествиях. Стабильно низким является число аварий.
Однако
к настоящему времени исчерпаны практически все возможности системы управления
безопасностью по дальнейшему развитию и расширению функциональности. Поэтому
достижение цели, обеспечения гарантированной (нормативной) безопасности при
минимальном объеме ресурсов, требует применения новых принципов, методов и
средств перехода к новому целевому состоянию системы управления безопасностью
перевозок.
Одним
из направлений обеспечения транспортной безопасности является формирование
системы технического регулирования на железнодорожном транспорте.
Другим
направлением работы является формирование системы менеджмента качества в
соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и ее преломление
применительно к системе управления безопасностью движения.
Повышению
безопасности движения, социальной ответственности Компании способствуют меры
государственного регулирования, в числе которых, наряду с техническим
регулированием, должны оказать свое положительное воздействие:
–
страхование гражданской ответственности Компании;
–
лицензирование железнодорожной деятельности;
–
аккредитация как признание компетентности физических или юридических лиц
выполнять работы на железнодорожном транспорте при соблюдении ими требований к
объектам железнодорожного транспорта;
–
аттестация железнодорожного персонала;
–
метрологическое обеспечение деятельности, влияющей на безопасность;
–
государственное расследование причин транспортных происшествий с поездами, их
учет и разработка мероприятий по их предотвращению в будущем.
Вместе
с тем, безопасность движения поездов – категория не только техническая, но и
экономическая. Поддержание безопасности требует затрат, как капитальных, так и
текущих, а нарушения безопасности, как правило, сопровождаются большим или
меньшим ущербом.
В
то же время дефицит инвестиционных ресурсов, высокий износ основных фондов
железных дорог, недостаточная системность в решении вопросов бюджетирования
обостряют проблему обеспечения безопасности движения. Ее решение требует
комплексного научного обоснования, в том числе в увязке с общей проблемой
обеспечения экономической безопасности отрасли.
Анализ
состояния безопасности движения на железных дорогах показывает, что в деле по
предупреждению аварийности еще много нерешенных вопросов. Нарушения безопасности
движения осложняют перевозочный процесс, создают негативный фон в общественном
мнении о работе Компании.
В
наиболее короткие сроки можно достичь существенного повышения уровня
безопасности перевозок, прежде всего, в результате реализации ряда мероприятий,
к которым относится автоматизация ряда операций, в том числе:
–
пооперационный контроль (надзор) за своевременностью и качеством исполнения
технологических процессов;
–
контроль остаточного ресурса технических средств;
–
расчет фактических и прогнозируемых показателей безопасности перевозок;
–
выработка оперативных рекомендаций по предотвращению нарушений условий
безопасных перевозок.
Это
позволит определять причины нарушений безопасности движения допущенных по вине
ОАО «РЖД», а также и других участников перевозочного процесса. Реализация мер
безопасности на транспорте должна обеспечить:
•
защиту корпоративных интересов при определении ответственности за нанесенный
ущерб в результате нарушения безопасности движения другими участниками
перевозочного процесса и рациональное решение проблем системного и
качественного устранения причин таких нарушений;
•
стимулирование повышения уровня безопасности движения всеми участниками
перевозочной деятельности;
•
предоставление достоверных данных о случаях нарушений безопасности движения.
Предлагаемые
подходы предопределяют требуемый высокий уровень социальной ответственности
Компании и, соответственно, высокий статус Компании в отечественной экономике.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/
|